Статья "Основы нравственного воспитания будущей личности"
статья (подготовительная группа)
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Основы нравственного воспитания будущей личности»
В условиях глобальных изменений основных сфер социальной и культурной жизни общества проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения относится к акту злободневным. Социум не без основания обеспокоен вопросами достойного воспитания подрастающего поколения.
Причина лежит в происходящих сегодня процессах активного развития рыночной экономики, а также экспансии средств массовой коммуникации, которые закономерно сопровождаются кризисом духовности и нравственности нынешнего общественного пространства.
На современном этапе развития общественных отношений дети остро нуждаются в ценностно-смысловых ориентирах и культурных примерах, являющихся важнейшими регуляторами социально значимого поведения.
По этой причине приоритеты государственной политики лежат сегодня в сфере совершенствования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи во всех звеньях отечественной системы образования.
Практические и теоретические подходы к решению обозначенной выше проблемы содержатся в «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», федеральных государственных стандартах, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.» и других официальных документах.
Как известно, первый этап социализации личности и начало формирования у ребёнка нравственных, духовных качеств и ценностных ориентаций происходит в рамках семьи. Именно в этой «ячейке общества» закладываются в будущую личность зёрна добра или зла, душевности и добросердечия или черствости и эгоизма, которые в последующем прорастут родителям соответствующий урожай. Поэтому наиболее действенным методом воспитания у ребёнка лучших духовно- нравственных качеств является личный положительный пример членов семьи, совместный отдых, прогулки, чтение книг, просмотр и обсуждение мультипликационных и художественных фильмов.
Следующие этапы социализации личности – дошкольное учреждение и школа, где ребёнок учится быть индивидуальностью, демонстрирующей сверстникам и педагогам свои нравственные и душевные качества.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания личности в стенах детского сада и на всех последующих этапах обучения подрастающего поколения представляют собой процесс активного и профессионального содействия духовно-нравственному становлению индивида.
У ребёнка формируются такие нравственные чувства, как долг, совесть, ответственность, вера, патриотизм. Дошкольник знакомится с нравственными позициями, учится основам нравственного поведения.
Необходимо заметить, что нравственное воспитание – это комплексный, целостный, стратегический ресурс общества, гарантирующий ему духовную безопасность. Осмысленные, усвоенные человеком духовно-нравственные ценности выступают не только в качестве незаменимой инструкции к общественно приемлемому поведению, но и являются основанием самоопределения и самореализации личности.
Нравственное воспитание подрастающего поколения – процесс непрерывный, насыщающий личность самыми лучшими человеческими характеристиками и в период получения знаний, предусмотренных образовательными программами, и в самостоятельной деятельности. Не последнее место занимает и система дополнительного образования, дистанционных индивидуальных занятий. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина Российской Федерации в настоящее время, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, предполагает:
- формирование морали как осознанной индивидом необходимости обусловленного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о должном и недопустимо о добре и зле;
- готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию, пониманию смысла своей жизни, самооценке, индивидуально-ответственному поведению;
- укрепление нравственности, которая основана на воле и духовных отечественных традициях, свободе, внутренней установке особы поступать согласно своей совести;
- принятие индивидом, национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей;
- бережливость, трудолюбие, способность к преодолению трудностей, жизненный оптимизм;
- формирование чувства личной ответственности за Родину перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, укрепление веры в Россию;
- развитие способности формулировать собственные нравственные обязательства, совести как нравственного самосознания личности;
- формирование умения требовать от себя выполнения моральных норм, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам и так далее.
Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности социальных институтов воспитания является формирование у подрастающего поколения духовно- нравственных ценностей, чему активно содействуют современные образовательные технологии.
Формирование свойств нравственной личности, воспитание человека, формирование любви к своему Отечеству, потребности совершенствоваться является важнейшим условием успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».
Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания»....
Духовно-нравственное воспитание будущего педагога в системе профессиональной подготовки.
Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность; должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его вл...
Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения. Перспективное планирование в подготовительной группе
Перспективное планирование на год...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".
Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...
публикация в сборнике " Александр Невский: Запад и Восток историческая память народа"- Духовно- нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольника, на примере исторических героев.
Современный мир насыщен большим количеством информации. Агрессивная информационная среда предъявляет свои требования к образованию дошкольников: предприимчивость, коммуникативност...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры....