Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
проект (младшая группа)

 

«Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_votraya_mladshaya_2020-2021.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 комбинированного вида»

Педагогический проект

по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет

«Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»

срок реализации: 1 год (2020-2021 уч.год)

 Выполнила: воспитатель

Янгаева Н.К.

г.о. Саранск

Актуальность

         В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Именно в это возрасте важно познакомить детей с русской народной культурой. Русская народная культура должна стать стержнем и основой для возрождения духовной нравственности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русской народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки русской народной культуры.

Цель проекта: 

         Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

 Задачи проекта:

Образовательные: 

  • формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности (совесть, доброта, сочувствие, любовь, честность, заботливость и т.д.)
  • расширять представления детей об истории, культуре русского народа;
  • формировать умение выражать свои впечатления средствами продуктивной деятельности;
  • использовать информационные технологии в реализации образовательной деятельности.

Развивающие:

  • развивать интерес к русским традициям.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь, уважение к своей семье, к детскому саду, к русской природе;

Участники проекта:

 дети второй младшей группы, родители воспитанников.

Вид проекта:

– по доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий.

– по времени проведения: долгосрочный.

Основные формы организации проекта:      

  •  просмотр слайд - фильмов.
  • мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
  •  организация творческих выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • ООД воспитателя с детьми (лепка, аппликация, рисование).

Методы и приемы:

        Наглядный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов;

-рассматривание наглядного материала;

Словесный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений;

- беседа с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;  

-   ответы на вопросы педагога, детей;

- загадывания загадок;

- рассказы детей по схемам серии сюжетных картин, картинам.

Игровой метод:

- проведение разнообразных игр (подвижные, сюжетно-ролевые,
дидактические).

Практический метод:

- организация продуктивной деятельности.

Методическое обеспечение реализации проекта:

1. Алясева  Е.Ю. Дети и этикет. – Нижний Новгород, 2008.

2. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2006.

3. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.

4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.

5. Кокуева Л.В.  Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2006.

6. Шварко Л.И. , Давыдова О. И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление ДОУ. – 2008. - № 3.

7. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003.

Реализация образовательных областей

Поставленные задачи реализуются в интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-имитации), «Познавательное развитие» (беседы, тематические занятия, рассматривания картинок, игровые упражнения), «Речевое развитие» (чтение стихотворение, произведений и обсуждение прочитанного материала, рассматривание иллюстраций, беседы), «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, аппликация), «Физическое развитие» (народные игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки).

Для реализации проекта в группе создана предметно-пространственная среда, т.е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей.

Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:

  1. Здоровьесберегающие технологии:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая.

  1. Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности.

Этапы проекта

 I этап – подготовительный (разработка проекта),

срок с 02.09.2020 г. по 30.09.2020 г.

Деятельность педагога:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- составление перспективного плана мероприятий;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

- подбор и создание слайдов, анимаций, презентаций;

- подбор материалов для продуктивной деятельности детей;

- создание и подбор картотек по теме проекта;

-подбор наглядно-дидактического пособия, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности.

Совместная деятельность:

- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

определение круга актуальных задач.

II этап – практико-ориентированный (реализация проекта), срок с 01.10.2020 г. по 15.05.2021 г.

– реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.

– формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.

III этап – заключительный (обобщающий),

срок с 15.05.2021 г. по 29.05.2021 г.

- проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;

- обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом. 

Ожидаемые результаты

  • Сформированы духовно-нравственные качества;
  • Расширены представления о культурных традициях русского народа;
  • Сформировано умение выражать свои впечатления средствами продуктивной деятельности.

Дорожная карта проекта «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»

Содержание

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

Работа с детьми

1.

Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта).

сентябрь

воспитатель

2.

Введение детей в проблемную ситуацию,

проблемные вопросы о родном крае.

сентябрь

воспитатель

3.

Показ презентации «Наш родной край» Обсуждение темы проекта, задач с детьми.

сентябрь

воспитатель

Работа с участниками проекта

1.

Разработка плана мероприятий на год

сентябрь

воспитатель

2.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

сентябрь

воспитатель

3.

Подбор необходимой литературы по данной теме, необходимого оборудования, музыкального сопровождения, иллюстраций; подготовка презентаций по теме проекта.

сентябрь

воспитатель

Работа с родителями

1.

Информация на стенде. Знакомство родителей с целью и задачами проекта.

сентябрь

воспитатель

2.

Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта.

сентябрь

воспитатель

Практический этап

Работа с детьми

 

Беседы: «Природа родного края», «Русская деревня»

Русская народная игра «Во саду ли, в огороде», «У медведя во бору»

 «Чудесный сундучок». Загадывание загадок об овощах

 Чтение русской народной сказки «Репка» Аппликация «Угощения для зайчика»

октябрь

воспитатель

 

 Беседа «Дымковские игрушки» (народное декоративно-прикладное искусство)

Рассматривание картин «Дымковские игрушки»

 Дидактическая игра «Составь узор»

Рисование «Дорисуй узор на полосе»

 Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Разучивание потешки «идет коза рогатая»

 Лепка «Козлик Дымковская игрушка» Подвижная игра «Козлик»

ноябрь

воспитатель

 

«Русская изба» (знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой)

Русская народная сказка «Колобок»

Лепка «Колобок»

«Зимушка-зима» («Чудесный сундучок» загадывание загадок о зиме, о зимней одежде)

Аппликация и д/и «Одень куклу на прогулку»

 Подвижная игра «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…»

«Елочка красавица» (рассказ об истории новогоднего праздника на Руси)

декабрь

воспитатель

 

 

«Пришла коляда, отворяй ворота» (рассказ о колядовании. Обыгрывание коляды)

«Самовар» (знакомство детей с самоваром)

Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

Чтение сказки «Три медведя»

Беседа «Посуда на Руси» (знакомство с понятием утварь, рассматривание картинок)

Лепка «Глиняный горшок»

Подвижная игра «Метелица»

январь

воспитатель

 

 «Масленица дорогая-наша гостья годовая» (знакомство с русским народным праздником)

Рисование «Масляные блинчики»

Чтение сказки «Маша и медведь»

«Хозяйкины помощницы» (знакомство детей с предметами обихода, рассматривание картинок предметы быта в русской избе)

«Половичку курочка венечком метет»

Разучивание потешки «Наша- то хозяюшка сметлива была»

Подвижная игра «Чей голосок?»

февраль

воспитатель

 

Беседа «Мамочка моя любимая»

«Приди, весна с радостью» («Чудесный сундучок» загадывание загадок о весне)

Заучивание заклички «Весна, весна красна!»

Чтение сказки «Заюшкина изба»

Рисование «Цветы для мамочки» (с элементами филимоновской росписи)

Подвижная игра «Салки» (русская народная игра)

март

воспитатель

 

«Петушок» (знакомство с персонажем петрушок, разучивание потешки о петушке)

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба»

 «Трень, брень гусельки» (знакомство с русским народным инструментами- гуслями, балалайка и т.д.)

«Русский народный праздник-пасха» (рассказ воспитателя)

Лепка «Пасхальное яйцо»

 Подвижная игра «Где вы были?»

апрель

воспитатель

«Здравствуй, солнышко- колоколнышко!» (разучивание потешек про солнышко)

Рисование «Солнышко»

Беседа «Русские народные промыслы»

«Ярмарка» (знакомство детей с ярмаркой на Руси)

Дидактическая игра «Чудесный сундучок»

«Сорока-белобока кашу варила»

Чтение  сказки «Теремок»

Подвижная игра «Карусели», «Салки»

май

воспитатель

Работа с участниками проекта

1.

Создание фотоальбома «Чудесный сундучок»

май

воспитатели

Работа с родителями

1.

С помощью родителей сделать слайды «Природа родного края»

октябрь

воспитатель

2.

С помощью родителей сделать слайды «Народное декоративно-прикладное искусство»

ноябрь

воспитатель

3.

 Консультация на тему: «Крепка семья - сильна Россия!)

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями)

декабрь-январь

воспитатель

4.

Развлечение «Масленица»

Февраль

воспитатель

5.

"Что мы делаем вместе с мамой" (рассматривание фотографий).

Попросить родителей принести семейные фотографии.

март

воспитатель

6.

Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»

апрель

воспитатель

7.

Рекомендации для родителей:

Экскурсия к Вечному огню

май

воспитатель

Заключительный этап

Работа с детьми

1.

Итоговое интегрированное занятие на тему: «Путешествие в сказку»

май

воспитатель

2.

Диагностика детей

май

воспитатель

Работа с участниками проекта

1.

Итоговое мероприятие «Путешествие в сказку»

май

воспитатель

Работа с родителями

1.

Изготовление атрибутов: «Путешествие в сказку» (совместная деятельность родителей и детей)

май

воспитатель

Список используемой литературы

1. Алясева  Е.Ю. Дети и этикет. – Нижний Новгород, 2008.

2. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2006.

3. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.

4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.

5. Кокуева Л.В.  Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2006.

6. Шварко Л.И. , Давыдова О. И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление ДОУ. – 2008. - № 3.

7. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003.

8. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации. «Документы еженедельника «Воскресная школа», Москва, 2000.

Приложение 1

Анкета для родителей


1. Что для вас значит духовно-нравственное воспитание? _____________________________________________________________________

С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно- нравственное воспитание? ______________________________________________

  1. Какую информацию данного профиля Вы хотели бы получить? __________________________________________________________________

4. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по
духовно-нравственному воспитанию ____________________________________________________________________


Спасибо!

Приложение 2

Рекомендации родителям

1.В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что дети дошкольного возраста игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

3. Поручайте ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте этого за него.
4. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребенка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.

6. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7. Вызывающее поведение вашего ребенка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в
общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам, духовно - нравственным качествам.

8. дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату

9. Не позволяйте ему долго сидеть у телевизора.
10. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
11. Воспитывайте у ребенка интерес к «доброму».

План  мероприятий  с  родителями

Формы работы

Сроки

Ответственный

2. Родительские собрания на духовно-нравственные темы

в течение года

Воспитатель,

3. Дни открытых дверей

1 раз в квартал

Воспитатель

4. Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

В течение года

Воспитатель

5. Совместные учебные мероприятия (выставки, конкурсы)

1 раз в квартал

Воспитатель

6. Индивидуальные консультации

По запросам

Воспитатель

Информационные стенды для родителей

В течение года

Воспитатель

Папки передвижки

1 раз в месяц

Воспитатели

Выставки детских работ

В течение работы проекта

Воспитатель родители

8. Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания

В течение работы проекта

Воспитатель

 Индивидуальная работа с детьми  

В течение работы проекта

Воспитатель

10. Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).

В течение года

Воспитатель

11. Совместная деятельность родителей, педагогов, детей

В течение года

Воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Я живу на Уральской земле.

Духовно-нравственное воспитание  - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к сиситеме социокультурных ценностей, отражающих богатство, свое...

План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»

Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста«Уроки доброты»...

«Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»

Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказ...

Консультация для воспитателей «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской народной культуре»

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся...