Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
проект (младшая группа)
«Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_votraya_mladshaya_2020-2021.docx | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 комбинированного вида»
Педагогический проект
по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет
«Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
срок реализации: 1 год (2020-2021 уч.год)
Выполнила: воспитатель
Янгаева Н.К.
г.о. Саранск
Актуальность
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Именно в это возрасте важно познакомить детей с русской народной культурой. Русская народная культура должна стать стержнем и основой для возрождения духовной нравственности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русской народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки русской народной культуры.
Цель проекта:
Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности (совесть, доброта, сочувствие, любовь, честность, заботливость и т.д.)
- расширять представления детей об истории, культуре русского народа;
- формировать умение выражать свои впечатления средствами продуктивной деятельности;
- использовать информационные технологии в реализации образовательной деятельности.
Развивающие:
- развивать интерес к русским традициям.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь, уважение к своей семье, к детскому саду, к русской природе;
Участники проекта:
дети второй младшей группы, родители воспитанников.
Вид проекта:
– по доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий.
– по времени проведения: долгосрочный.
Основные формы организации проекта:
- просмотр слайд - фильмов.
- мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
- организация творческих выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- ООД воспитателя с детьми (лепка, аппликация, рисование).
Методы и приемы:
Наглядный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
-демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов;
-рассматривание наглядного материала;
Словесный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений;
- беседа с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- загадывания загадок;
- рассказы детей по схемам серии сюжетных картин, картинам.
Игровой метод:
- проведение разнообразных игр (подвижные, сюжетно-ролевые,
дидактические).
Практический метод:
- организация продуктивной деятельности.
Методическое обеспечение реализации проекта:
1. Алясева Е.Ю. Дети и этикет. – Нижний Новгород, 2008.
2. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2006.
3. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.
4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.
5. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2006.
6. Шварко Л.И. , Давыдова О. И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление ДОУ. – 2008. - № 3.
7. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003.
Реализация образовательных областей
Поставленные задачи реализуются в интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-имитации), «Познавательное развитие» (беседы, тематические занятия, рассматривания картинок, игровые упражнения), «Речевое развитие» (чтение стихотворение, произведений и обсуждение прочитанного материала, рассматривание иллюстраций, беседы), «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, аппликация), «Физическое развитие» (народные игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки).
Для реализации проекта в группе создана предметно-пространственная среда, т.е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей.
Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:
- Здоровьесберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая.
- Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности.
Этапы проекта
I этап – подготовительный (разработка проекта),
срок с 02.09.2020 г. по 30.09.2020 г.
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор и создание слайдов, анимаций, презентаций;
- подбор материалов для продуктивной деятельности детей;
- создание и подбор картотек по теме проекта;
-подбор наглядно-дидактического пособия, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности.
Совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
определение круга актуальных задач.
II этап – практико-ориентированный (реализация проекта), срок с 01.10.2020 г. по 15.05.2021 г.
– реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
– формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
III этап – заключительный (обобщающий),
срок с 15.05.2021 г. по 29.05.2021 г.
- проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;
- обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
Ожидаемые результаты
- Сформированы духовно-нравственные качества;
- Расширены представления о культурных традициях русского народа;
- Сформировано умение выражать свои впечатления средствами продуктивной деятельности.
Дорожная карта проекта «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
№ | Содержание | Сроки | Ответственный | |
Подготовительный этап | ||||
Работа с детьми | ||||
1. | Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта). | сентябрь | воспитатель | |
2. | Введение детей в проблемную ситуацию, проблемные вопросы о родном крае. | сентябрь | воспитатель | |
3. | Показ презентации «Наш родной край» Обсуждение темы проекта, задач с детьми. | сентябрь | воспитатель | |
Работа с участниками проекта | ||||
1. | Разработка плана мероприятий на год | сентябрь | воспитатель | |
2. | Создание необходимых условий для реализации проекта. | сентябрь | воспитатель | |
3. | Подбор необходимой литературы по данной теме, необходимого оборудования, музыкального сопровождения, иллюстраций; подготовка презентаций по теме проекта. | сентябрь | воспитатель | |
Работа с родителями | ||||
1. | Информация на стенде. Знакомство родителей с целью и задачами проекта. | сентябрь | воспитатель | |
2. | Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта. | сентябрь | воспитатель | |
Практический этап | ||||
Работа с детьми | ||||
| Беседы: «Природа родного края», «Русская деревня» Русская народная игра «Во саду ли, в огороде», «У медведя во бору» «Чудесный сундучок». Загадывание загадок об овощах Чтение русской народной сказки «Репка» Аппликация «Угощения для зайчика» | октябрь | воспитатель | |
| Беседа «Дымковские игрушки» (народное декоративно-прикладное искусство) Рассматривание картин «Дымковские игрушки» Дидактическая игра «Составь узор» Рисование «Дорисуй узор на полосе» Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Разучивание потешки «идет коза рогатая» Лепка «Козлик Дымковская игрушка» Подвижная игра «Козлик» | ноябрь | воспитатель | |
| «Русская изба» (знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой) Русская народная сказка «Колобок» Лепка «Колобок» «Зимушка-зима» («Чудесный сундучок» загадывание загадок о зиме, о зимней одежде) Аппликация и д/и «Одень куклу на прогулку» Подвижная игра «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…» «Елочка красавица» (рассказ об истории новогоднего праздника на Руси) | декабрь | воспитатель | |
| «Пришла коляда, отворяй ворота» (рассказ о колядовании. Обыгрывание коляды) «Самовар» (знакомство детей с самоваром) Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» Чтение сказки «Три медведя» Беседа «Посуда на Руси» (знакомство с понятием утварь, рассматривание картинок) Лепка «Глиняный горшок» Подвижная игра «Метелица» | январь | воспитатель | |
| «Масленица дорогая-наша гостья годовая» (знакомство с русским народным праздником) Рисование «Масляные блинчики» Чтение сказки «Маша и медведь» «Хозяйкины помощницы» (знакомство детей с предметами обихода, рассматривание картинок предметы быта в русской избе) «Половичку курочка венечком метет» Разучивание потешки «Наша- то хозяюшка сметлива была» Подвижная игра «Чей голосок?» | февраль | воспитатель | |
| Беседа «Мамочка моя любимая» «Приди, весна с радостью» («Чудесный сундучок» загадывание загадок о весне) Заучивание заклички «Весна, весна красна!» Чтение сказки «Заюшкина изба» Рисование «Цветы для мамочки» (с элементами филимоновской росписи) Подвижная игра «Салки» (русская народная игра) | март | воспитатель | |
| «Петушок» (знакомство с персонажем петрушок, разучивание потешки о петушке) Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба» «Трень, брень гусельки» (знакомство с русским народным инструментами- гуслями, балалайка и т.д.) «Русский народный праздник-пасха» (рассказ воспитателя) Лепка «Пасхальное яйцо» Подвижная игра «Где вы были?» | апрель | воспитатель | |
«Здравствуй, солнышко- колоколнышко!» (разучивание потешек про солнышко) Рисование «Солнышко» Беседа «Русские народные промыслы» «Ярмарка» (знакомство детей с ярмаркой на Руси) Дидактическая игра «Чудесный сундучок» «Сорока-белобока кашу варила» Чтение сказки «Теремок» Подвижная игра «Карусели», «Салки» | май | воспитатель | ||
Работа с участниками проекта | ||||
1. | Создание фотоальбома «Чудесный сундучок» | май | воспитатели | |
Работа с родителями | ||||
1. | С помощью родителей сделать слайды «Природа родного края» | октябрь | воспитатель | |
2. | С помощью родителей сделать слайды «Народное декоративно-прикладное искусство» | ноябрь | воспитатель | |
3. | Консультация на тему: «Крепка семья - сильна Россия!) Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями) | декабрь-январь | воспитатель | |
4. | Развлечение «Масленица» | Февраль | воспитатель | |
5. | "Что мы делаем вместе с мамой" (рассматривание фотографий). Попросить родителей принести семейные фотографии. | март | воспитатель | |
6. | Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» | апрель | воспитатель | |
7. | Рекомендации для родителей: Экскурсия к Вечному огню | май | воспитатель | |
Заключительный этап | ||||
Работа с детьми | ||||
1. | Итоговое интегрированное занятие на тему: «Путешествие в сказку» | май | воспитатель | |
2. | Диагностика детей | май | воспитатель | |
Работа с участниками проекта | ||||
1. | Итоговое мероприятие «Путешествие в сказку» | май | воспитатель | |
Работа с родителями | ||||
1. | Изготовление атрибутов: «Путешествие в сказку» (совместная деятельность родителей и детей) | май | воспитатель |
Список используемой литературы
1. Алясева Е.Ю. Дети и этикет. – Нижний Новгород, 2008.
2. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2006.
3. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.
4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.
5. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2006.
6. Шварко Л.И. , Давыдова О. И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление ДОУ. – 2008. - № 3.
7. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003.
8. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации. «Документы еженедельника «Воскресная школа», Москва, 2000.
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Что для вас значит духовно-нравственное воспитание? _____________________________________________________________________
С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно- нравственное воспитание? ______________________________________________
- Какую информацию данного профиля Вы хотели бы получить? __________________________________________________________________
4. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по
духовно-нравственному воспитанию ____________________________________________________________________
Спасибо!
Приложение 2
Рекомендации родителям
1.В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что дети дошкольного возраста игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
3. Поручайте ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте этого за него.
4. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребенка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.
6. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7. Вызывающее поведение вашего ребенка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в
общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам, духовно - нравственным качествам.
8. дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату
9. Не позволяйте ему долго сидеть у телевизора.
10. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
11. Воспитывайте у ребенка интерес к «доброму».
План мероприятий с родителями
Формы работы | Сроки | Ответственный |
2. Родительские собрания на духовно-нравственные темы | в течение года | Воспитатель, |
3. Дни открытых дверей | 1 раз в квартал | Воспитатель |
4. Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье. | В течение года | Воспитатель |
5. Совместные учебные мероприятия (выставки, конкурсы) | 1 раз в квартал | Воспитатель |
6. Индивидуальные консультации | По запросам | Воспитатель |
Информационные стенды для родителей | В течение года | Воспитатель |
Папки передвижки | 1 раз в месяц | Воспитатели |
Выставки детских работ | В течение работы проекта | Воспитатель родители |
8. Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания | В течение работы проекта | Воспитатель |
Индивидуальная работа с детьми | В течение работы проекта | Воспитатель |
10. Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников). | В течение года | Воспитатель |
11. Совместная деятельность родителей, педагогов, детей | В течение года | Воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности по приобщению к национальной культуре и традициям русского севера.
Духовно-нравственное воспитание...
Педагогический проект. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Я живу на Уральской земле.
Духовно-нравственное воспитание - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к сиситеме социокультурных ценностей, отражающих богатство, свое...
План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"
Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста«Уроки доброты»...
«Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказ...
Консультация для воспитателей «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской народной культуре»
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры....