Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".
статья (младшая, средняя группа)
Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственных качеств у детей. Обобщение опыта работы с детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.034
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы
Я.С.Елецкова
МКДОУ БГО детский сад №20 комбинированного вида
e-mail: jana-anna@mail.ru
Аннотация. Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственных качеств у детей. Обобщение опыта работы с детьми и родителями.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание дошкольников; художественная литература; сказка как духовно-нравственный урок; воспитание через книгу; «Добро» как главный положительный герой и пример для подражания; нравственные идеалы; социальные нормы поведения.
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» В.А.Сухомлинский
Эффективным средством в воспитании положительных качеств личности дошкольников является сказка. С самого раннего детства она входит в жизнь ребенка, знакомит их с миром литературы, именно через сказку ребенок воспринимает этот мир, человеческие взаимоотношения, постигает все мудрости бытия. Родители и педагоги во все времена использовали сказку как самое доступное средство для духовно-нравственного развития ребенка.
Наша страна всегда считалась самой читающей страной в мире, но в настоящее время, в век информационных технологий очень мало внимания уделяется чтению, хотя читать люди не перестали, изменилось качество литературы и форма чтения, с бумажного формата мы переключились на электронный, вместо чтения серьезной классической литературы мы ограничиваемся короткими рассказами или не законченными фразами, которые не дают нам полностью понять проблему и не объясняют пути выхода из нее. Средства массовой информации навязывают нам чуждые идеи и ценности, старшее поколение, твердое в своих убеждениях понимает это и не поддается психологической деформации, а подрастающие поколение, особенно дети дошкольного возраста очень быстро впитывает в себя, не прошедшую цензуру, не подобранную по возрасту и не про комментируемую взрослыми информацию. Как результат мы наблюдаем примеры детской агрессивности и жестокости по отношению к друг другу и близким людям, примеры детской невоспитанности и бескультурья, отсутствие уважения и ответственности, участия и сопереживания. Элементарные нормы светской этики, которая закладывается именно в этом возрасте, для них не существует. Дети стремятся к общению со сверстниками, но совершенно не умеют общаться, пытаются обратить на себя внимание взрослых, но не знают, как это сделать, дети совершенно не слушают и не слышат друг друга, не умеют дружить и проявлять терпение, помочь товарищу, поделиться и много другое.
Изучив все это, я поставила следующие задачи:
- Помогать детям различать духовно-нравственные категории: добро и зло, любовь и ненависть, трудолюбие и лень и тд.)
- Развивать познавательную активность детей.
- Способствовать развитию эстетического вкуса, умению видеть и ценить красоту.
- Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.
- Уметь отличать хорошее от плохого в художественном произведении и в жизни , уметь делать нравственный выбор.
- Развивать у детей чувство любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
- Воспитывать читательский интерес к книге.
Для себя я выявила, что детям интересно слушать сказки, играть в сказки, представлять себя сказочными героями. Простота и доступность сказок легко захватывают сердца детей дошкольного возраста. Они сопереживают положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности. В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои, добро и зло и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через сказочных героев дети познают окружающий мир, принимают нравственные идеалы и социальные нормы поведения, стараются быть похожими на положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а так же цели главных положительных героев.
Чтобы сказка стала неотъемлемой частью их жизни очень важно родителям и педагогам проводить систематическую работу по формированию сознания детей через литературу. Формирование нравственных понятий - это длительный процесс, требующий большого внимания к занятиям, подготовке и подбору литературы формирующей эти ценности.
Самый распространенный метод ознакомления детей со сказкой – это чтение педагога, дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства с литературой. Бережное отношение к книге, так же является воспитательным моментом.
После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка.
Материалом для народных сказок всегда были примеры из жизни простых людей, их стремление к справедливости, к счастью. Сказки показывают благородство и великодушие мудрых и злость, жадность и зависть глупых героев. Сказки формируют в детях такие ценности как жизнь, красота, ум, сила, мудрость и добро.
В сказке «Теремок» говорится о дружбе и о том, что вместе можно справиться с любыми проблемами, добрые всегда побеждают в сказке «Семеро козлят», зло наказуемо «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь» предостерегает, «Гуси-лебеди» призывают к послушанию. В каждой сказке есть наставление, не зря говорится «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»
Следующий метод – рассказывание, т.е. свободная передача текста. При пересказе допускаются сокращение текста и вольная перестановка слов и событий, включение комментариев и пояснений. Главное здесь эмоциональное повествование, чтобы захватить все внимание детей. Рассказ позволяет жестикулировать и даже демонстрировать особенно важные моменты, чтобы усилить производимое впечатление. Дети с удовольствием следят за рассказчиком и пытаются повторять.
Еще один метод, который дети очень любят, это инсценировка сказки, в ней могут принять участие все желающие. Особенно важно в нее вовлекать детей, они с большим азартом включаются в действие, передают характерные особенности героев и еще долго после окончания игры остаются в роли.
Для создания благоприятной атмосферы знакомства с литературными произведениями я создала соответствующую предметно пространственную среду в группе, оборудовала книжным уголком, столиком, создала уголок уединения, где дети самостоятельно, могут выбрать книгу, рассмотреть ее и вспомнить содержание.
Уголок располагается вдали от мест для игр, что бы дети не отвлекались от общения с книгой.
Так же, для ознакомления родителей с темой проекта, для раскрытия важности и ценности духовно-нравственного воспитания детей младшего возраста, были разработаны следующие мероприятия:
- представление своей любимой книги,
- консультации по различным формам работы (семейное чтение, разучивание диалога, инсценировка),
- рекомендации литературных произведений для домашнего чтения,
- памятки и папки - передвижки по работе с книгой.
Ежедневно в группе проходят чтения сказок детям, и дома родители читают детям по специально подобранному списку литературных произведений, в которых заложен нравственный урок.
Совместно с родителями проходят игры с элементами театрализации, на которых родители с детьми рассказывают о своей любимой книге и инсценируют отрывок из нее.
Беседы родителей с детьми дома о любимых книгах их детства.
Выставка рисунков детей и родителей «Любимая сказка» и «Любимый сказочный герой»
На данный момент уже есть положительные результаты воздействия художественной литературы на духовно-нравственное воспитание детей. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее к людям, сформировалось позитивное отношение к окружающему миру. Эта работа помогла наладить контакт с семьями воспитанников, найти пути взаимодействия в системе: педагог – ребенок – семья.
Список литературы:
- Артемова Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников //Дошкольная педагогика. – 2012. - №7
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2012.
- Горбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5
- http://raguda.ru/ds/skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo.html
- http://6426.maam.ru/maps/news/82658.html
- http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-chtenie-hudozhestvenoi-literatury.html
- https://infourok.ru/proekt-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-skazkoy-1427616.html
Елецкова Яна Сергеевна, старший воспитатель, МКДОУ БГО детский сад №20 комбинированного вида
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1181802-1572414733.jpg)
Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО.
Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-622994-1447425335.jpg)
Рекомендации для родителей. Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы
Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы...
Нравственное воспитание дошкольников через чтения художественной литературы
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/23/picture-1021407-1540280591.jpg)
План по самообразованию тема «Патриотическое воспитание старших дошкольников через чтение художественной литературы»
План по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/20/picture-1014925-1676870380.jpg)
Рекомендации для родителей. Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы.
Дошкольникам можно просто читать стихи о природе, без какого-либо воспитательного компонента. Ребёнок сам начинает чувствовать волшебство леса, удивительный мир животных и птиц, красоту цветов. Если ч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/15/picture-892992-1487158454.jpg)
Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы"
Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы"...