Статья "Организация проектной деятельности в дошкольном учреждении"
статья

Левина Надежда Николаевна

В данной статье представлен опыт педагога по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_detskom_sadu.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в детском саду: система работы воспитателя.

Левина Надежда Николаевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №60 Калининского района Санкт-Петербурга

Актуальность проектного метода для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а также возможностью его внедрения в процесс интеллектуального развития дошкольников, в ходе которого наряду с освоением дошкольниками базовых знаний и ключевых компетенций происходит многостороннее развитие растущей личности.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности, как ответ на потерю детьми интереса к познанию мира. Метод проектов – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребенка, но и упрочняет положительную мотивацию к знаниям, дает новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад». Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранились бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Метод проектов предоставляет ребятам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Воспитателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Метод проектов развивает познавательные навыки детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Задачей педагога в современном обществе является не столько научить, сколько дать нужное направление творческому мышлению ребенка, стимулировать интеллектуальное развитие, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы.

Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления. Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта. При разработке и реализации проектного метода педагоги нашего дошкольного учреждения используют метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей, методы обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации. Метод проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника.

Проекты используются в том случае, когда в образовательном процессе возникает какая-либо исследовательская задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог использует подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста предоставляет больше самостоятельности.

Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, трудовая, коммуникативная и т. д. На этапе разработки содержания непрерывной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя и детей. Современный выпускник дошкольного учреждения должен не только хорошо владеть знаниями, умениями, навыками в рамках образовательной программы, но и ориентироваться в образовательных ситуациях. Для этого педагоги должны научить его уметь находить пути решения возникающих вопросов, искать информацию, выбирать варианты действий. Именно применение метода проектов помогает развивать в детях способность: к осмыслению своей деятельности; к целеполаганию; к самообразованию и самоорганизации; к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; делать выбор и принимать решения пусть еще простые.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Но есть определенные условия осуществления проектного метода в дошкольном учреждении: результаты проектов должны быть реальными, т. е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Классификация и виды проектов, используемых в работе ДОУ

Классификация проектов по доминирующей деятельности

Исследовательские - направленные на формирование представлений у детей об окружающем мире с использованием познавательно-исследовательской деятельности на основе опытов (экспериментов), проблемных ситуаций или вопросов познавательного характера. Примерные темы: «Волшебница - вода», «Растения в нашей жизни», «О чем расскажут следы на снегу», «Волшебник - невидимка» и др.

Информационные - направленные на получение информации о каком-либо объекте, явлении или событии, истории их возникновения. Примерные темы: «Мой город», «История создания лампочки», «Герб моей семьи», «Любимые животные», «Мир наших увлечений», «Что было до…часов», «Что такое вулканы?» и др.

Творческие - связанные с развитием творческих способностей детей и преобладанием творческих видов деятельности: игровой, продуктивной, конструктивной, художественно-речевой, театральной, музыкальной, продуктом которой будет изготовление поделки или игрушки, создание выставки, постановка спектакля или концерта, драматизация произведения, создание атрибутов для какой-либо деятельности. Примерные темы: «Бумажная пластика», «Парад шляпок», «Праздник для малышей», «Волшебный мир Феи Музыки» и др.

 Практико-ориентированные - направленные на получение конкретного, социально-значимого результата. Например: «Ярмарка игрушек», «Друзья птиц», «Подарок нашим мамам», «Огород на окне», «Наша клумба» и др.

 Игровые (ролевые) - преимущественно ориентированные на игровую деятельность детей и получение результата в виде творческих игр: «Отправляемся в поход», «Сочиняем сказку», «Путешествие в сказку», «Новый год в лесу» и др.

 Однако в практике детского сада тип проекта в чистом виде встречается достаточно редко. Чаще реализуются проекты смешанного типа: информационно-творческий, исследовательски-творческий, информационно-игровой и др.

 Классификация проектов по количеству участников

  • индивидуальный (ребёнок учится проявлять инициативу, демонстрирует способности);
  • парный (дети приобретают навыки сотрудничества, решают общую проблему, выбирают способы решения);
  • групповой (осуществляется группой участников от 3-х до 10–12 человек);
  • фронтальный (коллективный) выполняется всем коллективом.

В ДОО наиболее используемы групповой и фронтальный виды проектов. Их участниками, включая детей и воспитателей, могут быть родители, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, логопед.

Продолжительность проектов:

  • мини-проекты (менее одного дня),
  • краткосрочные (1–2 дня),
  • недельные (5–6 дней),
  • средней продолжительности (от 2 недель до 1 месяца),
  • продолжительные (от 1 до 3 или нескольких месяцев),
  • долгосрочные (от 9 месяцев до 1 года).

Продолжительность проекта зависит от возрастной категории детей и темы.

Любой проект завершается получением продукта проектной деятельности или итоговым мероприятием.

Кроме продукта проектная деятельность имеет результат. Важно понимать отличие продукта проектной деятельности от результата проекта.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап - подражательско-исполнительский. Реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка.

Второй этап - развивающий. Он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий. Он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

 Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников можно использовать:

  • Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности
  • Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
  • Метод демонстрации
  • Метод объяснения нового материала
  • Рассказ воспитателя
  • Рассказ ребенка
  • Чтение литературы
  • Метод детского исследования,
  • Метод проектов
  • Метод моделирования проблемных ситуаций
  • Метод рассуждения
  • Метод решения проблемных задач, ситуаций.

Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин:

  • помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
  • нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
  • к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:

-уметь видеть проблему и ставить вопросы;

-уметь доказывать;

-делать выводы и рассуждать;

-высказывать предположения и строить планы по их проверке.

 Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов.

 Последовательность работы над проектами:

  1. Ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  2. Вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
  3. Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  4. Обсуждает план с родителями;
  5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  6. Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему);
  7. Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта);
  8. Дает домашнее задание детям и родителям;
  9. Переходит к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т. д.);
  10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие…);

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:

  • высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
  • повышение готовности детей к восприятию нового материала;
  • активное участие родителей в жизни ДОУ.

 Разберем организацию конкретного проекта в группе на основе игры-путешествия. Игры-путешествия всегда привлекательны для детей, стремящихся совершить «путешествие» по неизведанным странам, испытать ряд приключений, почувствовать себя первооткрывателями, героями комиксов, фильмов. При проведении эксперимента по апробации программы «Мой мир» для подготовки детей, не посещающих ДОУ к школе, в качестве краеведческого проекта было предложено совершить путешествие по улицам родного города. Целью этого проекта было познакомить детей с достопримечательностями родного города, расширить пространственные представления детей, дать детям возможность почувствовать сопричастность жизни родного города.

 Вся группа была разбита на подгруппы по одному – два, три ребенка в зависимости от того, каким маршрутом ребенок добирался до здания детского сада, где проходили занятия с детьми.

 Каждая такая группа (вместе с родителями) должна была:

  • составить карту маршрута от дома до детского сада, по каким улицам он идет;
  • нарисовать маршрут на бумаге;
  • определить выгоды и преимущества своего маршрута;
  • отметить продолжительность движения;
  • запомнить и описать достопримечательности, включая названия улиц, скверов, площадей.
  • найти в специальной литературе, Интернете (совместно с родителями) историю возникновения названия той или улицы;
  • узнать год и историю строительства наиболее известных зданий, памятников и т. д.
  • изготовить макет известных зданий по своему маршруту.

Через месяц после начала занятий, в группе стоял макет мини-квартала, по которому шли «люди» (бумажные человечки), ехали пластилиновые и бумажные машинки, работали киоски, горели светофоры и т. д. У детей появилось умение пользоваться книгами, справочной литературой. Дети усвоили много новых сведений о родном городе, учились ставить вопросы и толково отвечать полными фразами. Дети учились систематизировать полученный материал по степени важности, занимательности. Для этого было выделено несколько тематических папок, куда раскладывался полученный материал, включая детские рисунки.

Подобные проекты часто являлись способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой концентрировалось внимание детей. Особенно важно было, чтобы основные виды детских работ концентрировались на живом и жизненном материале; обращалось много внимания на совместную деятельность детей, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни.

Выводы

Как показывает практика проектно–исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно–исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, можно создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

3. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...

"Проектная деятельность в дошкольном учреждении"

В статье представлены теоретические материалы по организации и внедрению проектного метода в работе педагогического коллектива...

Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении

Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий в наши дни становится метод проектов. Этот метод актуален, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получен...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....

«Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении»

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идт...

Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении

проектной деятельности в дошкольном учреждении...