Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий в наши дни становится метод проектов. Этот метод актуален, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности
в дошкольном учреждении
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Поэтому в практике своей работы я стала активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
И более подробно я хочу рассказать о тех проектах, которые были проведены в нашей группе.
Первым проектом оказался тематический проект «Осень»
Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.
- Формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
- Активизировать родителей на взаимодействие с детским садом, привлечь внимание к принятию участия в конкурсе поделок «Дары природы»
Реализовывали их используя
Игровую деятельность:
Дидактические игры: «Где растёт», «Возврати осени память», «Отгадай овощ на вкус», игры с листьями, «Когда это бывает», «Сложи картинку», «С чем нельзя ходить в лес», «Наряды матушки- зимы», »Воздух, земля, вода», «Такая разная земля».
Речевые игры: «Подбери признак», «Назови цветок», «Осенние слова», «Краски осени» и т.д.
Подвижные игры: «К названному дереву беги», «Капли дождя», «Подбери действие», «Найди листок , как дерево» и др.
Сюжетно- ролевые: «Уборка урожая», «Прогулка по осеннему лесу», «По грибы» и т.д.
Коммуникативную деятельность:
Отгадывание загадок по теме.
Разговор с детьми об осенних явлениях.
Рассказывание на тему «Золотая осень».
Составление рассказов на тему «Дары осени».
Заучивание стихов об осени.
Викторины «Загадки об сени», «Что, где, когда?»
Познавательную деятельность:
Беседы на темы: «Осень разноцветная», «Осенний лес», «Куда улетают птицы», «Красота осенней природы».
Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»
Рассматривание иллюстраций с осенним пейзажем.
Экскурсия в парк.
Наблюдения на прогулке: за осенними цветами, за красотой осенних деревьев и кустарников, за листопадом, за птицами и насекомыми.
Опыты с детьми:
-Земля после дождя.
-Почему летом листья зелёные, а осенью жёлтые и красные?
-Почему осенью листья с деревьев так легко падают?
Продуктивную деятельность:
Рисование осеннихпейзажев.
Изготовление пластин, украшенных отпечатками листьев растений.
Коллективная работа «Натюрморт из фруктов, овощей и грибов»
Конструирование «Ветка рябины»
Изготовление куклы «Осень», бус из рябины и других подарков для неё.
Трудовую деятельность:
Уборка опавших листьев.
Сбор семян цветов, листьев деревьев.
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.»
З. Федоровский «Осень на опушке краски разводила»
В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке»
И. Бунин «Лес точно терем расписной»
Г. Скребицкий «Осень»
Заучивание пословиц и поговорок об осени.
Музыкально – художественную деятельность:
Музыкальная игра «Осень просим»
Инсценировка на утреннике «Лесные жители»
Прослушивание П. И. Чайковского «Времена года» (Осень)
Заучивание песен: «Осенний листопад», «Ах какая осень», «Дождь целый день», «Прощание с журавликом»
Самостоятельную деятельность:
Ведение календаря природы и погоды.
Составление осеннего гербария.
Взаимодействие с родителями:
Изготовление поделок из даров природы.
Экскурсия в лес.
Работу с родителями:
Родительский уголок:
«Научите ребёнка любить природу» (правила поведения в лесу)
«По дороге домой» (советы о совместном наблюдении за явлениями природы)
Папки передвижки:
«Сделаем вместе» (поделки из природного материала)
«Рецепты моей бабушки» (здоровая и полезная пища из овощей)
Выставка поделок «Дары осени».
Выставка работ по рисованию «Осенний наряд матушки- зимы»
В заключении проведен праздник «Осень, осень в гости просим».
В этом году был организован обще садовский проект «Снеговик»
Мы назвали его «Из чего же, из чего же сделаны наши……»
Перед собой поставили следующие задачи:
-Обогащать знаний детей о прошлом, настоящем и будущем.
-Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и наблюдательность, мышление, творческие способности, память, речь.
-Совершенствовать способность находить выход из проблемной ситуации.
-Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей и побуждать родителей к совместной деятельности с детьми.
-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в играх и продуктивной деятельности.
В составпроектнойгруппы вошли воспитатели, учитель-логопед, руководитель физической культуры,дети и родителилогопедической подготовительной к школегруппы.
Использовались следующие способы реализации:
ООД, наблюдения, творческую деятельность, экспериментирование, опытно-поисковую работу, игротеку, чтение художественной литературы, выставки, рисование.
Планировали получить и получили следующие результаты:
• Получение знаний и представлений о зимних народных традициях разных стран и их персонаже – Снеговике;
• Раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;
• Активное вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность с детьми и укрепление семейных уз.
Итогом послужила презентация «Снеговик».
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят. Составили проект «Масленица»
Проблемой проекта сталибогатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Перед собой поставили следующие цели:
Расширить знания детей о традициях русского народа;
Сформировать у детей чувства патриотизма;
Формировать представление о народных русских обрядовых праздниках;
Воспитывать эстетическое и духовно - нравственное отношение к традициям своего народа.
Определили следующие задачи:
Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
При работе над проектом «Масленица», мы увидели, что дети с большим интересом включились в различные виды деятельности:
- разучивание масленичныхзакличек;
- приготовление теста для блинов;
- лакомство блинами;
- изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы;
- игры-эстафеты «Перетягивание каната». «Снежный тир», катание на санках;
- изготовление поделок, рисование, разукрашивание . и т.д.
Планировали получить следующий результат:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста,
повышение уровня практических умений детей в рисовании, лепке .
Очень интересным оказался проект «Мама – самый дорогой на свете человек»
В рамках реализации проекта мы использовали:
1.ООД «Самый дорогой на свете человек»
Цель: формировать умения понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей, давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.
ООД «Почему мы обижаем близких нам людей?»
Цель: способствовать развитию умения детей различать понятия «хорошо» и «плохо»; формировать осознание моральной стороны поступков.
ООД « Разучивание стихотворения Е. Благининой «Мама спит. Она устала» »
Цель: развивать память, способствовать развитию понимания, учить сочувствовать.
2 .Беседы:
Беседа с детьми о предстоящем празднике, истории создания праздника.
«Что мама любит больше всего? »
«Расскажи о маме»
«Кем работает моя мама»
«Мамины, бабушкины руки»
«Как я помогаю дома»
«Чем я похожа (похож) на маму? »
«Мамино любимое занятие»
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора, речи.
3 .Проигрывание ситуаций:
«Мама заболела. »,
«Мама пришла с работы уставшая. »,
«У мамы день рождения. »,
«Что я подарю маме, когда вырасту. »
Ситуации морального выбора:
(Мама устала – как я поступлю: поиграю тихо один, приглашу друзей и т. д.)
Цель: развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.
4 .Рисование «Портрет мамы», «Цветочки для любимой мамы», «Красивый букет для бабушки»
Аппликация «Открытка – приглашение на праздник»
Ручной труд «Подарок маме»
Цель: развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщение к изодеятельности.
5 .Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»,
«К нам пришли гости»,
«День рожденья мамы»,
«Магазин»,
«Больница»,
«Парикмахерская»
«Мама на работе» (мама-парикмахер, мама-продавец, мама-врач, мама-медсестра, мама-маляр) ;
Цель: продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего. Формирование гендерной, семейной принадлежности.
Дидактические игры:
«Кто кому кем приходится»
«Что такое хорошо, что такое плохо»
«Назови ласково»
«Назови имя, отчество»
«Передай настроение»
Цель: поддерживать доброжелательное общение в играх, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию умения детей различать понятия «хорошо» и «плохо».
7 .Разучивание песен о маме, бабушке.
8 .Интервьюирование воспитанников и создание книги рассказов на тему «Я люблю маму»
9 .Создание альбома «Наши любимые мамы»
10 .Создание художественных и книжных уголков по теме проекта.
11 .Чтение произведения с дальнейшим анализом:
С. Тетерин стихи для детей «Будет мама очень рада»,
З. Воскресенская «Мама», «Мамины руки»,
С. Михалков «А что у вас? »,
Н. Саконская «Разговор о маме»,
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
М. Родина «Мамины руки»
Рассказы Л.Н. Толстого «Сыновья»…,
Чтение ненецкой народной сказки «Айога»,
Стихи современных и русских поэтов о матери.
12 .Заучивание стихов, пословиц, поговорок о маме.
Цель: развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству, учить выразительно рассказывать стихи.
оформление стенгазеты и фотовыставки «Моя мамочка и я – это лучшие друзья», участие в празднике,
Мастерская по изготовлению подарков маме;
Консультация для родителей «Всё лучшее человеку даётся от матери»
Составление книжки – малышки «Пословицы и поговорки о маме»
Оформление информации в родительский уголок.
В заключении состоялся праздник «Моя мама самая, самая»
Планирую составить и реализовать проект к 70летию со дня победы «Этих дней не смолкнет слава».
Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть что совершенствовать. Думаю, что совместно с родителями мы будем изучать и внедрять в практику работы индивидуальные исследовательские детско-родительские и детские проекты.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода в дошкольных учреждениях
Краткое описание проектного метода и использование в ДОУ....
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...
Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении.
Презентация использования проектного метода в дошкольном учреждении....
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....
«Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении»
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идт...
Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении
проектной деятельности в дошкольном учреждении...
Статья на тему: Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по...