Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
проект на тему
Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у педагогов.
В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:
Ø построение модели проектного взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей;
Ø создание в дошкольной организации единого образовательного пространства;
Ø постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
Ø создание банка данных педагогических проектов;
Ø обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
Ø совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
Ø активное многофункциональное взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами города;
Ø активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:
Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:
Проект представляет собой практические рекомендации тьюторского сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у педагогов.
В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:
Ø построение модели проектного взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей;
Ø создание в дошкольной организации единого образовательного пространства;
Ø постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
Ø создание банка данных педагогических проектов;
Ø обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
Ø совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
Ø активное многофункциональное взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами города;
Ø активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
Также представлены результаты внедрения опыта и диссеминация на муниципальном и федеральном уровнях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении
«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Автор проекта: Гарипова С.Б., заместитель заведующего по УВР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 «Садко»
1. Обоснование актуальности проблемы.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыследеятельности.
Особую актуальность тема проекта приобретает в контексте ФГОС дошкольного образования (утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155).
Целевым ориентиром ФГОС дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования является ребенок, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Ведущая идея опыта состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы дошкольного учреждения.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения в инновационном режиме проектирования, являются:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года;
- ФГОС дошкольного образования (утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155),
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
- Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 годы
- Локальные акты дошкольного учреждения.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
2. Теоретическая база опыта.
Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века (Е.Г.Кагарова, М.В.Крупенина), а затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М.Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [4]. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [3].
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2].
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности [1].
Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в управленческий проект «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении», содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную деятельность.
Целью проекта является:
Организация в дошкольном учреждении системы сопровождения педагогов по внедрению в образовательный процесс инновационной технологии проектирования.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
- Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
- Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
- Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
3. Технологическая схема опыта.
Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у педагогов.
В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:
- построение модели проектного взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей;
- создание в дошкольной организации единого образовательного пространства;
- постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
- создание банка данных педагогических проектов;
- обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
- активное многофункциональное взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами города;
- активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:
Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:
I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектный совет, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.
В его задачи входит:
- руководство образовательными проектами,
- консультирование педагогов,
- утверждение проектов,
- контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.
Проектным советом разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.
На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.
Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях разного уровня, издание педагогического сборника, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.
План мероприятий
по повышению уровня проектной деятельности педагогов
№ п/п | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат | Исполнители | |
Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов | ||||
1. | Разработка нормативно-правовой базы:
| Создание нормативно-правовой базы | Заведующий, Зам. заведующего по УВР | |
Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов | ||||
2. | Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов |
| Зам. заведующего по УВР, педагоги ДОУ | |
3. | Разработка методических рекомендаций для педагогов | Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста | Зам. заведующего по УВР, проектный совет | |
4. | Разработка механизма реализации проекта в ДОУ | Механизмы реализации проектов | Зам. заведующего по УВР, проектный совет | |
Организация работы с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | ||||
5. |
|
| Зам. заведующего по УВР | |
6. | Организация работы проектного совета | Разработка материалов по реализации проектов | Зам. заведующего по УВР, проектный совет | |
7. | Составление перспективного плана детских проектов на 3 года |
| Зам. заведующего по УВР, проектный совет | |
8. | Целенаправленный поиск партнеров (встречи, переговоры, анкетирование и др.) | Обсуждение сотрудничества с социальными институтами | Зам. заведующего по УВР, проектный совет | |
9. | Заключение договоров с социальными институтами по организации совместной деятельности | Социальное партнерство с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, образования | Заведующий, Зам. заведующего по УВР | |
10. | Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности | Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности | Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ | |
11. | Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на ближайшие 3 года | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ | |
12. | Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ | |
13. | Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами города (библиотекой) | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ | |
14. | Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам):
|
| Зам. заведующего по УВР | |
Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | ||||
15. | Мониторинг проектной деятельности |
| Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ | |
16. | Анализ результатов проектной деятельности | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов | Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ | |
17. | Диагностика проектной деятельности педагогов | Определение уровня:
| Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ | |
18. | Представление опыта работы ДОУ на конференциях города, региона, федерации |
| Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ | |
19. | Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности | План работы по проектной деятельности на перспективу | Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ | |
20. | Работа ДОУ в статусе городской методической площадки по теме: «Использование проектных технологий в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения» | Представление опыта работы ДОУ по внедрению в образовательный процесс технологии проектирования | Зам. заведующего по УВР, проектный совет |
4. Предполагаемые результаты.
Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении 4 лет позволяет сделать следующие выводы:
- Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
- Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
- Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
- Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.
- Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.
Год участия | Уровень мероприятия | Название мероприятия | Результативность |
2010г. ноябрь | окружной | Курсы повышения квалификации по теме: «Основы управления общеобразовательным учреждением» | Презентация опыта работы по теме: «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ» |
2011г. апрель | муниципальный | Методический мост для педагогов города «Панорама педагогических достижений в проектной деятельности» | Презентация педагогических проектов, реализуемых в ДОУ |
2011г. ноябрь | муниципальный | Методический фестиваль «Повышение качества образования через реализацию проектной деятельности». | Презентация управленческих проектов, реализуемых в ДОУ |
2011г. | Международный | Международная Педагогическая Ассамблея | Статья на тему: «Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении» |
2012г. | Всероссийский | «II ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС Педагогов дошкольных образовательных учреждений «Я - ПЕДАГОГ» | Представление управленческого проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» |
6. Результативность деятельности по проекту.
В процессе успешной реализации проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» в дошкольном учреждении на протяжении последних 4 лет педагогами было разработано и реализовано более 40 проектов по следующим 5 образовательным областям
Первые проекты стали отправной точкой для внедрения в деятельность учреждения технологии проектирования, а их защита - одной из вариативных форм прохождения педагогами второго этапа аттестации.
Большинство проектов представлены на конкурсах различного уровня:
- федерального уровня: Всероссийский конкурс инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети», Всероссийский конкурс на лучшую разработку комплекса занятий и мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, II Всероссийский конкурс «На лучшую разработку занятий и мероприятий по экологической проблематике», Открытый конкурс общественных инициатив «Экологическое образование в дошкольном учреждении», Всероссийский заочный конкурс инновационных идей и опыта патриотического воспитания детей и молодежи «ПАТРИОТ РОССИИ», Открытый конкурс общественных инициатив «Патриотическое образование в дошкольном учреждении»
- окружного уровня: Окружная акция «Экология и мы», Региональный уровень VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»;
- муниципального уровня: Конкурс «Лучший воспитатель муниципального образовательного учреждения», Конкурс «Воспитатель года»
- Городской конкурс «Молодые - молодым», Конкурс «Педагогическая надежда».
Педагогические проекты удостоены наград:
- в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» творческие проекты 6 педагогов номинировались на Грант Губернатора ХМАО-Югры, из них 1 педагог получил грант Губернатора ХМАО-Югры; 3 - денежную премию Главы города Сургута; 6 педагогических проектов стали обладателями 3 серебряных медалей и 3-х дипломов лауреатов конкурса Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети» (2009-2010гг.); 1 - обладатель серебряной медали Всероссийского Конкурса «Патриот России» - (2009г.); 2 педагогических проекта - дипломанты Всероссийского заочного конкурса «Призвание – воспитатель» (2011г.); 2 молодых специалиста участвовали в конкурсе «Педагог года - 2009»; 1 педагог – в конкурсе профессионального мастерства «Педагог года – 2011».
В 2014 году дошкольное учреждение ведёт работу в статусе опорной городской методической площадки по результатам инновационной деятельности по теме: «Использование проектных технологий в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения». Деятельность учреждения в статусе опорного детского сада создает условия для осуществления систематической работы по ознакомлению педагогической общественности с инновационным опытом дошкольного учреждения, позволяет продемонстрировать реализацию идеи опережающего обучения, провозглашенную в образовательной инициативе «Наша новая школа».
В перспективе планируем продолжать инициировать педагогов к использованию технологии проектирования в художественно-эстетическом развитии воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями, проекты по обогащению ресурсной базы дошкольного учреждения.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:
- способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
- даёт педагогам возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
- Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
- Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности до...
"Проектная деятельность в дошкольном учреждении"
В статье представлены теоретические материалы по организации и внедрению проектного метода в работе педагогического коллектива...
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....
Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОО.
Описывается обоснование актальности проекта, цель, задачи, технологическая схема опыта, поэтапная реализация поставленных задач, план мероприятий....
Проект «Эффективные внедрения проектной деятельности как условие развития речевых способностей дошкольников»
О значении проектной деятельности в развитии речевых способностей дошкольников....
Педагогический совет. Обновление воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на основе внедрения проектной деятельности
Педагогический совет о внедрении проектной деятельности...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских...