Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
проект на тему
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».
Старший воспитатель Фоменко Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Управленческий проект
по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении
«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Старший воспитатель
Фоменко Т.А.
с. Левокумское
2014г
1. Обоснование актуальности проблемы.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. На современном этапе задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно
оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Целью проекта является:
Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов»
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
3. Технологическая схема опыта.
Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.
В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:
построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
создание единого образовательного пространства;
постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
создание банка данных;
обобщение и распространение опыта работы на муниципальном уровне;
совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями села;
вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:
Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:
I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит методический совет, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.
В его задачи входит:
руководство образовательными проектами,
консультирование педагогов,
утверждение проектов,
контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.
Методическим советом разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, на муниципальном уровне.
На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.
Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах МКДОУ). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.
План мероприятий
по повышению уровня проектной деятельности педагогов
№ п/п | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат | Исполнители | |
Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов | ||||
1. | Разработка нормативно-правовой базы: Положение о Методическом совете Положение о Временных творческих группах | Создание нормативно-правовой базы | Заведующий, Старший воспитатель | |
Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов | ||||
2. | Разработка программы проектной деятельности педагогов | Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями. Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ | |
3. | Разработка методических рекомендаций для педагогов | Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста | Старший воспитатель, Методический совет | |
4. | Разработка механизма реализации проекта в ДОУ | Механизмы реализации проектов | Старший воспитатель, Методический совет | |
Организация работы с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | ||||
5. | Консультация «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Семинар-практикум «Теоретические основы проектной деятельности». Педсовет «Организация проектной деятельности в ДОУ» | Повышение уровня теоретических знаний педагогов. Появление интереса к проектной деятельности | Старший воспитатель | |
6. | Организация работы творческих групп. | Разработка материалов по реализации проектов | Старший воспитатель | |
7. | Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ | |
Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | ||||
8. | Анализ результатов проектной деятельности | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов | Старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ |
4. Предполагаемые результаты.
Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении 3 лет позволяет сделать следующие выводы:
Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ. Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.
В нашем детском саду педагогический коллектив ведет работу по следующим проектам:
Проект. Программное обеспечение, методики, технологии.
Проблема: Объективная необходимость переориентировать педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности детей, использование инновационных программ и технологий в решении совместной образовательной деятельности.
Цель: обучение педагогов МКДОУ «ЦРР – детский сад №22»технологиям проектирования и естественного включения семьи в проектную деятельность.
Задачи:
1.Переориентировать педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности ребенка, обучить педагогов методам вовлечения семей в проектную деятельность.
2.Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, посредством выявления индивидуальных особенностей воспитанников, учитывая его психическое и физическое здоровье, постоянного их информирования.
3.Развивать социальное партнерство в процессе вовлечения детей дошкольного возраста в проектную деятельность.
4.Организовать эффективное сетевое взаимодействие с партнерами детского сада посредством Интернета.
Проект. Информатизация дошкольного образования.
Проблема: Объективная необходимость в обработке большого объема управленческой и педагогической информации при осуществлении личностно-ориентированного образования. Недооценка роли компьютерных технологий в решении этой проблемы.
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства сотрудников детского сада в применении ИКТ.
Задачи:
1. Создать документооборот в МКДОУ «ЦРР – детского сада №22»с применением информационных технологий.
2. Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка посредством постоянного информирования.
3. Организовать эффективное сетевое взаимодействие.
Проект. Кадровая политика.
Цель: Формирование социального заказа на повышение квалификации педагогов, исходя из их профессионального развития.
Задачи:
1.Разработать системный подход к организации непрерывного образования сотрудников.
2.Привлечь социальных партнёров для совместной работы по проекту «Кадровая политика».
3.Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении путем формирования механизма экспертизы инновационной деятельности.
В нашем детском саду педагоги совместно с детьми и родителями провели работу по следующим проектам:
Год | Наименование проекта |
2011г. | «Овощной марафон»- подготовительная группа, «Я и мое тело» (Старшая группа), «Библиотека бабушкиных советов – профилактика простудных заболеваний»(старшая группа), «Лесная аптека »(средняя группа) |
2012г.-2013г. | «Спорт в жизни нашей семьи»( старшая группа); «Лето красное - безопасное»(подготовительная группа); «Наша дружная семья» (2-я младшая группа); «Воспитание эмоционально- ценностных отношений детей к природе»(старшая группа); «Путешествие в страну вежливости»(подготовительная группа) «День защитника Отечества»(старшая группа) |
2013г.2014 | «Семейные традиции должны жить»(подготовительная группа) «Семья полна своими традициями»(старшая группа) «Для чего нужны шляпы»(старшая группа) «В мире звуков и букв»(подготовительная группа) «Наши любимые книги»(средняя группа) «Открытый космос»(старший возраст) «День здоровой семьи»(подготовительная группа) «Насекомые вокруг нас» (средняя группа) Проект «Комнатные растения»(старшая группа) «Мы ловим ветер» (подготовительная группа) Проект о Великой Отечественной войне(подготовительная группа) |
6. Результативность деятельности по проекту.
В процессе успешной реализации проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» в дошкольном учреждении на протяжении последних 3 лет педагогами было разработано и реализовано более 30 проектов .
Первые проекты стали отправной точкой для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования, а их защита – результатом деятельности педагогов , детей,родителей.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:
способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
даёт педагогам возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Литература:
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
О.Д.Смирнова Метод проектирования в детском саду : Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М., Издательство «Скрипторий 2003»,2011.- 160с.
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/23/picture-43566.jpg)
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/06/picture-397367-1394101803.jpg)
Педагогический проект "«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности до...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-522902-1447246495.jpg)
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДО, как одна из форм повышения уровня квалификации педагогов»
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-334170-1385231472.jpg)
Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОО.
Описывается обоснование актальности проекта, цель, задачи, технологическая схема опыта, поэтапная реализация поставленных задач, план мероприятий....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-1220851-1586177437.jpg)
Управленческий проект "Методическое сопровождение реализации проектной технологии в ДОО
Методическое сопровождение реализации проектной технологии в ДОО...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/19/picture-1241498-1613756411.jpg)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/04/picture-1042625-1620117428.jpg)
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ"
Управленческий проект"Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ"...