организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «От счастья ключи – в семье ищи»
план-конспект занятия (старшая группа)

Лисиенкова Галина Ивановна

организованной образовательной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе

на тему

 «От счастья ключи – в семье ищи»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_semya.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 г. Вязьмы Смоленской области

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе

на тему

 «От счастья ключи – в семье ищи»

Подготовила воспитатель:

Лисиенкова Галина Ивановна

г. Вязьма

2023 год

Цель занятия: дать понятие о христианском понимании семьи и семьи как базовой ценности общества.

Задачи занятия:

1. Образовательные: знакомство с семьей как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи; формирование представлений о трудовых обязанностях членов семьи; совершенствовать навыки воспроизведения художественной литературы в процессе драматизации.

2. Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе; развитие связной речи; упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи; воспитывать доброжелательные отношения в процессе проведения драматизации и подготовки к ней.

Предполагаемый результат

Воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких, свою Родину, свой народ, понимать и принимать особенности семейных традиций в православной культуре.

Педагогические технологии:

1. Игровые технологии;

2. ИКТ;

3. Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

4. Здоровьесберегающие технологии (коррекционные технологии – технологии музыкального воздействия).

Методы и приемы 

Наглядно-действенный метод:

- показ;

- рассматривание слайдов;

- проведение дидактических игр;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.

Словесно-образный метод: 

- беседа с элементами диалога;

- ответы на вопросы воспитателя;

- сообщение дополнительного материала воспитателем.

Методическое оснащение:

- Мультимедийное оборудование: (ноутбук, интерактивная доска).

- Другие средства: презентация «Семейный альбом»», изображение радуги на магнитной доске, атрибуты и костюмы для участников инсценировки, танца.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, разучивание стихов, изготовление подарков маме, папе, семейные праздники, проектная деятельность по теме «Моя семья», разучивание песни, танца, подготовка к участию в инсценировке.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас.  Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом, это мир. Это одни на всех радости и печали. Это  привычки и традиции. Это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут править лишь любовь и покой.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…(семья)

А сейчас посмотрите на экран.

Показ презентации «Семейный альбом»

Вступительная беседа.

- Ребята, кого вы увидели? (Ответы детей) А как можно их назвать одним словом? (правильно, семья) Это самые дорогие и близкие люди. В семье жить дружно очень важно. Старших надо слушаться, помогать им, а младших надо защищать, заботиться о них, жалеть.

Дети читают стихотворение

          Семья – это мы, семья – это я.

          Семья – это папа и мама моя.

          Семья – это бабушки две дорогие,

          Семья – и сестренки мои дорогие,

          Семья – это крестная, тети и дяди.

          Семья – это ёлка в красивом наряде.

          Семья – это праздник за круглым столом.

          Семья – это счастье, семья – это дом,

          Где любят и ждут, и не помнят о злом.

  Ребёнок 1-й:      

         Что такое семья?

         Вы спросите меня.

         Я отвечу вам с удовольствием,

         Что семья-это дом,

         Садик мой за окном.

         И семья – это малая Родина!

Ребёнок 2-й:

         Чем крепка семья? – Теплом,

         Без тепла не прочен дом.

         Дунет ветер – нет его,

        Теплый дом важней всего.

Ребёнок 3-й:

        Чем крепка семья? – Добром,

         Без добра тоскует дом,

         В нем вздыхают и страдают,

         Счастье редко в нем бывает.

Ребёнок 4-й:

         Дружбою семья крепка

         И любовью – на века.

         Света крепостью она

         Быть во все века должна!

Дети исполняют песню «Счастливая семья» (слова и музыка Елены Обуховой)

Воспитатель: Есть много пословиц и поговорок о семье. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Пословицы и поговорки о семье.

Дети: «В родной семье и каша слаще», «В семье лад, так не нужен клад», «Дома и стены помогают», В семье согласно, так и дело идет прекрасно», «Человек семьей крепок», «Не будет добра, коли в семье вражда», «Добрая семья прибавит разума ума».

Воспитатель: Ребята, семья – это труд. А сейчас мы узнаем, кто и как трудится в ваших семьях.

Дидактическая игра «Труд в нашей семье» 

Беседа «Семейная палитра»

Творческое задание (работа детей у магнитной доски – выкладывание цветов «семейной палитры» - изображение радуги)

Воспитатель: Каждая семья уникальна и неповторима. Ее можно сравнить с палитрой, на которой находятся разноцветные краски, где каждый цвет имеет определенный смысл. И первый цвет нашей семейной палитры – КРАСНЫЙ.

(Выходит девочка в красной юбке). Этот цвет означает – ЛЮБОВЬ. Любовь – это основание счастливой семьи. Когда мы имеем любовь, то мы живем друг для друга, мы радуемся друг за друга, мы переживаем  друг за друга.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует;

Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего;

Не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.

Все покрывает, всему верит, всего надеется и все переносит. Любовь никогда не     перестает». (цитата из послания св. апостола Павла к Коринфянам)

Воспитатель: Следующий цвет на нашей палитре – ОРАНЖЕВЫЙ. Это цвет радости. Радость  и хорошее настроение очень необходимы любой семье.

Следующий цвет – ЖЕЛТЫЙ. Это ДОБРОТА. Доброта – это вообще вещь удивительная. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми. Давайте поищем, в каких еще словах живет добро (индивидуальные ответы детей):

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ, ДОБРОСОВЕСТНЫЙ, ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ,  ДОБРЫЙ ДЕНЬ,  ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ.

- Ещё с одним цветом на нашей семейной палитре нам необходимо познакомиться – это ЗЕЛЕНЫЙ. С зеленым цветом у нас будет ассоциироваться МИР. Мир в семье – это значит не враждовать друг с другом, уметь уступать друг другу.

- Ещё один цвет на нашей палитре – это ГОЛУБОЙ. Он означает – ВЕЖЛИВОСТЬ. Вежливость очень необходима в семье. А какого человека называют вежливым? Какие вежливые слова вы знаете? (ответы детей)

- Следующий  цвет – СИНИЙ. Синий цвет – это МИЛОСЕРДИЕ. Это слово говорит о сердце, которое любит и жалеет. Есть пословица «Милосердие начинается дома».

Вот мы и добрались до последнего цвета – ФИОЛЕТОВЫЙ. Фиолетовый цвет – это ТЕРПЕНИЕ. Терпение состоит из  очень крепкого материала.

Ребёнок читает стихотворение:

         Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.

         Запомни: от светлых улыбок твоих

         Зависит не только твое настроение,

          Но тысячу раз настроенье других.

Дети исполняют танец «Радуга»

Воспитатель: Сегодня много хороших слов было сказано про семью. А теперь посмотрите сказку про семью, про дружную, всем такую нужную.

Инсценировка сказки «Про семью, про дружную, всем такую нужную».

Сказительница: В деревенском домике с крылечком и трубой жили дед да баба дружною семьей.

Баба: Я бабушка Анюта по дому хлопочу. Без дела не минуты сидеть я не хочу.(Садится на скамейку. Берет вязание. Выходит дед)

Дед: Какой же дом без мужика? Нужна здесь крепкая рука: собачью будку сколотить, в сарае крышу починить. (Садится  на скамейку)

Сказительница: Двор большой у бабы с дедом. Рядом с домом хлев стоит. Там у них корова Зорька, иногда она мычит. Есть у них  и пес Барбос –на него особый спрос.

Пес: Сторож  в доме нужен очень, светлым днем  и темной ночью (убегает)

Кот: И конечно кот Матрос – у него усы и хвост. В шубке серенькой приличной ловит он мышей отлично.

Сказительница: А рядом в городе дети их живут. Мамою и папою их они зовут. Раз осеннею порой вирус гриппа очень злой их деревню навестил – деда с бабою свалил.

Дед: Нету сил моих подняться!

Баба: Как с хозяйством управляться?

Сказительница Песика они зовут (выбегает пес) и задание дают.

Баба: Ох, Барбосик, помоги! В город побыстрей беги: дети пусть берут внучат и скорей сюда спешат.

Дед: Заболели баба с дедом. Пусть скорей сюда приедут.

Сказительница: В город поспешил Барбос. Весть недобрую понес. Час прошел, другой идет… Двери в избу отворились, на пороге появились дети их, бегут, спешат и с собой ведут внучат. (выходят мама с дочкой, папа с сыном).Очень бойкого мальчишку по прозванию Никитка. И веселую девчонку – кареглазую Аленку.

И пошло быстрее дело! Ловко, споро  и умело. Папа Никитки наколол дровишки.

Папа: В печке пламень яркий – будет в доме жарко. (Несёт дрова в дом)

Сказительница: Мама Алены заварила чай зеленый. Малину, травы, мед в горячий чай кладет.

Мама: Пейте, согревайтесь, скорее поправляйтесь.

Сказительница: А внучата, ну поди ты! И Аленка и Никитка во дворе хлопочут бойко, корм дают корове Зорьке.

Аленка: Кушай, Зорька, на здоровье, будет молоко коровье.

Сказительница: Песика не забывают и кота не обижают.

Никитка: Косточки Барбосику.

Аленка: Рыбки для Матросика.

Сказительница: Так и жили, не тужили, деда с бабою лечили, двор в порядке содержали, никого не обижали. Вечерком мирком – ладком проводили за чайком. Деду с бабою нет горя. Отчего умчались хвори? Да не от лекарств, конечно, а от теплоты сердечной. От заботы, ласки…Вот такая сказка! Про семью, про дружную, всем такую нужную!

Воспитатель: Дети, а вы умеете делать добрые дела, помогаете, если кто-то заболеет в вашей семье? (ответы детей)

Рефлексия занятия.

Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей)

Правильно, о семье: о папе, о маме, о бабушке, о дедушке. Как хорошо, что у вас есть семья. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! На свете нет ничего дороже семьи, семейного тепла, поддержки близких. Всё это является основой христианской семьи, а значит веры, надежды, любви!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: "Четыре времени года"

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Четыре времени года»...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Зима»

Задачи: Социально-коммуникативное развитие:v  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.Познавательное развитие...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию для детей подготовительной группы Тема: «Богатыри земли Русской»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотрем сердечные печальки»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему  «Сотр...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: «Право на жизнь и семью»

Цель: формирование правового сознания.Задачи: Обогащать словарный запас детей новыми понятиями, подводить к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей; Воспитывать уважительное отношение к близким; Зна...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-личностному воспитанию в подготовительной группе на тему: "Поговорим о важном".

Дети учатся размышлять о свойствах человеческого характера,  осмысливать  межчеловеческие  отношения....