организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «От счастья ключи – в семье ищи»
план-конспект занятия (старшая группа)
организованной образовательной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе
на тему
«От счастья ключи – в семье ищи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_semya.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 г. Вязьмы Смоленской области
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе
на тему
«От счастья ключи – в семье ищи»
Подготовила воспитатель:
Лисиенкова Галина Ивановна
г. Вязьма
2023 год
Цель занятия: дать понятие о христианском понимании семьи и семьи как базовой ценности общества.
Задачи занятия:
1. Образовательные: знакомство с семьей как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи; формирование представлений о трудовых обязанностях членов семьи; совершенствовать навыки воспроизведения художественной литературы в процессе драматизации.
2. Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; развитие диалогической речи: умение участвовать в беседе; развитие связной речи; упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных, расширить словарный запас; развивать внимание, память, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи; воспитывать доброжелательные отношения в процессе проведения драматизации и подготовки к ней.
Предполагаемый результат
Воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких, свою Родину, свой народ, понимать и принимать особенности семейных традиций в православной культуре.
Педагогические технологии:
1. Игровые технологии;
2. ИКТ;
3. Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
4. Здоровьесберегающие технологии (коррекционные технологии – технологии музыкального воздействия).
Методы и приемы
Наглядно-действенный метод:
- показ;
- рассматривание слайдов;
- проведение дидактических игр;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Словесно-образный метод:
- беседа с элементами диалога;
- ответы на вопросы воспитателя;
- сообщение дополнительного материала воспитателем.
Методическое оснащение:
- Мультимедийное оборудование: (ноутбук, интерактивная доска).
- Другие средства: презентация «Семейный альбом»», изображение радуги на магнитной доске, атрибуты и костюмы для участников инсценировки, танца.
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий, разучивание стихов, изготовление подарков маме, папе, семейные праздники, проектная деятельность по теме «Моя семья», разучивание песни, танца, подготовка к участию в инсценировке.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас. Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом, это мир. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. Это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут править лишь любовь и покой.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…(семья)
А сейчас посмотрите на экран.
Показ презентации «Семейный альбом»
Вступительная беседа.
- Ребята, кого вы увидели? (Ответы детей) А как можно их назвать одним словом? (правильно, семья) Это самые дорогие и близкие люди. В семье жить дружно очень важно. Старших надо слушаться, помогать им, а младших надо защищать, заботиться о них, жалеть.
Дети читают стихотворение
Семья – это мы, семья – это я.
Семья – это папа и мама моя.
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои дорогие,
Семья – это крестная, тети и дяди.
Семья – это ёлка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом.
Семья – это счастье, семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом.
Ребёнок 1-й:
Что такое семья?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья-это дом,
Садик мой за окном.
И семья – это малая Родина!
Ребёнок 2-й:
Чем крепка семья? – Теплом,
Без тепла не прочен дом.
Дунет ветер – нет его,
Теплый дом важней всего.
Ребёнок 3-й:
Чем крепка семья? – Добром,
Без добра тоскует дом,
В нем вздыхают и страдают,
Счастье редко в нем бывает.
Ребёнок 4-й:
Дружбою семья крепка
И любовью – на века.
Света крепостью она
Быть во все века должна!
Дети исполняют песню «Счастливая семья» (слова и музыка Елены Обуховой)
Воспитатель: Есть много пословиц и поговорок о семье. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о семье?
Пословицы и поговорки о семье.
Дети: «В родной семье и каша слаще», «В семье лад, так не нужен клад», «Дома и стены помогают», В семье согласно, так и дело идет прекрасно», «Человек семьей крепок», «Не будет добра, коли в семье вражда», «Добрая семья прибавит разума ума».
Воспитатель: Ребята, семья – это труд. А сейчас мы узнаем, кто и как трудится в ваших семьях.
Дидактическая игра «Труд в нашей семье»
Беседа «Семейная палитра»
Творческое задание (работа детей у магнитной доски – выкладывание цветов «семейной палитры» - изображение радуги)
Воспитатель: Каждая семья уникальна и неповторима. Ее можно сравнить с палитрой, на которой находятся разноцветные краски, где каждый цвет имеет определенный смысл. И первый цвет нашей семейной палитры – КРАСНЫЙ.
(Выходит девочка в красной юбке). Этот цвет означает – ЛЮБОВЬ. Любовь – это основание счастливой семьи. Когда мы имеем любовь, то мы живем друг для друга, мы радуемся друг за друга, мы переживаем друг за друга.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует;
Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего;
Не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.
Все покрывает, всему верит, всего надеется и все переносит. Любовь никогда не перестает». (цитата из послания св. апостола Павла к Коринфянам)
Воспитатель: Следующий цвет на нашей палитре – ОРАНЖЕВЫЙ. Это цвет радости. Радость и хорошее настроение очень необходимы любой семье.
Следующий цвет – ЖЕЛТЫЙ. Это ДОБРОТА. Доброта – это вообще вещь удивительная. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми. Давайте поищем, в каких еще словах живет добро (индивидуальные ответы детей):
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ, ДОБРОСОВЕСТНЫЙ, ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ.
- Ещё с одним цветом на нашей семейной палитре нам необходимо познакомиться – это ЗЕЛЕНЫЙ. С зеленым цветом у нас будет ассоциироваться МИР. Мир в семье – это значит не враждовать друг с другом, уметь уступать друг другу.
- Ещё один цвет на нашей палитре – это ГОЛУБОЙ. Он означает – ВЕЖЛИВОСТЬ. Вежливость очень необходима в семье. А какого человека называют вежливым? Какие вежливые слова вы знаете? (ответы детей)
- Следующий цвет – СИНИЙ. Синий цвет – это МИЛОСЕРДИЕ. Это слово говорит о сердце, которое любит и жалеет. Есть пословица «Милосердие начинается дома».
Вот мы и добрались до последнего цвета – ФИОЛЕТОВЫЙ. Фиолетовый цвет – это ТЕРПЕНИЕ. Терпение состоит из очень крепкого материала.
Ребёнок читает стихотворение:
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроение,
Но тысячу раз настроенье других.
Дети исполняют танец «Радуга»
Воспитатель: Сегодня много хороших слов было сказано про семью. А теперь посмотрите сказку про семью, про дружную, всем такую нужную.
Инсценировка сказки «Про семью, про дружную, всем такую нужную».
Сказительница: В деревенском домике с крылечком и трубой жили дед да баба дружною семьей.
Баба: Я бабушка Анюта по дому хлопочу. Без дела не минуты сидеть я не хочу.(Садится на скамейку. Берет вязание. Выходит дед)
Дед: Какой же дом без мужика? Нужна здесь крепкая рука: собачью будку сколотить, в сарае крышу починить. (Садится на скамейку)
Сказительница: Двор большой у бабы с дедом. Рядом с домом хлев стоит. Там у них корова Зорька, иногда она мычит. Есть у них и пес Барбос –на него особый спрос.
Пес: Сторож в доме нужен очень, светлым днем и темной ночью (убегает)
Кот: И конечно кот Матрос – у него усы и хвост. В шубке серенькой приличной ловит он мышей отлично.
Сказительница: А рядом в городе дети их живут. Мамою и папою их они зовут. Раз осеннею порой вирус гриппа очень злой их деревню навестил – деда с бабою свалил.
Дед: Нету сил моих подняться!
Баба: Как с хозяйством управляться?
Сказительница Песика они зовут (выбегает пес) и задание дают.
Баба: Ох, Барбосик, помоги! В город побыстрей беги: дети пусть берут внучат и скорей сюда спешат.
Дед: Заболели баба с дедом. Пусть скорей сюда приедут.
Сказительница: В город поспешил Барбос. Весть недобрую понес. Час прошел, другой идет… Двери в избу отворились, на пороге появились дети их, бегут, спешат и с собой ведут внучат. (выходят мама с дочкой, папа с сыном).Очень бойкого мальчишку по прозванию Никитка. И веселую девчонку – кареглазую Аленку.
И пошло быстрее дело! Ловко, споро и умело. Папа Никитки наколол дровишки.
Папа: В печке пламень яркий – будет в доме жарко. (Несёт дрова в дом)
Сказительница: Мама Алены заварила чай зеленый. Малину, травы, мед в горячий чай кладет.
Мама: Пейте, согревайтесь, скорее поправляйтесь.
Сказительница: А внучата, ну поди ты! И Аленка и Никитка во дворе хлопочут бойко, корм дают корове Зорьке.
Аленка: Кушай, Зорька, на здоровье, будет молоко коровье.
Сказительница: Песика не забывают и кота не обижают.
Никитка: Косточки Барбосику.
Аленка: Рыбки для Матросика.
Сказительница: Так и жили, не тужили, деда с бабою лечили, двор в порядке содержали, никого не обижали. Вечерком мирком – ладком проводили за чайком. Деду с бабою нет горя. Отчего умчались хвори? Да не от лекарств, конечно, а от теплоты сердечной. От заботы, ласки…Вот такая сказка! Про семью, про дружную, всем такую нужную!
Воспитатель: Дети, а вы умеете делать добрые дела, помогаете, если кто-то заболеет в вашей семье? (ответы детей)
Рефлексия занятия.
Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей)
Правильно, о семье: о папе, о маме, о бабушке, о дедушке. Как хорошо, что у вас есть семья. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! На свете нет ничего дороже семьи, семейного тепла, поддержки близких. Всё это является основой христианской семьи, а значит веры, надежды, любви!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по пат-риотическому воспитанию в подготовительной группе по теме: «Защитники Отечества»
Встреча детей с военнослужащим....
Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: "Четыре времени года"
Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Четыре времени года»...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Зима»
Задачи: Социально-коммуникативное развитие:v Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.Познавательное развитие...
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию для детей подготовительной группы Тема: «Богатыри земли Русской»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотрем сердечные печальки»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотр...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: «Право на жизнь и семью»
Цель: формирование правового сознания.Задачи: Обогащать словарный запас детей новыми понятиями, подводить к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей; Воспитывать уважительное отношение к близким; Зна...
Конспект организованной образовательной деятельности по социально-личностному воспитанию в подготовительной группе на тему: "Поговорим о важном".
Дети учатся размышлять о свойствах человеческого характера, осмысливать межчеловеческие отношения....