Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию для детей подготовительной группы Тема: «Богатыри земли Русской»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_konkurs.docx | 483.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
организованной образовательной деятельности
по духовно-нравственному развитию
для детей подготовительной группы
Тема: «Богатыри земли Русской»
Разработал и провел: воспитатель
МБДОУ «Детский сад №133 «Почемучка»
города Чебоксары Чувашской Республики
Ружьева Марина Витальевна
город Чебоксары
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи:
- закреплять название элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина;
- развивать интерес к истории России;
- активизировать и обогащать словарь по теме Отечество, Отчизна, Русь, славяне, кольчуга, палица, булава и др.;
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; развивать интерес к творчеству художника В.М. Васнецова.
Предварительная работа: рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря», чтение отрывков былин о героях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», слушание в записи «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», заучивание пословиц об Отчизне, Родине, рассматривание костюмов русских богатырей, раскрашивание раскрасок о богатырях, беседы с детьми о Древней Руси, о русских богатырях.
Оборудование: экран, проектор, головные уборы (или картинки с головными уборами) следующих профессий – космонавта, милиционера, шахтёра, строителя, моряка; альбомный ватман,конверты с деталями костюма богатыря; аудиозапись «Богатырская наша сила» А. Пахмутова.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!С древних пор на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте друг с другом поздароваемся и поклонимся, как в старину.
(Дети говорят друг другу приветственные слова с поклоном.)
Дети садятся на стулья.
Водная беседа
Воспитатель: Традиция защиты Отечества существует с давних пор. В давние-давние времена наша страна называлась Русь. Когда на Русь нападали враги, на её защиту вставали самые смелые, самые отважные, самые храбрые, решительные, мужественные защитники. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
СЛАЙД: картина “Три богатыря”.
Воспитатель: Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Кого мы здесь видим?
Дети: Мы видим трёх богатырей.
Воспитатель: Богатыри - слово древнее. Что оно означает?
Дети: Богатырь - сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.
Воспитатель: Правильно. Так выглядели защитники земли русской. Каким должен быть богатырь, как вы думаете?
Дети: Богатырь должен быть сильным, отважным, бесстрашным, решительным, героическим, храбрым, мужественным, доблестным, справедливым, мудрым, стойким, суровым и беспощадным к врагам, умным, смекалистым и т. д.
Воспитатель: Верно, именно таким и должен быть богатырь. Вспомните, пожалуйста, как их зовут?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Воспитатель: Что делали богатыри?
Дети: Богатыри защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на Илью Муромца. Куда он так внимательно смотрит, как вы думаете?
Дети: Он смотрит, не идёт ли где враг.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, что на них одето. Я показываю указкой, а вы называете.
Дети: Шлем, кольчуга,
Воспитатель: Что в руках у богатырей?
Дети: У Добрыни Никитича – меч и щит, у Алёши Поповича – лук, у Ильи Муромца – палица.
Воспитатель: Правильно. Почему они так одеты?
Дети: Они готовы к бою, готовы защищать.
Воспитатель: А мы сейчас поиграем в игру.
Игра «Будь внимателен»
Воспитатель: Встаньте все в круг. Я буду называть разные качества воинов. Если они подходят богатырям, то вы делаете шаг вперед, а если нет, то шаг назад.
Храбрый
Трусливый
Сильный
Хвастливый
Справедливый
Слабый
Мужественный
Скромный
Воспитатель:А теперь я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей:
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)
Воспитатель: Кто из богатырей вам больше нравится?
Дети:
-Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.
-А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не
богатырской силой, а хитростью да ловкостью.
-Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он
красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.
-А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.
Воспитатель: но так выглядели и таким оружием пользовались русские воины-богатыри в глубокой древности. А потом их одежда и оружие изменили свой вид и выглядели они вот так.
СЛАЙД: фигуры русских воинов.-
Своими богатырями славилась и чувашская земля. Одним из героев является Улып. Переводится как «вождь» и как «великан». Чуваши наделили героя неимоверным ростом и необычайной силой, который выполнял роль покровителя и защитника народа.
СЛАЙД: чувашский богатырь Улып.
Физкультминутка
Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим, (Руку правую подносим козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть
из-под ладошек (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево – вправо (руки на поясе наклоны влево – вправо)
Получается на славу! (Руки вверх)
Воспитатель: Ребята, а разве в мирное время не бывает богатырей? Ведь не только военные, но и космонавты, моряки, лётчики, пожарные и другие люди мужественных и отважных профессий имеют право называться богатырями. Все ребята любят мечтать, играть в военных, изображать лётчиков, моряков, космонавтов. Кем бы вы хотели стать, когда станете взрослыми? Есть ли среди вас ребята, которые мечтают о таких профессиях?
Ответы детей
ИГРА «Угадай-ка!»
На столе в закрытых коробках лежат головные уборы (или картинки с головными уборами) космонавта, полицейского, шахтёра, моряка, строителя, пожарного. Дети по очереди подходят к коробке, достают головной убор, угадывают - чей он. Все дети учили стихи про эти профессии, чью профессию назвали, тот ребёнок рассказывает стихотворение.
Воспитатель: Как мы с вами видим, в нашей стране живёт немало людей, достойных называться богатырями России.
А сейчас я вам предлагаю мальчикам самим смастерить богатырей.А так как наши девочки не могут быть богатырями, они будут украшать платочек-оберег.
( На подносах: контуры богатырей, одежда и оружие).
Во что мы «оденем» богатыря?
( Рубаху, штаны, сапоги, кольчугу, шлем).
Какое оружие «дадим»?
( Копье, щит, меч).
Дети приклеивают одежду и оружие, дорисовывают лицо.
Оформление панно «За Русь святую».
Самостоятельная работа детей
Воспитататель: Напоследок мы с вами,ребята, поиграем в игру.
Игра «Да-нет»
Наша Родина сильна? (Да)
И у нас она одна? (Да)
На Руси богатыри есть? (Да)
Им всегда хвала и честь? (Да)
Илья Муромец герой? (Да)
Он был самый молодой? (Нет)
Соловья он победил? (Да)
Из автомата подстрелил? (Нет)
Алёша Попович тоже герой? (Да)
Он сильный, смелый, молодой? (Да)
Карабаса в бою победил? (Нет)
На танках боролись богатыри с врагом? (Нет)
Они воевали с мечом и копьём? (Да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым? (Нет)
Он змея сумел победить своей силой? (Да)
Гордимся мы нашими богатырями? (Да)
Хотим ли быть такими же сами? (Да)
Воспитатель: Наше знакомство с прошлым подходит к концу. Желаю, что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. Я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познание» старшая возрастная группа Тема: «Богатыри земли русской»
Цель:Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русскойЗадачи: -Закрепить названия элементов костюма русского бога...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: « Богатыри земли русской»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Формировать представление о богатыре как героическ...
Конспект НООД по рисованию для детей подготовительной группы Тема: «Богатыри земли русской»
Конспект занятия знакомит детей с картиной художника В.М. Васнецова "Богатыри" Далее дети от полученного впечатления просмотра картины, рисуют богатырей....
Образовательная область «Социализация». Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Богатыри земли русской».
Дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества;сообщить детям элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о бо...
Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".
Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Богатыри земли русской».
Занятие проводилось в рамках проекта "Богатыри земли русской"....
Конспект занятия по полихудожественному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Богатыри земли русской»
Цель: формирование патриотических чувств у детей дошкольного возрастаЗадачи: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитн...