Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении
материал

Игонина Инна Юрьевна

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»   Д. С. Лихачёв

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Доклад  на тему :

«НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

        

Подготовлен ст. воспитателем Игониной И.Ю.

        Дата проведения: 21.10.2022г

Нравственное воспитание дошкольников.

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»   Д. С. Лихачёв

 НВ –неотъемлемая часть  ОО «Социально- коммуникативное  развитие»  и нацелено на  реализацию следующих задач:

 Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и

нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оцени-

вать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к

своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Данная тема  не теряет своей актуальности никогда.Независимо от политических условий и особенностей общественной жизни страны воспитание нравственной личности всегда являлось важной задачей в дошкольном учреждении.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

Исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.). [1]

С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. [2]

  Организуя ОД, педагог всегда ставит перед собой цель- реализация к-либо  образовательной задачи в ходе этой деятельности: вежливо вести себя, не перебивать, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку.

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убеждённость в значимости нравственных норм.

 Воспитание личности начинается еще задолго до поступление ребенка в дошкольное учреждение. Семья—главный институт, дающий первые представления о НВ.

 И формирование НП представлений  возможно только  при тесной взаимосвязи  с  семьей, как основной  хранительницей национальных традиций.

Назовите  кто участвует в процессе НПВ? (варианты )  ,

 РОДИТЕЛИ  - ДЕТИ-ПЕДАГОГИ

Это тесное  сотрудничество, преследующее  следующие цели:                                                                    

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа и уважения к представителям других национальностей;

формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт)

воспитание уважительного отношения к труду

Рассмотрим, в каких же ситуациях мы с вами решаем вопросы НПВ

Вместе с родителями в ДОУ возможна  организация  мероприятий ,например , выставка «Осенние фантазии»: не только поддержали интерес ребенка, но и восхитились

Красотой ивановского края,  повторили название окружающих деревьев, выявили  свойства и особенности природных материалов  учились делать все аккуратно, к просьбе воспитателя отнеслись ответственно.

 Ребенок приходит в ДС, и часто приносит предметы из дома- родные  вещи. И  эти поделки тоже таковыми являются.

Сегодня мы проводим голосование. На листочках укажите номер понравившейся работы. И отнесите его в корзинку голосов.

Такое  нравственное качество , как  забота о братьях меньших  формируется  в момент, когда проходит акция «Покормите птиц». Дети и родители  повторяют названия птиц , зимующих в регионе , а так  же перелетных птиц.

СЛАЙД 3: «Покормите птиц»

 Родители помогают нам в участии в конкурсах: «Маленькая Фея 2022г.» 2 участницы Вика Л, и Рита З. принимали участие и награждены дипломами. Тема  конкурса  была посвящена народным  традициям .

СЛАЙД 4_-6

В 2020году проходила  Всероссийская перепись населения. адрес, Дети с удовольствием приняли участие в игре. Но выяснилось, что  назвать свое ФИО, имена  родителей и членов своей семьи могут не все детки. Обратите внимание. Уделите на это  время.

СЛАЙД 7

НПВ немыслимо без сохранения традиций народа и передачи знаний о культуре и наследии. Дети с удовольствием играют в РН Игры. Дети пришли в гости к хозяюшке, она читала им загадки о природе, овощах. Играла с ними в РНИ «Картошка», «Золотые ворота»

СЛАЙД 7«ХОЗЮШКА»

Коллектив дошкольных групп участвует  в районном мероприятии «Капустник»

СЛАЙД 8 «Капустник»

В дошкольных группах проводятся капустники, с привлечением родительской общественности.

Дети очень любят   театрализованные постановки, с удовольствием участвуют в них.  В постановках используются  сюжеты  РН Сказок. Родители помогают в изготовлении костюмов и реквизита.

СЛАЙД 9 -10«ТЕАРТ»

НПВ- это гордость за победу наших дедов  в  ВОВ. Ежегодно, в день Памяти и скорби, 22 июня мы выходим на митинг к обелиску  павшим воинам , где вместе с ветеранами  читаем стихи, возлагаем  цветы  к памятнику героев. С родителями и близкими дошкольники приходят к обелиску в ДЕНЬ ПОБЕДЫ.

СЛАЙД11-15 « С ВЕТЕРАНАМИ»

Эффективность процесса нравственного воспитания в ДОУ обеспечивается посредством:внедрения технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс; дифференцированного подхода, ориентированного на психофизиологические и личностные особенности детей старшего дошкольного возраста и особенности национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала;

построение системы воспитания по принципу «от близкого к далёкому».

В заключение стоит отметить, что воспитательное воздействие необходимо оказывать на все сферы жизни дошкольника одновременно. Недостаточное внимание к эмоциональному, оценочному или поведенческому компоненту ведёт к общей незрелости нравственных и духовных качеств.                                                                                             Семейный календарь. Интересные _______идеи для проектов рождаются  благодаря семейному календарю , который может помочь родителям  научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком.

Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна — сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная,

проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.

Сопровождающая инвариантная часть календаря, разрабатываемая педагогами с учетом воспитательно-образовательной работы в детском саду,

может включать следующие сведения: о сезоне, а также о сезонных народных

праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста

детей; о всемирных, всероссийских государтвенных, областных, городских, районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации с детьми бесед о профессиях; о мероприятиях, проводимых для семей воспитанников в детском саду (консультациях,заседаниях клуба и пр.); о репертуаре театров и рекомендации о проведении«дня театра» в семье; о музеях города и об организуемых выставках, рекомендации по проведению «дня музея» в семье; о концертах и рекомендации по их посещению вместе с ребенком; афоризмы о воспитании; рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье — семейного чтения, семейных прогулок на природу, экскурсий в музей, на выставки, к достопримечательностям (погружение в историю и культуру района, города, села),художественной деятельности и т. п.

Вторая, вариативная часть, планируемая семьей, может содержать

следующие сведения: о семейных праздниках — днях рождения членов

семьи, родных (именины), друзей семьи (в том числе друзей ребенка),а также о днях памяти в семье; о семейных прогулках, поездках и др.; о семейном отдыхе (отпуск родителей); о достижениях ребенка.

Оформляя семейный календарь, педагоги и родители в полной мере

могут проявить свои художественно-оформительские способности.

Семейный календарь рождает у родителей и прародителей идеи будущих совместных дел в семье и детском саду. Мудрость хранят русские пословицы и поговорки:

«Чего в других не любишь, того сам не делай. Друзья познаются в несчастье. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Воля и труд дивные всходы дают».

Таким  образом, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "...Уж постоим мы головою за Родину свою..." Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Новиковой Натальи Петровны воспитателя МБДОУ ДС № 27 г. Железнодорожный

Презентация может быть использована для знакомства детей с событиями Отечественной войны 1812 года, а так же на родительских собраниях и методических обЪединениях, как представление опыта работы педаг...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...

Презентация Опыт работы По теме: «Экологическое воспитание в дошкольном учреждении»

Выбор данной темы обусловлен тем, что 2017 год в России объявлен годом экологии....

С чего начинается Родина? (опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста)

В последние годы проблема нравственно патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства...