опыт работы «Формирование нравственно - патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста посредством использования кинезиологических упражнений»
учебно-методический материал (младшая группа)

Михайлова Влада Владиславовна "(*-*)"

Предоставление опыта работы на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mihaylova_v.v.docx14.33 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТАЙШЕТСКОГО РАЙОНА МКУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ТАЙШЕТСКОГО РАЙОНА»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО

Опыт работы

на тему: «Формирование нравственно - патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста посредством использования кинезиологических упражнений»

Подготовила воспитатель МКДОУ Шелаевского детского сада Михайлова  В. В.

2024 год

Вступительное слово:

Здравствуйте, дорогие коллеги, участники методического объединения!

Я очень рада встрече с вами! Я представляю вашему вниманию свой опыт

работы по теме « Формирование нравственно - патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста посредством использования кинезиологических упражнений ».

Актуальность: 

Многое из жизни наших предков уже утрачено. Воспитание чувств у ребенка, в том числе патриотических, с первых лет жизни - важная задача. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире с помощью кинезиологических упражнений. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и перевоспитания юных патриотов. Все стороны образовательного процесса участвуют в этой работе в единых отношениях: дети, сотрудники детского сада, родители.

Цель: 

Повышение профессионального уровня педагогов, формирование опыта по использованию кинезиологических упражнений, формирующих нравственно патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- формирование представлений о эффективной организации оздоровительной работы;

- демонстрация различных кинезиологицеских упражнений повышающих уровень нравственно - патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;

- стимуляция познавательного интереса, активности участников

методического объединения.

Основная часть:

Ученые располагают многочисленными доказательствами того, что степень утомляемости, уровень невротического состояния, эмоциональный комфорт   и, в конечном счете, состояние здоровья детей от 1,5 до 7 лет зависят не только от объема учебной нагрузки, но и от методов, режимов и педагогических технологий, применяемых в воспитательно - образовательном процессе, и поэтому я в своей работе использую кинезиологию.

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эта программа помогает снизить утомляемость, является первой ступенькой для формирования произвольности и развития речи. В комплексы упражнений включены дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, на релаксацию и самомассаж формирующие нравственно патриотические чувства у дошкольников.

Для успешного проведения занятий с детьми необходимо соблюдение некоторых условий:

- заставлять заниматься «через силу» не эффективно,

- выполнение упражнений должно быть результативным,

- занятие должно приносить радость ребенку,

- время выполнения упражнений не может быть долгим.

- очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.

- занятия проводятся ежедневно в первой половине дня 5 минут.

- упражнение с малышами необходимо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой, в завершении двумя руками вместе.

- указания ребёнку должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.

Кинезиологические упражнения я использую как часть развивающих занятий, которые проходят 3 раза в неделю. В другие дни эти упражнения являются частью динамических пауз, утренних гимнастик и гимнастик после сна, или проводятся перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Использую групповую и индивидуальную форму работы, как элемент занятия, утренней гимнастики и гимнастики после сна, физминутка, игра, развлечение. Провожу занятия в первую и во вторую половину дня.

 Как известно игра - это основной вид деятельности дошкольников в детском саду. Для своей работы с детьми я  пополнила предметно-пространственную среду:

•Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии.

• Иллюстрированная картотека «Кинезиологические упражнения».

• Дидактические пособия «Кинезиологический тренажер» - «сенсорные дорожки»

В своей работе по воспитываю патриотические чувства детей младшего дошкольного возраста я применяю несколько комплексов кинезиологических упражнений, кинезиологических сказок и кинезиологических игр.

Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение - двумя руками вместе.

Растяжки

«Снеговик» 

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Тряпичная кукла и солдат»

 Исходное положение - стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Дыхательные упражнения

«Надуй шарик»

Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Телесные упражнения

«Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 5 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 5 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Маршировка»

Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг

левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

«Дерево»

Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, стряпать

голову в колени, колени обхватить руками. Это - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер - раскачивать тело, имитируя дерево. (3-5раз)

Упражнения на релаксацию

Использую упражнения на релаксацию снятие внутреннего напряжения, расслабление.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы гуляете по полю. Вас окружает свежий запах трав, аромат цветов. Вот слышно, как стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. Вы чувствуете нежное прикосновение солнечных лучей. Лучи согревают ваше тело: руки, ноги, лицо. Один луч коснулся губ и подарил вам улыбку. Вам очень тепло и приятно от этих прикосновений. Неподалеку слышно журчание реки «Бирюсы». Вы опускаете руки в воду и чувствуете прохладу. Вам нравится находиться на этой поляне. Нравится голубое небо, игривые лучи солнца, аромат цветов, пение птиц, журчание воды. Полюбуйтесь картиной, которая вас окружает. Все это наполняет вас зарядом бодрости и энергии. Вы чувствуете хорошее настроение, радость жизни. Здесь может произойти что - то чудесное и волшебное. Упражнение подходит к концу. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. На счет «три» открывайте глаза.

 «Ковер-самолет»

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет минусовка «Детские - облака»

Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают ваши дома, поля, леса, река Бирюса и озеро Солонецкое… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза…) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Упражнения для развития мелкой моторики

«Пальчики здороваются»

 Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде - Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Повстречал ежонка еж: «Здравствуй братец! Как живешь?»

«Домик»

 Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (4 раз)

«Ладошки» 

Обыкновенное хлопанье в ладоши, только тыльная сторона ладони находится сверху. На счет раз - сверху правая рука, на счет два – левая рука.

Я пеку, пеку, пеку,

Деткам всем по пирогу,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай мамочка

Вкусные два пряничка.

«Лезгинка»

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 3-5 раз

«Ожерелье»

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Будет мамочка моя,

Самая счастливая.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Зайчик – кольцо» 

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко не простое –

Блестит, словно золотое.

Глазодвигательные упражнения

 «Глаз - путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам группы различные картинки семья, животных, фотографий достопримечательностей села, и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

Пальчиковые гимнастики

 «Новый год»

Наступает Новый год!    (хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод.   (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, светятся фонарики.    (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар фонарики)

Вот сверкают льдинки, кружатся снежинки.  (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет, всем подарки он несет. ( пальцы шагают по коленям или по полу трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, (по очереди массажируем каждый палец) 

 «Урожай»
Овощи растут на грядке. (скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы)

Посчитай их по порядку: (соединить по очереди пальцы на двух руках)

Капуста, перец, огурец, (кулак, ребро, ладонь)

Я сегодня молодец. (гладим себя по груди)

На грядке овощи растут, (скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы)

Что же мы увидим тут? (соединить по очереди пальцы на двух руках)

Картофель, помидор, морковь, (кулак, ребро, ладонь)

Мы себя похвалим вновь. (гладим себя по груди)

«Весна»
Весна, весна, (трем ладошки друг о друга). 

Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)

Весна, весна, (трем ладошки друг о друга).

Погляди! (ладони на щеки)

Деревья просыпаются. (плавное движение ладонями).

Тихо почки распускаются. (ладони гладят по коленям)

Солнце греет нас,  (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
С юга прилетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

Ветер к нам в окно стучится. (барабанить пальцами по одной, то по другой ладони)

«Найди животных»

Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям)

Что же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)

Там деревья подрастают, К солнцу ветки направляют. (одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза -

кулаками)

Животных мы хотим найти. (одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) -дети по очереди называют диких животных

По деревне мы шагаем, (пальцы шагают по столу (коленям)

Видим будки и сараи. (одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза -

кулаками) Животных мы хотим найти. (одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) - дети по очереди называют домашних животных

В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям) Очень долго удивлялись (одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза -

кулаками) Животных мы хотим найти. (одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) - дети по очереди называют животных жарких стран.

 Комплекс эмоционально - стимулирующей гимнастики

Образная гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, потешек.

Построение лицом в круг, держась за руки   (Ходьба в круг, держась за руки.)

Тра-та-та, тра-та-та,                     (ходьба назад, расширение круга)

Растворились ворота,                  

А оттуда, из ворот                        (сужение круга)

Вышел маленький народ             (расширение круга)

Один дядя - вот такой,              (имитация различных видов ходьбы)

Другой дядя - вот такой,           (прихрамывая)

Третий дядя вот такой,                 (подпрыгивая)

А четвертый вот такой,                 (вразвалочку)

Одна тетя - вот такая,                    (на носочках)

А вторая - вот такая,                      (с высоко поднятыми коленями)

Третья тетя - вот такая,

А четвертая - такая.

 (Текст можно дополнить  « Один мальчик вот такой, одна девочка такая...»)

Тра-та-та, тра-та-та,                      (оздоровительный бег 3-4 круга)

Бегать нам пришла пора.

«Транспорт»

Уже круг, шире круг. Видим руки. Нету рук.

Упражненье начинаем, Руки выше поднимаем.

Кулачки зажали. Тихо посчитали:1, 2, 3, 4, 5.

Ручки могут отдыхать. Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Оказались за рулем - Мы машину вдаль ведем.

Крепко руль держали. Ехали-устали.

Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

На корабль мы попали, Волны сильно нас качали.

Чтоб случайно не упасть, Ноги нужно напрягать.1, 2, 3, 4, 5.

Ноги могут отдыхать.

Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Вот мы на велосипеде Едем, едем, едем, едем.

Все проехали дороги,

Отдыхают наши ноги. Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Набежала черная туча - Мы глаза зажмурим лучше.

Все лицо мы напрягаем, Теперь спокойно отдыхаем.

Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились.

Дождь пошел и сильный ветер - Задрожали наши дети.

Все наше тело в напряженье,

Очень трудно без движенья.1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать.

Всем, конечно, очень нравится, лечь, глаза закрыть, расслабиться.

Оценивая результаты, необходимо отметить, что дети, с которыми систематически проводила занятия, показали наиболее яркие достижения в формировании нравственно патриотических чувств. Они научились проявлять себя естественно, меньше стесняются выражать свои эмоции, проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, а также повышенную эмоциональность в процессе выполнения кинезиологических упражнений.

В дальнейшем я буду продолжать заниматься с детьми. За это время, я думаю, методика поможет детям осваивать учебные навыки, улучшить результаты развития интеллектуальных способностей, укрепить психологическое здоровье. Некоторые родители говорили, что дети стали немного усидчивее, внимательнее, дети становятся ближе друг к другу, общительнее.

В заключение я хочу сказать, что во всем важна последовательность, терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности.

Решение проекта:

1.        Прошу коллег принять информацию к сведению.

2.        Педагогам рекомендую в своей практике использовать опыт работы по применению кинезиологических упражнений на практике.

3.        Рекомендую коллегам применять кинезиологические упражнения предложенные в практической работе для формирования нравственно - патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.

4.        Организовать взаимодействие со специалистами на базе своего детского сада по использованию кинезиологических упражнений в ходе образовательной деятельности.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей детского сада по теме: "Формирование нравственно - патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через народный фольклор"

Презентация рассказывает как выстроить работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию нравственно - патриотических качеств используя народный фольклор....

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством использования сказок

Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение л...

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...

С чего начинается Родина? (опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста)

В последние годы проблема нравственно патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства...

Доклад представления опыта работы «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через квест-игру «Пропавшие краски»

Доклад выступления на районном методическом объединении воспитателей ДОУ младшего дошкольного возраста...