Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте
план-конспект занятия (старшая группа)

Ларшина Елена Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Звуки гласные и согласные А, У, О, И, 

 К.Л,М,Н.С.Ш,Р,Х.

Цель: закрепление произношения и различение гласных и согласных звуков.

Задачи:

- закрепить понятия «гласный, согласный» звук

- развитие фонематического слуха

- учить детей различать звуки по месту образования

- учить определять наличие звука в словах и его место в слове (начало)

- учить составлять звуковой анализ слогов и слов МАК.

Ход занятия: Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Вос

Ребята, давайте вспомним  как называются звуки, которые можно пропеть, протянуть?

Дети: 

-гласные звуки.

Вос:

Как произносятся гласные звуки? (голосом, преграды нет)

Гласные звуки умеют

Громко кричать

Петь, завывать и баюкать,

Но не шипеть и журчать.

Вос:

- Каким цветом обозначаются гласные звуки на схеме? (красным, фишка красного цвета).

Вос:

- Давайте вспомним, звуки мы что делаем? (слышим и произносим)

Ребята, а с какими звуками вы уже познакомились на прошлых занятиях? 

 Дети:

А.О, У, И, К.Л,М,Н.С.Ш,Р,Х.

Вос:

- Молодцы!
Звуки живут они в одной волшебной стране. Там дома у жителей синего  и красного цвета. Какого цвета домики у гласных звуков?

Дети: они живут в красных домиках.

Вос:

 А в каких домиках живут согласные звуки?
Дети: В синих  домиках.

 Вос:

умеют петь согласные звуки?

(Нет, петь без гласных звуков согласные звуки не умеют, есть преграда).

Поэтому они с ними живут в дружбе и согласии.

Вос:

 А когда соединяются согласные с гласными, что они образуют?
Дети: Слоги.

Вос:

А если соединим слоги, что получится?

Слово.

Игра «Пропой любой гласный звук» (работа с детьми)

А какие согласные звуки мы уже знаем?

- К.Л,М,Н.С.Ш,Р,Х

Вос:

 почему они согласные?

Дети: Они не поются и живут в синем домике.

 

Игра: «Хлоп-Топ»

Если гласный звук услышишь - делай топ-топ-топ, а согласный звук услышишь - делай хлоп-хлоп-хлоп 

А, У, О, И, К,Л,М,Н,С,Ш,Р,Х.……… (произношу четко!).

Отгадай, какой звук назову (по губам).

- учить определять наличие звука в словах и его место в слове (начало).

Отгадайте загадку:

Длинный тонкий стебелек.

Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк –

Это ярко-красный ...(мак)

Проводится звуковой анализ слова: Звуковой анализ слова МАК.

Выставляется на доску картина – схема слова МАК

У детей на столах такие же картинки-схемы.

Как вы думаете, сколько звуков в слове МАК? (три).

Как вы догадались? (три клеточки).

Инструкция:

1. Скажите, какой первый звук в слове? (м).

2. Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, твердый).

3.Каким кружком обозначим звук М? (синим).

4. В какую клеточку надо поставить этот кружок? (В первую. Это первый звук в слове.)

5. Обозначьте первый звук в слове у себя на карточках.

6. Послушайте второй звук в слове МАК.

Воспитатель ведет указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука (мААк).

7. Назовите второй звук в слове МАК (а).

8. Скажите, что вы знаете про этот звук А? (гласный).

9. Каким кружочком мы обозначим звук А? (красным).

10. Скажите, в какую клеточку поставим этот кружок? (Во вторую. Это второй звук в слове.)

11. Обозначьте второй звук у себя на карточках.

Аналогичным образом выделяется третий звук слова.

Инструкция: Посмотрите внимательно на звуковую схему слова МАК.

Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

Назовите звук перед звуком А, после звука А, перед звуком К, после звука М, между звуками М и К.

- Молодцы, второе задание выполнили правильно.

Игра: «Хлоп-Топ»

Если гласный звук услышишь - делай топ-топ-топ, а согласный звук услышишь - делай хлоп-хлоп-хлоп 

А, У, О, И, К,Л,М,Н,С,Ш,Р,Х.……… (произношу четко!).

Отгадай, какой звук назову (по губам).

- учить определять наличие звука в словах и его место в слове (начало).

Вос;

 А сейчас мы будем  составлять звуковой анализ слова МАК.

Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь – а у цветка
Больше на два лепестка.

Подведение итога занятия.

- Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось? (ответы детей)

- В чем испытали трудность? (ответы детей).

Молодцы ребята, а сейчакс выберите смайлики у кого какое настроение.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте Тема: «Путешествие в сказочный лес»

           В процессе работы сделала вывод, что можно достичь более высоких результатов, если проводить обучающую деятельность с использование...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте детей с использованием занимательных игр.

Приходит герой Незнайка., который хочет поиграть с детьми, но его  неожиданно похищает Баба Яга.Чтобы его спасти нужно  правильно выполнить задание и открыть семь дверей....

Конспект занятия в старшей группе, по обучению грамоте на тему: «Строим дом»

Программное содержание:Учить определять место звука в слове, учить делать звуковой анализ, подбирать слова к схемам; учить составлять распространенные предложения. Развивать логическое мышление, памят...

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Гласный звук У, Буква У.»

Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.Определение количества слогов в словах.Дидактическая игра «Телеграф».1. Анализ звука У.Звук У тоже произносится ...

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте...