Методические рекомендации по коррекционной работе с детьми с нарушением слуха прошедших через процедуру кохлеарной имплантации (КИ).
статья

Терентьева Наталья Васильевна

Методические рекомендации по коррекционной работе с детьми с нарушением слуха прошедших через процедуру кохлеарной имплантации (КИ).

После установки КИ и первичной НАСТРОЙКИ РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССОРА дети начинают слышать окружающие их звуки, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЭТАПОМ РЕАБИЛИТАЦИИ.
Настройка заключается в том, что специалист с обратной связью от пациента определяет пороги стимуляции электричеством сохранившихся волокон слухового нерва и выставляет наиболее эффективные и комфортные для ребёнка параметры.
Дети слышат, но насколько хорошо они это делают, они и сами пока не совсем понимают. Малышам, даже успевшим в жизни поносить слуховые аппараты, просто не с чем сравнивать, ведь у них была большая степень тугоухости, с другой на операцию не идут. Это сложный этап, тем более, что и обратную связь маленькие пациенты толком дать не могут. Первичные настройки речевого процессора малышам производят сразу после заживления раневой поверхности, которая продолжается примерно месяц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metodicheskie_rekomendatsii.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по коррекционной работе с детьми с нарушением слуха прошедших через процедуру кохлеарной имплантации (КИ).

После установки КИ и первичной НАСТРОЙКИ РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССОРА дети начинают слышать окружающие их звуки, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЭТАПОМ РЕАБИЛИТАЦИИ.
Настройка заключается в том, что специалист с обратной связью от пациента определяет пороги стимуляции электричеством сохранившихся волокон слухового нерва и выставляет наиболее эффективные и комфортные для ребёнка параметры.
Дети слышат, но насколько хорошо они это делают, они и сами пока не совсем понимают. Малышам, даже успевшим в жизни поносить слуховые аппараты, просто не с чем сравнивать, ведь у них была большая степень тугоухости, с другой на операцию не идут. Это сложный этап, тем более, что и обратную связь маленькие пациенты толком дать не могут. Первичные настройки речевого процессора малышам производят сразу после заживления раневой поверхности, которая продолжается примерно месяц.
Минимальное количество настроек речевого процессора в первый год – четыре:
• первичная – по истечении первого месяца;
• через три месяца после операции;
• в полгода;
• спустя год.
Далее детям р.п. настраивают раз в 6 месяцев.
Однако мало дать ребёнку возможность слышать, надо еще научить его слушать, воспринимать речь и общаться.

Всех детей, которые прошли через процедуру кохлеарной имплантации, можно разделить на две группы:
 Дети, которые оглохли в период до овладения речевыми навыками. В эту категорию входят все пациенты с врожденной глухотой до 3 лет.
 Дети, у которых есть слуховой опыт. Они потеряли слух на этапе овладения речью. В эту же группу входят дети, которые были протезированы в раннем возрасте и эффективно занимались с сурдопедагогами.

СЛЕДОМ НАСТУПАЕТ НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЛУХОВОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.
Необходимо помнить, что дети с кохлеарным имплантом даже при условии того, что они начали слышать, по уровню слухоречевого развития находятся на одном уровне с глухими детьми.
Длительность начального этапа напрямую зависит от того, как долго ребенок развивался в отсутствии слуха. Специалисты определяют его длительность от 3 недель до 4 месяцев.
В этот период происходит процесс формирования речевого восприятия при помощи импланта. Ребенок привыкает слышать звуки, учится идентифицировать и реагировать на них. Важно развить у ребёнка интерес к звукам (неречевым и речевым), голосовую активность, произнесение звуков и слов по подражанию. Ведётся работа над просодикой. В идеале коррекционные занятия с ребёнком должны начинаться ещё до операции. На них формируется сотрудничество, происходит ознакомление и вырабатывается реакция на различные предметы, которые в скором времени станут аудиальными раздражителями.

ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО И РЕЧЕСЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Он длится от 6 месяцев до полутора лет. В этот период ребёнок начинает понимать слова и предложения, которые часто слышит. Начинает активно повторять за взрослыми и самостоятельно произносить слова. Предложение может включать до 3 слов. Часто бывают проблемы с запоминанием слов. Идёт активная работа по формированию фонематического слуха, развитием контроля над собственной речью, а также координации между слухом и артикуляцией.

ТРЕТИЙ ЭТАП — ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ.
В этот период происходит становление речевого развития (системы родного языка), умения общаться, коммуницировать и взаимодействовать с окружающими. Длительность этого периода — до 5 лет. Ведётся работа по формированию грамматической стороны речи. У ребёнка продолжает улучшаться восприятие звуков и речи – он начинает понимать речь в шуме, речь разных людей, речь, не обращённую к нему.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП — ФОРМИРОВАНИЕ СЛОЖНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ.
Коррекционная работа выстраивается таким образом, что дети продолжают накапливать и усложнять словарный запас, развивать грамматическую систему и общие представления об окружающем мире. Это более высокий уровень овладения родным языком. Показателем достижений является умение ребёнка понять прочитанный сложный рассказ, умение пересказать прочитанное, умение общаться с разными людьми с помощью речи. Считается, что этот этап речевого развития могут достичь только часть позднооглохших детей с КИ.
Помимо начального этапа, который характерен исключительно для детей с кохлеарным имплантом, остальные стадии являются типичными для естественного развития речи любого здорового ребенка.

КТО ЗАНИМАЕТСЯ РЕАБИЛИТАЦИЕЙ?
Процесс развития речи после кохлеарной имплантации должен проходить обязательно в сопровождении специалистов — сурдопедагога, логопеда, дефектолога, иногда требуется участие специального психолога. Однако одну из основных ролей играет семейное окружение ребенка. Именно на родителей ложится основная ответственность за создание благоприятной среды для реабилитации ребенка.

НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКОМ С КИ:
∆ при проведении занятия лучше находиться прямо перед ребёнком или со стороны импланта на расстоянии до 1 м;
∆ слова и фразы, которые специалист пытается закрепить в сознании ученика, лучше многократно повторять;
∆ речь должна быть лаконичной, без "воды", с интонационным акцентом на ключевых словах;
∆ кроме того речь педагога должна быть естественной, чуть более медленной и обязательно слитной (ни в коем случае не скандированной), с чёткой артикуляцией;
∆ при развитии речевого восприятия ученика полезно использовать в разговоре с ним шёпотную, тихую, быструю речь;
∆ постоянно объяснять ученику значение новых слов и фраз, контролируя их понимание, задавать ему вопросы, стимулируя тем самым его мышление, побуждать ребёнка самого задавать вопросы;
∆ комментировать свои и его действия;
∆ важно помнить, что ученик может понять и запомнить слово, если он его много раз слышал и видел подкрепление в виде предмета (картинки) или действия;
∆ необходимо формировать от первого лица фразы и предлагать ребёнку к повторению (так называемая реконструкция, например, "помоги мне");
∆ педагогу необходимо сопровождать своё обращение к ребёнку выразительной мимикой и жестами, но жест должен отставать от фразы, чтобы ученик в процессе понимания сказанного опирался на слух, а не на зрение;
∆ во время занятия на столе не должно быть ничего лишнего, пособия должны быть либо накрыты, либо находиться под рукой, но быть недосягаемыми взгляду ребёнка, стоять чуть поодаль.

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИИ ЛОГОПЕДА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КИ:

- специалист должен иметь опыт работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи (сенсорная и моторная алалия, дизартрия, ринолалия и др.);

- очень важно, чтобы логопед был обучен методам по развитию слухового восприятия у слабослышащих детей, детей с нарушениями речи, детей с КИ.

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С КИ.
Нарушения слуха влекут за собой общее недоразвитие функций высшей психической деятельности. Для коррекции этого состояния необходимы занятия по развития памяти, внимания, мышления, упражнения для крупной и мелкой моторики. Поскольку детям с нарушением слуха присущи неустойчивость, проблемы с сохранением равновесия, неточная координация и некая неуверенность движений. Помимо этого наблюдается плохо развитая мелкая моторика, а также общее замедление в выполнении каких-либо действий.
Дополнительно присутствуют сложности:
~в восприятии и понимании перспективных изображений, отношений между предметами, а также понимании пространственно-временных отношений;
~ в восприятии предметов в необычном ракурсе;
~ в распознавании предмета, если он закрыт другим.

ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ.
Необходимо понимать, что слуховое восприятие и речь у детей после кохлеарной имплантации развивается не только в результате специальных занятий с аудиологом, сурдопедагогом, логопедом и другими специалистами. Развитие происходит и спонтанно, в бытовых ситуациях – дома, в гостях, во время прогулок. В этом случае очень важна роль родителей, которые должны понимать всю проблематику и помогать ребенку в преодолении его проблем.
В первую очередь необходимо налаживание эмоционально-сенсорного контакта с ребенком. Именно родители могут помочь ему привыкнуть к своему новому положению, вызвать и стимулировать желание общаться.
Кроме того, ограниченных по времени, даже самых качественных, занятий недостаточно, чтобы постоянно поддерживать развитие речи, расширение словарного запаса и познание правил родного языка. Поэтому близким людям, окружающим ребенка, требуется запастись терпением и быть готовыми проводить все время в постоянном монологе, общении, создавая подходящую речевую среду. Невозможно переоценить регулярное ведение дневника наблюдений, в котором отмечаются реакции ребёнка по двум направлениям: слуховому восприятию и речевому развитию. Эти наблюдения помогают специалистам корректировать план занятий, учитывая изменения, происходящие с ребёнком.
Очень важно, чтобы родители не переоценивали сам факт наличия КИ, а хорошо понимали необходимость регулярных занятий с ребенком по развитию речи и слуха, а также общего психического развития. Не менее важна и обстановка любви и понимания в семье. Именно в условиях всеобщей поддержки ребенок сможет максимально успешно реализовать возможности, данные ему путем кохлеарной имплантации.

Источник: https://youtu.be/BAAC4F2IcTg?si=E7QCABQqPpgcMMIZ

Другие источники: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_rechi_..

https://pandia.ru/text/80/432/82422.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха

Буклет "Организация  коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха"...

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов

Содержание коррекционно-развивающей  работы,  в соответствии с Федеральными Государственным образовательным  стандартом  образования,   в настоящее время направлено на со...

Методические рекомендации по использованию проблемно – поисковых методов в работе с детьми с нарушением слуха.

представление опыта работы по использованию проблемно – поисковых методов с дошкольниками  с нарушением слуха....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

В материале представлены рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими нарушения зрения...

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (для обучающихся с нарушениями слуха (перенесших операцию по кохлеарной имплантации)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ для обучающихся с нарушениями слуха (перенесших операцию по кохлеарной имплантации.Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в диагностики В.М...