Использование компьютерной технологии «Дельфа – 142» в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Использование компьютерной технологии «Дельфа – 142»
в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Профессиональный стандарт педагога диктует определенные требования к профессиональным умениям педагогов, одним из которых является владение ИКТ- компетенциями. Использование компьютерных технологий в образовании давно стало обычным явлением. Способность компьютера представлять и воспроизводить информацию позволяет педагогу решать разнообразные задачи.
Я работаю учителем – дефектологом группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха.
Речь у детей с нарушением слуха самостоятельно не формируется.
Формирование словесной системы у глухих детей осуществляется в жестких депривационных условиях, среди которых отмечается:
- Обходные пути эмпирического восприятия словесной речи, прежде всего устной; звуки и слова формируются у них на полисенсорной основе;
- Сниженная потребность в неприродосообразной для неслышащего словесной речи в связи с тем, что у глухого ребенка есть свой родной природосообразный язык жестов;
- Слабая психофизиологическая восприимчивость к речевым сигналам в следствии того, что обучение речи идет вне границ сенситивного речевого периода;
- Крайне малый опыт говорения и инициативного использования письменной речи;
Именно вследствие действия этих условий все аспекты речи – фонетический, лексический, грамматический, синтаксический – формируются у глухих детей с огромными трудностями и в конечном итоге имеют определенные отклонения в развитии.
Условия речевого развития слабослышащих детей принципиально отличаются от условий овладения речью глухим ребенком. У слабослышащего есть частично сохранный слух, устная речь у него возникает спонтанно, на основе слухо-речевого восприятия речи окружающих. Из-за недостатка слуховой функции у слабослышащего формируются искаженные, приближенные образы слов, они допускают замены близких по звучанию фонем, ограничен словарный запас. Речевое своеобразие по лексическим и грамматическим показателям практически совпадает с речевым своеобразием глухого.
Чтобы заинтересовать дошкольников с нарушением слуха нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии. Инновационные технологии подразумевают новые подходы в работе по коррекции того или иного нарушения устной или письменной речи, и предоставляют обширное поле для применения компьютерных методик на занятиях.
Одними из таких подходов являются компьютерные технологии, широко применяемые в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.
Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Он позволяет внести игровые моменты в процесс обучения, неоднократно повторять одно и то же упражнение, использовать различный наглядный материал: картины, слоги, буквы, голосовые фрагменты речи, музыкальное сопровождение и т.д. Существует возможность выбора различных уровней сложности, в зависимости от способностей ребенка.
Тренажер состоит из нескольких частей:
- Раздел «Звук»
На этом этапе осуществляется коррекция дыхания, темпа и ритма голоса, звукопроизношения.
- Раздел «Слово»
Обучение буквам, составление из частей, нахождение нужной буквы среди множества.
- Раздел «Слог»
Нахождение нужного слога, восстановление порядка слогов.
- Раздел «Слово»
Глобальное восприятие слов, классификация по различным признакам.
- Раздел «Предложение»
На данном этапе производится коррекция лексико-грамматической стороны речи.
Таким образом, тренажер «Дэльфа – 142» поможет решить следующие коррекционные задачи:
- Осуществлять коррекцию звукопроизношения, речевого дыхания и голоса
- Развивать фонематическое восприятие
- Формировать предпосылки обучения грамоте
- Обучать навыку чтения
- Осуществлять коррекцию лексико-грамматической стороны речи
- Формировать связное высказывание
- Осуществлять коррекцию ВПФ
Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче материала, и постоянный контроль над действиями ребенка, и регулирование оптимального темпа прохождения заданий, их сложности.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением компьютерных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию, способствует развитию внимания детей и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха
Буклет "Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха"...
Педагогический проект «Речевичок - здоровячок» (использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 6-и – 7-и лет)
Цель проекта: коррекция речевых нарушений детей через использование здоровьесберегающих технологий. Задачи проекта:- совершенствовать общую и мелк...
Презентация "Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения".
Презентация "Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"....
Технологии коррекционно-развивающего обучения в работе с детьми с нарушением слуха
Технологии коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации, реализующей ...
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...
Методические рекомендации по коррекционной работе с детьми с нарушением слуха прошедших через процедуру кохлеарной имплантации (КИ).
Методические рекомендации по коррекционной работе с детьми с нарушением слуха прошедших через процедуру кохлеарной имплантации (КИ).После установки КИ и первичной НАСТРОЙКИ РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССОРА дети на...