Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов
план-конспект занятия по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Содержание коррекционно-развивающей работы, в соответствии с Федеральными Государственным образовательным стандартом образования, в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении адаптированной образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.
Главными задачами современного личностно-социального ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи путём обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий направленных на дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-развивающее пространство. Специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии и практически определяют эффект коррекционного воздействия. Эффективность коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушенным слухом во многом определяется преемственностью педагогов ДОУ, но особенно учителя-дефектолога и воспитателей группы.
От выработанных единых требований к ребенку, целенаправленности педагогического процесса, тесного взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности зависит, каким вырастет малыш, каким будет его успешное формирование личностной готовности для интеграции и социализации в группу комбинированного вида, а в дальнейшем социализации и адаптации его в обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Елена Юрьевна, я работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом.
Название моей темы: «Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов».
Содержание коррекционно-развивающей работы, в соответствии с Федеральными Государственным образовательным стандартом образования, в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении адаптированной образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.
Главными задачами современного личностно-социального ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи путём обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий направленных на дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-развивающее пространство. Специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии и практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Эффективность коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушенным слухом во многом определяется преемственностью педагогов ДОУ, но особенно учителя-дефектолога и воспитателей группы.
Основное внимание педагоги уделяют развитию речевого слуха в условиях слухоречевой среды в процессе всех видов деятельности. Перед воспитателями группы для детей с нарушением слуха стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Для их решения необходимо максимально использовать материал общеобразовательных занятий, режимных моментов.
Правильное планирование обеспечивает необходимую для детей с нарушенным слухом повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
В группе компенсирующей направленности осуществляется тематический принцип подбора учебного материала в соответствие с годами обучения, что позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и воспитателя.
Изучение темы осуществляется :
- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
- в ходе индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку;
- в совместной деятельности взрослого с детьми;
- в свободной самостоятельной деятельности детей.
Воспитатели через тему формируют и закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают СЛОВАРЬ, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей.
Планирование коррекционно – развивающей работы осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Ведущим в этом процессе выступает учитель-дефектолог он является координатором коррекционно-развивающей работы.
Планируемые темы присутствуют на протяжении всех периодов обучения и перекликаются между собой. А вот названия предметов или явлений добавляются и соответствуют словарю, разработанному по годам обучения.
Через журнал взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателей мы узнаем о том, что необходимо сформировать или закрепить у детей во время проведения режимных моментов.
- НАПРИМЕР: ТЕМА «Одежда».
Длядетей первого года обучения.
Цель. Формирование понятий по теме одежда (штаны, кофта, шапка, шарф)Для второго года обучения.
Цель. Закрепление названия одежды (штаны, кофта, шапка, шарф), формирование понятияпо теме одежда– шуба.
Задача. Называть и различать (в определенной ситуации, при ограниченном выборе – из 2-6 слов знакомые названия)…
Воспитание и обучение ребенка начинается с момента приема его в группу. Здесь действует прием наглядности. Уголок приветствия привлекает внимание фотографиями детей и табличками.
Детям второго года обучения предлагается выбор из 2-3 табличек (ТЕТЯ ЛЕНА, ТЕТЯ ГАЛЯ, МЫЛО), (ПРИВЕТ, Я УШЛА).
Обращаем внимание на внешний вид детей. Так, например Диана пришла в новом платье. Мы показываем, что нам платье очень понравилось. Диана, красивая. Предлагаем Диане из 2-3х табличек найти слово платье (ПРИВЕТ, ДИАНА, ПЛАТЬЕ).
Во время проведения гимнастики берется бубен для развития слухового восприятия и таблички с надписями (ИДИТЕ, БЕГИТЕ). Бубен звучит медленно (ИДИТЕ), быстро (БЕГИТЕ). Дети слушают звучание бубна и действуют в соответствии с ним.
Перед завтраком (обедом, полдником) Диана, Никита надевают фартук и шапочку, для напоминания показываем табличку ШАПКА. Никита, где шапка? Создаем проблемную ситуацию, положив шапку на верхнюю полку (в поле видимости ребенка). (ФОТО) Диана раскладывает салфетки и расставляет салфетницы, Никита разносит ложки, хлеб в тарелках.
На формирование и закрепление названий одежды в утренние часы предлагаем детям поиграть. Н/печатная игра для детей 2-г.о. « Разрезные картинки с предметами одежды», дидактическая игра «Собери по цвету» (предметы одежды). Дети самостоятельно собирают и называют собранный предмет одежды и находят табличку с названием одежды.(ЕСТЬ ФОТО)
С детьми первого года обучения совместные действия «Одень куклу». К одежде куклы прикладываем таблички с надписями. Например, берем штаны и прикладываем табличку ШТАНЫ, обязательно проговариваем. Леня, смотри – это штаны. На штаны. Возьми штаны. Будем одевать лялю.
Доски Сегена «Одень мальчика», «Одень девочку». Данный дидактический материал может быть использован как в самостоятельной деятельности детей (2 г.о.), так и для совместных действий для детей 1 г.о. (ЕСТЬ ФОТО)
Во время одевания на прогулку так же показываем таблички с надписями. Демонстрируем фрагмент прогулки.
Дети второго года обучения – Диана, Вадим по названию таблички находят в своем шкафу предметы одежды и одевают их на себя. Дети 1 года обучения знакомятся с названиями на таблички, проводим пальчиком по названию, в это время проговариваем - штаны, прикладываем табличку к штанишкам Лени и Стаса. И еще раз проговариваем – штаны. Дальше задаем вопрос, обращаясь к ребенку по имени. Леня, где штаны? Побуждаем Леню показать свои штаны. Вот молодец! Если ребенок не определил штаны, мы ему показываем. Леня, вот штаны. И при этом в любом случае хвалим его. Молодец! Стасу показываем его штаны и приговариваем. Стас – это штаны. Стас, на штаны. Стас будит одевать штаны. Если ребенок не справляется, то помогаем ему надеть штаны, при этом постоянно проговариваем – штаны. Вот штаны. Ура! Одели штаны!
Во время раздевания перед сном по табличкам закрепляем названия одежды и названия действий (СНИМИ ПЛАТЬЕ, ШОРТЫ, НОСКИ, КОЛГОТКИ) (2 г.о.). Для детей 1 г.о. вместе с табличками показываем рисунок предмета одежды.
В вечернее время мы применяем такие формы работы:
1)ДОСУГ- «Мойдодыр» (КГН), «Маша-растеряша» (Одежда), «Зайки на полянке»(п/игры);
2) Работа с интерактивной доской - для совместной деятельности на закрепление последовательности одевания . Игра «Одень Лелика».(есть фото);
3)Самостоятельная деятельность (включение детей в игровую деятельность):
А) обучение действиям с сюжетными игрушками по подражанию действиям взрослым «Кормить кукол, укладывать их спать, одевать, раздевать, возить гулять в коляске, убирать одежду в шкаф». ».(есть фото);
Б)Дидактическое панно, дидактическая игра «Шнуровка». Для детей первого года обучения данные игры проводятся совместно с воспитателем, направленные на обучение застегивания, расстегивания, шнуровки.
Воздействие воспитателей многоаспектное, оно направлено не только на речевые процессы, но и на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Особое внимание уделяется развитию мышления, внимания, памяти, что создает предпосылки, необходимые для формирования речи. Наша работа строится с учетом психофизического состояния детей, степени проявления потери слуха и недоразвития речи.
Создание доброжелательной обстановки, воспитание адекватного отношения к окружающим, правильного поведения в коллективе, а также развитие нравственных этических представлений детей – важнейшие задачи работы воспитателя. Воспитатель должен быть внимателен к психическому состоянию ребенка, на каждом занятии отмечать все положительные изменения. Занятия должны приносить малышу чувство удовлетворения от собственных успехов.
Фиксация на успехах не только мотивирует ребенка к дальнейшей деятельности, но и способствует появлению уверенности в своих силах. Благодаря этому происходит постепенная перестройка отношения ребенка к своему дефекту, к себе, к окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты.
У глухого ребенка нелегко выработать естественное речевое поведение: он не слышит и поэтому не понимает, зачем ему это нужно; он постоянно желает облегчить для себя форму общения, ведь это легче и быстрее. У него должна выработаться привычка все проговаривать. Самое главное – добиться, чтобы ребенок понимал смысл произносимых слов, чтобы речь стала его потребностью.
Не всегда все получается, но рано или поздно совместные усилия принесут плоды. Ребенку необходимы лишь поощрение и похвала. Он обязательно все усвоит, и со временем покажет, что запомнил; главное постоянно закреплять полученный материал.
Т.о., от выработанных единых требований к ребенку, целенаправленности педагогического процесса, тесного взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности зависит, каким вырастет малыш, каким будет его успешное формирование личностной готовности для интеграции и социализации в группу комбинированного вида, а в дальнейшем социализации и адаптации его в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА БАЗЕ ЦСРИиДИ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА.
В данной статье освещаются некоторые аспекты комплексной работы с детьми с нарушением слуха в Центре социальной реабилитации инвалидов. В частности рассматривается программа "Учимся слушать", со...
Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха
Методическая разработка для педагогов...
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения во время режимных моментов (организация питания)
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения является коррекционно-развивающая работа, основные направления которой:- развитие зрительного восприятия;- ориен...
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...
Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата
нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...
Технологии коррекционно-развивающего обучения в работе с детьми с нарушением слуха
Технологии коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации, реализующей ...
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...