Культурно-досуговая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Луханина Светлана Николаевна

Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурно-досуговая деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста

Культурно-досуговая деятельность – важный раздел организации жизни детей в детском саду, который способствует:

- культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;

- развитию детского творчества в различных видах художественной деятельности;

- развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;

-созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

- формированию коммуникативной культуры детей;

- расширению кругозора детей, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей;

- формированию представлений о формах культурного отдыха, воспитанию потребности в культурных развлечениях.

Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребенка, на формирование его «Я-концепции». Но главной, приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения (что чрезвычайно важно для современного ребенка, испытывающего стрессы и напряжения).

Реализация этого условия требует от педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так). Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов – это три «И»: Интеграция – Игра – Импровизация. Если педагоги владеют этими тремя «ключами», значит, они готовы к организации и проведению легких и веселых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления (что приводит к их переутомлению).

Содержание развлечений с детьми планируется педагогами исходя из текущей работы, в которой отражается время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным игровым и музыкальным репертуаром. Например, это могут быть «Зимние забавы» (игры, аттракционы зимней тематики) или «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями), «В гостях у сказки» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов, загадки, призы) и т.д.

Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы взаимодействия с детьми и их родителями.

Возможными формами досугов и развлечений, которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки, могут быть:

- «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен, театрализованное обыгрывание песен;

- «Сам себе костюмер» (ряжение) – примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги;

- «Мы играем и поём» - игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!), аттракционы;

- «Танцевальное «ассорти» - свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;

- «Магазин музыкальных игрушек» - свободные игры с инструментами, которые могут заканчиваться импровизированным оркестром;

- «Кукольный театр» - всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;

- «В гостях у сказки» - две-три короткие сказки разных народов, прочитанные в музыкальном зале в особой атмосфере, с настольной лампой, либо спонтанное обыгрывание знакомой сказки;

- «Кинофестиваль» - просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам, операм, балетам в условиях музыкального зала;

- «Будь здоровым, сильным, ловким!» - спортивно-физкультурные досуги с различными эстафетами и соревнованиями;

- «Наши любимые игрушки» - обыгрывание любимых игрушек, которые дети принесли из дома; загадки, стихи, исполнение песен об игрушках, игры-аттракционы или танцы с ними;

- «Театральные встречи» - выступления бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, театральных групп с различными спектаклями в детском саду;

- «Посиделки с родителями» - совместные развлечения, на которых родители исполняют (по желанию) песни, танцы, читают басни, стихи;

- «Папа, мама, я – спортивная семья» - совместные физкультурные развлечения, походы;

- «Выпускники детского сада в гостях у малышей» - совместные танцы, песни, игры старших и младших дошкольников;

- «День рождения» - групповые праздники с чаепитием, на которых поздравляют всех, кто родился, например, летом, осенью, зимой или весной;

- Экскурсии, посещение музеев, игры в музей (дети принимают на себя роль экскурсоводов по своей группе, детском саду).

Эти и другие формы развлечений планируются и проводятся четыре раза в месяц для каждой группы. При планировании досуга учитывается время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду. Например, вечер игр после Нового года может быть посвящен зимним праздничным забавам, в которые дети играли на празднике. В марте можно организовать с детьми 6-7 лет игры с инструментами как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».

У детей 7-го года жизни уже сформирована потребность в культурно-досуговой деятельности, которая дает им возможность пережить эстетические эмоции, радость от совместного творчества, новых ярких впечатлений. В этом возрасте дети любят выступать и смотреть выступления других, у них уже воспитана культура театрального поведения: они поддерживают исполнителей аплодисментами, кланяются после выступлений, стараются сдерживать свои эмоции, если что-то не так (например, не смеются, если кто-то уронил атрибут, сопереживают другим детям).

Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы досуга, обогащать содержание развлечений, дополнять и углублять познания детей о мире и самом себе. Культурно-досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов.

Игровые физкультурные занятия, развлекательные досуги и праздники наполнены веселыми, занимательными упражнениями, интересными спортивными номерами, встречами с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. Они вызывают у детей интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество. Физкультурные праздники и досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.

Дети подготовительной группы психологически готовы к конкурсам и соревнованиям, от которых они уже получают удовольствие. Важно учить их переживать выигрыш и проигрыш, «болеть» за свою команду. В спортивных развлечениях детям предлагаются различные соревнования, эстафеты, (например, бег в мешках, «езда» в тазиках, бег спиной, жмурки и т.п.)

Тематика музыкальных фильмов, рекомендованных для досуга, может быть дополнена сказочными операми на основе классической музыки: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», мультфильмом «Щелкунчик».

«Песенные посиделки» как развлечение приобретают новое качество и могут стать истинно любимым музицированием, так как репертуар, накопленный за много лет в детском саду, позволяет делать выбор и попеть всем от души. Главная задача этой формы досуга – воспитать у детей любовь к песне, потребность в этом виде эстетической деятельности. Педагоги должны обязательно принимать участие в пении вместе с детьми и делать это с удовольствием. Сюжетные песни во время развлечения могут быть инсценированы, некоторых персонажей дети озвучивают шумовыми инструментами.

Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.

Варианты мотивирующего начала досуга.

  1. «Путешествие в страну сказок» Создание сюрпризного момента.
    В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства. Включение в игровую ситуацию. Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
  2. «В гостях у русской народной сказки» Изучение наглядного материала.
    Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу — сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:

- Каких сказочных героев вы узнали?

- Из каких они сказок?

- Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)

- Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)

Создание проблемной ситуации. Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание — показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.

  1. «Радостные краски зимы» Создание проблемной ситуации.
    Ребята находят в музыкальном зале письмо от Снежной Королевы, воспитатель зачитывает: хозяйка снежного царства жалуется, что в её владениях нерадостно и скучно, зимой всё белое и холодное, а хочется веселья. Воспитатель предлагает детям развеселить Снежную Королеву и показать, что зимой тоже может быть радостно.

Прослушивание песни «Вот зима, кругом бело». Проведение беседы.

- Ребята, про какую зимнюю забаву была эта песенка? (Про катание на санках с горы).

- Чем ещё можно заниматься на улице зимой? (Кататься на коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков, строить снежную крепость).

- Какие вы знаете праздничные забавы зимой? (Новогодние и рождественские гуляния, хороводы и карусели, колядование, запуск фейерверков).

Таким образом, в формировании потребности в культурном досуге как особом виде наслаждения и отдыха, содержится рецепт профилактики многих социальных болезней, которые могут встретиться в дальнейшей жизни детей, а также 2ключ2 к счастливой жизни, наполненной стремлением к эстетическим переживаниям, радости творческого самовыражения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» -М, БИНОМ. Лаборатория знаний 2018;
  2. Методическое пособие Спортивные праздники , досуги и развлечения для детей дошкольного возраста.pdf ()
  3. Досуговая деятельность в детском саду, пример конспекта развлечения в средней, второй и первой младшей, старшей и подготовительной группе, картотека по ФГОС ()


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

Музыкальное развлечение как форма культурно – досуговой и творческой деятельности детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Музыкальное развлечение как форма культурно – досуговой и творческой деятельности детей дошкольного возраста. Материал содержит некото...

Сценарий культурно_досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)по ПДД "Путешествие встрану дорожных знаков"

Цель:данный сценарий будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений для закрепления знаний детей 5-6 лет о правилах безопасного поведения на дороге.Сценарий может быть использован как...