Коллективное творческое дело как способ формирования воспитательного пространства группы детского сада.
статья
Опыт работы использования технологии коллективного творческого дела как одного из методов создания воспитательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективное творческое дело
как способ формирования
воспитательного пространства группы детского сада.
Воспитательное пространство группы детского сада - это среда, в которой ребенок развивается, обучается и взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Оно включает в себя как материальные (помещения, оборудование, мебель), так и нематериальные (ценности, правила, традиции) элементы. Целью формирования воспитательного пространства является создание условий для закладывания основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Одним из эффективных способов создания такого пространства в группе детского сада является коллективное творческое дело.
Коллективное творческое дело (КТД) - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Воспитательные задачи ставятся и решаются педагогами незаметно для воспитанников, в процессе решения определенной жизненно-практической «заботы», и открываются в той или иной степени при обсуждении итогов. Такой подход помогает создать комфортную и безопасную среду для развития дошкольников, укрепить их социальные навыки и коммуникативные способности, а также является важным средством при формировании нравственно-патриотических качеств подрастающего поколения. При этом педагогу необходимо учитывать несколько важных аспектов. Во-первых, нужно создать дружелюбную атмосферу, где дети могут свободно выражать свои мысли и чувства. Во-вторых, необходимо организовать разнообразную деятельность, которая будет интересна и полезна для детей. В-третьих, важно поддерживать связь с родителями, чтобы они могли участвовать в жизни группы и помогать в создании воспитательного пространства.
Технология КТД включает в себя различные виды деятельности и используется мною в разных направлениях патриотического воспитания.
С целью воспитания любви и привязанности к своей семье, детскому саду, родному городу были проведены следующие мероприятия: совместное с детьми оформление группы и праздничных выставок, создание семейной стенгазеты и атрибутов для игр, проектная деятельность, участие в акциях.
В процессе совместного оформления праздничной выставки ко дню мамы, создания стенгазеты ко дню папы «Самый лучший папа» дети приносили фотографии пап и мам, рисовали рисунки, на которых изображали своих родителей, рассказывали о них, придумывали, как красиво их разместить. Такое коллективное творческое дело помогает детям осознать значимость своих родителей, способствует воспитанию доброго и заботливого отношения к близким, а также развивает их творческие способности. Совместное с детьми украшение группы и изготовление атрибутов для игр помогает детям почувствовать себя вовлеченными в процесс и ответственными за его результат. Это так же способствует развитию их творческих способностей и фантазии.
В коллективных творческих делах участвуют и родители. Например, в создании генеалогического древа и изучении истории своей родной улицы. Для привлечения родителей к КТД проводятся беседы, консультации и родительские собрания, на которых они узнают о развивающем значении совместной деятельности родителя и ребенка и предстоящих мероприятиях. Родители помогают детям в сборе информации по теме проекта и помогают оформить итог совместной работы. А также помогают детям участвовать в различных акциях, например «Дарите книги с любовью», приуроченной к международному дню дарения книг. Такие мероприятия помогают пополнить и обновить библиотеку детского сада, помогают прививать детям любовь к чтению, развивать их воображение и расширять кругозор, способствуют укреплению связей между поколениями, учат детей делиться своими игрушками, книгами и другими вещами с другими детьми, учат помогать нуждающимся.
С целью формирования толерантности, чувства уважения к другим людям мы участвовали в акции, посвященной распространению информации для родителей и детей о детском аутизме «Зажги синим». Где дети сами сделали синие фонарики и помогли в оформлении стенда, посвященного этой проблеме. Это наш маленький шаг на пути к созданию дружелюбной среды для людей с особенностями развития и формирования в обществе атмосферы добра, взаимопомощи и принятия людей, не похожих на нас.
В детском саду проходит знакомство детей с наиболее значимыми историческими событиями своей страны. В процессе НОД, посвященной блокаде Ленинграда, дети создали коллективную аппликацию «Дорога жизни». Это позволило не только расширить знания детей об истории города-героя, закрепить навыки речевой и продуктивной деятельности на патриотическом материале, но, самое главное, это позволило детям отобразить в творческой работе свое впечатление от занятия, а значит чувство сострадания, сопереживания к судьбам людей, переживших блокаду, останется с ними надолго.
С целью формирования бережного отношения к природе дети участвовали в различных проектах, направленных на сохранение и защиту природы. Таких как изготовление экокормушек, участие в акции «Покормим зимующих птиц», создание стенгазеты о редких и исчезающих животных России «Их нужно беречь», оформление группы по итогам проекта «Бережем свет и воду». Такие мероприятия помогают детям понять, как важно заботиться о природе и сохранять ее. Кроме того, изготовление экокормушек может стать отличным способом научить детей бережному отношению к ресурсам и повторному использованию материалов.
Приобщение к труду является важной частью патриотического воспитания. Дошкольники помогают взрослым в уборке территории, посадке растений и уходе за ними. Участие детей в оформлении огорода на окне не только способствует их развитию, но и делает процесс более увлекательным и интересным. Дети предлагают свои идеи по оформлению грядки, выбирают растения для посадки, а также помогают в процессе ухода за огородом. Такая работа предполагает коллективный труд, где дошкольники учатся взаимодействовать, помогать друг другу, делиться своими знаниями и опытом. Это способствует их социализации, а так же помогает детям понять, что труд является важным средством достижения целей, и что каждый человек должен вносить свой вклад в развитие своей страны.
Применение технологии КТД в детском саду помогает создать особую атмосферу, где каждый ребенок может пройти путь от случайного интереса и любопытства, до посильного участия в какой- либо социально-значимой деятельности.
Результатом работы является проявление основ нравственно-патриотических качеств личности ребенка, таких как: дружеские отношения со сверстниками, уважение к старшим, умение сочувствовать и сопереживать, а так же инициатива и желание участвовать в мероприятиях социального и патриотического характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/05/picture-737450-1685952733.jpg)
Творческий проект на неделю в старшей группе детского сада на тему: «Книжная неделя»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №555 с углубленным изучением английского языка «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга Структур...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/03/picture-421806-1693691734.jpg)
Познавательно-творческий проект "Золотая осень"в старшей группе детского сада.
Тип проекта:долгосрочный, познавательно-творческийгрупповой, детско-родительский, педагогический.Способы разработки проекта:системная «Паутинка»Способы реализации:метод мыслительных карт Т...
Как организовать уголок книги в пространстве группы детского сада (советы начинающим воспитателям)
«Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» - А. Т. Твардовский Существует...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/09/picture-1414329-1657396665.jpg)
Обложки для оформления документации и пространства группы детского сада
Позволяют оформить пространство группы и документацию в едином стиле, что делает их интересными и уникальными!Представлены как готовые шаблоны, так и пустые, для дополнительного самостоятельного оформ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/14/picture-1435565-1668441044.jpg)
Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников».
Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/17/picture-1533471-1726566382.jpg)
Пространство группы детского сада как ресурс развития субъектности ребенка
Ключевой вопрос – это вопрос ценностей, ради чего, а не куда мы движемся...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/30/picture-1146731-1735583157.jpg)
Двигательная активность в условиях ограниченного пространства группы детского сада.
Когда ребенок двигается - ходит, прыгает, бегает, играет с мячом и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что его организм лучше работает, а также, активизируются процессы рос...