Коллективное творческое дело как способ формирования воспитательного пространства группы детского сада.
статья
Опыт работы использования технологии коллективного творческого дела как одного из методов создания воспитательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_konferentsiya_ivenina.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективное творческое дело
как способ формирования
воспитательного пространства группы детского сада.
Воспитательное пространство группы детского сада - это среда, в которой ребенок развивается, обучается и взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Оно включает в себя как материальные (помещения, оборудование, мебель), так и нематериальные (ценности, правила, традиции) элементы. Целью формирования воспитательного пространства является создание условий для закладывания основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Одним из эффективных способов создания такого пространства в группе детского сада является коллективное творческое дело.
Коллективное творческое дело (КТД) - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Воспитательные задачи ставятся и решаются педагогами незаметно для воспитанников, в процессе решения определенной жизненно-практической «заботы», и открываются в той или иной степени при обсуждении итогов. Такой подход помогает создать комфортную и безопасную среду для развития дошкольников, укрепить их социальные навыки и коммуникативные способности, а также является важным средством при формировании нравственно-патриотических качеств подрастающего поколения. При этом педагогу необходимо учитывать несколько важных аспектов. Во-первых, нужно создать дружелюбную атмосферу, где дети могут свободно выражать свои мысли и чувства. Во-вторых, необходимо организовать разнообразную деятельность, которая будет интересна и полезна для детей. В-третьих, важно поддерживать связь с родителями, чтобы они могли участвовать в жизни группы и помогать в создании воспитательного пространства.
Технология КТД включает в себя различные виды деятельности и используется мною в разных направлениях патриотического воспитания.
С целью воспитания любви и привязанности к своей семье, детскому саду, родному городу были проведены следующие мероприятия: совместное с детьми оформление группы и праздничных выставок, создание семейной стенгазеты и атрибутов для игр, проектная деятельность, участие в акциях.
В процессе совместного оформления праздничной выставки ко дню мамы, создания стенгазеты ко дню папы «Самый лучший папа» дети приносили фотографии пап и мам, рисовали рисунки, на которых изображали своих родителей, рассказывали о них, придумывали, как красиво их разместить. Такое коллективное творческое дело помогает детям осознать значимость своих родителей, способствует воспитанию доброго и заботливого отношения к близким, а также развивает их творческие способности. Совместное с детьми украшение группы и изготовление атрибутов для игр помогает детям почувствовать себя вовлеченными в процесс и ответственными за его результат. Это так же способствует развитию их творческих способностей и фантазии.
В коллективных творческих делах участвуют и родители. Например, в создании генеалогического древа и изучении истории своей родной улицы. Для привлечения родителей к КТД проводятся беседы, консультации и родительские собрания, на которых они узнают о развивающем значении совместной деятельности родителя и ребенка и предстоящих мероприятиях. Родители помогают детям в сборе информации по теме проекта и помогают оформить итог совместной работы. А также помогают детям участвовать в различных акциях, например «Дарите книги с любовью», приуроченной к международному дню дарения книг. Такие мероприятия помогают пополнить и обновить библиотеку детского сада, помогают прививать детям любовь к чтению, развивать их воображение и расширять кругозор, способствуют укреплению связей между поколениями, учат детей делиться своими игрушками, книгами и другими вещами с другими детьми, учат помогать нуждающимся.
С целью формирования толерантности, чувства уважения к другим людям мы участвовали в акции, посвященной распространению информации для родителей и детей о детском аутизме «Зажги синим». Где дети сами сделали синие фонарики и помогли в оформлении стенда, посвященного этой проблеме. Это наш маленький шаг на пути к созданию дружелюбной среды для людей с особенностями развития и формирования в обществе атмосферы добра, взаимопомощи и принятия людей, не похожих на нас.
В детском саду проходит знакомство детей с наиболее значимыми историческими событиями своей страны. В процессе НОД, посвященной блокаде Ленинграда, дети создали коллективную аппликацию «Дорога жизни». Это позволило не только расширить знания детей об истории города-героя, закрепить навыки речевой и продуктивной деятельности на патриотическом материале, но, самое главное, это позволило детям отобразить в творческой работе свое впечатление от занятия, а значит чувство сострадания, сопереживания к судьбам людей, переживших блокаду, останется с ними надолго.
С целью формирования бережного отношения к природе дети участвовали в различных проектах, направленных на сохранение и защиту природы. Таких как изготовление экокормушек, участие в акции «Покормим зимующих птиц», создание стенгазеты о редких и исчезающих животных России «Их нужно беречь», оформление группы по итогам проекта «Бережем свет и воду». Такие мероприятия помогают детям понять, как важно заботиться о природе и сохранять ее. Кроме того, изготовление экокормушек может стать отличным способом научить детей бережному отношению к ресурсам и повторному использованию материалов.
Приобщение к труду является важной частью патриотического воспитания. Дошкольники помогают взрослым в уборке территории, посадке растений и уходе за ними. Участие детей в оформлении огорода на окне не только способствует их развитию, но и делает процесс более увлекательным и интересным. Дети предлагают свои идеи по оформлению грядки, выбирают растения для посадки, а также помогают в процессе ухода за огородом. Такая работа предполагает коллективный труд, где дошкольники учатся взаимодействовать, помогать друг другу, делиться своими знаниями и опытом. Это способствует их социализации, а так же помогает детям понять, что труд является важным средством достижения целей, и что каждый человек должен вносить свой вклад в развитие своей страны.
Применение технологии КТД в детском саду помогает создать особую атмосферу, где каждый ребенок может пройти путь от случайного интереса и любопытства, до посильного участия в какой- либо социально-значимой деятельности.
Результатом работы является проявление основ нравственно-патриотических качеств личности ребенка, таких как: дружеские отношения со сверстниками, уважение к старшим, умение сочувствовать и сопереживать, а так же инициатива и желание участвовать в мероприятиях социального и патриотического характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект на неделю в старшей группе детского сада на тему: «Книжная неделя»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №555 с углубленным изучением английского языка «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга Структур...
Познавательно-творческий проект "Золотая осень"в старшей группе детского сада.
Тип проекта:долгосрочный, познавательно-творческийгрупповой, детско-родительский, педагогический.Способы разработки проекта:системная «Паутинка»Способы реализации:метод мыслительных карт Т...
Как организовать уголок книги в пространстве группы детского сада (советы начинающим воспитателям)
«Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» - А. Т. Твардовский Существует...
Познавательно – творческий проект «Наш дом» в старшей группе детского сада.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, ипроисходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своейсоциокультурной среды. «Родной дом» - это сложно...
Обложки для оформления документации и пространства группы детского сада
Позволяют оформить пространство группы и документацию в едином стиле, что делает их интересными и уникальными!Представлены как готовые шаблоны, так и пустые, для дополнительного самостоятельного оформ...
Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников».
Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников»....
Пространство группы детского сада как ресурс развития субъектности ребенка
Ключевой вопрос – это вопрос ценностей, ради чего, а не куда мы движемся...