Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников».
консультация
Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_prs_v_gruppe.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»
Консультация для педагогов
«Организация образовательного пространства
группы детского сада
по физическому развитию дошкольников».
Подготовила:
Анна Павловна Васютинская,
инструктор по физической культуре
Надым, 2020
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в этом возрасте происходит перестройка функционирования многих систем организма ребенка, определяя его высокую чувствительность к влиянию факторов внешней среды. В дошкольном детстве закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, определило следующие направления в организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации.
Поэтому, перед коллективом нашего дошкольного образовательного учреждения важным и актуальным направлением в работе стало создание и совершенствование двигательной здоровьесберегающей развивающей среды.
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая среда должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические),соответствующие материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
-вариативной- наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования), периодичная сменяемость игрового материала, появление новых предметов, обеспечивающих свободный выбор детей и стимулирующих разные виды детской деятельности.
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
- безопасной – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими, как СанПиН и Правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость развивающей предметно-пространственной среды, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса.
Также при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
При наполнении развивающей среды крайне важно определить педагогическую ценность игрушек и игрового оборудования. В этом педагогу поможет письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.
1.Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
• физические риски
• психологические риски
• нравственные риски
2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
3. Принцип соответствия
• возрастным (половозрастным) особенностям ребенка
• индивидуальным особенностям
• специальным особенностям ребенка.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования развивающей среды, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
При создании предметно – пространственной среды в группе, способствующей формированию ЗОЖ детей дошкольного возраста должны учитываться следующие факторы:
- индивидуальные социально- психологические особенности детей;
- особенности их эмоционально- личностного развития;
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- особенности физического развития и здоровья детей.
Предметно – пространственная среда группы должна соответствовать содержанию образовательного процесса, отвечать интересам и потребностям детей, сопутствовать всестороннему развитию, обеспечивать их психическое, физическое и эмоциональное благополучие.
Спортивный уголок в группе направлен на создание условий для повышения двигательной активности детей и коррекции двигательных нарушений; развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.
Перечень оборудования физкультурного уголка
1. Атрибуты для организации подвижных игр и проведения утренней гимнастики:
- маски, рули, ленты, флажки, платочки, султанчики, гантели.
2. Атрибуты для игр с прыжками:
- скакалки.
3. Атрибуты для игр с бросанием, ловлей и метанием:
- обручи, кольцеброс, мешочки с песком и крупами, мячи резиновые, мишени, сетка баскетбольная.
4. Атрибуты для массажа:
- массажные коврики (из натурального волокна по методике В.Ф. Базарного на каждого ребёнка), мячики с шипами.
5. Атрибуты для игр на балансирование
6. Атрибуты для спортивных игр
7. Атрибуты для коррекции зрения:
- схемы зрительно-двигательных проекций.
8. Атрибуты для развития дыхания
9. Атрибуты для профилактики искривления осанки
10. Картотеки: подвижных игр, народных подвижных игр, считалок.
11. Иллюстративный материал для ознакомления детей с видами спорта, спортивным инвентарём.
12. Дидактические игры (настольные): «Не ошибись», «Что полезно, а что вредно для зубов»
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на педагогический совет детского сада "Роль музыкального руководителя в организации логоритмики"
Раскрывает тему значимости музыкального руководителя на занятиях по логоритмике....
Консультация для педагогов " Организация прогулок в детском саду"
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:1. Оздоровление детей.2. Физическое развитие.3. Развитие самостоятельности.4. Расширение кругозора.5. Ознако...
консультация для педагогов "Организация дежурства в детском саду"
Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя- Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива- Регулярность: ежедневно, выделив время в режиме дня.- На выходе н...
Консультация для педагогов "Организация дежурства в детском саду"
\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'67\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!...
Консультация для педагогов «Организация питания в детском саду для дошкольников средней группы»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников»....
Консультация для педагогов "Организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию"
Консультация для педагогов "Организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию"...