Консультация для воспитателей "технология организации и проведение тематического дня в ДОО"
учебно-методический материал

Крысенко Анастасия Валентиновна

            Система организации образовательного процесса с включением тематических дней строится на принципах ФГОС ДО и предусматривает:

  • комплексно-тематическое планирование;
  •  интеграцию образовательных областей;
  •  разнообразные виды детской деятельности и формы их организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_organizatsii_i_provedenie_tem._dnya.docx826.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»

Консультация для воспитателей «Технология

организации  и проведения тематического дня в ДОО»

                          Составила: Крысенко Анастасия Валентиновна,

                  Воспитатель ГБОУ

                                                  «Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»

г. Москва

2024 год.

            Формулировка тематического дня в научной литературе имеет следующее объяснение:

            Система организации образовательного процесса с включением тематических дней строится на принципах ФГОС ДО и предусматривает:

  • комплексно-тематическое планирование;
  •  интеграцию образовательных областей;
  •  разнообразные виды детской деятельности и формы их организации.

Этот день должен быть для детей необычным, содержать игры, загадки, увлекательные путешествия и сюрпризы. В этот день у детей есть возможность узнать много нового, полезного и интересного, когда дети заняты творчеством, Дети мастерят, рисуют, фантазируют, общаются со сверстниками и взрослыми. В этот день групповая комната наполняется новыми игрушками, в гости к детям приходят любимые герои мультфильмов и сказок, может выступать кукольный театр. Для педагогов тематический день –это, прежде всего, педагогическое творчество, с помощью которого воспитатель удачно погружает детей в тему дня. А главное, идея тематического дня позволяет объединить в деятельности по освоению новых знаний детей и взрослых. При проведении тематических дней можно использовать следующие виды деятельности:

  • игра,
  • общение со взрослыми и сверстниками,
  • экспериментирование,
  •  познавательно-исследовательская деятельность
  •  Изобразительная деятельность
  •  Проектная деятельность
  •  художественно-театральная деятельность,
  •  элементарный бытовой труд.

Тематические дни, как форма взаимодействия детей и взрослых, позволяют детям дать возможность:

  • для свободного выбора детьми деятельности,
  •  для практических действий,
  • формирования основных навыков,
  •  развития мыслительных функций;
  •  выражения своих чувств и мыслей.

       При проведении тематических дней у педагогов появляется возможность для широкого использования современных педагогических и нетрадиционных педагогических технологий. При проведении тематического дня особое место отводится игре- свободной самостоятельной деятельности детей. Необходимыми условиями для проведения тематического дня являются следующие компоненты:

  • Идея.
  •  Цель.
  •  Задачи.
  • Категория воспитанников.
  • Время и место.
  •  Содержание.
  •  Предполагаемый результат.
  • План подготовки.
  • План проведения.
  • Сценарий проведения.
  • Итог.

Большое значение для успешного проведения тематического дня имеет предметно-развивающая среда. Очень важно правильно оснастить предметно-развивающую  среду в группе в соответствии с темой дня.

В соответствии требований ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Для успешного проведения тематического дня большую роль играет организация предварительной работы, которая может включать в себя:

  • Подбор методической литературы для проведения бесед с воспитанниками
  • Подбор художественной литературы для чтения.
  • Материалы для изготовления поделок
  • Иллюстрации
  • Картинки в соответствии с темой дня
  • Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры
  •  Оформление уголков в групповой комнате
  • Оформление участка на территории ДОУ.

    Воспитателю также необходимо наладить взаимодействие с родителями в период подготовки и проведения тематического дня, для этого в свои задачи педагог должен включить своевременное информирование родителей о предстоящем мероприятии, разъяснение его целей и задач, привлечение родителей к участию в изготовлении поделок, семейных творческих работ, стенгазет, в подготовку к семейным конкурсам. Немаловажным фактом успеха является соблюдение режима дня, так как режим является основой работы педагога с детьми в ходе тематического дня, ведь содержание «нанизывается» на все режимные моменты (утренний прием, гимнастику, прогулку и т. д.) и связывается с непрерывной образовательной деятельностью.

      При подборе тематики: необходимо обратиться к календарю знаменательных событий и памятных дат: педагог выбирает определенную тему, чтобы решить образовательные задачи, и объединяет ее с праздником или событием календаря с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы. Тема тематического дня находится в центре педагогического процесса. Планируемое воспитательное мероприятие необходимо отражать в планах повседневной работы.

Примерные темы для проведения тематических дней с дошкольниками:

День Знаний

Что нам осень принесла

День здоровья

День народного единства

День матери

День прощания с елкой

День игры

День театра

День защитников Отечества

Мамин день

День победы

Весна-красна

День защиты детей

День «Спасибо»

Международный день дружбы

День Нептуна

           Образовательный процесс в детском саду представляет комплексно-тематическую модель, поэтому образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в других режимных моментах, в данном случае можно использовать новое направление в педагогической практике : технологию сценирования.

        Педагоги составляют сценарий всего дня и его составляющих. Для составления сценария тематического дня воспитателю нужно :

  • объективно оценить уровень своей работы, обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планирования (что дети уже освоили, какие результаты получены);
  • выделить цель и задачи, соотнести их с образовательной программой, возрастными особенностями детей, приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
  • наметить результаты работы, которые должны быть достигнуты (что дети узнают новое, чему научатся, какие качества личности у них будут формироваться);
  • выбрать оптимальные формы, средства, методы, чтобы получить планируемый результат.

Рекомендации по организации тематического дня:

  • План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач и интеграцию образовательных областей. Задача педагогов - проявлять творческий подход, учитывать уровень знаний и умений детей своей группы, придумывать сюрпризные моменты, элементы включения дошкольников в игры и занятия.
  • Игровая мотивация - ведущая в тематическом планировании воспитательно - образовательной работы в младших группах, в старших к ней присоединяются познавательные и нравственные мотивы. Особенно результативно тематическое планирование в каникулярные дни. Оно позволяет разгрузить процесс обучения, улучшить состояние здоровья, удовлетворить потребность детей в самовыражении, свободном общении со сверстниками.

    В основе планирования лежат присутствие игрового персонажа, сценарий, предполагающий четкую последовательность событий в логике контекста, который мотивирует детей на деятельность и делает ее наиболее желанной. Игровой персонаж должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помогает сконцентрировать внимание на теме дня, предстоящей деятельности и оценить ее. Наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок, в роли которых выступают педагоги. Сценарий позволяет педагогам знать, что делает каждый их них, логично включиться в цепь событий во второй половине дня.

   При организации разных видов детской деятельности, объединенных одной темой, роль педагога становится свободной, партнерской: вместе играем, экспериментируем, ищем ответы на вопросы, занимаемся творчеством.

   Включение  педагога в деятельность наравне с детьми делает процесс эмоционально насыщенным и результативным. Педагог должен создать условия, чтобы заинтересовать детей различными видами игр, сформировать у них игровые умения, продумать, как реализовать большую часть ее содержания. Позиция воспитателя «А давайте еще придумаем…" позволит наполнить образовательный процесс интересами детей. Они станут не исполнителями, а активными участниками моделирования игры.

   Предметно-развивающая среда группы должна быть в соответствии с темой дня.

Вывод: Организация образовательного процесса в форме тематических дней - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно взаимодействие детей и взрослых способствует их личностному развитию. Важно, чтобы тематические дни наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. При проведении тематических дней каждый педагог может проявить свое творчество, видение, опираясь на уровень знаний и умений детей своей группы, внося приемы индивидуально - дифференцированного подхода.

 

  • Алябьева Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам: планирование и конспекты», М.:«ТЦ СФЕРА», 2016 год.
  • Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду: планирование и конспекты», М.:«ТЦ СФЕРА», 2017 год.
  • Белая К.Ю. «Как организовать тематический день: новые идеи для воспитателя», - «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №5, 2017 год.
  • Петухова А. А. «Тематические дни в детском саду: комплексно-интегрированные занятия в старшей группе», - Волгоград: Учитель, 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение тематической акции с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями по теме «Моя семья моё богатство»

Цель: расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста и их родителей о семье, родословной, о семейных традициях Задачи:1. формировать семейную принадлежность, патриотические чувств...

МЕТОДИЧКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКОГО ДНЯ

Структура проведения тематического дня...

План организации и проведения тематической Недели театра

Цели проведения Недели театра:Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей;Задачи Недели театра:Выз...

ПЛАН организации и проведения тематической недели «Неделя театра» в младшей группе

Цели проведения Недели театра:Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей;Задачи Недели театра:Выз...

Организация и проведение тематических недель в ДОУ как одна из форм развития личности ребенка.

Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. ...

Консультация. Организация и проведение тематических недель в ДОУ.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации ро...