«Робототехника, как средство развития экологических представлений у младших дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Пушкарева Елена Александровна

Проблема экологического воспитания на основе деятельности привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, и других. Одной из таких современных технологий является образовательная робототехника. Робототехника для дошкольников — это прежде всего творческая деятельность, развивающая интеллект ребенка: улучшается память и пространственное мышление, тренируется выносливость и усидчивость, что готовит ребенка к школе, где эти качества очень полезны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Робототехника, как средство  развития экологических представлений у младших дошкольников»

        Проблема экологического воспитания на основе деятельности привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, и других. Одной из таких современных технологий является образовательная робототехника. Робототехника для дошкольников — это прежде всего творческая деятельность, развивающая интеллект ребенка: улучшается память и пространственное мышление, тренируется выносливость и усидчивость, что готовит ребенка к школе, где эти качества очень полезны.

        Работая с конструктором по робототехнике индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т. д. Совместная индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате повышается самооценка ребёнка.

Психолого-педагогические исследования   Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддъякова, Л.А.Парамоновой и других показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, формирования творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов.

Конструирование и робототехника полностью отвечают условиям развития логического мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Лурия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

С точки зрения, Н.Н. Поддьяковой, А.П. Усовой, Е.Л. Панько «детское конструирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

        По мнению Н.А.Рыжовой, «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка».

        Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать их, расширять технические и математические словари ребенка.

        Работа с образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. При этом у ребенка развиваются личностные качества: активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, что считается в настоящее время результатом образовательной деятельности в доу.

        Роботехника используется как отличный инструмент для решения различных образовательных задач. Использование таких мини-роботов в учебном процессе способствует развитию логического и пространственного мышления, формированию универсальных видов деятельности, специальных знаний, а также умения планировать деятельность.         

        Таким образом, робототехника является эффективным и универсальным средством развития детей дошкольного возраста с момента их введения в учебный процесс для развития логического мышления, способности планировать свою деятельность, работать по модели, анализировать усвоенные действия в новых ситуациях, исправлять их и передавать в процессе реализации алгоритмических действий, описывать их языком и средствами, понятными людям.
        Исходя из всего выше сказанного, мною был создан проект на тему «Профессия Дворник»» с применением роботехнического конструктора LEGO Education WeDo 2.0.
». Цель данного проекта — способствовать расширению представлений о профессии «дворник»; познакомить со способами решения проблемы загрязнения окружающей среды с применением робототехнического конструктора.

Для решения этой цели необходимо решить ряд задач.

  1. способствовать формированию экологических представлений посредством использования робототехнического конструктора у дошкольников;
  2. способствовать развитию творческого потенциала личности через обучение элементарным основам конструирования и робототехники;
  3. повысить компетентность родителей в вопросах организации конструктивно-модельной деятельности экологического содержания в активных формах взаимодействия с семьями воспитанников

      Свою работу по реализации проекта я разделила на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

        На I подготовительном этапе был разработан план реализации проекта , изучила и проанализировала научно-методическую литературу, выполнила подбор наглядно-дидактического материала; репродукций картин, иллюстраций.

        С целью выявления мнения родителей по поводу экологического воспитания и роли конструктивно-модельной деятельности и робототехники в экологическом воспитании дошкольников провела анкетирование.

На II практическом этапе работа строилась в следующих направлениях:

  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • организация работы с детьми;
  • взаимодействие с семьёй.

Для решения задач формирования экологических представлений у младших дошкольников наряду с проведением наблюдений, регламентированной образовательной деятельности, чтением художественной литературы, бесед, опытнической деятельности — использовалась конструктивно- модульная деятельность с применением робототехники,  которая позволяла организовывать совместную деятельность педагога с подгруппой детей или индивидуально.

        Обучение робототехнике и конструктивно модельной деятельности состоит из 3 этапов :

        1 этап: Установление взаимосвязей – дети получают новые знания на основе личного опыта, расширяя и обогащая свои представления. Дошкольники знакомятся с  проблемой, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения.

2 этап: Конструирование - Новые знания лучше усваиваются тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с конструкторами базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей.

И 3 этап: Рефлексия и развитие - Осмысливая проделанную работу, дети углубляют, конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом.

На III заключительном этапе воспитанники с помощью робототехники создали модель «Суперуборочная машина для дворника», для того, чтобы оказать помощь дворнику в уборке мусора.

Использование робототехники позволяет разнообразить деятельность детей, способствует развитию познавательной активности детей,  но без участия родителей в образовательном процессе, обеспечения единства и согласованности действий доу и семьи невозможно полноценное развитие ребенка.

        Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания дошкольника были разработаны буклеты, проводилась выставка моделей, родительское собрание с показом образовательной деятельности , информирование родителей о содержании образовательной программы по экологическому воспитанию младших дошкольников, проводилась консультация на тему: «Как влияет на развитие ребенка конструктивно - модельная деятельность и робототехника» и т.д.

        В ходе реализации проекта родители принимали активное участие в образовательном процессе: участвовали  в занятиях,  принимали участие в акции «Мы за чистоту нашего детского сада».

        Основными результатами реализации проекта в работе с детьми являлись: сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части; устанавливать связь между их назначением и строением; развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций,совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей; раскрылся интеллектуальный и творческий потенциалы воспитанников.

        Совместная деятельность, проведенная с воспитанниками и их родителями, а также полученный результат, подтвердили, что цель нашего проекта достигнута.

        Подводя итоги,  можно сказать следующее: Робототехника и конструктор помогает детям и взрослым воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.        

        Таким образом, можно сказать, что использование робототехнического конструктора эффективно влияет на усвоение экологических представлений у младших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями

В  проекте раскрываются основные положения и методические разработки, направленные на развитие ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры дошкольников в проектн...

Конспект открытого НОД по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе «В гостях у бабушки»

Конспект  открытого НОД по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе «В гостях у бабушки»...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в младшей группе на тему: "Солнышко, солнышко выгляни в окошко..."

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе на тему: "Солнышко, солнышко выгляни в окошко..."...

Перспективный план игр по формированию элементарных экологических представлений у младших дошкольников.

Данный материал может использоваться как педагогами обычных первых и вторых младших групп, так и педагоами коррекционных групп, где находятся дети с ЗПР. Сюда входят подвижные, сюжетно-ролевые, дидакт...

НОД по познавательному развитию на формирование экологических представлений в младшей группе «Лесные жители».

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо всё потрогать. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит...

"Формирование экологических представлений у старших дошкольников посредством проектной деятельности"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.Обретение экологического сознания и мышления - единственный для человека выход из сложившейс...

Перспективное планирование в образовательной области Познавательное развитие (Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни. Формирование элементарных экологических представлений) Первая младшая группа

Перспективное планирование в области Познавательное развитие (Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни.Формирование элементарных экологических представлений) Первая младшая ...