«Робототехника, как средство развития экологических представлений у младших дошкольников»
статья (подготовительная группа)
Проблема экологического воспитания на основе деятельности привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, и других. Одной из таких современных технологий является образовательная робототехника. Робототехника для дошкольников — это прежде всего творческая деятельность, развивающая интеллект ребенка: улучшается память и пространственное мышление, тренируется выносливость и усидчивость, что готовит ребенка к школе, где эти качества очень полезны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 39.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Робототехника, как средство развития экологических представлений у младших дошкольников»
Проблема экологического воспитания на основе деятельности привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, и других. Одной из таких современных технологий является образовательная робототехника. Робототехника для дошкольников — это прежде всего творческая деятельность, развивающая интеллект ребенка: улучшается память и пространственное мышление, тренируется выносливость и усидчивость, что готовит ребенка к школе, где эти качества очень полезны.
Работая с конструктором по робототехнике индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т. д. Совместная индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате повышается самооценка ребёнка.
Психолого-педагогические исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддъякова, Л.А.Парамоновой и других показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, формирования творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов.
Конструирование и робототехника полностью отвечают условиям развития логического мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Лурия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.
С точки зрения, Н.Н. Поддьяковой, А.П. Усовой, Е.Л. Панько «детское конструирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».
По мнению Н.А.Рыжовой, «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка».
Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать их, расширять технические и математические словари ребенка.
Работа с образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. При этом у ребенка развиваются личностные качества: активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, что считается в настоящее время результатом образовательной деятельности в доу.
Роботехника используется как отличный инструмент для решения различных образовательных задач. Использование таких мини-роботов в учебном процессе способствует развитию логического и пространственного мышления, формированию универсальных видов деятельности, специальных знаний, а также умения планировать деятельность.
Таким образом, робототехника является эффективным и универсальным средством развития детей дошкольного возраста с момента их введения в учебный процесс для развития логического мышления, способности планировать свою деятельность, работать по модели, анализировать усвоенные действия в новых ситуациях, исправлять их и передавать в процессе реализации алгоритмических действий, описывать их языком и средствами, понятными людям.
Исходя из всего выше сказанного, мною был создан проект на тему «Профессия Дворник»» с применением роботехнического конструктора LEGO Education WeDo 2.0.». Цель данного проекта — способствовать расширению представлений о профессии «дворник»; познакомить со способами решения проблемы загрязнения окружающей среды с применением робототехнического конструктора.
Для решения этой цели необходимо решить ряд задач.
- способствовать формированию экологических представлений посредством использования робототехнического конструктора у дошкольников;
- способствовать развитию творческого потенциала личности через обучение элементарным основам конструирования и робототехники;
- повысить компетентность родителей в вопросах организации конструктивно-модельной деятельности экологического содержания в активных формах взаимодействия с семьями воспитанников
Свою работу по реализации проекта я разделила на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На I подготовительном этапе был разработан план реализации проекта , изучила и проанализировала научно-методическую литературу, выполнила подбор наглядно-дидактического материала; репродукций картин, иллюстраций.
С целью выявления мнения родителей по поводу экологического воспитания и роли конструктивно-модельной деятельности и робототехники в экологическом воспитании дошкольников провела анкетирование.
На II практическом этапе работа строилась в следующих направлениях:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
- организация работы с детьми;
- взаимодействие с семьёй.
Для решения задач формирования экологических представлений у младших дошкольников наряду с проведением наблюдений, регламентированной образовательной деятельности, чтением художественной литературы, бесед, опытнической деятельности — использовалась конструктивно- модульная деятельность с применением робототехники, которая позволяла организовывать совместную деятельность педагога с подгруппой детей или индивидуально.
Обучение робототехнике и конструктивно модельной деятельности состоит из 3 этапов :
1 этап: Установление взаимосвязей – дети получают новые знания на основе личного опыта, расширяя и обогащая свои представления. Дошкольники знакомятся с проблемой, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения.
2 этап: Конструирование - Новые знания лучше усваиваются тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с конструкторами базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей.
И 3 этап: Рефлексия и развитие - Осмысливая проделанную работу, дети углубляют, конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом.
На III заключительном этапе воспитанники с помощью робототехники создали модель «Суперуборочная машина для дворника», для того, чтобы оказать помощь дворнику в уборке мусора.
Использование робототехники позволяет разнообразить деятельность детей, способствует развитию познавательной активности детей, но без участия родителей в образовательном процессе, обеспечения единства и согласованности действий доу и семьи невозможно полноценное развитие ребенка.
Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания дошкольника были разработаны буклеты, проводилась выставка моделей, родительское собрание с показом образовательной деятельности , информирование родителей о содержании образовательной программы по экологическому воспитанию младших дошкольников, проводилась консультация на тему: «Как влияет на развитие ребенка конструктивно - модельная деятельность и робототехника» и т.д.
В ходе реализации проекта родители принимали активное участие в образовательном процессе: участвовали в занятиях, принимали участие в акции «Мы за чистоту нашего детского сада».
Основными результатами реализации проекта в работе с детьми являлись: сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части; устанавливать связь между их назначением и строением; развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций,совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей; раскрылся интеллектуальный и творческий потенциалы воспитанников.
Совместная деятельность, проведенная с воспитанниками и их родителями, а также полученный результат, подтвердили, что цель нашего проекта достигнута.
Подводя итоги, можно сказать следующее: Робототехника и конструктор помогает детям и взрослым воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Таким образом, можно сказать, что использование робототехнического конструктора эффективно влияет на усвоение экологических представлений у младших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями
В проекте раскрываются основные положения и методические разработки, направленные на развитие ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры дошкольников в проектн...
Конспект открытого НОД по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе «В гостях у бабушки»
Конспект открытого НОД по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе «В гостях у бабушки»...
Конспект занятия по формированию экологических представлений в младшей группе на тему: "Солнышко, солнышко выгляни в окошко..."
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе на тему: "Солнышко, солнышко выгляни в окошко..."...
Перспективный план игр по формированию элементарных экологических представлений у младших дошкольников.
Данный материал может использоваться как педагогами обычных первых и вторых младших групп, так и педагоами коррекционных групп, где находятся дети с ЗПР. Сюда входят подвижные, сюжетно-ролевые, дидакт...
НОД по познавательному развитию на формирование экологических представлений в младшей группе «Лесные жители».
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо всё потрогать. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит...
"Формирование экологических представлений у старших дошкольников посредством проектной деятельности"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.Обретение экологического сознания и мышления - единственный для человека выход из сложившейс...
Перспективное планирование в образовательной области Познавательное развитие (Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни. Формирование элементарных экологических представлений) Первая младшая группа
Перспективное планирование в области Познавательное развитие (Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни.Формирование элементарных экологических представлений) Первая младшая ...