Статья. Формирование функциональной грамотности воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования.
статья
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, которые волнуют педагогическое и родительское сообщество: что такое "функциональная грамотность" применительно к образованию и чем она может быть полезна дошкольникам? Как это формируется в дошкольном учреждении? Готовность педагога формировать функциональную грамотность у дошкольников. К чему нужно стремиться воспитателям дошкольных учреждений в своей работе, чтобы достичь желаемых результатов?
Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольное образование, качество дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olennikova_a.a._statya.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования.
Оленникова Анна Анатольевна
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, которые волнуют педагогическое и родительское сообщество: что такое "функциональная грамотность" применительно к образованию и чем она может быть полезна дошкольникам? Как это формируется в дошкольном учреждении? Готовность педагога формировать функциональную грамотность у дошкольников. К чему нужно стремиться воспитателям дошкольных учреждений в своей работе, чтобы достичь желаемых результатов?
Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольное образование, качество дошкольного образования.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Одной из главных задач современного образования является формирование функционально грамотных людей. Что такое функциональная грамотность? Существуют разнообразные определения этого понятия. Однако применительно к системе образования нам кажется наиболее целесообразным обратиться к трактовке данного понятия, данной А.А. Леонтьевым. По мнению А.А. Леонтьева, «функциональная грамотность — это способность человека использовать знания, приобретенные в течение его жизни, для решения широкого круга жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений" [3].
"Функциональная грамотность" - далеко не новый термин, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО. В 2019 году в Российской Федерации стартовала реализация Национального проекта "ОБРАЗОВАНИЕ". Срок реализации проекта - 5 лет, основная цель - повысить качество образования на всех уровнях, сделать образование в Российской Федерации конкурентоспособным на мировом уровне.
Федеральный проект "Образование" включает в себя 8 подпроектов. Пять проектов непосредственно затрагивают дошкольников: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", "Поддержка семей с детьми", "Учитель будущего".
Необходимо начинать формировать функциональную грамотность уже с дошкольного возраста, поскольку она становится одним из основных факторов, способствующих развитию познавательной и иной активности дошкольника, формированию умений коммуницировать, созданию условий для успешной социализации [4].
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
• способность успешно взаимодействовать с меняющимся миром вокруг нас, используя свои способности для улучшения;
• умение решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, иметь сформированные навыки построения алгоритмов основных видов деятельности;
• обладать способностью выстраивать социальные отношения в соответствии с морально-этическими требованиями общества, правилами партнерства и сотрудничества;
• набор рефлексивных навыков, которые обеспечивают оценку их грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, способность прогнозировать свое будущее.
В условиях реализации ФГОС ДО [1] дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка, направлен на формирование:
• математической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста;
• речевой активности;
• экологической грамотности и естественнонаучных представлений и основ;
• социально-коммуникативной грамотности.
Согласно международным стандартам образования, функциональная грамотность дошкольника включает несколько компонентов:
Читательская грамотность - это способность воспринимать литературу для достижения образовательных целей, расширения знаний, пополнения словарного запаса и участия в общественной жизни. Умение понимать тексты, анализировать и использовать их содержание.
Естественнонаучная (экологическая) грамотность - это освоение основных понятий экологии, представлений о неживой и живой природе, способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать разумные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и изменений, которые вносит в него человеческая деятельность, и принимать соответствующие решения.
Математическая грамотность - понимание роли математики, знание чисел, умение считать, сложение, вычитание, сравнение объектов, решение задач. Способность использовать, интерпретировать, формулировать математические концепции в различных контекстах. Применять математические навыки в повседневной жизни, высказывать здравые математические суждения.
Социально-коммуникативная грамотность - это умение слушать и слышать других, уважать чужое мнение, работать в команде, действовать сообща.
Финансовая грамотность - это понимание основных финансовых концепций, умение управлять личными средствами, планировать расходы, принимать финансовые решения с учетом изменений экономических условий и жизненной ситуации.
Различные виды функциональной грамотности в дошкольном учреждении образуют комплекс, на основе которого формируются глобальные компетенции дошкольников. Это способность действовать в соответствии с конкретной ситуацией; работать как индивидуально, так и в команде; осознавать, что различия (политические, религиозные, культурные, расовые, национальные и т.п.) могут влиять на взгляды, суждения и восприятие людей; критически, всесторонне оценивать глобальные и частные проблемы, включая вопросы межкультурного взаимодействия; открыто, уважительно и продуктивно взаимодействовать с другими.
Конечно, для того, чтобы дети достигли максимальных результатов, необходимо обеспечить ряд психолого-педагогических условий:
- высокий уровень теоретической и практической подготовки педагога,
- организация и совершенствование предметно-развивающей среды,
- грамотный, вдумчивый подход к организации всех режимных моментов с соответствующим использованием развивающих методов проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.
Все это отражено в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен осознавать, что эффективное формирование функциональной грамотности дошкольников во многом зависит от его профессиональной подготовленности.
Готовность педагога к формированию функциональной грамотности воспитанников рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующееся наличием у воспитателя особых когнитивных и технологических ресурсов, позволяющих проектировать и внедрять процесс формирования функциональной грамотности дошкольников.
Формирование функциональной грамотности — сложный, многогранный, долгосрочный процесс. Добиться желаемых результатов можно только умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии. Наиболее эффективными среди них считаем:
- Технология проектного метода;
- Технология развивающих игр;
- Технология художественно-творческого развития;
- Технология элементарного детского экспериментирования;
- Технология проблемно-ориентированного обучения;
- Технология квестов;
- Технологии ТРИЗ;
- Конструирование.
Функциональная грамотность - это не просто норма, но и обязанность воспитателя, наше самообразование и саморазвитие. И, возможно, добиться желаемых результатов, только умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии [2].
Исходя из вышесказанного, можно выработать ряд рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений:
1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.
2. Использовать комплексный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных направлений в рамках одного мероприятия.
3. Максимально задействовать психические процессы (внимание, воображение, мышление) при организации образовательных мероприятий.
4. Ознакомить родителей с национальным проектом "Образование", концепцией "функциональной грамотности", оказать поддержку в организации развивающей работы в семейной среде.
5. Внести изменения в групповую среду таким образом, чтобы само групповое пространство стимулировало активность ребенка (экспериментирование, наблюдение, творческую активность и т.д.) ("групповая среда подобна второму учителю").
6. Изучить практику поддержки детских инициатив, в том числе зарубежный опыт. / Подготовка различных плакатов с детьми (например, с правилами для группы, памятками, макетами, организацией и проведением выставок, викторин, конкурсов, перформансов, мини-этюдов, предусматривающих обязательное представление результатов).
7. Планировать и проводить образовательные мероприятия (включая ООД) в группе и на прогулке, объединяя несколько образовательных направлений.
8. Для каждого образовательного мероприятия, независимо от образовательной сферы, подбирать игры, упражнения, организационные моменты, способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). / Сформировать файл с интересными техниками, играми, упражнениями. / Создавать образовательные "проблемные ситуации".
9. Изложить основные положения проекта в доступной форме. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с участием детей с последующими комментариями. / Организовать мероприятия, на которых дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно вовлекать родителей в совместную исследовательскую и проектную деятельность детей.
10. Изучить и применять перспективный педагогический опыт организации среды в других ДОУ.
В заключении можно сказать, что функциональная грамотность - это сложное образование, определенный уровень образованности дошкольников на этапе дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями, на формирование которого влияет целый комплекс психолого-педагогических факторов. В соответствии с этим перед педагогом дошкольного образования стоят серьезные задачи, решение которых требует самоотдачи, постоянного профессионального самосовершенствования и обеспечения системного взаимодействия с родителями. Только при условии создания единого развивающего образовательного пространства можно говорить об успешной реализации задач по формированию функциональной грамотности дошкольников.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
2. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость
современного образования./М.И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.
3. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
4. Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31030 (дата обращения: 13.04.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение диагностических мероприятий в МДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования
Материал для проведения диагностического обследования уровня развития детей по основным образовательным отраслям...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»
На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности? И на эту тему, я предлагаю вам...
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, как условие повышения качества дошкольного образования
Современная наука выделяет свыше 12 подходов к формированию системы управления качеством воспитательно – образовательного процесса и образования в целом. Он...
Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"
Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...
Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...
Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования
Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....