Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
статья

Васильченко Наталья Михайловна

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная стратегия закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО, ориентируют дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, что, в свою очередь, провоцирует возникновение такого стратегического направления работы с педагогическими кадрами, как непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, являющегося одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников. Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития.

В условиях модернизации в системе российского дошкольного образования развитие кадрового потенциала является важнейшим направлением деятельности образовательного учреждения.

Это определено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Стратегией развития российского образования до 2020 года.

Современному обществу нужны педагогические кадры, обладающие ответственностью, конструктивностью, мобильностью, высокой культурой педагогической деятельности, а также педагогической компетентностью. Только профессиональный, компетентный педагог способен обеспечить целенаправленный организованный процесс обучения.  

В статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представлены обязанности и ответственность педагогических работников, которые и определяют педагогическую компетентность педагога:

  • осуществление педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне;
  • соблюдение нравственных и этических норм;
  • следование требованиям профессиональной этики;
  • уважение чести и достоинства обучающихся и других участников образовательного процесса;
  • повышение своего профессионального уровня и т.д.

О компетентности также говорится в предложенном педагогическому сообществу профессиональном стандарте педагога, раздел 4.3. «Личностные качества и профессиональные компетентности, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности».

Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к квалификации педагогов. Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в:

  • организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие;
  • организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения;

В профессиональном стандарте представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю), отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования:

Трудовые действия:

Участие:

  • в разработке основной общеобразовательной программы образовательного учреждения в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в ДОУ через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в детском саду;
  • в планировании и корректировке образовательных задач совместно с узкими специалистами;
  • реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
  • формирование психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению;
  • создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с ОВЗ.

Организация образовательно-воспитательного процесса:

  • видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилами), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
  • конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора материалов;
  • образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;
  • активно использовать недирективную помощь и способствовать поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Необходимые умения:

  • применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
  • использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
  • владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
  • выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
  • владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Необходимые знания:

  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный;
  • основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Для педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится, что требует постоянного совершенствования. Фактором совершенствования выступает профессиональная деятельность. Именно в профессиональной деятельности формируются: направленность педагога, его знания способности и умения. Основой развития педагогического мастерства является совокупность знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога - умения в области педагогической техники.

Повышение профессионального мастерства педагогов – это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций.

Педагогическая деятельность становится фактором формирования и развития профессионального мастерства педагогов ДОУ при реализации следующих педагогических условий:

Первым педагогическим условием развития профессионального мастерства педагога ДОУ является включение педагогов ДОУ в творческую деятельность, обеспечивающую развитие и саморазвитие профессиональной направленности воспитателей ДОУ. Методическим механизмом развития профессиональной направленности педагогов выступают: создание в ДОУ информационно-образовательной творческой среды, благоприятствующей реализации творческого потенциала каждого воспитателя в отдельности и педагогического коллектива в целом; включение педагогов в творческие группы.

Вторым педагогическим условием является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов через разнообразные формы методической работы. На современном этапе развития дошкольного образования, характеризующегося реализацией ФГОС, в систему работы ДОУ вводятся инновационные формы методической работы (психолого-педагогический консилиум, годичные команды педагогов, школа профессионального мастерства и передового опыта, педагогическое ателье или педагогическая мастерская, мастер-классы, кружки качества, временные творческие группы, школы исследователя и др.), направленные на повышение профессионального мастерства педагогов. Эффективные формы и методы работы с педагогами в конечном итоге содействуют становлению профессионального мастерства воспитателей и созданию коллектива единомышленников.

Третье педагогическое условие – это совершенствование умений в области педагогической техники. Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных воспитанников и коллектив детей в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.). Педагогическая техника охватывает все сферы воспитательной деятельности педагога ДОУ и оказывает непосредственное влияние на решение любой воспитательной задачи. Она, например, включает технику воспитательного убеждения, технику внушения, технику предъявления требований, технику использования воспитательных возможностей различных средств и т.д. Совершенствование умений в области педагогической техники возможно на основе организации методической работы с учетом жизненных и профессиональных установок, опыта и уровня профессионализма педагогов, их отношения к своему профессиональному росту.

Четвертым педагогическим условием развития профессионального мастерства педагога ДОУ является стимулирование педагогов к развитию их педагогических способностей, что предполагает использование методов поощрения, выявление затруднений воспитателей и проектирование действий по созданию режима развития, побуждая педагогов к самоанализу деятельности.

Целью повышения квалификации является оптимизация педагогического процесса, профессиональный рост и постоянное совершенствование педагогов.

Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идёт более интенсивно,

  • если педагог занимает позицию активного субъекта деятельности,
  • если профессиональный и социальный опыт педагога осмысливается и соединяется с опытом коллег,
  • если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется профессиональное творчество, поиск новых путей обучения, воспитания и развития воспитанников.

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.

На слайде показаны главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности.

Таким образом, профессиональное мастерство педагога выражается в совершенном владении методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист, который прекрасно разбирается в многообразии программ и технологий, который запросто может составить методическую разработку. Также современный педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. И хороший педагог – это ещё и чуткий педагог, умеющий работать в коллективе и вовремя откликнуться на просьбу коллег.

Профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать новые пути и методы работы с детьми и при этом стараться использовать лучший педагогический опыт. И если всё это у нас будет, и мы будем соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, то мы достойны звания современного профессионального педагога. И сможем гордиться этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»

На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности?  И на эту тему, я предлагаю вам...

Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"

Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...

«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования»

laquo;Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУкак условие повышения качества дошкольного образования»...

Семинар-практикум "Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования"

Семинар-практикум«Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования»...

« Игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования»

  Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Все важнейшие качества (воображение, творчество, произвольное поведение и др.) формируются не в учебных занят...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»

Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...