Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
статья
Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_professionalnogo_masterstva_pedagogov_dou.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная стратегия закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО, ориентируют дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, что, в свою очередь, провоцирует возникновение такого стратегического направления работы с педагогическими кадрами, как непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, являющегося одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников. Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития.
В условиях модернизации в системе российского дошкольного образования развитие кадрового потенциала является важнейшим направлением деятельности образовательного учреждения.
Это определено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Стратегией развития российского образования до 2020 года.
Современному обществу нужны педагогические кадры, обладающие ответственностью, конструктивностью, мобильностью, высокой культурой педагогической деятельности, а также педагогической компетентностью. Только профессиональный, компетентный педагог способен обеспечить целенаправленный организованный процесс обучения.
В статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представлены обязанности и ответственность педагогических работников, которые и определяют педагогическую компетентность педагога:
- осуществление педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне;
- соблюдение нравственных и этических норм;
- следование требованиям профессиональной этики;
- уважение чести и достоинства обучающихся и других участников образовательного процесса;
- повышение своего профессионального уровня и т.д.
О компетентности также говорится в предложенном педагогическому сообществу профессиональном стандарте педагога, раздел 4.3. «Личностные качества и профессиональные компетентности, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности».
Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к квалификации педагогов. Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в:
- организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие;
- организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения;
В профессиональном стандарте представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю), отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования:
Трудовые действия:
Участие:
- в разработке основной общеобразовательной программы образовательного учреждения в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
- в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в ДОУ через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в детском саду;
- в планировании и корректировке образовательных задач совместно с узкими специалистами;
- реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
- развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
- формирование психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению;
- создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с ОВЗ.
Организация образовательно-воспитательного процесса:
- видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилами), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
- конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора материалов;
- образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;
- активно использовать недирективную помощь и способствовать поддержки детской инициативы и самостоятельности.
Необходимые умения:
- применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
- использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
- владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
- владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Необходимые знания:
- специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный;
- основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
- общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
- особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
- основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Для педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится, что требует постоянного совершенствования. Фактором совершенствования выступает профессиональная деятельность. Именно в профессиональной деятельности формируются: направленность педагога, его знания способности и умения. Основой развития педагогического мастерства является совокупность знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога - умения в области педагогической техники.
Повышение профессионального мастерства педагогов – это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций.
Педагогическая деятельность становится фактором формирования и развития профессионального мастерства педагогов ДОУ при реализации следующих педагогических условий:
Первым педагогическим условием развития профессионального мастерства педагога ДОУ является включение педагогов ДОУ в творческую деятельность, обеспечивающую развитие и саморазвитие профессиональной направленности воспитателей ДОУ. Методическим механизмом развития профессиональной направленности педагогов выступают: создание в ДОУ информационно-образовательной творческой среды, благоприятствующей реализации творческого потенциала каждого воспитателя в отдельности и педагогического коллектива в целом; включение педагогов в творческие группы.
Вторым педагогическим условием является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов через разнообразные формы методической работы. На современном этапе развития дошкольного образования, характеризующегося реализацией ФГОС, в систему работы ДОУ вводятся инновационные формы методической работы (психолого-педагогический консилиум, годичные команды педагогов, школа профессионального мастерства и передового опыта, педагогическое ателье или педагогическая мастерская, мастер-классы, кружки качества, временные творческие группы, школы исследователя и др.), направленные на повышение профессионального мастерства педагогов. Эффективные формы и методы работы с педагогами в конечном итоге содействуют становлению профессионального мастерства воспитателей и созданию коллектива единомышленников.
Третье педагогическое условие – это совершенствование умений в области педагогической техники. Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных воспитанников и коллектив детей в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.). Педагогическая техника охватывает все сферы воспитательной деятельности педагога ДОУ и оказывает непосредственное влияние на решение любой воспитательной задачи. Она, например, включает технику воспитательного убеждения, технику внушения, технику предъявления требований, технику использования воспитательных возможностей различных средств и т.д. Совершенствование умений в области педагогической техники возможно на основе организации методической работы с учетом жизненных и профессиональных установок, опыта и уровня профессионализма педагогов, их отношения к своему профессиональному росту.
Четвертым педагогическим условием развития профессионального мастерства педагога ДОУ является стимулирование педагогов к развитию их педагогических способностей, что предполагает использование методов поощрения, выявление затруднений воспитателей и проектирование действий по созданию режима развития, побуждая педагогов к самоанализу деятельности.
Целью повышения квалификации является оптимизация педагогического процесса, профессиональный рост и постоянное совершенствование педагогов.
Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идёт более интенсивно,
- если педагог занимает позицию активного субъекта деятельности,
- если профессиональный и социальный опыт педагога осмысливается и соединяется с опытом коллег,
- если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется профессиональное творчество, поиск новых путей обучения, воспитания и развития воспитанников.
Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.
На слайде показаны главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности.
Таким образом, профессиональное мастерство педагога выражается в совершенном владении методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.
Современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист, который прекрасно разбирается в многообразии программ и технологий, который запросто может составить методическую разработку. Также современный педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. И хороший педагог – это ещё и чуткий педагог, умеющий работать в коллективе и вовремя откликнуться на просьбу коллег.
Профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать новые пути и методы работы с детьми и при этом стараться использовать лучший педагогический опыт. И если всё это у нас будет, и мы будем соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, то мы достойны звания современного профессионального педагога. И сможем гордиться этим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»
На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности? И на эту тему, я предлагаю вам...
Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"
Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...
«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования»
laquo;Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУкак условие повышения качества дошкольного образования»...
Семинар-практикум "Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования"
Семинар-практикум«Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования»...
« Игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования»
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Все важнейшие качества (воображение, творчество, произвольное поведение и др.) формируются не в учебных занят...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...