Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»
презентация на тему

КОКОЕВА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА

На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности?  И на эту тему, я предлагаю вам сегодня поразмышлять.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Профессиональная игровая компетентность педагогов»

Уважаемые руководители! Предлагаю вам побыть сегодня моими воспитателями.

Слайд 1.

Под лирическую музыку.

Ведущий: «Настал день-я улыбнусь Вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу и плодотворной работы сегодня!»

Вступительное слово

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Все важнейшие качества (воображение, творчество, произвольное поведение и др.) формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

В течение нескольких последних лет наблюдается, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности?  И на эту тему, я предлагаю вам сегодня поразмышлять.

  1. Разминка с вопросами

Ведущий: - Предлагаю участникам небольшую разминку по вопросам, касающимся игровой деятельности детей. Нужно будет встать возле стула, если вы не согласны с утверждением (нет), сидеть на стуле, если согласны (да).

Утверждения:

Слайд 2.

  • Тактика игрового взаимодействия воспитателя с ребенком изменяется по мере взросления детей (да, чтобы быстро и экономно в плане затрат усилий и времени сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения).

Слайд 3

  • В младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно (нет, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры).

     Слайд 4

  • Чтобы игра была более эффективна, воспитатель заранее должен написать конспект игры и следовать ему неотступно (нет, конспект можно написать только для себя в качестве возможного проекта собственных действий, а в живой игре проект – лишь замысел одного из участников).

Слай5

  • Творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах (да, даже старшие дошкольники не в состоянии поддерживать взаимодействие в группе более 3 – 5 участников).

Слайд 6

  • В раннем возрасте необходимо культивировать у детей индивидуальную игру, а в дошкольном возрасте организовывать коллективные игры для всей группы (нет, в любом возрасте игра должна быть нацелена на взаимодействие в парах или небольших группах).

Слайд 7

  1. А сейчас я предлагаю вам совместное обсуждение : «В чем вы видите причины того, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня»?

Участники предлагают свои ответы.

Б) Комментарий ведущего: Естественным образом овладение ребенка игрой происходит, когда он входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. Постепенно они накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики. Воспитатель в детском саду в силу ограниченности своих временных возможностей не в состоянии обеспечить детям такой объем совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного накопления и обобщения игрового опыта овладеть теми или иными игровыми умениями. Однако он может создать условия для того, чтобы этот процесс протекал быстрее. Одно из условий – организация эффективного взаимодействия с дошкольниками в процессе игровой деятельности.

  1. Групповая работа

Ведущий: - Взаимодействие можно рассматривать с различных точек зрения. Сейчас в процессе групповой работы мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Условия для развития общения между детьми в игре
  • Развивающий характер взаимодействия педагога с детьми
  • Приемы руководства игрой в процессе  взаимодействия
  • Игровые умения воспитателя как хорошего партнера по игре

- Предлагаю вам разделиться на 4 мини-группы по временам года (зима, весна, лето, осень).

Каждой группе дается карточка с одним из перечисленных выше заданий. Дается 5 минут на то, чтобы участники ответили на вопросы.

1 группа

Перечислите условия, которые создает педагог для развития общения между детьми в игре?

Итог: наглядность «Условия для развития общения между детьми в игре»

Слайд 8

Условия для развития общения между детьми в игре

Организация совместных игр детей:

  • Предлагает игры с разным числом участников
  • Объединяет отдельно играющие группы общим сюжетом
  • Втягивает ребенка во взаимодействие
  • Направляет детей на групповое и парное взаимодействие
  • Учит принимать и ставить игровые задачи взрослому и сверстнику

Развитие способов игрового общения:

  • Учит принимать роль, обозначать её словом для партнёра
  • Развивает ролевую речь, активизирует ролевой диалог
  • Учит реализовывать ролевые действия с учётом роли партнёра
  • Формирует умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёра

Развитие умения общаться по поводу игры:

  • Учит договариваться, делиться игрушками
  • Учит соблюдать очерёдность
  • Стимулирует проявление сочувствия и уважительного отношения
  • Помогает тактично улаживать конфликты

2 группа

Перечислите  прямые и косвенные приемы руководства. Объясните различия между «втягиванием» детей в игру и подключением к игре (в каких ситуациях и с какой целью могут использоваться).

Итог: наглядность «Предпочтительные приемы руководства»

Слайд 9

Предпочтительные приемы руководства игрой

Прямые:

  • Указание
  • Показ действия
  • Разъяснение
  • Оказание помощи
  • Совет
  • Вопрос

Косвенные:

  • Вопрос
  • Игровые проблемные ситуации
  • Ролевое участие в игре
  • Втягивание
  • Подключение
  • Обучение взаимодействию.

Прием втягивания используется в начале игры для ненавязчивого вовлечения детей в нее.

Прием подключения педагога к игре детей происходит во время игры, чтобы разнообразить условные игровые действия, ролевое взаимодействие, сюжеты.


3 группа

        В чем вы видите признаки развивающего характера взаимодействия воспитателя с детьми?

        Итог: наглядность «Развивающий характер взаимодействия»

Слайд 10

Развивающий характер взаимодействия

  • Педагог в ходе активизирующего общения варьирует характер и содержание общения в соответствии с уровнем развития игры.
  • Позиционирует себя как творческую личность через проявление артистических способностей.
  • Взрослый не только демонстрирует творческие способы деятельности, но и создает условия, обстоятельства, требующие творческих решений от детей.
  • Создает условия для проявления инициативности ребенка (поддержка и развитие идей и замыслов, приемы активного слушания).
  • Обеспечивает эмоциональный комфорт и удовлетворение от общения через установление оптимальной дистанции с ребенком, общего психологического пространства взрослых и детей.

4 группа

        Перечислите «игровые умения» воспитателя, которыми он должен владеть как «играющий партнер»? Чем он должен владеть как педагог?

        Итог: наглядность «Воспитатель как играющий партнер и как педагог»

Слайд 11

Воспитатель как «играющий» партнер

Воспитатель как педагог

Умеет:

  • свободно развивать сюжет;
  • вовремя принять предложения детей;
  • продолжить игровое действие ребенка;
  • ввести новый персонаж;
  • развернуть предложенное ребенком событие.
  • Знает теорию игры, этапы ее развития
  • Умеет наблюдать за игрой детей
  • Понимает стратегию своего поведения
  • Владеет тактикой игрового взаимодействия

 Слайд 12

Ведущий- Настало время посмотреть, как команды могут сплотиться и выполнить задания быстро и четко. Прошу всех встать по командам.

Построить, используя всех игроков, следующие фигуры: (1,2,3-фигуру … сложи)

  • квадрат;
  • треугольник;
  • круг;
  • ромб;
  • угол;
  • букву Т.

Молодцы, умственно отдохнули, продолжим.

Слайд 13

5. Ведущий- Такие педагоги как Нинель Яковлевна Михайленко и Надежда Александровна Короткова предлагают системный подход к организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений; раскрывают общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства, а именно: приемы формирования у детей условного игрового действия (2-3 года), ролевого поведения (3-5 лет), способов творческого сюжетосложения (5-7 лет). Об этом все в книге-

H:\мастер-кл\0313458.jpg

Мы с вами перечислили

  • Условия для развития общения между детьми в игре
  • Развивающий характер взаимодействия педагога с детьми
  • Приемы руководства игрой в процессе  взаимодействия
  • Игровые умения воспитателя как хорошего партнера по игре

   И из всего этого вытекает цель педагогических воздействий по отношению к игре.

Итог: наглядность «Цель педагогических воздействий»

Слайд 14

Цель педагогических воздействий – формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

        Б) Те же авторы определяют принципы организации сюжетной игры.

        Итог: распечатки на каждого участника занятия «Принципы…»        

Принципы организации сюжетной игры в детском саду (по Михайленко Н.Я.)

Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, при организации игры должны соблюдаться следующие принципы.

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важный момент – характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре педагог занимает позицию «играющего партнера», который ненавязчиво втягивает ребенка в игру.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Воспитатель не ждет, когда у детей произойдет «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строит игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
  3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Иными словами, взрослый должен как можно раньше ориентировать ребенка на сверстника.

Данные принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

В самостоятельную детскую игру воспитатель не включается, здесь роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

6. Поговорим о тактике взаимодействия в игре

Слайд 15

 А) Ведущий:Тактика взаимодействия воспитателей с дошкольниками в игре зависит от возраста детей, а также от способа построения сюжетной игры, который усложняется в следующей последовательности: Игра – это цепочка условных действий с предметами, цепочка специфических ролевых взаимодействий, последовательность разнообразных событий.

Итог: наглядность «Степень усложнения игры»

Степень усложнения способа построения сюжетной игры:

  • Игра как цепочка условных действий с предметами.
  • Игра как цепочка специфических ролевых взаимодействий.
  • Игра как последовательность разнообразных событий.

Б) Групповая работа: «Логический квадрат».

Ведущий: - Каждая из 4 групп получает чистый лист бумаги, который соответствует определенному возрасту: 1,5-3 года, 3-4, 4-5, 5-7 лет, а также карточки, на которых представлено название критериев игровой деятельности и их описание. Вам нужно выбрать из предложенного перечня критериев подходящие для своего возраста. Время – 3 минуты.

Критерии:

  • Этапы формирования игровых умений
  • Умения ребенка
  • Как воспитатель должен строить сюжет
  • На что делает акцент в совместной игре

Ведущий: - Предлагаю вам выбрать капитана, который будет отвечать за команду.

Итог: 4 таблицы «Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства»(по возрастам: 1,5-3, 3-4, 4-5, 5-7 лет)

Каждому участнику раздается памятка по теме

Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре

на разных этапах дошкольного детства

(памятка для педагога)

Этапы формирования игровых умений

Возраст ребенка

Умения ребенка

Строение сюжета игры

Действия воспитателя в совместной игре

1 этап: формирование условных игровых действий

1,5 – 3 года

Может развернуть условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.

«Однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий.

Втягивает ребёнка (детей) в совместную игру, где делает акцент на условном действии с предметом, ориентирует ребёнка на словесное обозначение смысла этого действия, на продолжение, дополнение игрового действия партнёра-сверстника.

2 этап: формирование ролевого поведения

3 – 4 года

Может принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником

«Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими.

Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов. Переводит внимание ребёнка от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром-взрослым. «Замыкает» детей друг на друга в совместной игре взрослого с двумя детьми.

4 – 5 лет

Может изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры.

«Многоперсонажный» сюжет с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными, введение новых ролей: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, стимулируя гибкое ролевое поведение и смену роли, помогает строить «куст» ролей:

                Пассажир

Шофёр     Механик

     Бензозаправщик

3 этап: формирование умений строить новые сюжеты

5 – 7 лет

Может развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3-х партнёров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия

«Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Втягивает детей в своеобразную «игру-придумывание», протекающую в чисто словесном плане, помогая овладевать совместным сюжетосложением.

Втягивает детей в игру с ролями, принадлежащими разным смысловым сферам (принцесса и милиционер).

Слайд 16.

Ведущий –  Давайте, немного отдохнем от серьезной работы. Предлагаю поиграть в обманные загадки.

Над лесом солнца луч потух -

Крадется царь зверей… (лев)

Загадка вот для малышей:

Кого боится кот …(собаку)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая …(белка)

В малине понимает толк,

Хозяин леса, страшный …(медведь)

Красоту в хвосте нашел

Птица гордая …(павлин)

Ты на друга посмотри -

Сколько глаз у друга …(два)

Если знаний полна голова,

Значит, в школе получишь ты…(пять)

Не умеешь считать и писать,

Значит, в школе получишь ты…(два)

Это должен каждый знать:

Лап у кошки - ровно...(четыре)

7. Ведущий – Молодцы, а теперь будет индивидуальная работа: Оптимальная – неподходящая стратегия

Каждому участнику раздается карточка с таблицей «Стратегия игры с детьми разного возраста»

Слайд 17.

Ведущий: - В предложенной вам таблице представлены варианты стратегии поведения воспитателя в совместной игре с детьми. Одна из стратегий является оптимальной, другая – неподходящей. Выберите нужный вариант из 2-х в каждой строке таблицы и отметьте знаком «+». Время 5 минут.

Итог:  ответы, которые соответствуют оптимальной стратегии игры с детьми в зависимости от возраста, выводятся на экран  и участники проверяют себя.

Стратегия игры с детьми разного возраста

(памятка для педагога)

        

Ответы, соответствующие оптимальной стратегии, выделены жирным шрифтом        

        

Слайд 18

Как играть с детьми до 3-х лет

А)Взрослый эмоционально и непринужденно разворачивает игровое действие, втягивая ребенка в совместную игру.

Б)Взрослый ограничивается проведением игр-манипуляций с предметами.

В)Играя с малышом, полностью берет на себя осуществление действия с игрушкой или предметом-заместителем.

Г)Играя с ребенком, комментирует свои действия, поясняет их смысл и предполагает смысл действий ребенка.

Д)Взрослый оставляет без внимания самостоятельные игровые действия ребенка после того, как некоторое время поиграл с ним.

Е)На короткое время подключается к действию ребенка, поддерживая комментариями условно-игровое действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым осознать смысл собственного действия.

Ж)В совместной игре делает акцент на словесном обозначении для малыша смысла игровой ситуации и действий с предметами.

З)В совместной игре делает акцент на показе образцов условных игровых действий.

Слайд 19

Как играть с детьми 3 – 5 лет

А)Включается в игру с детьми, не обозначая своей роли и не выяснив, какую роль взял на себя ребенок. Не обозначает момент перехода к новой роли.

Б)Играя с детьми, всегда обозначает словом принимаемую на себя роль и роль партнера. Стимулирует ребенка к таковому обозначению. Переходя к новой роли, акцентирует этот момент.

В)Делает основным предметом внимания детей в игре детальные действия, присущие принятой роли. Учит точному воспроизведению профессиональных операций соответствующей роли.

Г)Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога.

Д)Использует в игре с детьми преимущественно парные, взаимодополнительные роли. Постепенно увеличивает число ролей за счет развертывания сюжета в процессе самой игры.

Е)Задает детям примерный план игры с конкретными предписаниями действий, жесткой ролевой структурой и требует в игре реализации этого плана.

Ж)Предоставляет детям возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры.

З)Требует от детей следования взятой на себя роли на протяжении всей игры.

Слайд 20

Как играть с детьми 5 – 7 лет

А)Использует такие формы и типы игр, где согласованное развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом плане.

Б)В процессе игры нацеливает детей на детализацию ролевого действия.

В)Участвует вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому высказать свои предложения по поводу развития сюжета. Предоставляет детям возможность использовать в качестве основы игры намеченные ранее события.

Г)Ограничивается такой формой игры, в которой дети используют уже известные навыки, для того, чтобы их хорошо закрепить.

Д)Акцентирует внимание на обогащение тематического содержания игры и внедрение ее «коллективной» формы.

Е)Акцентирует внимание на комбинирование и согласование разнообразных сюжетных событий.

Ж)Стремится охватить игрой по заданному сюжету всю группу.

З)Учит согласовывать замыслы в процессе игры в небольшой подгруппе.

8. Ведущий – И, конечно, вы знаете, что нужно соблюдатьЭтику наблюдения за игрой.

Участникам раздаются памятки с правилами для старших воспитателей при наблюдении за игрой детей.

Этика наблюдения за взаимодействием

воспитателя с детьми в игре

(памятка для старшего воспитателя, заведующей ДОУ)

Анализ игровой деятельности будет наиболее эффективным, если в процессе наблюдения за игрой Вы будете соблюдать следующие правила.

  1. Во время игры входите в группу как можно тише, не отвлекая и не прерывая процесс.        
  2. Не торопите воспитателя, дайте возможность педагогу и детям развернуть игру.
  3. Не делайте выводов о работе педагога по развитию игровых умений только по результатам наблюдения за одной игрой, т.к. в одной игре он может поставить ограниченное количество задач.
  4. Помните, что в процессе подлинно творческой игры в группе может быть достаточно сильный «рабочий» шум; не заглушайте его и не требуйте от воспитателя установления тишины.
  5. Помните, что проверяющий должен быть хорошим наблюдателем.
  6. Если Вы, наблюдая за процессом игры, не слышите голоса воспитателя, но понимаете, что делает он и дети – радуйтесь: перед вами классный специалист.
  7. Не требуйте от воспитателя «конспекта» игры; помните: он может написать конспект только для себя как возможный проект собственных действий. В «живой» игре у детей могут появиться свои замыслы, не совпадающие с проектом воспитателя.
  8. Хотя бы раз в полгода, несмотря на большую занятость, анализируя процесс взаимодействия воспитателя с детьми, подключитесь к игре сами (предварительно изучив методику). Если Вы уже сегодня готовы к этому, то Вы – идеальный старший воспитатель (заведующий ДОУ).

А в конце, хотелось бы с вами со всеми встать в круг и поиграть в музыкально-дидактическую игру «У жирафа…». Смотрите на меня и повторяйте за мной.  

Слайд 21.

Список литературы

  1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8.
  2. Агапова И.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса. / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - № 4.
  3. Баева Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
  8. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Игра дошкольника. / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
  10. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  11. Либерман А., Репина О. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6.
  12. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  13. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
  14. Панкова Т.Я. Личностно-ориентированный подход к ребенку в условиях игровой деятельности. / Управление ДОУ. – 2008. - № 2.
  15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
  16. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре: Учеб.пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110. – М.: Просвещение, 1984.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Колосок» Курского муниципального района Ставропольского края Мастер-класс «Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования» Подготовила: Старший воспитатель- Кокоева В.В. kokoeva.valentina@yandex.ru http://nsportal.ru/kokoeva-valentina-viktorovna

Слайд 2

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Колосок» Курского муниципального района Ставропольского края Мастер-класс «Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования» Подготовила: Старший воспитатель- Кокоева В.В. kokoeva.valentina@yandex.ru http://nsportal.ru/kokoeva-valentina-viktorovna

Слайд 3

УТВЕРЖДЕНИЯ 1 . ДА чтобы быстро и экономно в плане затрат усилий и времени сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения

Слайд 4

УТВЕРЖДЕНИЯ 2 . НЕТ на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры

Слайд 5

УТВЕРЖДЕНИЯ 3. НЕТ конспект можно написать только для себя в качестве возможного проекта собственных действий, а в живой игре проект – лишь замысел одного из участников

Слайд 6

УТВЕРЖДЕНИЯ 4. ДА даже старшие дошкольники не в состоянии поддерживать взаимодействие в группе более 3 – 5 участников

Слайд 7

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Колосок» Курского муниципального района Ставропольского края Мастер-класс «Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования» Подготовила: Старший воспитатель- Кокоева В.В. kokoeva.valentina@yandex.ru http://nsportal.ru/kokoeva-valentina-viktorovna

Слайд 8

По Михайленко Н.Я. и Коротковой Н.А. Цель педагогических воздействий – формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Слайд 9

Степень усложнения способа построения сюжетной игры: Игра как цепочка условных действий с предметами . Игра как цепочка специфических ролевых взаимодействий . Игра как последовательность разнообразных событий .

Слайд 10

Этапы формирования игровых умений Возраст ребенка Умения ребенка Строение сюжета игры Действия воспитателя в совместной игре 1 этап: формирование условных игровых действий 1,5 – 3 года Может развернуть условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником. «Однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий. Втягивает ребёнка (детей) в совместную игру, где делает акцент на условном действии с предметом, ориентирует ребёнка на словесное обозначение смысла этого действия, на продолжение, дополнение игрового действия партнёра-сверстника.

Слайд 11

Этапы формирования игровых умений Возраст ребенка Умения ребенка Строение сюжета игры Действия воспитателя в совместной игре 2 этап: формирование ролевого поведения 3 – 4 года Может принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником «Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими. Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов. Переводит внимание ребёнка от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром-взрослым. «Замыкает» детей друг на друга в совместной игре взрослого с двумя детьми.

Слайд 12

Этапы формирования игровых умений Возраст ребенка Умения ребенка Строение сюжета игры Действия воспитателя в совместной игре 2 этап: формирование ролевого поведения 4 – 5 лет Может изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры. «Многоперсонажный» сюжет с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными, введение новых ролей: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников. Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, стимулируя гибкое ролевое поведение и смену роли, помогает строить «куст» ролей: Пассажир Шофёр Механик Бензозаправщик

Слайд 13

Этапы формирования игровых умений Возраст ребенка Умения ребенка Строение сюжета игры Действия воспитателя в совместной игре 3 этап: формирование умений строить новые сюжеты 5 – 7 лет Может развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3-х партнёров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия «Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов. Втягивает детей в своеобразную «игру-придумывание», протекающую в чисто словесном плане, помогая овладевать совместным сюжетосложением. Втягивает детей в игру с ролями, принадлежащими разным смысловым сферам (принцесса и милиционер).

Слайд 15

Как играть с детьми до 3-х лет А) Г) Е) Ж)

Слайд 16

Как играть с детьми 3-х -5 лет А) В) Е) З)

Слайд 17

Как играть с детьми 5 -7 лет Б) Г) Д) Ж)

Слайд 18

Музыкальная игра «У жирафов пятна, пятна…»

Слайд 19

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО

Слайд 20

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Колосок» Курского муниципального района Ставропольского края Методическое объединение руководителей ДОУ Курского района « Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования»

laquo;Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУкак условие повышения качества дошкольного образования»...

Семинар-практикум "Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования"

Семинар-практикум«Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования»...

« Игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования»

  Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Все важнейшие качества (воображение, творчество, произвольное поведение и др.) формируются не в учебных занят...

«Модель повышения профессиональной компетентности педагога как средство управления качеством дошкольного образования»

Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления....

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования и повышения профессиональной компетентности педагогов. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его можно проводить с воспитателями.Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной ...