Проведение диагностических мероприятий в МДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования
методическая разработка на тему
Материал для проведения диагностического обследования уровня развития детей по основным образовательным отраслям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya_no1..docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В МДОУ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
И.Е. Овчинникова
МДОУ Детский сад №132
В соответствии с требованиями и рекомендациями концепции Всеобщего менеджмента качества одним из принципов управления качеством является принцип принятия решений, основанных на фактах и данных.
В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования РФ получила практика проведения психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста.
В системе мониторинга качества образования определены блоки информации о результатах деятельности ДОУ (Ю.К.Белая, П.И. Третьяков) по развитию, воспитанию и обучению детей: здоровье, воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами, готовность ребенка к обучению в школе. Некоторые ученые (О.М. Дьяченко, В.Н.Казакова, Т.В. Лаврентьева и другие) рассматривают результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка. Они отмечают необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации, предоставляемой всеми специалистами ДОУ (воспитатель, педагог-психолог, логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель и другие) для заполнения индивидуальной карты развития ребенка.
Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено:
- Мониторингом эффективности выполнения конкретной реализуемой образовательной программы;
- Реализацией личностно-ориентированного подхода, предполагающего построение педагогического процесса на основе индивидуально-психологических особенностей детей, которые диагностируются с целью оценки их состояния и прогнозировании дальнейшего развития;
- Определением эффективности педагогического воздействия, а также профессиональной компетентности педагогов;
- Необходимостью планировать основные направления деятельности на следующий учебный год, внесением коррективы в методическую работу МДОУ;
- Получением реалистической картины уровня подготовленности детей к школе, объёма усвоенной в период дошкольного детства информации, степенью её применения в репродуктивной и творческой деятельности.
В нашем дошкольном учреждении сложилась и реализуется следующая система диагностических мероприятий:
Мониторинг здоровья дошкольников проводится врачами – специалистами поликлиники №7, медицинским персоналом детского сада, инструктором физической культуры. На основании полученных результатов составляются листы здоровья на все возрастные группы, с индивидуальными рекомендациями на каждого ребёнка.
Данная работа позволяет педагогам строить личностно-ориентированную модель взаимодействия с каждым ребенком, учитывая особенности его развития и состояние здоровья.
Мониторинг течения адаптации вновь поступивших в дошкольное учреждение детей.
В детском саду разработаны и апробированы адаптационные листы, которые позволяют объективно оценить период адаптации ребёнка по степени тяжести.
Диагностическое обследование детей пятилетнего возраста. Мониторинг позволяет своевременно выявить нарушения в речевом развитии, в эмоционально-волевой сфере, в развитии мелкой моторики и движений. Выявленные нарушения корректируются педагогами, в случае необходимости родителям предлагается обратиться за консультацией к специалистам.
В середине года в первых младших группах МДОУ проводится диагностическое обследование сенсорного развития детей. В ходе проверки диагностируется освоение малышами сенсорных эталонов: величины, формы, цвета. Диагностическое обследование организуется в форме подгрупповых занятий. В обследовании принимает участие старший воспитатель и воспитатели групп. На основании полученных результатов планируется и ведется индивидуальная работа с детьми.
Итоговый контроль: «Оценка уровня готовности детей подготовительных групп к школе». Выпускникам МДОУ предлагаются задания, которые позволяют оценить готовность ребенка к школе по следующим показателям: память, внимание, мышление, математика, готовность руки к письму, развитие речи, воображения и знания об окружающем мире. Мониторинг помогает определить, какие способности ребенка развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.
Диагностика освоения детьми содержания реализуемой в дошкольном учреждении комплексной общеобразовательной программы «Детство». Комплекс диагностических заданий позволяет педагогам проанализировать степень овладения программным содержанием отдельными детьми и группой в целом. Обследование проводится два раза в год воспитателями групп и старшим воспитателем. В детском саду разработаны диагностические материалы для каждого возраста. Они включают: диагностические карты по всем разделам программы «Детство», дидактические игры, упражнения, вопросы, стимульный материал, критерии оценки.
Диагностические срезы по приоритетным разделам программы. Проводятся старшим воспитателем в начале и конце учебного года и по ним делаются выводы об эффективности работы педагогического коллектива.
Методическое обеспечение диагностики уровня выполнения программных требований, сформированности социальных навыков осуществляют старшие воспитатели дошкольного учреждения.
Для разработки и апробации диагностических материалов в МДОУ была создана творческая группа.
Перед началом работы педагоги заново подробно изучили реализуемую в дошкольном учреждении программу «Детство», был составлен алгоритм работы творческой группы. Данный алгоритм подходит для всех вариативных программ:
1 этап – выборка задач из намеченного раздела программы, по каждой возрастной группе.
Но при этом нужно учитывать, что если взять каждую задачу за критерий, то получите огромное количество критериев, а их должно быть 5 – 10 (в зависимости от возраста детей) не больше по каждому разделу программы.
Поэтому из большого количества критериев выбираются те, что являются наиболее сложными для освоения или являются более актуальными на этом возрастном этапе; критерии, позволяющие соблюсти временные условия выполнения диагностических заданий (20 – 30 минут).
Отобранные критерии записываются на отдельном листе.
2 этап – формулировка заданий по выбранным критериям.
Формулировки должны быть чёткими и понятными для детей; учитывающими уровень развития мелкой моторики; временные условия выполнения всех диагностических заданий.
3 этап – подбор стимульного материала.
Материал подбирается на каждого ребёнка, соответственно уровню развития детей данной возрастной группы.
4 этап - определиться с оценкой в баллах ответов детей; прописать сколько баллов получает ребенок за каждое выполненное задание.
5 этап – анализ установленных авторами программы уровней освоения детьми программного материала; определить сумму баллов, соответствующих высокому, среднему и низкому уровням освоения программы.
6 этап – разработка оценочных листов, в которых будут фиксироваться баллы, набранные ребёнком.
Обработка результатов диагностики происходит следующим образом. Воспитатели (специалисты) фиксируют результаты выполнения детьми каждого из заданий, затем баллы суммируются, по сумме баллов определяется уровень освоения ребенком диагностируемого раздела программы.
Воспитатель заполняет диагностическую таблицу в соответствии с инструкцией по её заполнению.
Таблицы, по окончанию диагностики, передаются старшему воспитателю. Старший воспитатель составляет сводную таблицу результатов диагностического обследования по всему дошкольному учреждению.
Квалифицированно проведенный анализ результата работы за учебный год позволяет правильно определить основные направления деятельности на следующий учебный год, проследить за динамикой продвижения каждого ребенка в освоении реализуемой в ДОУ программы, внести коррективы в работу педагогов и специалистов.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Подготовительная группа. Конец года.
Раздел программы: «Детство» «Первые шаги в математику»
Обследование проводилось: 05.05. 2011 года.
Воспитатели: Талызина С.Л., Миленкова С.В.т
Количество детей по списку: 22 ребенка.
Количество детей, принявших участие в обследовании: 20 детей.
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | задания | Сумма баллов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. | Мехтеева Эся | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
2. | Гусев Кирилл | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 18 |
3. | Арсеньтьева К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 20 |
4. | Каляскин К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
5. | Лопатина Наст. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 20 |
6. | Бербенева Ар. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
Наиболее трудные задания:
тема | Количество детей, имеющих 1 балл | Количество детей, имеющих 2 балла |
Развитие комбинаторных умений | 4 ребенка |
Подготовительная группа. Конец года.
Задание №1.
Цель: выявить уровень представлений детей о месте числа среди других чисел ряда.
Задание №2.
Цель: выявить уровень умения старших дошкольников определять состав числа из единиц.
Задание №3.
Цель: выявить умение продолжить закономерность с 1-2 изменяющимися признаками.
Задание №4.
Цель: Выявить умение записывать сложение или вычитание с помощью знаков + или -.
Задание №5.
Цель: выявить уровень развития умения сравнивать числа в пределах 10, умение использовать для записи сравнения знаки: =,
Задание №6.
Цель: выявить уровень развития комбинаторных умений.
Задание №7.
Цель: выявить умение ориентироваться на листе бумаги.
Оценка ответов детей.
Подготовительная группа. Конец года.
Раздел программы «Детство» «Первые шаги в математику».
1 задание: 3 балла – задание выполнено верно.
2 балла – допущены ошибки в написании цифр
1 балл – задание выполнено неверно
2 задание: 3 балла – задание выполнено верно.
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более
3 задание: 3 балла – задание выполнено верно.
2 балла –
1 балл – задание выполнено неверно
4 задание: 3 балла – задание выполнено верно.
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – допущены 2 ошибки и более
5 задание: 3 балла – задание выполнено верно.
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – допущены 2 ошибки и более
6 задание: 3 балла – задание выполнено верно.
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – задание выполнено неверно
7 задание: 3 балла – задание выполнено верно.
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балл – задание выполнено неверно
Высокий уровень:19 – 21 балл;
Средний уровень:15 – 18 баллов;
Низкий уровень: 7 – 14 баллов
Диагностика развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, будучи включены в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»
На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности? И на эту тему, я предлагаю вам...
Проведение диагностических мероприятий в ДОУ как одно из условий качества образования.
Необходимое условие реализации основной образовательной программы, разработанной в ДОУ, включая дополнительные парциальные программы, - проверка результатов проведения педагогами образовательной работ...
Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"
Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...
Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...
Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования
Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...