Проект по экологическому воспитанию «Мусор в океане»
проект (подготовительная группа)

Михаленко Ия Викторовна

Вызвать интерес детей к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

В проекте используется метод педагогической интеграции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu._musor_v_okeane.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию «Мусор в океане»

Структура

Содержание

Название проекта

«Океан в бутылке»

Руководитель проекта

Воспитатель Михаленко И.В.

Тип проекта

Исследовательско – творческий

Участники проекта

Воспитатели, дети, родители воспитанников

Срок реализации проекта

С 12 февраля по 20 февраля 2024 года.

Продолжительность

Краткосрочный

Образовательная область

Познавательное развитие

Цель проекта

Вызвать интерес детей к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека.

Задачи проекта

1.Дать детям представление об океане, его разных состояниях, его обитателях.  

2.Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека.

3.Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию.

4.Активизировать словарный запас детей.

5.Развивать связную речь детей.

6.Развивать воображение детей с помощью экспериментальной деятельности.

7.Воспитывать бережное отношение к природе.

Актуальность проекта

В период дошкольного детства в процессе всестороннего и целенаправленного педагогического воздействия и формирование у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Гипотеза

    На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальной и значимой проблемой не только нашей страны, но и всего мира в целом. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще в раннем детстве. Ознакомление детей с окружающим миром, как необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе.

Постановка проблемы

Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности.

Проблема

Отсутствие у детей представлений о значении морей и океанов в жизни человека, основных его обитателях, об источниках загрязнения воды, его последствиях.

Реализация проекта

1 этап: Подготовительный:

  • Изучить методическую литературу по теме проекта.
  • Определить цели, задачи и сроки реализации проекта.
  • Составить паспорт проекта.

2 этап: Основной:

  • Внедрить в практику план реализации проекта.
  • Разработать план мероприятий для всех участников проекта.

3 этап: Заключительный:

  • Представление опыта работы: в сетевых взаимодействиях, на сайте ДОУ.
  • Анализ достигнутых результатов.

Ожидаемый результат проекта

  • Формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
  • Овладеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «млекопитающие», «беспозвоночные».
  • Развитие познавательного интереса к опытнической деятельности. Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием.
  • Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира.

Тематический план проекта.

Виды детской деятельности

Формы и методы работы

Игровая

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».

Д/игры: «Четвертый лишний»; «Сортировка мусора», «Очистим морское дно».

Познавательное развитие

Беседы о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.

Беседа о профессии водолаза.

Составление кроссвордов, ребусов.

Отгадывание загадок.

Эксперимент «Океан в бутылке».

Рассматривание и обсуждение репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», «Парусник в море».

Коммуникативная

Беседа о правилах поведения при проведении опытов.

Обсуждение проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды».

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Составление описательных рассказов о морских животных по схеме.

Чтение и обсуждение энциклопедий, литературных произведений: Г.Косов «Азбука подводного мира», С Сахарнов «Кто в море живет?», Г.Х.Андерсен «Русалочка».

Самообслуживание и

элементарный бытовой труд

Участие в проведении эксперимента «Океан в бутылке».

Двигательная

Подвижные игры «Море волнуется», «Рыбак и рыбки», «Ручеек».

Музыкальная

Прослушивание песен о море, слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина».

Изобразительная

Изготовление книжек – малышек «Подводные приключения».

Рисование «Морские обитатели».

Взаимодействие с родителями

Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Заключительный этап проекта

Проведение эксперимента «Океан в бутылке».

Конечный продукт проекта

«Океан в бутылке».

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

В проекте используется метод педагогической интеграции.

Мусор, а в особенности пластик, который почти не разлагается и выделяет токсины в окружающую среду— огромная проблема для экологии океанов. По поверхности Мирового океана путешествуют миллионы тонн пластиковых и других отходов, причем, по оценкам экспертов, 80% этого мусора оказалось в океане с суши и лишь 20% было сброшено или смыто с кораблей. Более чем 250 видов морских животных и птиц страдают от токсичных веществ, выделяемых мусором.

Цель: вызвать интерес детей к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека.

Задачи:

1.Дать детям представление об океане, его разных состояниях, его обитателях.  

2.Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека.

3.Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию.

4.Активизировать словарный запас детей.

5.Развивать связную речь детей.

6.Развивать воображение детей с помощью экспериментальной деятельности.

7.Воспитывать бережное отношение к природе.

Обсуждение проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды нефтью» (проведение опытов на дому «Домашняя лаборатория»).

Опытническая деятельность: как нефть влияет на животных, птиц, рыб.

Опыт

Содержание

Птицы и нефть.

Цель: определить, может ли навредить нефть птицам.

Ход опыта: в стакан с водой и нефтью обмакнуть перо. Что произошло?

Вывод: перо слиплось от нефти, стало тяжелым.  Птица не может передвигаться. Плохо держит тепло, значит от холода они замерзнут.

Животные и нефть.

Цель: определить, приносит ли нефть вред животным.

Ход опыта: взять кусочек меха (шерсть животного), опустить его в стакан с нефтью. Посмотреть, что произошло.

Вывод: мех от нефти слипся, стал масленым. Не пропускает воздух. Животные от этого могут заболеть и погибнуть, так как такой мех их не защищает.

Рыбы и нефть.

Цель: определить, приносит ли вред нефть рыбам в водоемах.

Ход опыта: взять таз с водой и налить в воду немного нефти. Это море. Что произошло с нефтью и к чему это может привести в жизни растений и рыб в водоеме.

Вывод: нефть собралась на поверхности воды плотной массой.  Не пропускает под воду воздух. А без воздуха растения и рыбы погибнут.

Проведение эксперимента «Океан в бутылке».

Цель: формировать практические навыки, стремление к экспериментированию.

Задача: развивать воображение детей с помощью экспериментальной деятельности.

Ход эксперимента:

1.Подготовительный этап. Подготовить две пластиковые бутылки. Налить воду в бутылки на половину, растворить в воде пищевую краску синего цвета.

Приготовить мелкие ракушки, камушки, янтарь, игрушки в виде рыбок.

Мелкий мусор: бумагу, кусочки от пластиковой бутылки, скрепки, гвозди, пробки и т.п.

2.Проведение эксперимента. Каждый ребёнок по очереди кладет в одну бутылку те предметы, которые не будут засорять океан, а в другую бутылку те предметы, которые будут засорять океан.

Доливаем в бутылку подсолнечного масла, закрываем. Можно посадить крышку на клей. Переворачиваем бутылку.

3.Вывод. В одной бутылке мусор оказывается сверху плотной массой. Ракушек, игрушек в виде рыб не видно, или им мешает мусор. Во второй бутылке камушки, рыбки, ракушки красиво плавают. Можно наклонять бутылку и имитировать волны, создавая «бурю».

Приложение 2

Составление описательных рассказов о морских животных по схеме.

Приложение 2

Проведение эксперимента «Океан в бутылке».

1.Подготовительный этап.

2.Проведение эксперимента.

3.Вывод. В одной бутылке мусор оказывается сверху плотной массой; ракушек, игрушек в виде рыб не видно, или им мешает мусор. Во второй бутылке камушки, рыбки, ракушки красиво плавают. Можно наклонять бутылку и имитировать волны, создавая «бурю».

Список использованной литературы

1.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М.: ВАКО,2011- 240с.

2.Г. Косов «Азбука подводного мира»

3.С.Сахарнов «Кто в море живет?»

4.Г.Х.Андерсен «Русалочка»

5.Детская энциклопедия «Мир моря» под ред. В.Бологовой, И. Шадриной. –

М.: Махагон,2012- 128с.

6.Е.А. Алексеева. Кит и другие морские животные- М.: Росмэн,2012- 32 с.

7.Атлас морей и океанов под ред.Т. С.Жабинской – Харьков: Клуб семейного досуга, 2012 – 80 с.

8.Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Методическое пособие для воспитателей – Воронеж, 2004. -190с.

9.Загадки. Самая большая книга под ред.С. Сандалова, Ю. Мартыновой. – М.: «Аст-Пресс», 2007- 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Проект по Экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе "Земля - наш дом, нет мусору в нем"

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. экология - наука непростая. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема на...

Проект по экологическому воспитанию детей в МБДОУ «Пигарёвский ДС» на тему: "Обитатели рек, мерей и океанов"

В рамках проекта по экологическому воспитанию детей  в МБДОУ «Пигарёвский ДС»  группа №3 «Звездочки», была проведена работа по знакомству воспитанников с подводными о...

Проект на экологическую тему "Мусор и его вторая жизнь"

Проект на экологическую тему "Мусор и его вторая жизнь"...

Информационно-творческий проект по экологическому воспитанию "Земля наш дом не мусори в нем" для детей старшего дошкольного возраста

Привлечение внимания воспитаников и их родителей к загрезнению окружающей среды мусором....

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста группы № 3 «Спасём землю от мусора»

Воспитание экологической культуры через приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержат...