Информационно-творческий проект по экологическому воспитанию "Земля наш дом не мусори в нем" для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)
Привлечение внимания воспитаников и их родителей к загрезнению окружающей среды мусором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД С. ЗОРКАЛЬЦЕВО»
ТОМСКОГО РАЙОНА
Информационно-творческий проект по экологическому воспитанию
«ЗЕМЛЯ НАШ ДОМ - НЕ МУСОРИ В НЕМ»»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Воробьева О.Н.
ТОМСК-2022
Тип проекта: информационный, познавательно-исследовательский,творческий,.
Сроки реализации проекта: 01.09.2022 - 31.01.2023 г.
Вид проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность: Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Современное человечество пытается решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки. Источниками образования отходов производства и потребления в современном мире являются предприятия, различные организации и индивидуальный потребитель. Большие объемы отходов производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья и условия жизни населения. Проблема усугубляется производством материалов, которые с трудом разрушаются, чем вызывают неотвратимое загрязнение почвенного покрова земли. При загрязнении почв самоочищения практически не происходит или происходит очень медленно. Отходы накапливаются на санкционированных свалках (мусорные урны, контейнеры, полигоны) и несанкционированных (куда попало).
Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды.
Проблема: У детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о мусоре. Что происходит с мусором, что нужно сделать, чтобы он не загрязнял окружающую среду. Из своих наблюдений за детьми и родителями мы заметили, что не все дети и взрослые бросают мусор в контейнер, зачастую просто оставляют его на землю, тем самым загрязняя её. Нас заинтересовала данная тема, и мы решили изучить причины возникновения данной проблемы, а также привлечения внимания к проблеме загрязнения окружающей среды и поиску методов вторичного использования бытовых отходов.
Социальная значимость проекта: Экологическая ситуация и утилизация отходов волнует значительную часть общества. Проект имеет социальное значение, поскольку затрагивает без преувеличения жизненно важные потребности населения и нацелен на решение конкретной проблемы – сформировать культуру поведения самых разных категорий населения при обращении с отходами, а так же сформировать единые формы и подходы в отношении природопользования и охраны окружающей среды. Проект является одним из способов привлечения внимания человеческого общества к проблеме большого скопления мусора на планете посредством осуществления различных мероприятий и акций.
Цель проекта: Привлечение внимания воспитанников и их родителей к загрязнению окружающей среды мусором. Нахождение путей решения этой проблемы через вторичное использование бытовых отходов и пропаганду гуманного отношения к природе своего края.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов
- учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.
Развивающие:
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда;
- воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к миру природы через различные виды деятельности;
- воспитывать положительное отношение к раздельному сбору мусора как самому эффективному ресурсосберегающему средству.
Методы и приемы:
- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);
- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
- игровой;
- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).
Формы работы с детьми:
- групповая (фронтальная);
- подгрупповая (небольшими группами по интересам);
- индивидуальная.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта у детей и родителей будет:
- повышен уровень экологической воспитанности;
- проявление ответственного и гуманного отношения к окружающей среде и природе нашего края, родного города;
- сформированы навыки исследовательской деятельности, умения обобщать, делать выводы.
- повысится уровень знаний детей о вторичном использовании бытового мусора и его переработке.
- сформированы навыки изготовления поделок из ненужных предметов (ТБО);
Материально-техническое обеспечение проекта:
- Художественная литература, энциклопедии;
- Методическая литература;
- Презентации;
- Дидактические игры;
- Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности;
- Иллюстрированный материал;
- Проектор и ноутбук;
- Интернет-ресурсы;
- ООД детей и педагога;
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап – подготовительный:
Документально-организационная работа. | Сроки проведения | Ответственный | |
1.Выбор темы и составление паспорта проекта; 2. Определение цели и задач проекта. 3.Составление перспективного плана; 4.Подготовка консультации, рекомендации для родителей по теме проекта. 5.Оповещение родителей о предстоящем проекте. | 01.09.-15.09.2022 г. | Воспитатели | |
2 этап – основной | |||
Мероприятие | Цель | Дата | Ответственный |
Беседа «Наша планета» | Дать детям представление о том, что планета Земля – громадный шар. На планете обитает много живых существ, им для жизни нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля. | 21.09. | Воспитатели |
Квест- игра «Юные защитники природы» | Формирование экологической культуры детей, привитие правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. | 28.09. | Воспитатели |
Труд на участке | Формировать осознанное отношение к порядку, поддерживать стремление приносить пользу. | сентябрь | Воспитатели |
Работа с родителями: Буклет «Как воспитать ребенка любящего природу» Памятка «Правила поведения на природе» | |||
Беседа: «Кто и как загрязняет нашу планету» | Рассказать детям, почему планета в опасности, и какую помощь ей можно оказать. | 05.10. | Воспитатели |
Коллективное творчество, знаки-«Берегите природу». | Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды. | 12.10. | Воспитатели |
Опытно-экспериментальная деятельность «Мусор в земле». | Проведение цикла наблюдений. | 19.10. | Воспитатели |
Коллективная аппликация«Спасем планету от мусора». | Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов. | 25.10. | Воспитатели |
Труд на участке | Формировать осознанное отношение к порядку, поддерживать стремление приносить пользу. | октябрь | Воспитатели |
Работа с родителями: Консультация «Вторая жизнь не нужных вещей». Акция «Томские крышки» (сбор крышек и батареек). | |||
Презентация «Красная книга». | Познакомить детей с историей возникновения «Красная книга». | 02.11. | Воспитатели |
Чтение х.лит. Б. Заходера «Про всех на свете». | Формировать элементарные экологические представления о природе посредством произведений | 09.11. | Воспитатели |
Художественное творчество «Красная книга нашей группы» | Создание Красной книги для детского сада. | 17.11. | Воспитатели |
Акция «Птичья столовая». | Прививать детям доброе отношение к птицам, желание заботиться о них. | 23.11. | Воспитатели |
Труд на участке | Формировать осознанное отношение к порядку, поддерживать стремление приносить пользу. | ноябрь | Воспитатели |
Работа с родителями: Привлечение родителей к акции «Птичья столовая». Изготовление кормушек из бросового материала. | |||
Беседа «Водоем и его жители». | Дать представление детей о водоеме как экосистеме.Воспитывать бережное отношение к воде. | 01.12. | Воспитатели |
Игра – эксперимент «Как очистить воду» | Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов. | 07.12. | Воспитатели |
С/р игра «Экологический патруль» | Формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность. | 14.12. | Воспитатели |
Изготовление эко-игрушки - «Травянчик» | Обучение приемам изготовления экологической игрушки | 21.12. | Воспитатели |
Труд на участке | Формировать осознанное отношение к порядку, поддерживать стремление приносить пользу. | декабрь | Воспитатели |
Работа с родителями: Буклет «Спасём Землю от мусора» | |||
Чтение экологической сказки: Т.А. Шорыгина «Осколок стекла» | Помочь детям в доступной и увлекательной форме усвоить правила безопасного поведения в лесу; помочь понять сказку и осознать, что состояние природы зависит от поступков каждого человека. | 10.01.2023 | Воспитатели |
Художественное творчество, лепка «Лесная сказка» | Создание социальной ситуации развития посредством художественно–творческой деятельности в процессе создания пластилиновых фигур | 17.01. | Воспитатели |
Труд на участке | Формировать осознанное отношение к порядку, поддерживать стремление приносить пользу. | Январь | Воспитатели |
Работа с родителями: Консультация «Вторая жизнь ненужных вещей». Привлечение родителей к изготовлению «Экошляпка» избросового материала. | |||
3 этап – заключительный | |||
Конкурс «ЭКОШЛЯПКА». | Привлечение родителей к совместному творчеству из бросового материала. | 24.01. | Воспитатели |
Выставка творческих работ детей и родителей. | 24.01. | Воспитатели | |
- Выступление с результатами работы на родительском собрании, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности. - Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация). | Воспитатели |
Продукты проектной деятельности:
- Экологические знаки «Берегите природу»;
- Коллективная аппликация «Спасем планету от мусора»;
- Художественное творчество «Красная книга нашей группы»;
- Акция «Птичья столовая;
- Эко-игрушка «Травянчик»;
- Сказка из пластилина «Лесная сказка»;
- Конкурс «ЭКОШЛЯПКА».
Выводы проекта:
Экологический проект - универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. В основе проекта лежит экспериментально-исследовательская деятельность, дети на своем собственном опыте выявили, что мусор нужно уметь сортировать, так как многие вещи могут быть сделаны из вторичного сырья.
Анализ результатов работы над проектом показал положительную динамику изменения отношений детей к природе, следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического воспитания в рамках проекта эффективна. В ходе проекта у детей появились: интерес к проблеме загрязнения окружающей среды; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Разумное сочетание исследовательской деятельности детей, их познавательного интереса и практическая деятельность с бросовым материалом позволило создать благоприятные условия для формирования экологической культуры старших дошкольников. Родители активно участвовали в создании условий для реализации творчества и познавательных способностей у детей, в организации и проведении мероприятий.
Список используемой литературы:
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
- Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения –М: 2005 г.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разоаботка "Формирование начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности".
1. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. На всех стадиях своего развития человек тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как...
Конспекты организованной образовательной деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми для детей старшего дошкольного возраста.
Конспекты Организованной образовательной Деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми с детьми старшего дошкольного возраста....
Экологический досуг к Всемирному Дню защиты животных для детей старшего дошкольного возраста "Твои соседи по планете"
Мероприятие экологической направленности содержит познавательный материал для детей о животных, Красной книге, дидактические игры, песни, стихи посвящённые Дню защиты животных....
Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...
Экологическая квест-игра «Природное наследие Красного Села» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре....
Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.Это наиболее доступный способ предо...
Театральная постановка экологической сказки «Вы нам очень нужны, деревья» для детей старшего дошкольного возраста
Показать взаимосвязь человека и природы;- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;- воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия;- учить правильному пове...