Проект по Экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе "Земля - наш дом, нет мусору в нем"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. экология - наука непростая. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы и поэтому необходимо помочь детям понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека может.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologiyapod.gr_.docx | 161.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Проект по экологии
«Земля – наш дом, нет мусору в нем!».
для детей подготовительной к школе группы
Подготовила: Селиванова Марина Николаевна
воспитатель МДОУ «Детский сад № 77»
2021 год
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в детский сад не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
А. Усачёв
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. экология - наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить 4 закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
- все связано со всем;
- все куда - нибудь девается;
- все что - нибудь да стоит (ни что не дается даром);
- природа знает лучше.
Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы и поэтому необходимо помочь детям понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека может.
Цель проекта:
Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Расширять знания детей о взаимозависимости природы и деятельности человека. Приучать детей к правильному обращению с мусором, сделав акцент на его раздельном сборе. Создать условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.
Задачи проекта:
воспитательные:
Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда. Воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к миру природы через различные виды деятельности. Формировать активную заинтересованность родителей в экологическом образовании детей. Формировать новую культуру и положительное отношение к раздельному сбору мусора как самому эффективному ресурсосберегающему средству.
образовательные:
Расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной; формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; познакомить детей и родителей с правилами раздельного сбора мусора. Учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
развивающие:
Развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
Ожидаемый результат:
Привитие детям экологической культуры; ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире; повышение уровня личностного сознания у родителей; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация; осознание детьми и взрослыми значимость социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочного материала, накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Практическая значимость проекта:
Тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по экологическому просвещению. Информация по темам «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды», «Как научить ребенка экологическому поведению»; работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала); для воспитателя: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
По времени проведения: средней продолжительности, 1 месяц
По форме: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Методы:
- Рассказ воспитателя.
- Беседы, рассматривание иллюстраций.
- Работа с презентациями.
- Рассуждения детей на заданную тему.
- Продуктивная деятельность.
- Опытно-экспериментальная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Взаимодействие с родителями.
- Чтение художественной литературы.
- Наблюдения и экскурсии «Экологическая тропа по саду».
- Анкетирование родителей.
- Оформление выставки для родителей.
- Диагностика уровня знаний у детей подготовительной к школе группы.
Материально-техническое обеспечение проекта:
- Художественная литература, энциклопедии.
- Методическая литература.
- Презентация проекта
- Дидактические игры.
- Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
- Иллюстрированный материал.
- Проектор и ноутбук.
- Интернет-ресурсы.
- НОД детей и педагога.
1 этап – подготовительный:
- Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
- Составление перспективного плана по развитию экологической грамотности воспитанников
- Определение цели и задач проекта.
- Изучение литературы по теме.
- Подбор методической литературы.
- Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
- Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физ. минуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
- Разработка системы занятий.
- Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
- Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.
2 этап - основной:
Задачи — формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности.
- Наблюдения.
- Экскурсии по территории детского сада и за его приделами.
- Беседы.
- Чтение художественной и познавательной литературы по теме.
- Просмотр видеосюжетов, презентации по теме.
- Дидактические игры.
- Образовательная деятельность.
- Труд в природе.
- Работа по ручному труду.
- Викторины, Досуг «Враг природе – это мусор».
- Выпуск экологических плакатов. Создание лэпбука по экологии.
Мероприятия, проведенные по проекту с детьми.
Первая неделя.
Понедельник
- Беседа – «Откуда берется и куда девается мусор».
Цель – закрепить знания детей о правилах вывоза мусора, его переработки, формировать желание соблюдать чистоту в городе.
- Художественно-эстетическое развитие. Рисование — Коллективная работа «Сделаем город чище».
Цель – вызвать у ребенка желание выразить свои пожелания по уборке мусора в работе, воспитывать любовь к городу.
- Прогулка – Оформление участка для конкурса «Лучший участок» предметами из бросового материала.
Вторник.
- Художественно – эстетическое развитие. Аппликация — «Сортировка мусора — разные контейнеры».
Цель – закрепить понятие для чего нужны контейнеры, их значимость.
- Прогулка – проведение опыта «Закапывание мусора — что произойдет»
Цель – дать знания детям о свойстве бытовых отходов.
Среда.
- Чтение художественной литературы. Экологические стихи – Р. Алдонина «Земля дымит». А. Игнатова «Недалекое будущее». А. Сметанин «Благодарность».
Цель – вызвать желание слушать произведения и понимать их смысл.
Четверг.
- Социально — коммуникативное развитие. Беседа «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети».
Цель — расширить и закрепить представление детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Учить использовать различные материалы и правильно группировать мусор по контейнерам.
Пятница.
- Художественно — эстетическое развитие. Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц.
Цель – формировать желание заботиться о птицах.
- Прогулка – трудовое воспитание, повесить кормушки «Место для домика».
2 неделя
Понедельник.
- Прогулка – Проведение опыта «Закапывание мусора – что произойдет».
Цель – закрепить знания детей о свойстве пластика.
Вторник.
- Художественно-эстетическое развитие. Лепка – «Вторая жизнь отходов» — «Красивая ваза» (бросовый материал).
Цель – развивать желание сделать красивую поделку, декорируя ее бросовым материалом.
Среда.
- Чтение художественной литературы. Экологические стихи – С. Михалков «Прогулка», М. Крюков «Мусорная фантазия».
Четверг.
- Социально-коммуникативное развитие. Беседа «Вода–источник жизни».
Цель – совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережливое и экономное отношение к воде.
- Прогулка – Проведение опыта «Свойства воды, как очистить воду».
Цель – закрепить знания о свойствах воды, ее очистке.
- 2 половина дня – чтение Т.А. Шорыгина «Вода и ее превращение».
Цель – расширить представление о ценности воды, о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения.
Пятница.
- Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд – Изготовление дидактического и наглядного материала для пособия к игре «Раздельный сбор мусора».
Цель – вызвать желание у ребенка сделать дидактический материал, понять его значимость.
З неделя
Понедельник.
- Познание. Беседа – «Как делают бумагу». Презентация.
Цель – подвести детей к решению собирать бумагу с целью дальнейшей ее переработки.
- Художественно-эстетическое развитие – изготовление поделок из бумаги, свободное творчество.
Вторник.
- Художественно-эстетическое развитие. Аппликация – «Земля наш дом – не мусори в нем» (коллективная работа).
Цель – воспитывать бережное отношение к природе, не загрязнять ее мусорными отходами.
Среда.
- Чтение художественной литературы. Сказка «Енот, который живет на облаке» из серии «Мусорный дождь».
Цель – воспитывать желание слушать произведение, понимать его смысл.
- 2 половина дня – чтение Т.А. Шорыгина «Земля наш общий дом».
Цель – закрепить знания детей о пользе растений на земле.
Четверг.
- Рассматривание экологического лэпбука.
Цель: развивать познавательный интерес к природе, логическое мышление, познавательно – исследовательскую деятельность.
- Социально-коммуникативное развитие. Составление правил для сохранения чистоты природы.
Цель: предложить детям ответить на поставленные вопросы и придумать свои вопросы. Учить оценивать свои ответы. Формировать умение выявлять ошибочные суждения, пояснять суть ошибки
Пятница
- Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд — «Чудесное превращение бумаги».
Цель – поддержать инициативу детей в создании элементов костюмов из бумаги для конкурса.
- 2 половина дня – «Дефиле мод».
Цель – создать эмоциональную творческую атмосферу.
4 неделя
Понедельник
- Познание. Беседа «Экология моего города».
Цель – уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни человека.
- Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Не загрязняйте город».
Цель – формировать умения прогнозировать последствия своих действий, воспитывать гуманное отношение к природе.
Вторник
- Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Пчелка на цветке» (бросовый материал) — «вторая жизнь отходов».
Цель – воспитывать бережное отношение к природе, развивать творческое воображение.
Среда
- Чтение художественной литературы. Т.А. Шорыгина «Земля наш общий дом».
Цель – закрепление знаний детей о связи живой и неживой природы, что может сделать человек, чтобы сохранить богатство Земли.
Четверг
- Социально-коммуникативное развитие. НОД «Мусор нам не нужен! Мы с планетой дружим!».
Цель – знакомить с принципами сбора и утилизации мусора, формировать умение сортировать мусор.
Пятница
- Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд «Сова – символ мудрости» (бросовый материал, бумага), коллективная работа.
Цель – вызвать желание создать красивую поделку развивать фантазию.
- Итоговое экологическое развлечение «Враг природы – это мусор».
Цель – формирование у детей экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Формировать навыки практического взаимодействия с мусором – умение сортировать мусор, уменьшать объем мусора.
- Прогулка – проверка опыта «Что произошло с мусором, который закопали».
Цель – проверить полученные знания (свойство пластика) на практике.
- Фотоотчет социально – экологического проекта по внедрению системы раздельного сбора мусора и применение бытовых отходов (вторая жизнь).
3 этап - заключительный:
- Подведение итогов. Презентация проекта.
- Мероприятия, проведенные по проекту с родителями.
- Просветительская деятельность
- Разработка и публикация информационных материалов «Почему бытовые отходы нужно собирать отдельно», «Проблемы твердых бытовых отходов», «Как защитить нашу Землю от мусора».
- Проведение – Консультации. Анкетирование «Экологическое образование в семье».
- Проведение мастер – класса с ребенком «Чудесное превращение бытовых отходов».
- Конкурс — выставка изделий и вторичного сырья «Отходам новая жизнь».
- Проведение вместе с воспитателем совместных прогулок и экскурсий. Проведение викторин, досуга.
- Конкурс рисунков «Береги планету»
Результаты проекта:
В ходе проекта у детей появились: интерес к узнаванию природы, проблеме загрязнения окружающей среды; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творчества и познавательных способностей у детей, в организации и проведении мероприятий. Проект «Земля – наш дом, нет мусору в нем!»-это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать.
Экологический проект - универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. В основе проекта лежит экспериментально-исследовательская деятельность, дети на своем собственном опыте выявили, что мусор нужно уметь сортировать, так как многие вещи могут быть сделаны из вторичного сырья. Для поддержания чистоты нужно в первую очередь самому следить за чистотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.
Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять обобщение по теме. Формировать интерес к книге как источнику знаний....
ПРОЕКТ по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «За все на Земле мы в ответе»
проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "За всё на Земле мы в ответе"...
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Обитатели аквариума».
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе«Обитатели аквариума»...
Конспект НОД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной к школе группе «Берегите наш город от мусора»
Формирование представлений о факторах окружающей среды родного города, оказывающих влияние на здоровье человека....
Проект по экологическому воспитанию «Муравейник» Подготовительная к школе группа комбинированной направленности
Проектпо экологическому воспитанию«Муравейник»Подготовительная к школе группа комбинированной направленности...