Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста группы № 3 «Спасём землю от мусора»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Воспитание экологической культуры через приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы. |
Задачи для детей дошкольного возраста: - актуализировать и расширять знания детей о проблеме загрязнения окружающей среды мусором. Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы. Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения. Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья. Задачи для родителей: - привлечь их внимание к данной проблеме, вовлечь в нашу совместную деятельность и воспитание экологической культуры поведения. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_v_starshey_gruppe.docx | 167.23 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
дошкольное отделение
Проект по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
группы № 3
«Спасём землю от мусора»
Принят на педагогическом совете
Дошкольного отделения МОУ СОШ №24
Протокол №____ от «___»_________20___гг.
Работали воспитатели: Салопова В.А., Тюкова О.Н.
г. о. Подольск, 2022-2023 гг.
Паспорт проекта
Тема | Спасём землю от мусора» |
Руководитель проекта | Салопова Валентина Александровна, Тюкова Ольга Николавена (воспитатели) |
Исполнитель проекта | Салопова Валентина Александровна, Тюкова Ольга Николавена (воспитатели), дети, родители. |
Юридический адрес исполнителя проекта | 142119, Московская область, г. Подольск, ул. Красногвардейский бульвар, д.5 Б |
Адресация проекта | Проект предназначен воспитанникам ДОУ старшей логопедической гр. №3, их родителям, воспитателям, а также коллегам из других образовательных учреждений |
Цель проекта | Воспитание экологической культуры через приобщение дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы. |
Задачи проекта | Задачи для детей дошкольного возраста: - актуализировать и расширять знания детей о проблеме загрязнения окружающей среды мусором. Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы. Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения. Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья. Задачи для родителей: - привлечь их внимание к данной проблеме, вовлечь в нашу совместную деятельность и воспитание экологической культуры поведения. |
Благополучатели проекта | Дети и родители ДОО – участники проекта, педагогическое сообщество через диссеминацию опыта |
Типовые особенности проекта | 1. Долгосрочный проект нравственно-экологического направления, с 1.10.22г. – 31.05.23г. 2. Проект реализуется на уровне ДОУ с открытой координацией 3. По профилю знаний – межпредметный. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Должны знать: •Проблемы загрязнения окружающей среды мусором. •Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов. •Как эффективно вторично использовать отходы. •Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья. Должны уметь: •Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке. •Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить. •Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов. - разработка Экологического кодекса |
Исполнители основных мероприятий | Педагоги ДОО, старшие воспитатели, родители |
Пояснительная записка
В воспитании возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.
Проблемой, на решение которой направлен проект, выступает незнание детьми (а часто их родителями), что большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйства вещества: металлы, стекло, бумагу, пластик. И что можно разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов и использовать их вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого.
Девиз проекта: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Актуальность проекта
Проблема экологического состояния территорий и природы в целом всегда очень
актуальна. Так как жизнь человека невозможно представить без мусора, без отходов,
необходимо как-то решать эту проблему. Ведь вторичное использование отходов человечества сохранит огромные средства, идущие на сжигание и захоронение. Если учитывать срок службы пластика, то можно найти ему широкое применение. Нельзя
выбрасывать стекло, т.к. запасы кварцевого песка небезграничные. Эта работа
поможет, по-другому относиться к охране окружающей среды, к сохранению
природы своей малой Родины.
Сложившаяся ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами
дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического
воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд,
может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий
педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную
действительность.
Именно дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической
культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из
окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций
личности.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке
территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда
берется столько мусора? Почему люди бросают на улицах мусор? Куда отвозят
мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить
“мусорную проблему”, мы разработали проект “Спасём Землю от мусора”.
Целью проекта является создание системы работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.
В связи с указанной целью при реализации проекта поставлены следующие задачи:
- Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
- Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
- Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
- Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.
- Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.
Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:
- Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.
- Системность - реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.
- Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов.
- Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий.
- Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.
- Деятельность - каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.
- Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным в природе, соблюдаться правила поведения в природе и желание не засорять окружающую среду.
- Принцип переиспользования – научить старые, ненужные вещи использовать по- новому (повторно, многократно).
- Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов), разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов.
Для реализации проекта использованы следующие ресурсы:
- · фотографии города;
- · бросовый материал для продуктивной и экспериментальной
деятельности (футляры от киндер-сюрпризов, пластиковые бутылки,
кусочки тканей, пласт массовые и металлические крышки, одноразовые
ложки и тарелки, ватные диски. картонные коробочки и т.п.; пластилин,
фломастеры, цветные карандаши и бумага);
- · сюжетные картинки (что делать с мусором на природе, в городе);
- · подбор речевого материала (загадки, пальчиковые игры, стихи)
- · видеофильмы: «Комплекс переработки твердых бытовых отходов»,
«Городской полигон твердых бытовых отходов»;
- · нетрадиционное оборудование для пальчиковой и дыхательной
гимнастик;
- · материал для дидактических игр («экознаки», аудиозаписи с голосами
птиц, карточки на которых изображены предметы, изготовленные из
разных материалов, картинки с изображением птиц, насекомых,
животных, растений).
Ожидаемые результаты:
- разработка экологического кодекса…
Должны знать:
- Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
- Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.
- Как эффективно вторично использовать отходы.
- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Должны уметь:
- Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
- Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.
- Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.
Подготовительный этап
Цель подготовительного этапа: «Почему его нужно сортировать?»
Отсюда возникла проблема данного проекта: «Почему и как нужно убирать мусор?»
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты. Так же слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор.
Изучив интересы детей, проводя анкетирование, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.
Перспективная разработка проекта
Мероприятия и задачи | Сроки | Участники | Ответственные |
“Мусору нет!” Наблюдение за тем, как ежедневно выбрасывают мусор и куда он девается? | Октябрь | Дети, воспитатели | Педагоги |
Беседа с детьми: “Помоги природе”, «Начнем с себя…»-(установка контейнеров у себя в группе по рассортировке мусора) | Октябрь | Дети, педагоги | Педагоги |
Анкетирование родителей: «Экологическое воспитание дошкольников» | Октябрь | Воспитатели, родители | Педагоги |
Эко-субботник с родителями и детьми: «Очистим игровой участок от мусора» | Октябрь | Воспитатели родители | Педагоги |
Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов. | Октябрь | Воспитатели, родители | Педагоги |
Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки, фотографий. | Октябрь | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Опыт «Закапывание мусора – что произойдет». Цель – закрепить знания детей о свойстве пластика, целофановых пакетов. | Октябрь | Дети, воспитатели | Педагоги |
Составление плана работы по реализации проекта | Ноябрь | Педагоги | Педагоги |
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье…» | Ноябрь | педагоги | Педагоги |
Проведение акции по сбору макулатуры «Спаси дерево» среди детей, родителей и педагогов. Проведение акции «Прочитал книгу, передай другому», в целях экономии при покупке новых книг, следовательно и экономии древесины в изготовлении книг. | Ноябрь | Педагоги, родители, дети | Педагоги |
Анкетирование родителей «Бережем природу, сортируем мусор» | Ноябрь | педагоги | Педагоги |
Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно-ролевых игр, игровых уголков, атрибутов для работы на участке и т.д. | Ноябрь | родители, педагоги | Педагоги |
Практический этап:
Проблема: Как научиться давать бросовым вещам вторую жизнь.
Мероприятия | Сроки проведения | Задачи | Ответственные |
Беседа «Откуда берется мусор?» «Что с мусором делать?» | Декабрь | Подвести к пониманию того, что главный фактор – человеческий, и что мусор необходимо сортировать для вторничной переработки. | Педагоги |
Беседа: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов” | Декабрь | Показ презентации «Где и как перебатывают мусор» | Педагоги |
Изготовление дидактической игры «Сортируем мусор» | Декабрь | Учить детей как сортировать мусор. | Педагоги |
Изготовление листовок «Мусор у нас под ногами» SOS – природа в опасности» | Декабрь | Педагоги | |
Чтение художественной литературы: Экологические стихи: А. Ерошин «Про рыбалку» Р. Алдонина «Земля дышит» А. Игнатова «Недалекое будущее» | Декабрь | Педагоги | |
«Вторая жизнь ненужных вещей» ООД Изготовление новогодней поделки | Декабрь | Педагоги | |
Беседа – «Как делают бумагу». Презентация. Цель – подвести детей к решению собирать бумагу с целью дальнейшей ее переработки. | Январь | Педагоги | |
Изготовление дидактической игры «Лабиринт для колобка» | Январь | Педагоги | |
Разработка визуальной технологии по данной теме “Разрешающие и запрещающие знаки” | Январь | Педагоги | |
Конкурс семейных стенгазет «Новогодние каникулы » | Январь | Педагоги | |
Фотовыставка «Город - в котором я живу» | Февраль | Педагоги | |
Конкурс детских рисунков “Планета заболела”, | Февраль | Педагоги | |
Изготовление картотеки «Экологические сказки для дошкольников» | Февраль | Педагоги | |
Творческая мастерская «Новая жизнь, ненужных вещей» | Март | Педагоги | |
Изготовление кормушек на участок детского сада. | Март | Педагоги | |
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр | Март | Педагоги | |
Экологическая квест -игра для детей старшей группы «Спасём землю!»
| Март | Педагоги | |
Изготовление поделок | Март | Педагоги | |
Изготовление картотеки «Экологические игры» | Март | Педагоги | |
Изготовление макета по ПДД из бросового материала. | Март | Педагоги | |
Дидактическая игра “Сортируем мусор правильно”. | Март | Педагоги | |
Чтение и обсуждение сказки Н.А. Рыжовой “Серая шапочка и красный волк”. | Март | Педагоги | |
Познавательно - экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги» | Апрель | Педагоги | |
Изготовление поделок из бросового материала | Апрель | Педагоги | |
Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Экологический цветик-разноцветик» | Апрель | Педагоги | |
Выпуск экологической газеты: “Меньше мусора – больше здоровья” | Апрель | Педагоги | |
Изготовление атрибутов для театрализованных игр. | Апрель | Педагоги | |
Прогулка – проверка опыта «Что произошло с мусором, который закопали». Цель – проверить полученные знания (свойство пластика) на практике. | Май | Педагоги | |
Конкурс семейных стенгазет «Мама, папа и я – творим чудеса» | Май | Педагоги |
Аналитический этап
Мероприятие | Сроки проведения | Задачи | Ответственные |
Открытие галереи “Мусорный вернисаж” | Май | Педагоги | |
Презентация проекта: “Дефиле «Мода-экоземляне!» - экологический праздник. Презентация для коллег о проведенной работе за год. | Май | Педагоги |
Оценка эффективности реализации проекта
В качестве критериев эффективности реализации проекта выступили следующие показатели:
- количество семей, принявших активное участие в проекте;
- количество работ, созданных детьми в процессе проекта и в свободное время по собственной инициативе;
- сформированность нравственно-экологических качеств у всех участников образовательного процесса.
Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.
- дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
- имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;
- имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
- умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;
- создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.
В результате, мы можем сделать вывод, что поставленные цель и задачи нами достигнуты в полном объеме.
В дальнейшем, на следующий год, планируем продолжить более углубленно вести работу по экологическому направлению по познавательно-исследовательской деятельности, развивать работу по экспериментальной деятельности, пополняя «уголок экспериментирования».
Библиография проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста
Проект разработан по программе "Школа 2100" на старший дошкольный возраст...
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".
Данный проект направлен на получение и закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Родной мой край-земля нижегородская"
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«Родной мой край- земля нижегородская» О проекте.Вид проекта: Познавательно-исследовательский.Участники проекта: Дети по...
План-конспект основной части сюжетного учебно-тренирующего занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Спасём Буратино».
Конспект сюжетного занятия....
Сценарий квест - игры по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Пусть счастлива будет земля, давай её, сохраним ты и я»
Цель: Прививать у детей любовь к природе, желание её сохранять, оберегать. Воспитывать чувство ответственности. Задачи:1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Р...
Сценарий экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Мы любим нашу Землю».
Цель: углубить экологические знания у детей, закрепить у детей знания об обитателях Земли (животные, насекомые, растения); продолжать формировать бережное отношение к живой и неживой природе; воспитан...
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста с элементами викторины по теме "День Земли"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, с родителями, с элементами викторины по теме "День Земли" ...