Проект нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «ВСЕ НА СВЕТЕ НА ОДНОЙ ПЛАНЕТЕ»
проект

Дорогова Марина Владимировна

Содержание

1.       Актуальность проекта

2.       Цели и задачи проекта, продукт проекта

3.       Основные концептуальные подходы

4.       Принципы и психолого-педагогические условия реализации проекта

5.       Основные методы, формы и технологии, используемые в ходе реализации проекта.

6.       Механизм реализации проекта

7.       Содержание проекта

8.       Этапы реализации проекта

9. План мероприятий проекта на 2023-2024 учебный год:

10.     Риски проекта.

11. Ожидаемые результаты.

12. Список литературы

Приложение № 1. Методики для диагностика нравственной и патриотической направленности личности детей

Приложение № 2. Анкеты и опросники для родителей

Приложение № 3. Анкеты для воспитателей

  1. Актуальность проекта

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, семьи воспитанников, педагоги, социальные партнёры.

Продолжительность проекта: проект долгосрочный – в течение 3 лет.

Актуальность

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение нравственно-патриотического развития и воспитания личности гражданина России.

В Законе об образовании особое место уделяется созданию условий, способствующих нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников на основе базовых ценностей с учётом региональных особенностей, защите и развитию этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования патриотическое воспитание дошкольников осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным, через приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей в различных видах деятельности.

Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о дошкольниках.

Дошкольный возраст - важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, традициях, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта в ближайшем им социальном окружении в своем городе, в семье, в группе детского сада, усвоение семейных традиций, взаимоотношений, приобщение к культуре своего народа.

  В старшем дошкольном возрасте дети  проявляют  любознательность,  задают  вопросы    взрослым,  интересуется  причинно-следственными  связями,     пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонны наблюдать и экспериментировать. У детей формируются знания  о себе и социальном  мире,  в  котором  они  живут.    Старшие дошкольники способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, с историей родного края, своего города, с наследием национальной культуры своих предков.

На территории нашего города проживают семьи разных национальностей татары и русские, узбеки и азербайджанцы, а так же и представители других народностей. Однако, педагоги отмечают, что дети не знают о своей принадлежности к той или иной национальности, зачастую не имеют представление о понятии «национальность» или считают себя русской национальности вкладывая в это смысл принадлежности к чему-то основному. Родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. У детей из-за отсутствия достаточного количества знаний, не достаточно сформировано уважительное отношение к национальностям.

Вследствие чего с появлением в группе ребёнка иной национальности, которые могут не знать языка, отличатся внешними признаками, одеждой, бытовыми привычками, особенностями игры, вызывает у детей чувство отстранённости, восприятие как чужого, не такого как все. Что приводит к отчужденности, непринятию, настороженности.

Для того, чтобы принять другого, надо сначала понять, что ты и сам другой для этого человека, что твоя национальность, так же как и всякая другая имеет свои особенности, они не хуже и не лучше других.

Учитывая актуальность воспитания у детей патриотических чувств и развития познавательного интереса к национальной культуре, традициям своих предков и культурному наследию города, края, страны, а также  для повышения компетентности родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств нами было принято решение разработать и реализовать проект «Все на свете на одной планете». Проект призван создать условия к изменению качества взаимодействия детского сада и семьи в повышении эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Цели и задачи проекта, продукт проекта

Цель проекта: Создание условий воспитание нравственно-патриотических чувств и основ толерантности посредством развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса и уважения к своей стране, малой родине, национальным культурам.

Детская цель: познакомиться с культурой, традициями народов, проживающих на территории города Лесосибирска.

Задачи:

- Расширять представления детей о своей стране, малой родине, национальных культурах и традициях народов проживающих в родном городе.

- Мотивировать детей к активному познавательному интересу через различные виды детской деятельности.

- Воспитывать у дошкольников чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

- Создание мобильной предметно — пространственной среды способствующей повышению эффективности и качества нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

- Повышение мотивации и психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Продукт проекта:

1. Мобильная предметно — пространственная среда способствующая повышению эффективности и качества нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2. Кейс методических разработок мероприятий проекта для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

3. Банк просветительских материалов и практических советов для родителей с целью формирования активной родительской позиции в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект нравственно-патриотического воспитания

детей старшего дошкольного возраста

«ВСЕ НА СВЕТЕ НА ОДНОЙ ПЛАНЕТЕ»

Авторы составители:

педагог-психолог Дорогова М.В.

старший воспитатель Бурнышева А.В.

Содержание

1.        Актуальность проекта

2.        Цели и задачи проекта, продукт проекта

3.        Основные концептуальные подходы

4.        Принципы и психолого-педагогические условия реализации проекта

5.        Основные методы, формы и технологии, используемые в ходе реализации проекта.

6.        Механизм реализации проекта

7.        Содержание проекта

8.        Этапы реализации проекта

9. План мероприятий проекта на 2023-2024 учебный год:

10.        Риски проекта.

11. Ожидаемые результаты.

12. Список литературы

Приложение № 1. Методики для диагностика нравственной и патриотической направленности личности детей

Приложение № 2. Анкеты и опросники для родителей

Приложение № 3. Анкеты для воспитателей

  1. Актуальность проекта

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, семьи воспитанников, педагоги, социальные партнёры.

Продолжительность проекта: проект долгосрочный – в течение 3 лет.

Актуальность

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение нравственно-патриотического развития и воспитания личности гражданина России.

В Законе об образовании особое место уделяется созданию условий, способствующих нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников на основе базовых ценностей с учётом региональных особенностей, защите и развитию этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования патриотическое воспитание дошкольников осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным, через приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей в различных видах деятельности.

Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о дошкольниках.

Дошкольный возраст - важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, традициях, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта в ближайшем им социальном окружении в своем городе, в семье, в группе детского сада, усвоение семейных традиций, взаимоотношений, приобщение к культуре своего народа.

  В старшем дошкольном возрасте дети  проявляют  любознательность,  задают  вопросы    взрослым,  интересуется  причинно-следственными  связями,     пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонны наблюдать и экспериментировать. У детей формируются знания  о себе и социальном  мире,  в  котором  они  живут.    Старшие дошкольники способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, с историей родного края, своего города, с наследием национальной культуры своих предков.

На территории нашего города проживают семьи разных национальностей татары и русские, узбеки и азербайджанцы, а так же и представители других народностей. Однако, педагоги отмечают, что дети не знают о своей принадлежности к той или иной национальности, зачастую не имеют представление о понятии «национальность» или считают себя русской национальности вкладывая в это смысл принадлежности к чему-то основному. Родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. У детей из-за отсутствия достаточного количества знаний, не достаточно сформировано уважительное отношение к национальностям.

Вследствие чего с появлением в группе ребёнка иной национальности, которые могут не знать языка, отличатся внешними признаками, одеждой, бытовыми привычками, особенностями игры, вызывает у детей чувство отстранённости, восприятие как чужого, не такого как все. Что приводит к отчужденности, непринятию, настороженности.

Для того, чтобы принять другого, надо сначала понять, что ты и сам другой для этого человека, что твоя национальность, так же как и всякая другая имеет свои особенности, они не хуже и не лучше других.

Учитывая актуальность воспитания у детей патриотических чувств и развития познавательного интереса к национальной культуре, традициям своих предков и культурному наследию города, края, страны, а также  для повышения компетентности родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств нами было принято решение разработать и реализовать проект «Все на свете на одной планете». Проект призван создать условия к изменению качества взаимодействия детского сада и семьи в повышении эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Цели и задачи проекта, продукт проекта

Цель проекта: Создание условий воспитание нравственно-патриотических чувств и основ толерантности посредством развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса и уважения к своей стране, малой родине, национальным культурам.

Детская цель: познакомиться с культурой, традициями народов, проживающих на территории города Лесосибирска.

Задачи:

- Расширять представления детей о своей стране, малой родине, национальных культурах и традициях народов проживающих в родном городе.

- Мотивировать детей к активному познавательному интересу через различные виды детской деятельности.

- Воспитывать у дошкольников чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

- Создание мобильной предметно — пространственной среды способствующей повышению эффективности и качества нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

- Повышение мотивации и психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Продукт проекта:

1. Мобильная предметно — пространственная среда способствующая повышению эффективности и качества нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2. Кейс методических разработок мероприятий проекта для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

3. Банк просветительских материалов и практических советов для родителей с целью формирования активной родительской позиции в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.

3. Основные концептуальные подходы

Проблемы нравственно-патриотического воспитания рассматривали известные философы, педагоги, психологи (А.Н.Радищев, В.А.Сухомлинский, В.Г.Белинский, Н.Ф.Виноградова, Н.К.Крупская, С.А.Козлова, К.Д.Ушинский, Р.И.Жуковская).

Вопросы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста изучали многие отечественные ученые Т.Н. Бабаева, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, Т.А. Ротанова, делая акцент на необходимости приобщения детей к культурному достоянию народа. Т.А. Куликова и С.А. Козлова предлагают в качестве одного из решений проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников, познание ими Родины – России, и того региона, где они проживают.

Методику нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения исследовали Л.И. Беляева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Н.А. Стародубцева, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, А.Р. Суровцева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова. В своих научных трудах они доказывают, что важным средством нравственно-патриотического воспитания является ознакомление детей с историей и культурой народов своей малой родины.

4. Принципы и психолого-педагогические условия реализации проекта

Проект основан в соответствии с принципами ФГОС дошкольного образования:

• научности – использование научно обоснованных технологий и методик проводимых мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание;

• активности и сознательности – участие педагогов и родителей в мероприятиях, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников;

• системности        –        работа        осуществляется систематически в соответствии с планом мероприятий;

 • доступности – соответствие индивидуальным и возрастным особенностям каждого ребенка;

• культуросообразности - приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры;

• гуманизации - создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его индивидуальности, инициативы, творческой деятельности;

• ведущей деятельности - реализация Проекта в форме игры и познавательной деятельности, ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

Для успешной реализации проекта должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1.        формирование предметно-пространственной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным особенностям детей;

2.        наличие у педагогов соответствующего уровня профессиональной компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

3.        сотрудничество с семьями воспитанников;

4.        обеспечение родителей психолого-педагогической информацией, по теме проекта;

5.        соответствие целей и задач проводимых мероприятий поставленным целям и задачам проекта;

6.        использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; интересам и возможностям;

7.        обеспечение эмоционального благополучия детей формирование их положительной самооценки.

5.         Основные методы, формы и технологии, используемые в ходе реализации проекта

1.        Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, существующего педагогического опыта и методических подходов по теме проекта.

2.        Эмпирические: психолого - педагогическое наблюдение, психодиагностическое тестирование, анкетирование, изучение и анализ результатов диагностического исследования.

3.        Информационные методы: информационные стенды, памятки, информация на сайте.

4.        Активные методы:

- игровые технологии;

- метод проблемных ситуаций;

- прогулки и экскурсии;

- беседы с дальнейшей дискуссией;

-презентации, видеоролики, мультфильмы, иллюстраций;

- прослушивание тематических аудиозаписей;

 - знакомство с фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;

- знакомство с народным творчеством;

- посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;

- участие в народных праздниках;

- участие в конкурсах и викторинах;

- мастер-классы народных промыслов;

- познавательные занятия

- знакомство с культурой и традициями родного края, города, с национальными обрядами;

- встречи с интересными людьми;

- создание музейных экспозиции на тему быта разных народов;

- взаимодействие с социальными партнёрами.

 6.        Механизм реализации проекта

Реализация проекта осуществляется по трем направлениям:

1.        Воспитание нравственно-патриотических чувств и основ толерантности у        старших дошкольников;

2.        Повышение компетентности родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания дошкольников;

3.        Совершенствование профессионального мастерства педагогов в области нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

Реализация проекта осуществляется с октября по май месяц (в течение 3-х лет) в процессе различных организованных мероприятий. 

Организация управления проектом:

Заведующий ДОУ – осуществляет общее руководство по внедрению и проекта.

Заместитель заведующего – курирование реализации проекта, распространение опыта на разных уровнях.

Старший воспитатель – методическая поддержка в разработке мероприятий проекта,

Руководитель проекта – руководство творческой группой, разработка проекта и его мероприятий, контроль и оказание помощи в подготовке и реализации мероприятий проекта, распространение опыта на разных площадках.

Творческая группа – Участвуют в разработке, подготовке и проведении мероприятий проекта, привлекают к мероприятиям воспитателей, родителей, социальных партнеров, организовывают культурно-просветительскую деятельность с родителями.

Воспитатели - осуществляют с воспитанниками образовательную, игровую, познавательную деятельность по проекту, осуществляют взаимодействие с родителями.

Родители воспитанников - осуществляют помощь в подготовке мероприятий и развлечений, участвуют в конкурсах, совместной работе с детьми.

Воспитанники (дети 5-7 лет) – участвуют, как субъекты образовательной деятельности в различных мероприятиях нравственно-патриотической направленности.

7.        Содержание проекта

Содержание проекта представлено в следующих направлениях работы с дошкольниками:

- Россия – наш общий дом: о символике государства (флаг, гимн, герб своей страны), о структуре государства: президент, правительство, армия, народ, территория;

- наш край, наш город; флаг, герб региона, города; о родном крае как части России; достопримечательностях        родного        города; о знаменитых людях своего края; о людях разных национальностей, живущих в родном крае, городе; о традициях своего города; о географическом расположении своего края, города; о культурных и природных богатствах своего края.

- мой дом, моя семья: о связях человека с членами своей семьи, о родословной, семейных праздниках, традициях, обычаях, национальностях, культуре и правилах взаимоотношений с членами семьи;

- национальные культуры: о русской, татарской, таджикской национальной культуре, о культуре народов Севера, о других национальностях; о принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его национальность; об атрибутах культуры (язык, одежда, жилище, народные промыслы, народное искусство, обряды, традиции, праздники, игры, игрушки, национальная кухня); о специфике взаимоотношений, нормы правил этикета в различных культурах; о необходимости, значимости уважительных, дружеских, принимающих отношений между людьми разных культур, мира и понимания между ними.

8. Этапы реализации проекта

Первый этап (диагностический)

- Анализ психолого – педагогической литературы.

- Проведение педагогического совета по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

- Разработка диагностического инструментария.

- Проведение анкетирования педагогов Приложение № 1.

- Проведение анкетирования и опроса родителей Приложение № 2.

- Диагностика нравственно-патриотического воспитания дошкольников Приложение 3.

- Повышения компетентности педагогов в вопросах нравственно - патриотического воспитания дошкольников, через курсы повышения квалификации по данной тематике.

Второй этап (подготовительный)

 - Создание творческой группы по разработке и реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

- Разработка проекта, плана мероприятий, оценка рисков.

- Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

- Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, дидактического материала.

- Подготовка методических пособий, конспектов организованной образовательной деятельности, организованной деятельности в режимных моментах, праздников, развлечений, мероприятий;

- Разработка методических рекомендаций по нравственно-патриотическому воспитанию.

- Разработка просветительских материалов по тематике проекта для родителей.

Третий этап (основной)

- Ознакомление педагогов и родителей с целями, задачами и направленностью проекта, мотивирование их на активное участие в нем.

- Проведение мероприятий по теме проекта.

- Проведение культурно-просветительской деятельности с родителями и  взаимодействие с семьями в реализации проекта.

Четвертый этап (промежуточных итогов)

•        Обобщение и анализ результатов работы.

•        Выявление затруднений в реализации проекта и их устранение.

•        Планирование работу на следующий период.

9. План мероприятий проекта на 2023-2024 учебный год:

1.Создание предметно-развивающей среды

- Создание мини-музея «Здесь живёт история»

- Оформление площадок в мини-музее «Русская изба» и «Быт народов Севера»

- Обновление в группах зон нравственно-патриотического воспитания

2. Массовые мероприятия:

- Праздник «Все на свете на одной планете», организационное мероприятия для открытия реализации проекта. Раскрывает основные темы, которые будет охватывать проект в этом учебном году. Расширяет представления детей о понятиях Родина, малая родина, Россия, Красноярский край, г.Лесосибирск, национальности.

- Интерактивная экскурсия «Традиции предков». Мероприятие знакомит детей с бытом русской национальности и народов Севера в экспозициях мини-музея «Здесь живёт история». Дети выступают в качестве экскурсоводов, демонстрируют традиционные приветствия, показывают жилищные условия представленных национальностей, проводят традиционные игры на площадке музея, угощают национальными блюдами.

- Творческая мастерская «Национальные промыслы». Мероприятие на практике знакомит детей с национальными традиционными промыслами. На организованных площадках представлены творческие мастер-классы декоративно-прикладного искусства представленных народностей, которые подготовили дети вместе с взрослыми (родителями или педагогами). Изготовленная продукция размещается на выставке мини-музея «Здесь живет история»

- Студия видео спектаклей «Из уст в уста». В кинозале на площадке мини-музея «Здесь живёт история» демонстрируются видео спектакли подготовленные детьми и взрослыми (родителями и педагогами) по народным сказкам представленных национальностей. Видео спектакли снимаются на площадках подготовленных экспозиции традиционного быта русской национальности и народов Севера.

- Культурно-массовое развлекательное мероприятие «Наследие». Подготовленное детьми и взрослыми (родителями и педагогами) мероприятие, посвящённое традиционным праздникам представленных народностей. С приглашением социальных партнёров, организации, которые представляют традиции данных народностей (народные театры, студии, танцевальные коллективы, ансамбли и т.д.).

3. Ежемесячные мероприятия в группах.

- Проведение тематических бесед:

- о связях человека с членами своей семьи, о родословной, семейных праздниках, традициях, обычаях, культуре и правилах взаимоотношений с членами семьи;

- о принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его национальность;

- об атрибутах культуры (язык, одежда, жилище, народные промыслы, народное искусство, обряды, традиции, праздники, игры, игрушки, национальная кухня);

- о необходимости, значимости уважительных, дружеских, принимающих отношений между людьми разных культур, мира и понимания между ними.

- о родном крае и городе как части России;

- о достопримечательностях        родного        города;

- о людях разных национальностей, живущих в родном крае, городе; о традициях своего города;

- Моделирование игровых и проблемных ситуаций по теме проекта.

- Демонстрация        презентаций о родном городе, стране, разных национальностях.

- Знакомство с народным творчеством, промыслами.

- Изучение с детьми государственной символики Российской Федерации, Края и города;

- Знакомство с фольклором.

- Оформление        тематических        альбомов        «Достопримечательности нашего        города»,

- Выставка «Семейное древо».

- Творческие конкурсы «Наши традиции в семье».

Список литературы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста:

1.        Александрова З. «Родина», «Наша семья», «Дозор»

2.        Барто А. «Маляр», «Катя»

3.        Баруздин С. «Страна, где мы живем», «Хозяин»

4.        Белозеров Т. «В родном краю»,

5.        Благинина Е. «Посидим в тишине»,

6.        Былина «На заставе богатырской»,

7.        Воскресенской З.И. «Мама»,

8.        Кассиль Л «Твои защитники».

9.        Маршак С. «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости»

10.        Матусовский М. «С чего начинается родина»,

11.        Михалков С. «Дядя Степа - ветеран»,

12.        Нехода А. «Летчики»,

13.        Носов Н. «Заплатка»

14.        Пантелеев А.И. «Честное слово»,

15.        Пермяк Е. «Как Маша стала большой»

16.        Пришвин М.М. «Моя Родина»,

17.        Прокофьев А. «Родина»,

18.        Соловейчик С. «Наша Родина»,

19.        Т.А. Шорыгина «Беседы о тайге и ее обитателях», Методические рекомендации. ООО «ТЦ Сфера», Москва,2009.

20.        Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?», (Знакомство с окружающим миром. Развитие речи ). ООО «Издательство Гном и Д », Москва,2007.

21.        Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7лет», ООО «ТЦ Сфера», Москва,2009.

22.        Трутнева Е. «В родном крае»,

23.        Ушинского К.Д. «Наше Отечество».

4. Просветительские мероприятия

- Стендовые        консультации        и        памятки        «Нравственно-патриотическое        воспитание дошкольника в семье» для родителей.

- Информация на сайте и социальных сетях о мероприятиях проекта.

- Привлечение родителей к пополнению экспонатов мини-музея «Здесь живёт история»

- Привлечение родителей к участию:

- в организации выставок, экспозиций национального быта;

- подготовка атрибутов, национальных и театральных костюмов;

- разучивание с ребёнком ролей к театральным постановкам, выступлениям;

- разучивание народных игр;

- изготовление традиционных народных игрушек;

- мастер-класс по изготовлению народных традиционных блюд;

- презентация народных промыслов, ремёсел;

- участие в проведении народных праздников, развлекательных и спортивных мероприятиях.

10. Риски проекта

- низкий процент вовлеченности детей в  мероприятия проекта;

- недостаточные количественные и качественные показатели проведенных мероприятий;

- низкие количественные показатели посещаемости и участия родителей в мероприятиях;

- не удовлетворённость родителей и детей качеством проведённой работы по результатам анкетирования;

- по сравнительным результатам проведённых первичных и повторных диагностик нет значительных увеличений показателей нравственно-патриотической воспитанности детей;

- высокая запретность человеческих и материальных ресурсов в мероприятиях проекта;

- не достаточная заинтересованность педагогов и родителей в реализации проекта.

11. Ожидаемые результаты

- у дошкольников сформировано гражданско – патриотическое, ценностное отношение, чувство любви и привязанности, гордости и уважения к своему   городу, родному краю и стране4

- дошкольники проявляют интерес узнавать новое об истории и культуре своего народа;

- дети демонстрируют элементарные знания о правах человека;

- воспитанники социально активны, способны чувствовать принадлежность к определенной культуре;

- дошкольники толерантно, уважительно и доброжелательно относятся к культуре и традициям других народов, к людям другой национальности, этноса, в независимости от социального происхождения, веры исповедания, пола, личностного своеобразия;

- дети знают способы налаживания дружеских взаимоотношений, умеют организовать совместную игру, содержательное общение, оказывают помощь сверстникам;

- дошкольники проявляют желание узнавать про игры, игрушки, праздники, природу, историю, культуру, язык разных национальностей;

- сформирована мотивация и психолого-педагогическая компетентность родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Критериями оценки эффективности реализации проекта являются:

- количественные показатели проведённых мероприятий и вовлеченных в деятельность детей;

- количественные показатели посещаемости и участия родителей в мероприятиях;

- удовлетворённость родителей и детей проведённой работой;

- организована мобильная предметно — пространственная среда мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию;

- разработан и востребован кейс методических разработок мероприятий проекта;

- создан и пользуется спросам банк просветительских материалов и практических советов для родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

12.  Литература

1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с.

2. Буре Р.С. и др. Под ред. Виноградовой А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.– М.: Просвещение, 1989.

3. Вырщикова А.Н., Климов С.Н., Кусмарцев М.Б., Метлик И.В. «Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Учебное пособие/ под редакцией А.К Быкова, В.И. Лутовинова. – М.: Планета, 2010. – 336 с.

4. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТС Сфера, 2006. 192 с.

5.        Киласьева, Е.А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие трех поколений. / Е.А. Киласьева // Ребенок в современном мире: Материалы III Международной конференции (29 мая 2013 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Спутник», 3013. - С 160-164.

6. Комратова, М.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2007. – 224 с.

7. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.

8. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / Сост.: А.И. Сухомлинская, Л.В. Голованов; Фотоочерк А.А. Кулешова. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 175 с.

9. Ильченко Л.П., Комарова И.А.. Художественная культура родного края: Хрестоматия./ Краснояр. гос ун-т; Сост. Л.П. Ильченко, И.А. Комарова. Красноярск, 1997. 55 с.

10. Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1991.

11. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.

12. Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.

13. Интернет источник. Детская литература о Красноярском края https://gnkk.ru/list/detskaya-literatura/

14. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» М.: АРКТИ,2004 год.

15. С чего начинается Родина? / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

16. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. 2011 УЦ Перспектива, 2011.

Приложение № 1.

Методики для диагностика нравственной и патриотической направленности личности детей

Диагностика нравственно-патриотического воспитания дошкольников подготовительная группа _____________________________2023-2024 гг.

                  Ф.И ребёнка

параметры

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

1.Сведенья о себе и ближайшем окружении

- имя и фамилия

- сколько тебе лет?

- дата рождения

- имя и отчество родителей

- профессии родителей

- место работы родителей

- имена близких: братьев и сестер дедушек и бабушек,

- профессии дедушек и бабушек до выхода на пенсию

2.Родина

- название страны

- название столицы

- флаг России

- герб России

- название города

- адрес

- достопримечательности

1-2 – 1 балл

3-4 – 2 балла

5-6 – 3 балла

3. .Народные

культуры и традиций

- какие национальности тебе известны?

1-2 – 1 балл

3-4 – 2 балла

5-6 – 3 балла

- какие народные праздники ты знаешь?

1 – 1 балл

2-3 – 2 балла

4 – 3 балла

- какие народные промыслы тебе известны?

1 – 1 балл

2 – 2 балла

3– 3 балла

- какие национальные блюда ты знаешь?

1 – 1 балл

2 – 2 балла

3 – 3 балла

- описание национального костюма

1 – 1 балл

2 – 2 балла

3 – 3 балла

- какие народные игры ты знаешь?

1 – 1 балл

2 – 2 балла

3 – 3 балла

- какие народные сказки ты знаешь?

1 – 1 балл

2-3 – 2 балла

4 – 3 балла

3. Семейные традиций

- каких национальностей твои родители?

- какой национальности ты?

- какие народные праздники отмечают в твоей семье?

- какие национальные блюда готовят в твоей семье?

4. Личностный компонент

- забота о близких

- бережное отношение к окружающей среде

- проявление дружелюбия

- круг общения:

ограничен – 1 балл

избирателен – 2 балла

широкий – 3 балла

- умение контролировать эмоции

- умение анализировать свои поступки

Подготовительная

0-34 баллов -  низкий уровень

35-49 баллов -  средний уровень

50-84 баллов -  высокий уровень

0 баллов - На поставленный вопрос не отвечает или отвечает – не знаю.

1 балл - Отвечает на поставленный вопрос, но ошибается, для обдумывания ответа требуется много времени. Нуждается в наводящих вопросах,      использовании наглядного материала.

2 балла – Ответы не точные, требуют пояснения, может самостоятельно исправить неверный ответ. После наводящего вопроса, способен дать правильный ответ.

3 балла – Полный ответ.

Диагностика нравственно-патриотического воспитания дошкольников старшая группа _____________________________2023-2024 гг.

                  Ф.И ребёнка

параметры

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

1.Сведенья о себе и ближайшем окружении

- имя и фамилия

- сколько тебе лет?

- имена родителей

- профессии родителей

- имена близких: братьев и сестер дедушек и бабушек,

2.Родина

- название страны

- название столицы

- флаг России

- герб России

- название города

- адрес

- достопримечательности

1 – 1 балл

2 – 2 балла

3 – 3 балла

3. .Народные

культуры и традиций

- какие национальности тебе известны?

1 – 1 балл

2 – 2 балла

3 – 3 балла

- какие народные праздники ты знаешь?

1 – 1 балл

2 – 2 балла

3 – 3 балла

- какие национальные блюда ты знаешь?

1 – 1 балл

2 – 2 балла

3 – 3 балла

- какие народные игры ты знаешь?

1 – 1 балл

2 – 2 балла

3 – 3 балла

- какие народные сказки ты знаешь?

1 – 1 балл

2 – 2 балла

3 – 3 балла

3. Семейные традиций

- каких национальностей твои родители?

- какой национальности ты?

- какие народные праздники отмечают в твоей семье?

- какие национальные блюда готовят в твоей семье?

4. Личностный компонент

- забота о близких

- отношение к окружающей среде

- проявление дружелюбия

- круг общения:

ограничен – 1 балл

избирателен – 2 балла

широкий – 3 балла

- умение контролировать эмоции

- умение анализировать свои поступки

Старшая

0-33 баллов -  низкий уровень

34-49 баллов -  средний уровень

50-69 баллов -  высокий уровень

0 баллов - На поставленный вопрос не отвечает или отвечает – не знаю.

1 балл - Отвечает на поставленный вопрос, но ошибается, для обдумывания ответа требуется много времени. Нуждается в наводящих вопросах, использовании наглядного материала.

2 балла – Ответы не точные, требуют пояснения, может самостоятельно исправить неверный ответ. После наводящего вопроса, способен дать правильный ответ.

3 балла – Полный ответ.

Для диагностики уровня сформированности у детей основ нравственно - патриотического воспитания нами была использована авторская диагностическая карта составленная на основе технологии М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».  

Приложение № 2.

Анкеты и опросники для родителей

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка»

Данная анкета является анонимной, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

1.        Что        Вы        понимаете        под        термином        «нравственно-патриотическое воспитание»?  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.        Как        Вы        считаете,        с        дошкольного возраста        следует начинать нравственно-патриотическое воспитание детей?  ________________________________________________________

3. Считаете ли Вы целесообразным знакомить дошкольников с народами разных национальностей, их культурой, бытом, традициями, литературой?_______________________________________________

4. Как        Вы        считаете, нужно ли знать дошкольникам о своей принадлежности к той или иной национальности?_______________________________________________________________________

5. Вы рассказываете вашему ребёнку о его национальности?____________________________________

6. В Вашей семье Вы рассказываете ребёнку о традициях своей национальности? ________________

a)Как жили предки вашей национальности?_______________________________________________

б) Какими занимались ремёслами? _____________________________________________________

в) Какую носили одежду?___________________________________________________________________

другое________________________________________________________________________________

7. Знаете ли Вы традиционные праздники? Какие?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как Вы думаете, надо ли детям знать народные сказки, былины?        ___________________________

9. Есть ли у Вас старинные вещи прадедушек и прабабушек? Знает ли об этом ребёнок?

______________________________________________________________________________________

10.        Какие народные игры Вам известны?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какую помощь Вы можете оказать педагогам в работе по данному направлению:

- в организации выставок, экспозиций национального быта;

- подготовка атрибутов, национальных и театральных костюмов;

- разучивание с ребёнком ролей к театральным постановкам, выступлениям;

- разучивание народных игр;

- изготовление традиционных народных игрушек;

- мастер-класс по изготовлению народных традиционных блюд;

- презентация народных промыслов, ремёсел;

- участие в проведении народных праздников, развлекательных и спортивных мероприятиях.

Благодарим Вас за участие!

Приложение № 3.

Анкета для педагогов

«Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка»

1.        Что        Вы        понимаете        под        термином        «нравственно-патриотическое воспитание»?  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.        Как Вы считаете, кто несёт ответственность за нравственно-патриотическое воспитание детей?

- педагоги

- родители

- затрудняюсь ответить

3.        Как        Вы        считаете,        с        какого        возраста        следует начинать нравственно-патриотическое воспитание детей?  ______________________________________________________________________________________

4. Считаете ли Вы целесообразным знакомить дошкольников с народами разных национальностей, их культурой, бытом, традициями, литературой?

______________________________________________________________________________________

5. Как        Вы        считаете, нужно ли знать дошкольникам о своей принадлежности к той или иной национальности?

____________________________________________________________________________________

6. Перечислите, с какими именно национальностями и этническими группами целесообразно познакомить детей в нашем детском саду?

______________________________________________________________________________________

7. В каких видах деятельности Вы осуществляете работу по формированию нравственно-патриотических основ        личности дошкольников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие формы организации деятельности, методы  и приемы Вы используете в своей работе  по данной  теме?        

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие затруднения в процессе формирования нравственно-патриотических основ личности дошкольников Вы испытываете?        

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА

Презентация мероприятия "Все на свете на одной планете" посвященного Дню народного единства

Презентация мероприятия "Все на свете на одной планете" посвящённого "Дню рождения Красноярского края"

Презентация мероприятия "Интерактивная экскурсия "ТРАДИЦИИ ПРЕДКОВ"

Методическая разработка мероприятия  к "Дню народного единства" (презентация к проведению мероприятия)

Методическая разработка мероприятия к "Дню рождения Красноярского края" (презентация к проведению мероприятия)

Методическая разработка мероприятия "Интерактивная экскурсия" (презентация к проведению мероприятия)

МЕДОВЫЙ СПАС

ДЕНЬ САМОВАРА

ДЕНЬ РОССИЙСКОГО ФЛАГА

ДЕНЬ ЕНИСЕЯ

ДЕНЬ МАТРЁШКИ

ЗДРАВСТВУЙТЕ! ИСЭНМЕСЕЗ!

ДЕНЬ РОССИЙСКОГО ГЕРБА

ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ

ДЕНЬ МЕДВЕДЯ

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ «СВЯТКИ»

ЧУКОТСКИЕ СКАЗКИ

Консультация для родителей «Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?»

Консультация для родителей «Советы родителям по нравственно – патриотическому воспитанию детей в семье»

Консультация «Роль семьи в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры»

Паспорт проектаВид проекта: познавательно-творческий.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидаемый результатРеализация данного пр...

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

   Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордо...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...

Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Проект разработан для работы с детьми подготовительной к школе группы, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитани...

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

1.Актуальность        Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Традиционные праздник...