Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»
проект (старшая группа)
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_severa.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект
Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста
«Тайны русского Севера»
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных традиций и современного опыта. В индустриальном обществе, шагающим семимильными шагами в техногенное будущее, окружённое глобальной информационной сетью всевозможных видов техники и прогресса, проскальзывает нечто незаметное для современного человека, а именно, постепенно в сердцах людей исчезает любовь к родной земле, к родному наследию, интерес к своим корням, истокам русской земли, а вместе с любовью исчезает сопереживание за будущее нашей Родины, ревность по родному краю, исчезает в сердцах людей, то, что называют патриотизмом. Для решения данной проблематики на современном этапе необходимы и инновационные подходы, чем является проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в дошкольном отделении образовательного комплекса.
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект «Тайны русского Севера» позволяет систематизировать знания по предложенным темам, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, социально-коммуникативных навыков, создаёт у детей старшего дошкольного возраста предпосылки поисковой и научно-исследовательской деятельности, способствует развитию художественно-эстетической направленности и интеллектуальной инициативы.
Использование проектной деятельности как средства воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно при условии, что активными участниками социально-педагогического процесса будут не только педагоги дошкольного отделения, но и родители детей. Поэтому необходимо сотрудничество с родителями, используя современные нетрадиционные формы работы с родителями в условиях дошкольного отделения образовательного комплекса.
В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального школьного образования. Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС рассматривается как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования, являясь необходимым элементом непрерывного образования на этапах дошкольного и школьного образования. Данный подход к проблеме преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Содержание информационно-практик-ориентированный социально-педагогического проекта
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- Осуществление индивидуального подхода в реализации социально-педагогического образовательного процесса согласно положению ФГОС;
- Создание условий, которые позволяют обеспечить воспитаннику эмоциональное благополучие, доверительное и доброжелательное отношение детей друг к другу, что позволяет максимально качественно усваивать материал, обеспечивая интерес и инициативу детей к продуктивной, творческой и познавательно-исследовательской деятельности;
- Творческая организация социально-педагогического - воспитательного образовательного процесса и вариативность использования образовательного материала (театрализованная деятельность), позволяющая развивать социально- нравственные качества личности;
- Обеспечение социально-нравственного развития ребёнка старшего дошкольного возраста в процессе воспитания и обучения с использованием интегрированных педагогических и психологических подходов в образовательной деятельности в условиях дошкольного отделения образовательного комплекса и семьи;
- Осуществление преемственности в структуре непрерывного образовательного процесса между дошкольным и начальным уровнем общего образования.
Вид проекта: информационно-практик-ориентированный социально-педагогический с элементами прикладного творчества;
Тип проекта: детско-взрослый; ребёнок – субъект проектирования; открытый – в ДО и за его пределами;
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год);
Срок реализации проекта: Октябрь-декабрь – I- блок (11 занятий)
- Январь-март –II блок (10 занятий)
- Апрель-май –III блок (7 занятий)
Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет;
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, социальный педагог, воспитатели, хореограф, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области: интеграция образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»).
Хронометраж занятий: 30 мин.
Количество занятий: 30 занятий
Ожидаемый результат: любознательность, активность, интерес к новым знаниям, к народам севера РФ, проявление чувства уважения, толерантности, любви к русскому народу, умение представить творческий продукт совместной деятельности детей, интерес к историческому прошлому страны через произведения живописи, народные промыслы, народные игры, литературные произведения, народную музыку, проявление чувства гордости за Россию.
Актуальность темы: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Структура проекта
Образовательные области | Содержание |
I - блок « Таинственный Север» | |
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка». | 1.Знакомство детей с просторами России: « Широка страна моя родная...». 2.Знакомство с северным краем Российской Федерации: « Северные берега»: а) карта путешествия по северному краю; б) природа севера; в) кто живёт на севере? 3. Беседа об истории возникновения северных городов: « Жемчужины Севера»: а) г. Санкт-Петербург (Пётр I, история возникновения города, значение для России, возникновение российского флота); б) г. Архангельск в) г. Мурманск г) г. Псков д) Дальний север, знакомство с малочисленными народами дальнего севера. е) Мини – викторина, посвящённая городам севера (проверка полученных знаний в ходе занятий I- блока).
|
II -блок « Народы Севера» | |
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество». | 1. Беседа с детьми о возникновении северного народа (северный этнос), культура слова, имена, ремёсла. 2. Национальная одежда народов севера: аппликация или изобразительная деятельность. Презентация. 3. Северное зодчество: беседа о домах северного края, занятие с участием родителей (красочная юрта). 4. Традиции: праздники народов севера, поверья. 5. Промыслы северных народов «Самая красивая игрушка» (северный олень). 6. Игры народов севера: « Юрта», «Поймай оленя», «Гордые пингвины» 7.Музыка и танцы народов севера (слушание музыкальных композиций и просмотр танцевальных хореографических постановок). 8. Экскурсия: посещение музея. |
III- блок « Русское наследие» | |
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Театрализация». | 1. Великие русские учёные: Ломоносов М., Татищев В.Н, (просмотр презентации о русских учёных). 2. Великие русские полководцы северного флота: Апраксин Ф., Ушаков Ф.(презентация). 3. Русские писатели севера: чтение литературного произведения Шергин Б.«Шиш и трактирщица», стихи о северном крае. 4. Сказки народов севера: чтение сказок и обсуждение произведений. 5. Просмотр мультипликационного фильма, посвящённый северу. 6.Театрализованная постановка северной народной сказки: «В яранге горит огонь» 7. Храмовое зодчество народов Севера: изобразительное искусство. Выставка детских рисунков в группе. 8. Великие подвижники Севера: « Интересные истории простых людей» (презентация). 9. Беседа с детским писателем Ивановым С.И. о северном крае.
|
Библиография 1.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы».- М.: АРКТИ, 2003; 2.Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003; 3.Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008; 4. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2010; 5. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая память России». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013; 6. Шергин Б.В. Веселье сердечное: Сказки и поморские сказания. – М.: ОГИ, 2006; 7. Дмитриев В.К. Санкт-Петербург для малышей. Пособие по истории города 4-е издание.- СПб.: Корона принт, 2014; 8. Символы Санкт-Петербурга. Наглядные пособия по истории города. – СПб.: Корона принт, 2014; 9. Санкт-Петербург. Виды старого города. Наглядные пособия по истории города. – СПб.: Корона принт, 2014; 10. Никонова Е.А. Чудо-богатыри земли Русской. Учебное пособие. – СПБ.: «Паритет», 2005; 11. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна: Для старшего и младшего возраста. – М.: Просвещение, 1999; 12.Александрова Л.А. Русь- страна городов: книга для чтения по истории с иллюстрациями, макетами, поделками, играми. – М.: Школьная пресса, 2001; 13. Моя Родина - Россия. Большая и малая Родина. – М.: Школьная пресса, 2010; 14. Моя Родина – Россия. С древних времён до наших дней. – М.: Школьная пресса, 2010; 15. Астахова Н.В. Пётр I. История о первом императоре. – М.: Издательство «Белый город», 2003; 16. Дмитриев В.К. Санкт-Петербург. Знакомство с городом: Пособие с наклейками. – СПб.: Корона принт, 2014; 17. Символы Санкт-Петербурга. Альбом-расскраска. – СПб.: Корона принт, 2014; 18. Авторские разработки по теме проекта ( занятия). |
Формы организации детей:
- Продуктивная деятельность;
- Работа в изобразительной студии;
- Выставка детского рисунка;
- Конкурс-викторина;
- Конкурс чтецов;
- Прослушивание музыкальных произведений;
- Показ хореографической постановки;
- Просмотр танцевальных композиций и мультипликационных фильмов;
- Групповые посещения музеев;
- Беседы;
- Показ театрализованной постановки.
Методы и приёмы организованной образовательной деятельности:
- Игра;
- Наглядность (выставки репродукций картин известных художников, рассматривание географических карт и глобуса, рассматривание фотографий);
- Традиционные педагогические методы и приёмы (диалог, беседы по картинкам и фотографиям, викторины);
- Рекламно-информативная ( художественно-литературные занятия, просмотр репродукций);
- Творческая активность детей (групповая);
- Включение элементов творчества в занятия, игровую и самостоятельную деятельность;
- Метод совместной деятельности детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками, коллективная работа;
- Посещение музея;
- Беседа с детским писателем об истории северного края;
- Открытое занятие.
Формы контроля:
- Беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить качество усвоения ребёнком представлений о России, городах севера, о формировании ценностных ориентиров воспитанника;
- Наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, свободной досугово-игровой деятельности, театрализованных постановок, занятий по изобразительному искусству и прикладному творчеству.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка детского творчества «Природа севера»;
- Выставка детских рисунков «Сказочные герои северного края»;
- Выставка поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) «Достопримечательности Санкт-Петербурга»;
- Видеопрезентация «Широка страна моя родная…»;
- Видеопрезентация « Народы севера»;
- Театрализованная постановка « В яранге горит огонь»
- Конкурс-викторина « Жемчужины севера»;
- Литературные чтения «Город на Неве;
- Конкурс стенгазет « Северные бастионы.
Принципы проекта:
- Историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат;
- Гумманистический подход: ориентация на высшие общечеловеческие ценности;
- Индивидуализация: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о северном крае Российской Федерации;
- Интеграция: сочетание разных видов деятельности, сотрудничество с семьёй, музеем, специалистами дошкольного отделения, детскими писателями;
- Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Мониторинг эффективности:
Эффективность проекта объективно оценивается по результатам диагностических исследований:
- Интервьюирование детей на тему « Северный край - богатство России»;
- Групповые беседы с детьми на тему «Северные бастионы»;
- Включённое наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей;
- Анализ продуктов творческой деятельности детей ( рисунки, прикладное творчество, аппликации, лепки).
Оборудование:
- Репродукции картин известных художников;
- Изобразительные материалы;
- Мультипликационные фильмы;
- Материалы для изготовления поделок;
- Аудио и видео аппаратура;
- Развивающие игры по теме занятий;
- Оборудование для показа презентаций;
- Тематические аудиозаписи.
Этапы работы над проектом
Деятельность детей | Деятельность педагога |
Подготовительный этап (разработка проекта) Цель: самосовершенствование по теме Сентябрь-октябрь | |
Составление рассказов о России: о природе, о животных, о птицах, о реках и морях, горах и лугах. В самостоятельной творческой деятельности рисование на заданную тему. Прослушивание музыкальных произведений советского времени: «Широка страна моя родная…», звуки природы, птиц. | Составление перспективного плана по реализации проекта. Изучение методической литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей, гражданской позиции и тематическому направлению проекта. Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к совместной работе. Оформление выставки работ детей на данную тематику. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. |
Этап: формулирование проблемы Цель: помочь детям осознать и на личностном уровне воспринять проблему. Ноябрь-декабрь | |
Осознание и личностное восприятие проблемы. Принятие задач проекта. Знакомство в виде бесед с городами Севера. Участие в творческих выставках рисунков, поделок, аппликаций. | Проведение ознакомительных бесед по теме проекта, организованной образовательной деятельности по прикладному искусству, музыкальному воспитанию. Организация выставки детского творчества в группах. |
Этап: практическая деятельность детей В течение всего проекта | |
Выбор материалов для поделок. Изготовление поделок, аппликаций под руководством педагога. Заучивание стихов в совместной деятельности с родителями. Подготовка и творческая работа над театрализованной постановкой по сказкам севера. Творческая работа над танцем. | Организует творческую деятельность детей. Предоставляет различные материалы для совместной творческой деятельности детей. Оказывает практическую помощь детям (по необходимости). Организует групповую и индивидуальную работу. |
Этап: оформление В течение всего проекта | |
Оформление выставки работ, творческих уголков группы и зала. | Помогает в оформлении выставки творческих работ. |
Этап: реализация проекта в образовательную практику Октябрь-май | |
Защита проекта: показ театрализованной постановки. Представление продукта деятельности: работ, выполненных по тематике проекта. Совместная деятельность с родителями и педагогами ДО | Разработка конспектов занятий, сценария театрализованной постановки. Проведение совместных мероприятий с родителями. Посещение музея Востока. Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам. Изготовление и приобретение материалов для творческих поделок и наглядного материала по тематике проекта. |
Заключительный этап Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив. Май | |
Открытое занятие (презентация, театрализованная постановка). Анкетирование и опрос детей и родителей. Создание видеороликов, презентаций. Обобщение работы и публикация материала на личном мини-сайте социального педагога, СМИ, издание в научно-педагогических изданиях. |
План работы по реализации проекта
Мероприятие, тема | Ответственные | Участники |
I - блок « Таинственный Север» | ||
Занятие в группе. Знакомство детей с просторами России: « Широка страна моя родная...». | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Знакомство с северным краем Российской Федерации: « Северные берега». | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Беседа об истории возникновения северных городов: Жемчужины Севера»: г. Санкт-Петербург – город «Мечта» (Пётр I Великий, история возникновения города, значение для России, возникновение российского флота). | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Город – Мечта: достопримечательности г. Санкт-Петербурга). ИЗО-деятельность. | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Город-Мечта: «Ботик Петра I». Аригами. | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Знакомство с г. Псков. «Северные бастионы». Аппликация. | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Знакомство с г. Архангельск «Северные бастионы». Поморские истории (показ мультипликационного фильма « Апельсин»). | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Знакомство с г. Архангельск «Северные бастионы: прикладное творчество: «Птица счастья». | Социальный педагог, воспитатель | Дети |
Занятие в группе. Знакомство с г. Мурманск «Северные бастионы»: прикладное творчество: «Арктический тюлень». | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Дальний север. Знакомство с малочисленными народами дальнего севера и с народами, причисленными к северному этносу. Прикладное творчество: «Юрта». | Социальный педагог, воспитатель | Дети, родители |
Занятие в группе. Мини – викторина, посвящённая городам севера (проверка полученных знаний в ходе занятий I- блока). | Социальный педагог | Дети |
II -блок « Народы Севера» | ||
Занятие в группе. Северный народ-суровый, приветливый и разнообразный. Беседа с детьми о северном народе: имена, ремесло северных народов. | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Национальная одежда народов севера. «Шьём чукотский керкер»Аппликация из рваных кусочков цветной бумаги. | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Промыслы архангельского края. Прикладное творчество: «Архангельская птица». Поделка из бумаги. | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Промыслы северных народов. Прикладное творчество: «Самая красивая игрушка». Северный олень. | Социальный педагог | Дети, родители |
Занятие в группе. Промыслы нивхов. Прикладное творчество. «Чудо-рыба». | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Традиции северных народов. «Медвежий праздник» - игры и культура. « Поймай оленя», «Гордые пингвины». | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Прикладное творчество: «Жители северных полюсов - пингвин» | Социальный педагог | Дети, родители |
Занятие в группе. Музыка и танцы народов севера. Прослушивание музыкальных композиций и просмотр танцевальных вариаций. « Я танцую хоровод» | Социальный педагог | Дети |
III-блок «Русское наследие» | ||
Занятие в группе. Русские писатели севера. Шергин Б. Чтение литературного произведения : «Шиш и трактирщица», стихи о северном крае. | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Сказки народов севера. Читаем «Кукушка» | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Просмотр мультипликационного фильма: «Кукушка», «В яранге горит огонь». | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Храмовое зодчество Севера. Изобразительное искусство. Рисуем храмы Севера. Кижи. Раскраска. | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Великие русские учёные. М.В. Ломоносов. Беседа с детьми о великих людях эпохи Екатерины II. Презентация. | Социальный педагог | Дети |
Занятие в группе. Северный флот. «Кто защищает северные берега?» Беседа с детьми о русском северном флоте. | Социальный педагог | дети |
Занятие в группе. Беседа с детским писателем Ивановым С.И. создателем трилогии «Детский курс занимательной науки». Тема беседы: «Истории простых людей». | Социальный педагог | Дети, детский писатель Иванов С.И. |
Театрализованная постановка по мотивам северной сказки: «В яранге горит огонь» | Социальный педагог, воспитатель | Дети, родители |
Экскурсия: посещение музея стран Востока (экспозиция «народы Севера») | Социальный педагог, родители | Дети, родители |
Модель педагогической деятельности с родителями в условиях реализации проекта
Содержание работы | Сроки |
Беседа с родителями на родительском собрании о реализации проекта «Тайны русского Севера» в группах | Сентябрь |
Консультации о необходимости совместной деятельности с детьми на протяжении осуществления всего цикла проекта, оказание помощи детям при необходимости. | Октябрь-май |
Совместный просмотр мультипликационных фильмов, кадров из фильмов, посвящённые истории России (Петровская эпоха, эпоха царя Алексея Тишайшего, эпоха Екатерины II), а также просмотр видеосюжетов, посвщённые городам русского севера: Архангельск, Санкт-петербург, Псков, Кижи, Петрозаводск, Мурманск и другие города не планируемые в проекте. | Октябрь-декабрь-март -апрель |
Привлечение родителей с целью проведения мастер-класса для детей, посвящённые северной тематике (прикладное творчество) | Ноябрь-апрель |
Привлечение родителей с целью оказания помощи детям в оформлении декораций и бутафории для театрализованной постановки «В яранге горит огонь» | Апрель-май |
Поездка с детьми в Государственный музей Востока с целью посещения экспозиции «Народы дальнего Севера» | Апрель-май |
Заключение
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект «Тайны русского Севера» предназначен для формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств, знаний об историческом прошлом России, формирования гражданской позиции, толерантного отношения к малочисленным народам Российской Федерации, проживающие на дальнем севере. Проект помогает установить историческую преемственность поколений, помогает формировать чувства любви и уважения к Родине. Нравственно-патриотическое воспитание воспитанников старшего дошкольного возраста возможно в полном объёме в том случае, если структура и организация работы с воспитанниками будет осуществляться методологически обоснованно и корректно, по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей интеграцию всех компонентов образовательных областей, актуализацию жизненного опыта и активизацию дошкольников на всех этапах работы, взаимодействие в триаде «педагог-ребёнок-родитель».
Эффективным средством нравственно-патриотического воспитания являются элементы этнографической культуры ( народные праздники, игры, фольклор, народные промыслы). Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет воспитывать уважение к народным традициям не только российского народа, но и к малочисленным народам дальнего севера, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) «ДОБРЫЙ МИР» в соответствии с ФГОС
Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает треб...