Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)
Проект разработан для работы с детьми подготовительной к школе группы, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к её историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 52.73 КБ |
proekt_nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 52.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №13 «центр развития ребенка – детский сад»
Проект
в подготовительной к школе группе «Дюймовочка»
Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
«Правильное воспитание -
это наша счастливая старость.
Плохое воспитание - это наше
будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими
людьми, перед всей страной».
А. С. Макаренко
Разработала воспитатель:
Ширшова Алла Владимировна
г. Кингисепп
2019 – 2020г.
Вступление
Проект разработан для работы с детьми подготовительной к школе группы, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к её историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Актуальность:
В современном обществе актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В последние годы в нашей стране произошли большие перемены: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. Патриотические идеалы утратили социальную значимость. В результате этих процессов произошло нарушение отлаженной системы социализации подрастающего поколения, которая основывалась на преемственности поколений. Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств. Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Цели проекта:
- Формировать у детей подготовительной к школе группы, представление о важнейших нравственных ценностях российского народа;
- Осуществлять комплексный подход к воспитанию патриотизма, приобщать дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитать любовь и привязанность к Родине.
Задачи проекта:
- Воспитать у ребенка любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
- Развивать интерес к истории своей семьи, к своему роду, семейным традициям;
- Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
- Расширять представления о родной земле, ее столице, городах;
- Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала;
- Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта;
- Закреплять знания детей о государственной символике: гербом, флагом, гимном;
- Развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения России;
- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе
МБДОУ №13 – центр развития ребенка г. Кингисепп в подготовительной группе, под руководством воспитателя Ширшовой А.В.
Сроки реализации: долгосрочный (учебный год 2019 -2020)
Тип проекта: творческий, познавательный, информационный, игровой, исследовательский.
Формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность; тематические беседы; презентации; календарные праздники; развлечения, досуги; экскурсии; пополнение развивающей среды; выставки детских работ, семейных коллекций.
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет) «Дюймовочка», педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Разделы программы: содержание, которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Содержание проектной деятельности.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Итоговый
Проект несет в себе 3 основные темы:
- Моя семья
- Моя родина
- Моя страна
- Подготовительный этап
- Разработка плана проекта «Нравственно – патриотического воспитания»
- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Подготовка методической литературы.
- Оформление и пополнение зоны Нравственно – патриотического воспитания методическими пособиями и познавательным материалом.
- Подбор рассказов, иллюстраций, картинок
- Подбор художественной и познавательной литературы
- Помощь родителей в оформлении уголка Нравственно – патриотического воспитания
- Разработка рекомендаций для родителей в беседе с детьми и изготовления методических пособий патриотического воспитания в домашних условиях
- Запись в краеведческий музей на тему «История родного края» и «Историческая архитектура родного края»
- Основной этап
Моя семья: (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Моя родина: (декабрь, январь, февраль)
Моя страна: (март, апрель, май)
- Итоговый этап
- Оформление мини – музея в ДОУ «Предметы старины»
- Конкурс чтецов «Мы помним, Мы гордимся, Мы чтим»
- Презентация на пед.совете по проекту «Нравственно – патриотическое воспитание»
Ожидаемый результат:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- -дети приобрели новые знания о нашей стране, о своей родине, о семье;
- -данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение;
- сформированы системы понятий духовных семейных ценностей;
- Обогащение знаний детей о музейной культуре;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- рост активности родителей в педагогическом проекте;
- повышение готовности родителей к сотрудничеству с педагогом;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций; - повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- - внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание мини – музея «Предметы старины» для обогащения развивающей среды по гражданско – нравственному воспитанию дошкольников;
- создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Перспективный план работы по реализации проекта:
Сентябрь
Тема: «Летопись моей семьи»
Тема: «Моя родословная»
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей;
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов.
Формы проведения:
- Беседа «Что я знаю о своей семье»,
- Выставка детских рисунков «Моя семья»;
- Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
- Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»;
- Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе, о семье).
Октябрь
Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Тема «Оформление семейных альбомов с фотографиями»
Задачи:
- Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
- Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
Формы проведения:
- Семейные мини – проекты: «Герб семьи»,
- Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
- Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)
- Эстафета с родителями «Осенний марафон»
- Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Ноябрь
Тема: Портрет мамы»
Тема: «Вместе с мамой»
Тема: «Профессия моей мамы»
Задачи:
- Побуждать детей сделать подарок маме своими руками;
- Воспитывать любовь и уважение к маме;
- Вызвать положительные эмоции и интерес у ребенка выполнять задание совместно с мамой;
- Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
- Закрепить знания детей о празднике, который посвящается маме.
Формы проведения:
- Рисование портрета мамы ко «Дню матери»;
- Мастер класс «Вместе с мамой»;
- Фотовыставка в ДОУ «Профессия моей мамы»;
- Акция для родителей ко дню матери «Всех дороже мне она – это мамочка моя»;
- Сюжетно – ролевая игра «Профессии».
Декабрь:
Тема: «История и достопримечательности района»
Тема: «Архитектура моего города»
Тема: «Памятники в родном городе»
Задачи:
- Вызвать интерес к истории возникновения района;
- Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края;
- Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее;
- Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита);
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
- Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
- Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
Формы проведения:
- Посещение краеведческого музея «Экскурсия по историческому городу Кингисепп», знакомство с архитектурой города;
- Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»;
- Конструирование: «Улицы нашего города»;
- «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями);
- Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
- Составление схемы - маршрута от детского сада до краеведческого музея;
- Выставка рисунков: «Город зимой»;
- Чтение книг и стихов родного края;
- Виртуальная экскурсия в краеведческом музее «Старый Кингисепп»
Формы проведения:
Январь
Тема: Карта Ленинградской области
Тема: «Природа района»
Тема: «Промышленность района».
Тема: «Спорт, культура и отдых в городе»
Задачи:
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- Расширять знания детей о природе родного района;
- Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;
- Познакомить со спортивными, культурными учреждениями района: Дворец спорта, бассейн «Дельфин», Дом культуры, краеведческий музей, библиотека и т.д.;
- Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада;
- Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий;
- Познакомить детей с рекой - Луга; их расположением на карте.
Формы проведения:
- Промышленные предприятия района (фронтальная беседа);
- Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ);
- Чтение художественной литературы о родном крае;
- Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых»;
- Презентация: «Спорт в родном городе»;
- Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».
- Сюжетно – ролевая игра «Улицы города»
Февраль
Тема: «Защитники отечества
Тема: «Подарок папе»
Тема: «Наша армия», «Военная техника»
Тема: «Мой папа самый сильный».
Задачи:
- Расширять представления детей об армии, о Вооруженных силах России;
- Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
- Воспитывать духовно – нравственные ценности, чувство уважения к Защитникам Отечества прошлого и настоящего;
- Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города;
- Воспитывать чувство любви и уважения к своему отцу;
- Поддерживать оптимальную двигательную активность у детей, способствовать развитию положительных эмоций.
Формы проведения:
- Календарный праздник: «День Защитника Отечества»;
- Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»;
- Изготовление поздравительных открыток для пап и дедушек на 23 Февраля;
- Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
- Выставка рисунков «Наша армия», «Военная техника»;
- Проведение Спортивного мероприятия «Мой папа, самый, самый»
- Сюжетно – ролевая игра «Армия»
Март
Тема: «Моя страна – Россия»
Тема: «Столица нашей страны»
Тема: Символика нашей страны»
Тема: «Карта нашей страны»
Темы: Календарный праздник «8 Марта»
Задачи:
- Расширять и уточнять знания детей о нашей стране;
- Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию нашей страны;
- Расширять знания детей о символики нашей страны: Герб, флаг, гимн;
- Прививать детям интерес работать с картой России;
- Продолжать поддерживать интерес к художественной литературе;
- Выучить с детьми пословицу «Москва - всем городам мать»;
- Организовать выставку книг о стране, истории город.
Формы проведения:
- Беседы: «Наша страна – Россия», «Москва столица нашей родины»,
- Рассматривание иллюстраций «Города России».
- Выставка книг о нашей стране, история городов;
- Чтение рассказов, сказок, и стихов: Т. Коти «Моя первая книга о России»,
- Б. Житков «Что я видел», А. Шимикова «История России в рассказах для детей (Отдельные главы), Т.А. Шорыгина «Береза», «Царевна – Лягушка» р.н.с., «Сивка – бурка» р.н.с.;
- Проведение тематических бесед: «О Родине, Городах «Золотого кольца», о государственных праздниках, о символах России, Матрешка, береза, золотая хохлома, русский самовар, русская тройка лошадей, Балалайка, Валенки…;
- Оформление выставки рисунков по теме «Символика России»;
- Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
- Консультация для родителей: «Как знакомить детей с историей нашей страны».
- Выставка работ по лепке «Глобус»
- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по стране на автобусе».
Апрель
Тема: «Национальные народные костюмы»
Тема: «Народно - прикладные промыслы»
Тема: «Мини музей «Предметы старины»
Тема: «Природа нашей страны»
Задачи:
- Познакомить детей с русским народным костюмом, рассказать историю национального костюма;
- Познакомить с народными прикладными промыслами;
- Расширять представления детей о художественных промыслах (хохлома, городецкая роспись, гжель, Богородска игрушка);
- Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру;
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
- Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды.
Формы проведения:
- Презентация «Русский народный костюм»;
- Цикл Бесед: «Наша родина – Россия, наш язык – русский», «Рассказ о народных обычаях и традициях», «Русские народные праздники»;
- Чтение худ.литературы, рассматривание иллюстраций о русском быте;
- Рассматривание репродукций картин В.Васнецова к русским народным сказкам;
- Знакомство с пословицами и поговорками;
- Просмотр видео и мультипликационный фильм «Гуси – Лебеди»;
- Дидактические игры:»собери узор», «Сложи картинку»…;
- Народные подвижные игры:»Ручеек», «Сова», «Каравай», «Гуси – лебеди», «У медведя во бору» и др;
- Сюжетно – ролевая игра «Музей».
Май
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь».
Тема: «Россия – Родина моя».
Тема: «Экология в нашей стране»
Задачи:
- Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
- Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
- Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках;
- Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
- Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
- Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города.
Формы проведения:
- Рассказ о детях-героях войны;
- Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
- Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;
- Рассказ о детях-героях войны;
- Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
- Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь»;
- Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»;
- Конкурс чтецов к празднику 9 мая;
- Викторина для детей – «Россия – Родина моя»;
- Конкурс рисунков «Экологическая обстановка в стране».
Вывод:
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
На мой взгляд значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:
• развивающая среда
• уровень общения со сверстниками
• способность к сотрудничеству
• профессионализм педагога
• потребность родителей
• опора на собственный опыт ребенка
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
Список используемой литературы:
1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. Для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987
3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
5. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.
6. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
7. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
9. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
10. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
11. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева –М.,2005.
12. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
13. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
14. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
15.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
Приложение 1
Анкета для родителей
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- знание истории своей страны;
- другое - _______________________________________________________________
- затрудняюсь ответить.
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны;
- познакомить с обычаями и традициями своего народа;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- расширять представления о родной земле, её столице, городах;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
- Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?
3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?
4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?
5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?
6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?
- «круглые столы» со специалистами по данной теме;
- совместные экскурсии, походы;
- конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;
- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных
дошкольников;
- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;
- другое.
Приложение 2.
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Предварительный просмотр:
МБДОУ №13 «центр развития ребенка – детский сад»
Проект
в подготовительной к школе группе «Дюймовочка»
Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
«Правильное воспитание -
это наша счастливая старость.
Плохое воспитание - это наше
будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими
людьми, перед всей страной».
А. С. Макаренко
Разработала воспитатель:
Ширшова Алла Владимировна
г. Кингисепп
2019 – 2020г.
Вступление
Проект разработан для работы с детьми подготовительной к школе группы, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к её историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Актуальность:
В современном обществе актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В последние годы в нашей стране произошли большие перемены: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. Патриотические идеалы утратили социальную значимость. В результате этих процессов произошло нарушение отлаженной системы социализации подрастающего поколения, которая основывалась на преемственности поколений. Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств. Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Цели проекта:
- Формировать у детей подготовительной к школе группы, представление о важнейших нравственных ценностях российского народа;
- Осуществлять комплексный подход к воспитанию патриотизма, приобщать дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитать любовь и привязанность к Родине.
Задачи проекта:
- Воспитать у ребенка любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
- Развивать интерес к истории своей семьи, к своему роду, семейным традициям;
- Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
- Расширять представления о родной земле, ее столице, городах;
- Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала;
- Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта;
- Закреплять знания детей о государственной символике: гербом, флагом, гимном;
- Развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения России;
- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе
МБДОУ №13 – центр развития ребенка г. Кингисепп в подготовительной группе, под руководством воспитателя Ширшовой А.В.
Сроки реализации: долгосрочный (учебный год 2019 -2020)
Тип проекта: творческий, познавательный, информационный, игровой, исследовательский.
Формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность; тематические беседы; презентации; календарные праздники; развлечения, досуги; экскурсии; пополнение развивающей среды; выставки детских работ, семейных коллекций.
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет) «Дюймовочка», педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Разделы программы: содержание, которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Содержание проектной деятельности.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Итоговый
Проект несет в себе 3 основные темы:
- Моя семья
- Моя родина
- Моя страна
- Подготовительный этап
- Разработка плана проекта «Нравственно – патриотического воспитания»
- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Подготовка методической литературы.
- Оформление и пополнение зоны Нравственно – патриотического воспитания методическими пособиями и познавательным материалом.
- Подбор рассказов, иллюстраций, картинок
- Подбор художественной и познавательной литературы
- Помощь родителей в оформлении уголка Нравственно – патриотического воспитания
- Разработка рекомендаций для родителей в беседе с детьми и изготовления методических пособий патриотического воспитания в домашних условиях
- Запись в краеведческий музей на тему «История родного края» и «Историческая архитектура родного края»
- Основной этап
Моя семья: (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Моя родина: (декабрь, январь, февраль)
Моя страна: (март, апрель, май)
- Итоговый этап
- Оформление мини – музея в ДОУ «Предметы старины»
- Конкурс чтецов «Мы помним, Мы гордимся, Мы чтим»
- Презентация на пед.совете по проекту «Нравственно – патриотическое воспитание»
Ожидаемый результат:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- -дети приобрели новые знания о нашей стране, о своей родине, о семье;
- -данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение;
- сформированы системы понятий духовных семейных ценностей;
- Обогащение знаний детей о музейной культуре;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- рост активности родителей в педагогическом проекте;
- повышение готовности родителей к сотрудничеству с педагогом;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций; - повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- - внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание мини – музея «Предметы старины» для обогащения развивающей среды по гражданско – нравственному воспитанию дошкольников;
- создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Перспективный план работы по реализации проекта:
Сентябрь
Тема: «Летопись моей семьи»
Тема: «Моя родословная»
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей;
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов.
Формы проведения:
- Беседа «Что я знаю о своей семье»,
- Выставка детских рисунков «Моя семья»;
- Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
- Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»;
- Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе, о семье).
Октябрь
Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Тема «Оформление семейных альбомов с фотографиями»
Задачи:
- Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
- Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
Формы проведения:
- Семейные мини – проекты: «Герб семьи»,
- Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
- Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)
- Эстафета с родителями «Осенний марафон»
- Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Ноябрь
Тема: Портрет мамы»
Тема: «Вместе с мамой»
Тема: «Профессия моей мамы»
Задачи:
- Побуждать детей сделать подарок маме своими руками;
- Воспитывать любовь и уважение к маме;
- Вызвать положительные эмоции и интерес у ребенка выполнять задание совместно с мамой;
- Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
- Закрепить знания детей о празднике, который посвящается маме.
Формы проведения:
- Рисование портрета мамы ко «Дню матери»;
- Мастер класс «Вместе с мамой»;
- Фотовыставка в ДОУ «Профессия моей мамы»;
- Акция для родителей ко дню матери «Всех дороже мне она – это мамочка моя»;
- Сюжетно – ролевая игра «Профессии».
Декабрь:
Тема: «История и достопримечательности района»
Тема: «Архитектура моего города»
Тема: «Памятники в родном городе»
Задачи:
- Вызвать интерес к истории возникновения района;
- Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края;
- Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее;
- Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита);
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
- Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
- Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
Формы проведения:
- Посещение краеведческого музея «Экскурсия по историческому городу Кингисепп», знакомство с архитектурой города;
- Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»;
- Конструирование: «Улицы нашего города»;
- «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями);
- Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
- Составление схемы - маршрута от детского сада до краеведческого музея;
- Выставка рисунков: «Город зимой»;
- Чтение книг и стихов родного края;
- Виртуальная экскурсия в краеведческом музее «Старый Кингисепп»
Формы проведения:
Январь
Тема: Карта Ленинградской области
Тема: «Природа района»
Тема: «Промышленность района».
Тема: «Спорт, культура и отдых в городе»
Задачи:
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- Расширять знания детей о природе родного района;
- Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;
- Познакомить со спортивными, культурными учреждениями района: Дворец спорта, бассейн «Дельфин», Дом культуры, краеведческий музей, библиотека и т.д.;
- Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада;
- Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий;
- Познакомить детей с рекой - Луга; их расположением на карте.
Формы проведения:
- Промышленные предприятия района (фронтальная беседа);
- Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ);
- Чтение художественной литературы о родном крае;
- Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых»;
- Презентация: «Спорт в родном городе»;
- Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».
- Сюжетно – ролевая игра «Улицы города»
Февраль
Тема: «Защитники отечества
Тема: «Подарок папе»
Тема: «Наша армия», «Военная техника»
Тема: «Мой папа самый сильный».
Задачи:
- Расширять представления детей об армии, о Вооруженных силах России;
- Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
- Воспитывать духовно – нравственные ценности, чувство уважения к Защитникам Отечества прошлого и настоящего;
- Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города;
- Воспитывать чувство любви и уважения к своему отцу;
- Поддерживать оптимальную двигательную активность у детей, способствовать развитию положительных эмоций.
Формы проведения:
- Календарный праздник: «День Защитника Отечества»;
- Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»;
- Изготовление поздравительных открыток для пап и дедушек на 23 Февраля;
- Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
- Выставка рисунков «Наша армия», «Военная техника»;
- Проведение Спортивного мероприятия «Мой папа, самый, самый»
- Сюжетно – ролевая игра «Армия»
Март
Тема: «Моя страна – Россия»
Тема: «Столица нашей страны»
Тема: Символика нашей страны»
Тема: «Карта нашей страны»
Темы: Календарный праздник «8 Марта»
Задачи:
- Расширять и уточнять знания детей о нашей стране;
- Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию нашей страны;
- Расширять знания детей о символики нашей страны: Герб, флаг, гимн;
- Прививать детям интерес работать с картой России;
- Продолжать поддерживать интерес к художественной литературе;
- Выучить с детьми пословицу «Москва - всем городам мать»;
- Организовать выставку книг о стране, истории город.
Формы проведения:
- Беседы: «Наша страна – Россия», «Москва столица нашей родины»,
- Рассматривание иллюстраций «Города России».
- Выставка книг о нашей стране, история городов;
- Чтение рассказов, сказок, и стихов: Т. Коти «Моя первая книга о России»,
- Б. Житков «Что я видел», А. Шимикова «История России в рассказах для детей (Отдельные главы), Т.А. Шорыгина «Береза», «Царевна – Лягушка» р.н.с., «Сивка – бурка» р.н.с.;
- Проведение тематических бесед: «О Родине, Городах «Золотого кольца», о государственных праздниках, о символах России, Матрешка, береза, золотая хохлома, русский самовар, русская тройка лошадей, Балалайка, Валенки…;
- Оформление выставки рисунков по теме «Символика России»;
- Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
- Консультация для родителей: «Как знакомить детей с историей нашей страны».
- Выставка работ по лепке «Глобус»
- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по стране на автобусе».
Апрель
Тема: «Национальные народные костюмы»
Тема: «Народно - прикладные промыслы»
Тема: «Мини музей «Предметы старины»
Тема: «Природа нашей страны»
Задачи:
- Познакомить детей с русским народным костюмом, рассказать историю национального костюма;
- Познакомить с народными прикладными промыслами;
- Расширять представления детей о художественных промыслах (хохлома, городецкая роспись, гжель, Богородска игрушка);
- Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру;
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
- Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды.
Формы проведения:
- Презентация «Русский народный костюм»;
- Цикл Бесед: «Наша родина – Россия, наш язык – русский», «Рассказ о народных обычаях и традициях», «Русские народные праздники»;
- Чтение худ.литературы, рассматривание иллюстраций о русском быте;
- Рассматривание репродукций картин В.Васнецова к русским народным сказкам;
- Знакомство с пословицами и поговорками;
- Просмотр видео и мультипликационный фильм «Гуси – Лебеди»;
- Дидактические игры:»собери узор», «Сложи картинку»…;
- Народные подвижные игры:»Ручеек», «Сова», «Каравай», «Гуси – лебеди», «У медведя во бору» и др;
- Сюжетно – ролевая игра «Музей».
Май
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь».
Тема: «Россия – Родина моя».
Тема: «Экология в нашей стране»
Задачи:
- Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
- Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
- Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках;
- Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
- Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
- Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города.
Формы проведения:
- Рассказ о детях-героях войны;
- Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
- Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;
- Рассказ о детях-героях войны;
- Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
- Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь»;
- Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»;
- Конкурс чтецов к празднику 9 мая;
- Викторина для детей – «Россия – Родина моя»;
- Конкурс рисунков «Экологическая обстановка в стране».
Вывод:
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
На мой взгляд значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:
• развивающая среда
• уровень общения со сверстниками
• способность к сотрудничеству
• профессионализм педагога
• потребность родителей
• опора на собственный опыт ребенка
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
Список используемой литературы:
1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. Для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987
3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
5. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.
6. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
7. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
9. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
10. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
11. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева –М.,2005.
12. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
13. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
14. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
15.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
Приложение 1
Анкета для родителей
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- знание истории своей страны;
- другое - _______________________________________________________________
- затрудняюсь ответить.
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны;
- познакомить с обычаями и традициями своего народа;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- расширять представления о родной земле, её столице, городах;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
- Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?
3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?
4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?
5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?
6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?
- «круглые столы» со специалистами по данной теме;
- совместные экскурсии, походы;
- конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;
- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных
дошкольников;
- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;
- другое.
Приложение 2.
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...
Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры»
Паспорт проектаВид проекта: познавательно-творческий.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидаемый результатРеализация данного пр...
Проект "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордо...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
1.Актуальность Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Традиционные праздник...
Проект нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «ВСЕ НА СВЕТЕ НА ОДНОЙ ПЛАНЕТЕ»
Содержание1. Актуальность проекта2. Цели и задачи проекта, продукт проекта3. Основные концеп...