В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
проект на тему
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков
В старшей и подготовительной к школе группах проводилось тестирование знаний русской культуры и национальных традиций. Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Не испытывают интерес к русским народным сказкам, играм. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patriot._vospit.docx | 60.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Паспорт проекта | 2 |
Проблема | 2 |
Актуальность данной проблемы | 2 |
Объект и предмет | 4 |
Цель проекта | 4 |
Задачи проекта | 4 |
Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре | 4 |
Риски. Пути предотвращения | 5 |
Этапы реализации проекта | 5 |
Подготовительный | 5-6 |
Практический | 6-11 |
Обобщающий | 11-12 |
Результативность. Вывод | 12 |
Список литературы | 13 |
Приложения | |
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-творческий.
Тип проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.
Ожидаемый результат
Реализация данного проекта позволит:
-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Сроки реализации проекта: 2014-2015 учебный год.
Проблема
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В старшей и подготовительной к школе группах проводилось тестирование знаний русской культуры и национальных традиций. Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Не испытывают интерес к русским народным сказкам, играм.
Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Актуальность данной проблемы
В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Русская народная культура является богатейшим материалом не только для
знакомств ребенка с традициями русского народа, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной Российской цивилизации на традициях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала - носителя русской культуры.
Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Поэтому приоритетным направлением коллектива нашего детского сада является приобщение детей к истокам русской народной культуры и патриотическое воспитание через различные виды деятельности.
Творческой группой нашего детского сада разработана авторская программа нравственно-патриотического воспитания «Маленький патриот». Программа разработана с учётом примерной основной программы, реализуемой в детском саду: «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой); Программы О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Программы социального развития С.А.Козловой «Я – человек».
Программа определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
В ходе реализации данной программы нами разработан проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры».
Объект и предмет:
Объект проекта – нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта – русские культурные традиции как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Цель проекта: формирование нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе русской культуры.
Задачи проекта:
- познакомить детей с народными традициями;
-развивать у детей стремление к созидательной деятельности;
- воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе.
-вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.
Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.
4. Знакомство с народным искусством русского народа.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Риски. | Пути предотвращения. | |
Неосведомленность педагогического коллектива об инновационных формах организации нравственно-патриотического воспитания. | Организация и проведение педагогических советов,семинаров, консультаций, методических объединений, изучение методической литературы и Интернет-ресурсов по данной проблеме. | |
Поверхностная заинтересованность родителей в работе над проектом, отсутствие опыта проектной работы. | Проведение круглых столов, мастер – классов для родителей, совместные мероприятия и развлечения, наглядная информация о результатах проведения данного проекта в группах и на сайте учреждения. | |
Недостаток финансового обеспечения | Участие в конкурсах социально-значимых проектов. Привлечение и взаимодействие со спонсорами. |
Этапы реализации проекта
Подготовительный | |||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемые результаты | |
1.Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы | Сентябрь | Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме | |
2.Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду. 3.Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры | Сентябрь | Создана предметно – развивающая среда | |
4.Разработка тестового материала по выявлению знаний детей 5. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры. 6. Составление комплексно – тематического плана | Октябрь | Составлен комплексно-тематический план, подобран тестовый материал | |
7. Разработка дидактического материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры 8. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома» 9. Подбор дидактических игр, основанных на русском народном фольклоре. 10. Создание картотеки «Русские народные игры» | Октябрь-ноябрь | Определены направления работы | |
Практический | |||
| Сроки | Ожидаемые результаты | |
1.1 Консультации для педагогов: «Сказкотерапия как приём социально – коммуникативного развития дошкольников», «Русская народная сказка как средство развития речи у детей дошкольного возраста», «Всё о куклах на Руси», «Мини – музей русского быта в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста», «Методы работы по нравственно- патриотическому воспитанию на традициях русской культуры», «Методы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей на традициях русской культуры», «Знакомство дошкольников с российской историей. Направления работы. Принципы реализации», «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе», «Концепция патриотического воспитания дошкольников в условиях современности» | 1 раз в месяц | Творческая направленность педагогов | |
1.2 Семинары-практикумы (В форме интеллектуальной игры) «Русская народная сказка как средство развития речи у детей дошкольного возраста», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 1.3 Мастер-класс «Куклы наших предков» | Ноябрь Декабрь | Самостоятельное применение полученных знаний | |
| Сроки | Ожидаемые результаты | |
2.1 Проведение комплексно-тематических занятий: «Мужчины и женщины в семье», «Хлеб – всему голова», «Посуда вчера и сегодня», «Я люблю тебя, Россия!», «Русские традиции», «Крестьянский труд», «Мой дом, моя семья», «Новый год. Рождество», «Эти мудрые сказки», «Орудия труда. Инструменты», «Из чего построен дом?», «Русские народные костюмы», «Народные промыслы», «Предметы старины», «Традиции россиян»,«Наши защитники - русские богатыри» | 2 раза в месяц | Осознанное владение детьми программным материалом по заданной теме. Дети знают народные праздники, традиции. | |
2.2 Работа клуба «Славяночка» | Сентябрь-май | -созданы условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми; - дети имеют представление о народных праздниках и традициях; - появился интерес к народным играм; - возросла любовь к родному краю, природе, к близким людям, к дому, к детскому саду, к историческому прошлому своей Родины; -возрос интерес к народному фольклору; -вовлечены родители в воспитательно -образовательный процесс для совместной работы. | |
2.3 Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестовские подносы»; «Городец» | Январь | Осмысленно детьми народное изобразительно-прикладное искусство. | |
2.4 Театральная неделя: 1 день - «Здравствуй сказка» 2 день - «Путешествие в галерею сказок» (выставка рисунков). 3 день – «В гости к Самоделкину» (изготовление книжек-малышек). 4 день – «Сказочные превращения» (игры импровизации). 5 день - «В гостях у сказки» (постановка сказки). | Февраль | -Дети различают виды сказок. - Понимают и объясняют смысл сказок. - Через сказки дети научились понимать особенности национальной культуры. - Применяют полученные навыки в игровой деятельности. | |
2.5 Реализация краткосрочного проекта «Пасхальная неделя» | Апрель | Расширились знание детей о христианском празднике «Пасха», сформированные на основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности. | |
2.6 Проведение русских народных праздников с участием родителей: «Осенины», Развлечение «Широкая Масленица» «Пасха», «Рождественские колядки», «Золотая осень России», «Зелёные святки - праздник русской берёзки» (Троица) | Ежегодно | Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду | |
2.7 Организовать наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» и в самостоятельной игровой деятельности. | Май | -Дети обучены сюжетно-ролевой игре «Семья», сформированы навыки доброжелательного и уважительного отношение к членам семьи. -Сформирован интерес и уважение к семейным праздникам и традициям | |
| Сроки | Ожидаемые результаты | |
3.1 Родительские собрания: - «Воспитание любви к родному городу и краю в д./саду и в семье» - «Гражданин воспитывается с детства» - «Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников» | Раз в квартал | У родителей появился интерес к нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста | |
3.2 Провести консультацию для родителей по вопросам: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Из истории русского народного костюма», «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе», «Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры», «Русские народные праздники», «Влияние семьи на духовно- нравственное воспитание детей», «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте», «Формирование образа семьи у старших дошкольников», «Праздники в январе», «Народная сказка в системе воспитания дошкольника», «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях». | В течение всего периода | Родители стали более компетентны в вопрос нравственно - патриотического воспитания детей | |
3.3 Круглый стол: - «Семейные праздники и традиции» - «Масленица: история и традиции» - «Встреча за чаем» | Октябрь-ноябрь |
| |
3.4 Оформить папки-передвижки: - «Широкая Масленица» - «Готовимся к Пасхе» - «Крещение Господне» | Согласно календарю православных праздников | Родители стали более компетентны в подготовке и проведении христианских праздников. | |
3.5 Разработать детско-родительские проекты, оформить семейные альбомы с фотографиями родителей и других членов семьи, с записями об их судьбах, интересных случаях из жизни, профессиях родителей. | Ежегодно | -Проведены Дни открытых дверей -Разработаны детско-родительские проекты: - «Я и моя семья» - «Русская изба» - «Наши родные защитники» - «Наши мамы и бабушки» - «Война в истории моей семьи» - «Генеалогическое древо моей семьи» - «Герб моей семьи» - «Праздники и традиции нашей семьи» | |
Обобщающий | |||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемые результаты | |
Взаимосвязь со специалистами (психолог, музыкальный руководитель, логопед) | Ежегодно | Нормализовалось коммуникативное общение, повысилась познавательная мотивация у взрослых и детей; речь стала более выразительна; появился устойчивый интерес к народному фольклору, традициям, обрядовым праздникам. | |
-Анкетирование родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры» | Май | Выявляется уровень компетентности у родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры» | |
-Обобщение опыта работы по теме | 2016 уч.год | Распространение опыта нарайонном методическом объединение воспитателей. |
Результативность
1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
3. Сформировались чувства национального достоинства.
4. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.
5. Расширились знания о традициях русского народа.
6. Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Вывод
Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.
Список литературы
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ./ Е.Ю.Александрова// Вологда, 2007 г.
- Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007
- Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. - Волгоград,2008.
- Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1.
- Добролюбов И. А. В мире мудрых мыслей. - Москва: Транзиткнига, 2003.
- Иванова Е. Ю. 100 игр, сценариев и праздников для детского сада и начальной школы. - Москва: Аквариум, 2000.
- Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч, № 9,2003.
- Н.Н. Князева, М.Д.Маханева «Приобщение к русской культуре» Программа. Учебно – методическое пособие. –2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб. : Детство – Пресс, 2002.
- Козак О. И. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. - Санкт- Петербург: Союз, 1999.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью. - Москва: Академия, 1998.
- Кокуева Л. В. Воспитание юного патриота. - Ярославль, 2004.
- Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. - Москва: Творческий центр, 2008.
- Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. // Педагогика, № 1, 2005.
- Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования.- М.: Айрисс-пресс, 2006.
- Михайлова М. А. Как у наших у ворот развесёлый хоровод. - Ярославль: Академия развития, 2001.
- Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007
- Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.; Педагогическое общество России, 2007.
- Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности./ Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2007. - №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".
Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры
Занятия по народной культуре помогают осознать взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, что способствует формированию исторического сознания. Ребенок усваивает особе...
Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»
Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...
Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры»
Паспорт проектаВид проекта: познавательно-творческий.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидаемый результатРеализация данного пр...
Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"
Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией. Поэтому, работая над фо...