План самообразования педагога по теме: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа».
материал (старшая группа)
Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и придумывания загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Медвежонок»
План самообразования педагога по теме:
«Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа».
Выполнила:
Воспитатель: Волошина А.А.
План по самообразованию
Тема: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа».
Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и придумывания загадок.
Срок работы над темой: 2022 - 2023 уч. г.
Задачи:
- Развивать желание участвовать в коллективном разговоре, используя принятые формы речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопросы).
- Развивать умение строить распространённые высказывания, ориентируясь на тему общения.
- Формировать умение сочинять рифмованные, описательные загадки, загадки с отрицанием в соответствии со структурой жанра.
- Развитие умения использовать в речи слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества; строение, материал и его особенности.
- Упражнять в правильном использовании простых (распространенных, с однородными членами), сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами и без.
- Развивать умение понимать слова в переносном значении; подбирать к словам антонимы, синонимы.
- Познакомить с некоторыми тропами: сравнение, олицетворение.
Прогнозируемый результат: у старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Актуальность: речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К.Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Роль мышления в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Мышление осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, что очень важно для полноценного и целостного развития детей в период дошкольного детства. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов. Обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления позволяет детям усваивать элементарные понятия. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи дети постепенно овладевают ее образными элементами. Не менее важна роль словарного запаса дошкольника. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. «Что такое рифмованная загадка?». Цель: закрепление знаний детей о рифмованной загадке. 2. «Авторские загадки». Цель: ознакомление с авторскими рифмованными загадками. 3. «Рифмующая отгадка». Цель: развитие умения отгадывать авторские рифмующие загадки, опираясь на схему. |
Ноябрь 1. «Что такое описательная загадка?». Цель: закрепление умения и навыка отгадывать описательные загадки, содержащие 3-4 признака. 2. «Цветик-пятицветик». Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки, содержащие 2-3 признака, опираясь на схему и наглядность. 3. «На кого похоже?». Цель: развитие умения отгадывать загадки о животных (2 признака: внешний вид, повадки) без опоры на наглядность. |
Декабрь 1. «Нам поможет схема». Цель: закрепление умения пользоваться схемой описательной загадки. 2. «На что это похоже?». Цель: развитие умения придумывать описательные загадки с 3-4 признаками о предметах ближайшего окружения по схеме. 3. «Кто я?». Цель: развитие умения придумывать описательные загадки о домашних животных (3-4 признака). |
Январь 1. «Когда это бывает? Цель: развитие умения придумывать описательные загадки о явлениях природы (3-4 признака) с опорой на наглядность. 2. «Загадочный лес». Цель: развитие умения придумывать описательные загадки о диких животных без опоры н наглядность, развитие навыка речи-описания. 3. «Что такое загадка с отрицанием?». Цель: закрепление знаний о загадках с отрицанием. |
Февраль 1. «На что похоже, чем отличается?». Цель: развитие навыка речи-доказательства через загадки с отрицанием. 2. «Знакомство со схемой». Цель: ознакомление со схемой загадки с отрицанием. 3. «На что это похоже?». Цель: развитие умения отгадывать загадки с отрицанием о предметах ближайшего окружения по схеме (4 отрицания). |
Март 1. «Город противоречий». Цель: развитие умения отгадывать загадки по схеме (3-4 отрицания). Закрепление навыка речи-доказательства. 2. «На что это похоже?». Цель: развитие умения придумывать загадки с отрицанием о предметах по схеме. 3. «На кого похож?». Цель: развитие умения придумывать загадки с отрицанием о животных по схеме. |
Апрель 1. «Выбери меня». Цель: развитие приема отрицательного сравнения. 2. «На кого похож, чем отличается?». Цель: развитие умения придумывать загадки, основанные на отрицательных сопоставлениях. 3. «Когда это бывает?». Цель: развитие умения придумывать загадки с отрицанием о явлениях природы. |
Май 1. «Что такое метафорическая загадка?» Цель: ознакомление с метафорической загадкой. 2. «Двое из ларца, одинаковых с лица». Цель: развитие умения сравнивать состав схожих предметов, используя троп-сравнение. 3. «Скажи по-другому». Цель: развитие умения отражать в речи объекты в переносном смысле. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
- Оформление буклетов в уголке для родителей.
- Методические рекомендации «Загадка как средство речевого развития детей дошкольного возраста».
- Консультация для родителей «Роль загадки в развитии речи старших дошкольников».
Изучение литературы по теме:
- Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение».
- Выготский Л.С. «Мышление и речь».
- Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки».
- Нестеренко А.А. «Страна загадок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План реализации педагогического проекта "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"
План реализации педагогического проекта«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»РазделСрокиСодержание работыПрактические...
Создание предметно - пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.
По Е.И. Тихеевой, предметная среда должна быть использована с трех сторон:Природа. Материальная культура.Педагогически обоснованная дидактическая обстановка....
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКАМИ
Загадки и стихи (рифмованные загадки), предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставленной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, выразит...
«Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка....
Коучинг - сессия на тему: «Организация РППС для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадкой».
Методическая разработка в форме коучинга, то есть педагогического сотруднечества, в ходе которого происходит поиск средств для решения проблем, связанных с организация РППС для развития речевой активн...
Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками
В статье отражена организация РППС при работе над загадками....
План по самообразованию "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"
речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и...