План самообразования педагога по теме: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа».
материал (старшая группа)

Волошина Анастасия Александровна

Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и придумывания загадок.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Медвежонок»

План самообразования педагога по теме:

«Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.  Старшая группа».

Выполнила:

Воспитатель: Волошина А.А.

План по самообразованию

Тема: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.  Старшая группа».

Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и придумывания загадок.  

Срок работы над темой: 2022 - 2023 уч. г.

Задачи:

  1. Развивать желание участвовать в коллективном разговоре, используя принятые формы речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопросы).
  2. Развивать умение строить распространённые высказывания, ориентируясь на тему общения.
  3. Формировать умение сочинять рифмованные, описательные загадки, загадки с отрицанием в соответствии со структурой жанра.
  4. Развитие умения использовать в речи слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества; строение, материал и его особенности.
  5. Упражнять в правильном использовании простых (распространенных, с однородными членами), сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами и без.
  6. Развивать умение понимать слова в переносном значении; подбирать к словам антонимы, синонимы.
  7. Познакомить с некоторыми тропами: сравнение, олицетворение.

Прогнозируемый результат: у старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Актуальность: речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К.Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Роль мышления в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Мышление осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, что очень важно для полноценного и целостного развития детей в период дошкольного детства. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов. Обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления позволяет детям усваивать элементарные понятия. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи дети постепенно овладевают ее образными элементами. Не менее важна роль словарного запаса дошкольника. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.  Старшая группа»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.  Старшая группа»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1. «Что такое рифмованная загадка?».

Цель: закрепление знаний детей о рифмованной загадке.

2. «Авторские загадки».

Цель: ознакомление с авторскими рифмованными загадками.

3. «Рифмующая отгадка».

Цель: развитие умения отгадывать авторские рифмующие загадки, опираясь на схему.

Ноябрь

1. «Что такое описательная загадка?».

Цель: закрепление умения и навыка отгадывать описательные загадки, содержащие 3-4 признака.

2. «Цветик-пятицветик».

Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки, содержащие 2-3 признака, опираясь на схему и наглядность.

3. «На кого похоже?».

Цель: развитие умения отгадывать загадки о животных (2 признака: внешний вид, повадки) без опоры на наглядность.

Декабрь

1. «Нам поможет схема».

Цель: закрепление умения пользоваться схемой описательной загадки.

2. «На что это похоже?».

Цель: развитие умения придумывать описательные загадки с 3-4 признаками о предметах ближайшего окружения по схеме.

3. «Кто я?».

Цель: развитие умения придумывать описательные загадки о домашних животных (3-4 признака).

Январь

1. «Когда это бывает?

Цель: развитие умения придумывать описательные загадки о явлениях природы (3-4 признака) с опорой на наглядность.

2. «Загадочный лес».

Цель: развитие умения придумывать описательные загадки о диких животных без опоры н наглядность, развитие навыка речи-описания.

3. «Что такое загадка с отрицанием?».

Цель: закрепление знаний о загадках с отрицанием.

Февраль

1. «На что похоже, чем отличается?».

Цель: развитие навыка речи-доказательства через загадки с отрицанием.

2. «Знакомство со схемой».

Цель: ознакомление со схемой загадки с отрицанием.

3. «На что это похоже?».

Цель: развитие умения отгадывать загадки с отрицанием о предметах ближайшего окружения по схеме (4 отрицания).  

 Март

1. «Город противоречий».

Цель: развитие умения отгадывать загадки по схеме (3-4 отрицания). Закрепление навыка речи-доказательства.

2. «На что это похоже?».

Цель: развитие умения придумывать загадки с отрицанием о предметах по схеме.

3. «На кого похож?».

Цель: развитие умения придумывать загадки с отрицанием о животных по схеме.

Апрель

1. «Выбери меня».

Цель: развитие приема отрицательного сравнения.

2. «На кого похож, чем отличается?».

Цель: развитие умения придумывать загадки, основанные на отрицательных сопоставлениях.

3. «Когда это бывает?».

Цель: развитие умения придумывать загадки с отрицанием о явлениях природы.

Май

1. «Что такое метафорическая загадка?»

Цель: ознакомление с метафорической загадкой.

2. «Двое из ларца, одинаковых с лица».

Цель: развитие умения сравнивать состав схожих предметов, используя троп-сравнение.

3. «Скажи по-другому».

Цель: развитие умения отражать в речи объекты в переносном смысле.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Оформление буклетов в уголке для родителей.
  2. Методические рекомендации «Загадка как средство речевого развития детей дошкольного возраста».
  3. Консультация для родителей «Роль загадки в развитии речи старших дошкольников».  

Изучение литературы по теме:

  1. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение».
  2. Выготский Л.С. «Мышление и речь».
  3. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки».
  4. Нестеренко А.А. «Страна загадок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации педагогического проекта "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"

План реализации педагогического проекта«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста  в процессе работы над загадками»РазделСрокиСодержание работыПрактические...

Создание предметно - пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.

По Е.И. Тихеевой, предметная среда должна быть использована с трех сторон:Природа. Материальная культура.Педагогически обоснованная дидактическая обстановка....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКАМИ

Загадки и стихи (рифмованные загадки), предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставлен­ной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, вырази­т...

«Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка....

Коучинг - сессия на тему: «Организация РППС для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадкой».

Методическая разработка в форме коучинга, то есть педагогического сотруднечества, в ходе которого происходит поиск средств для решения проблем, связанных с организация РППС для развития речевой активн...

План по самообразованию "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"

речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и...