Создание предметно - пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Кириллова Елена Михайловна

 

По Е.И. Тихеевой, предметная среда должна быть использована с трех сторон:

  1. Природа.
  2.  Материальная культура.
  3. Педагогически обоснованная дидактическая обстановка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0rganizatsiya_predmetnoy_sredy.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-пространственной среды

для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.

По Е.И. Тихеевой, предметная среда должна быть использована с трех сторон:

  1. Природа.
  2.  Материальная культура.
  3. Педагогически обоснованная дидактическая обстановка.

  1. Непосредственное общение с природой (наблюдение, прогулки, походы, экскурсии) является естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии обстановкой. Природа обогащает представлениями и знаниями, разворачивает условия совершенной наглядности, предоставляет все необходимое для творческой деятельности детей, то есть создает и для  детей, и для педагога все условия, благоприятствующие обогащению развития языка детей.

Для обучения детей отгадыванию и придумыванию загадок природа является неисчерпаемым источником речевого материала.  Дети имеют возможность в процессе наблюдения, проведения опытов и экспериментов в природе, игр расширить мир восприятия, увеличить запас знаний и систематизировать их, что в свою очередь положительно влияет на развитие речи, изменяет ее количественно и качественно.

  1. Ребенок, для того чтобы отгадывать и придумывать загадку, должен уметь называть свои именем любой предмет, вторгающийся в его жизнь, в сферу его понимания и интересов, называть его признаки, состояние. Поэтому умело подобранные игрушки, игры, пособия, картины предоставляют богатый материал для развития языка ребенка, опирающегося на чувственные восприятия. Для того чтобы оградить развитие ребенка от беспорядочности, несовершенства и поверхностности, в группе необходимо создать такую предметную среду, чтобы первоначальные впечатления ребенка, полученные от наблюдения над предметами, его познания были точны, правильны, по возможности обширны.
  2. Для развития речи необходимо использовать все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны.

  • Игровая зона: активизация речи детей в самостоятельно деятельности, в процессе сюжетно-ролевых, конструктивных, режиссерских, настольных игр.
  • Зона интеллектуального развития: расширение, уточнение и обогащение словаря ребенка за счет развивающих, дидактических игр с математическим содержанием, на развитие образного логического мышления.
  • Уголок природы (зона экологического воспитания): развитие речи  детей за счет наблюдений, труда, дидактических игр, оптов в природе.
  • Зона сенсорного развития: обогащение речи детей в процессе освоения различных эталонов.
  • Зона развития речи: обогащение и активизация словаря в процессе ознакомления с художественной литературой (уголок книги, библиотека), в театрально-игровой деятельности (различные виды театров), в речевой игровой деятельности (игры со словом и звуком), в творческой лаборатории (придумывание рассказов, сказок, стихов, издательская деятельность).
  • Зона художественного труда: расширение и обогащение словаря в процессе художественного труда (аппликация, лепка, изобразительна деятельность, конструирование, ручной труд).
  • Зона физического развития: обогащение, расширение и активизация словаря в процессе физических упражнений, подвижных игр.
  • «Загадочная страна»: отдельная зона в групповой комнате, где собраны всевозможные загадки, схемы загадок , картинки, игрушки, фишки, игровые поля, инструменты для рисования и т.п. В этой зоне дети отгадывают, загадывают, придумывают загадки, зарисовывают отгадки, играют в дидактические игры с загадками.  Поскольку зона носит название «Загадочная страна», то в оформлении ее педагог и дети могут проявить свою  фантазию: это может быть воздушный замок, где загадка олицетворяет что-то воздушное, неуловимое, притягательное. Это может быть темный лес – загадочный и непонятный, а каждая отгадка в нем – солнечная полянка со своими жителями. Может быть звездное небо, на котором вы будете зажигать звезды – отгадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации педагогического проекта "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"

План реализации педагогического проекта«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста  в процессе работы над загадками»РазделСрокиСодержание работыПрактические...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКАМИ

Загадки и стихи (рифмованные загадки), предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставлен­ной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, вырази­т...

«Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка....

Коучинг - сессия на тему: «Организация РППС для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадкой».

Методическая разработка в форме коучинга, то есть педагогического сотруднечества, в ходе которого происходит поиск средств для решения проблем, связанных с организация РППС для развития речевой активн...

План по самообразованию "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"

речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и...

План самообразования педагога по теме: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа».

Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадыв...