«Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками»
статья по развитию речи
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речевой активности детей | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками»
Речь - это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
У ребенка речь формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
По результатам диагностики на начало учебного года по речевому развитию в средней группе, выяснилось, что у детей в основном средний уровень развития: не все воспитанники внятно произносят в словах гласные (а, у, э, и, о) и некоторые согласные (п-б-т-д-к-г, в-ф, т-с-з-ц), затрудняются согласовывать прилагательные с существительным, не все компоненты устной речи развиты.
Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов: ухудшение состояния здоровья детей, существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей (в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу), снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной.
Исходя из данных мониторинга и актуальности нами были определены задачи работы с воспитанниками: - создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов детей, проявления самостоятельности в речевой деятельности; - поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности; -привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности .
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Для реализации поставленных задач были созданы все условия: подготовлена предметно-пространственная развивающая среда, оборудованная с учетом психофизических особенностей и возрастных возможностей дошкольников, изучена методическая литература, разработан план. И одним из его пунктов было использование загадок (отгадывание и придумывание).
Загадки не спутаешь ни со скороговоркой, ни со считалочкой. В них в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Ведь загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Она основана на сходстве и отрицании сходства между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы и умозаключения.
В своей работе я предлагаю детям загадки в начале занятий, наблюдений или бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.
Но загадки можно использовать не только в начале, а также и в процессе деятельности и в ее завершении. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явлениях. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
• воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
• стимуляция умственной активности;
• развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
• расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
• развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
• загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
• загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
• загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
• загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:
* предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
* уровень развития речи детей;
* учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием.
Методика обучения детей составлению загадок.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Мои наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Я могу выступать в роли эксперта. Правильный ответ на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. И если я через некоторое время задаю ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1. "Какой? - Что бывает таким же?".
Какой? | Что бывает таким же? |
Для составления загадки выбран объект (цыпленок). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой цыпленок по цвету? - Желтый.
Записывается это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой цыпленок на ощупь? – Пушистый (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по виду? – легкий (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? | Что бывает таким же? |
желтый | солнышко |
пушистый | мех |
легкий | пух |
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
желтый | Желтое солнышко |
пушистый | Пушистый мех |
легкий | Легкий пух |
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Желтый, как солнышко; пушистый, как мех; легкий, но не пух".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения модели "Какой - Что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2. "Что делает? Что (кто) делает так же?"
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? | Что (кто) делает так же |
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Прием «завышение»: "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Новенький паровозик |
Собирает | Хорошая хозяйка |
семенит | Ребёнок, который учится ходить |
Приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Сломанный чайник |
Собирает | Жадина |
Семенит | Старый гном |
Модель 3. "На что похоже? Чем отличается?"
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще на что похож? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как" или “На”, "Но на" или “Но без”.
На что похоже? | Чем отличается? |
Мужичок | Нет бороды |
Дом | Нет окон |
Зонтик | Тоненькая ручка |
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Еще одним важным условием развития детей является игра. Её роль сложно переоценить. Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта.
Кроме того, развивающая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует совершенствованию связной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Важно в интересах детей и развития их языка, продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующие предметы и игрушки. Участие педагога в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала.
По характеру используемого материала, развивающие игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые из них.
Игрушка дает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и новых словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей особое значение придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками (люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда).
В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи.
Особую роль в речевом развитии детей отводят словесным играм, в них дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Учатся описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, самому придумывать рассказы с включением "небылиц" и так далее. Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.
Развивающие игры можно проводить со всей группой, с подгруппой детей, индивидуально с каждым ребенком.
В своей работе по развитию речи детей я использовала следующие игры:
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д. («Поезд», «Путешествие за сказкой»).
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например «Разложи по коробкам», «Собираемся на прогулку»)
Игры – предположения («что было бы, если… »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
Также в течение учебного года был организован и проведен долгосрочный проект по развитию речи в игровой деятельности «Учимся играя». Целью которого, было развить речь детей, обогатить словарный запас через игровую деятельность.
Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие»:
91% детей освоили образовательную область «Речевое развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились активно сопровождать речью игровые и бытовые действия, употреблять слова-антонимы, образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами, рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторяют образцы описания игрушки.
Дети научились называть любимые сказки, читать наизусть понравившиеся стихотворения, считалки. С удовольствием рассматривают иллюстрации в детских книгах, проявляют интерес к ним. Драматизируют с помощью воспитателя небольшие сказки или отрывки из них.
Роль загадок и игр велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом. Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду и интересно организовать жизнь ребёнка.
Список литературы.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.
2. Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
5. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
6. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.
7. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7
8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.
9. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
10. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7
11. e/23105.htm а.а. нестеренко страна загадок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План реализации педагогического проекта "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"
План реализации педагогического проекта«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»РазделСрокиСодержание работыПрактические...
Создание предметно - пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.
По Е.И. Тихеевой, предметная среда должна быть использована с трех сторон:Природа. Материальная культура.Педагогически обоснованная дидактическая обстановка....
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКАМИ
Загадки и стихи (рифмованные загадки), предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставленной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, выразит...
Коучинг - сессия на тему: «Организация РППС для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадкой».
Методическая разработка в форме коучинга, то есть педагогического сотруднечества, в ходе которого происходит поиск средств для решения проблем, связанных с организация РППС для развития речевой активн...
Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками
В статье отражена организация РППС при работе над загадками....
План по самообразованию "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"
речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и...
План самообразования педагога по теме: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа».
Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадыв...