План по самообразованию "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"
проект по развитию речи (младшая группа)
речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К.Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Роль мышления в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Мышление осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, что очень важно для полноценного и целостного развития детей в период дошкольного детства. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов. Обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления позволяет детям усваивать элементарные понятия. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи дети постепенно овладевают ее образными элементами. Не менее важна роль словарного запаса дошкольника. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Младшая группа».
Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и придумывания загадок.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
- Формировать умение понимать обращенную к ним речь через отгадывание рифмованных загадок.
- Формировать умение вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками.
- Развивать умение слушать собеседника, не перебивая; отвечать на вопросы.
- Формировать словарь путем называния предметов, признаков и действий в загадках.
- Осваивать структуру простого предложения через использование системы окончаний частей речи в стихотворной форме.
- Отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения, содержащие 4-5 признаков.
- Воспринимать звуковой образ слова путем подбора рифмы.
- Развивать образное мышление.
Прогнозируемый результат: у детей активно развиваются внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания малыш может создать образ предмета.
Актуальность: речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К.Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Роль мышления в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Мышление осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, что очень важно для полноценного и целостного развития детей в период дошкольного детства. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов. Обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления позволяет детям усваивать элементарные понятия. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи дети постепенно овладевают ее образными элементами. Не менее важна роль словарного запаса дошкольника. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Младшая группа»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Младшая группа»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. «Что такое загадка?». Цель: ознакомление детей с загадкой как самостоятельным жанром. 2. «Давайте отгадаем». Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности (игрушка). 3. «Отгадай, что это?». Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности (игрушка). |
Ноябрь 1. «Угадай-ка!». Цель: развитие умение отгадывать рифмованные загадки по картинке. 2. «Что нарисовал художник?». Цель: развитие умение отгадывать рифмованные загадки по картинке. 3. «Что вокруг, угадай». Цель: развитие умение отгадывать рифмованные загадки о предметах в группе. |
Декабрь 1. «Давайте отгадаем». Цель: развитие умение отгадывать рифмованные загадки о предметах в группе. 2. «Стишок почитаем и загадку отгадаем». Цель: развитие умение отгадывать рифмованные загадки без наглядности. 3. «Кто я?». Цель: развитие умения отгадывать загадки о животных, знакомых детям. |
Январь 1. «Кто прячется на последней строчке?». Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки о животных. 2. «Похожие слова». Цель: развитие умения договаривать слова в рифму. 3. «Догадайся – отгадай». Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки, опираясь на смысловое значение слова. |
Февраль 1. «Занимательные стишки». Цель: закрепление навыка отгадывания рифмованных загадок. 2. «Что такое описательная загадка?». Цель: ознакомление детей с описательными загадками. 3. «Посмотри и расскажи». Цель: развитие умения описывать предметы по наглядности (игрушка). |
Март 1. «Выбери меня». Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки на основе наглядности (несколько игрушек, а загадка про одну). 2. «Кто спрятался на картинке?». Цель: развитие умения отгадывать загадки по картинке. 3. «Найди меня». Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки по картинке. |
Апрель 1. «Что нас окружает?». Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки о предметах в группе. 2. «Догадайся сам». Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения по 4-5 признакам без наглядности. 3. «Узнай меня». Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки о животных по 5 признакам (внешний вид + действие). |
Май 1. «Отгадай, что подарю?». Цель: развитие умения определять предметы по признакам (внешний вид, форма, цвет) через описательную загадку. 2. «На что похоже?». Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки о явлениях природы, знакомых детям. 3. «Знайки-отгадайки». Цель: закрепление навыка отгадывания описательных загадок. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
- Оформление буклетов в уголке для родителей.
- Наглядная информация «Игры-загадки для детей младшего дошкольного возраста».
- Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи».
Изучение литературы по теме:
- Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение».
- Выготский Л.С. «Мышление и речь».
- Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки».
- Нестеренко А.А. «Страна загадок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План реализации педагогического проекта "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"
План реализации педагогического проекта«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»РазделСрокиСодержание работыПрактические...
Создание предметно - пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.
По Е.И. Тихеевой, предметная среда должна быть использована с трех сторон:Природа. Материальная культура.Педагогически обоснованная дидактическая обстановка....
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКАМИ
Загадки и стихи (рифмованные загадки), предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставленной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, выразит...
«Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка....
Коучинг - сессия на тему: «Организация РППС для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадкой».
Методическая разработка в форме коучинга, то есть педагогического сотруднечества, в ходе которого происходит поиск средств для решения проблем, связанных с организация РППС для развития речевой активн...
Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками
В статье отражена организация РППС при работе над загадками....
План самообразования педагога по теме: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа».
Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадыв...