Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «АБВГдейка» Ha 2022-2023 учебный год
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Россияночка» г. Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «__» августа 2022 г. Протокол № 1 | Утверждаю: МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка» __________ О.М. Полушкина Приказ № ______от ________г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «АБВГдейка» Ha 2022-2023 учебный год
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Маслобойникова А.Г.
воспитатель
Смоленск
2022г.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «АБВГДейка»имеет социально-педагогическую направленность и способствует социализации, общению, интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет им в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Дополнительная общеобразовательная программа «АБВГДейка» опирается на Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от #1075;. и составлена в соответствии с Приказом Минобрнауки России от #1075;№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,ПИСЬМОМ Министерства образования и науки Российской федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ, Письмом МинобрнаукиРФ от #1075; №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», нормами СанПин (приложение №3)
В Программе используется, комплексный, личностный и системно-деятельностный подход к развитию детей.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Как известно, ребенок развивается в деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Поэтому важнейшим условием успешной реализации речевого развития детей является системно- деятельностныйподход.
Актуальность программы базируетсяна анализе предыдущего педагогического опыта и определяется запросом со стороны детей и родителей наразвивающие программы для детей дошкольного возраста в области развития речи и обучения их первоначальному чтению и письму.
Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный уровень развития речи, навыков чтения, графических умений,необходимых для обучения в школе.
Сроки реализации образовательной программы 2 года, которые делятся на 2 периода. Первый год обучения имеет стартовый уровень и направлен на развитие звуковой культуры и фонематического слуха дошкольников, развитие звуко-буквенного анализа,второй—на развитие интереса и способностей к чтению, развитию мелкой моторики
Новизна программы. Дополнительная общеобразовательная программа«АБВГДейка»основана на комплексном подходе к дошкольному обучению и развитию ребёнка. Программа является интегрированной, включает в себя обучение первоначальному чтению, развитию речи, развитию первоначальных графических навыков.
В программу включеныречевые занятия:составление описательных рассказов по картинкам, увлекательные занятия по безопасности и изучению правил дорожного движения , по охране здоровья.
Программа знакомит дошкольников с произведениями разных жанров и разного объёма.
Цель программы:осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей, включающего речевое развитие, обучение чтению и первоначальным графическим навыкам.
Задачи программы.
Личностные:
- формировать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
- формировать культуру речевого общения;
- формировать положительную самооценку;
- формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;
- воспитывать внимание;
- воспитывать организованность и самостоятельность;
- воспитывать интерес к чтению.
Метапредметные: развитие мотивации к обучению чтению, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.
- применять условные знаки, схемы, для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- - использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
- развивать связную речь;
- развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
- развивать интерес к познавательной деятельности.
- владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Предметные:
- формировать и развивать фонематический слух;
- учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
- знакомить со слоговой структурой слова;
- формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
- формировать умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- расширять словарный запаса детей;
- формировать и развивать звуко-буквенныйанализ;
- готовить рукуребёнка к письму;
- учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
- учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных ; количество звуков в слове ; выделять ударный слог;
- учить первоначальному слоговому чтению.
Отличительные особенности программы.Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «АБВГДейка»предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1год-развитие звуковой культуры , фонематического слуха,звуко-буквенного анализа;
2год-развитие интереса и способностей к чтению.
На первом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа-приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев икистей рук);
- формирование графических навыков.
Изучение материала проходит блоками:
1блок- Деление слов на слоги. Звуковая оболочка слова.Звуки и буквы. Развитие речи.
2 блок - Обучение осознанному чтению. Развитие речи.
Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин). Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача- запомнить знак, которым записывается на письме данный звук.
Второй блок-обучение осознанному чтению и первоначальному письму идёт по пособию Л.В. Игнатьевой, Е.В. Колесниковой «Азбука» «Мой первый учебник».
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение всех трёх лет обучения.
Решающая роль при усвоении программы принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка.
Для систематического знакомства с литературными произведениями занятия по ознакомлению с устнымнародным творчеством и произведениями детской литературы не выделены в отдельный блок, а распределены в течение двух трёх летобучения через каждые 4-6 занятий. Кроме того, многие произведения устного народного творчества и детских писателей включены в содержание разных занятий.На втором году обучения занятия знакомствас устным народным творчеством и произведениями детской литературы в основном включены во вторую половину года, для того чтобы дети сами могли читать произведения.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования Московской области (Письмо Министра образования Московской области от #1075;№ 10825-13 в/07) в содержание образовательной программы включены основы безопасности дорожного движения. Такие занятия включены в раздел «Речевые занятия»Также другие речевые занятия-по картинкам, серии картинок, занятия, приуроченные к памятным датам, праздникам-проводятся в течение всего учебного года.
Большая речевая нагрузка учащихся идёт при проведении мероприятий в рамках предмета «АБВГДейка» и при подготовке к ним. Поэтому в учебно-тематический план включён раздел «Мероприятия»
Большое внимание уделяется мероприятиям по сохранению здоровья дошкольников. Такие занятия такжевключены в раздел «Речевые занятия»
Учебно-воспитательный процесс идёт в тесном контакте педагога с родителями (законными представителями)учащихся. Педагог ведёт индивидуальную, групповую и коллективную консультативную работу с родителями (законными представителями), проводит практические занятия и мастер-классы, совместные с учащимися и родителями (законными представителями) занятия и мероприятия.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей 5 -7 летнего возраста без предварительного отбора
Особенности возрастной группы детей 5 – 7 лет.
К 5 годам словарный запас составляет около 2000 слов. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, когда ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом- неправильно.
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства(светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный)
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов.
Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Словарный запас детей 6-7 летувеличивается за счет качественного совершенствования. К 6,5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000. Активно используются синонимы и антонимы.Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.
Обогащение словаря происходит за счет точного названия качеств предметов (материал, форма, цвет, размер)
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; формируют из слов предложения, используют разные слова для обозначения одного и того же предмета.
Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с помощью суффиксов, правильно употребляют глаголы.
Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
В развитии связанной речи происходит существенные изменения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.
В возрасте 5,5-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты.Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками и буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы.
- Объём и срок выполнения программы. Программа рассчитана 2 года, запланировано 72 ч на весь период обучения.
Формы обучения : очная
Особенности организации образовательного процесса:
Состав группы –постоянный. Занятия проходят в учебном кабинетах.
Режим занятий.
В соответствии с нормами СанПин (приложение 3) Занятия на проводятся 2 раза в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Физкультминутки и музыкально-ритмические паузы способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений. Предполагаемая наполняемость групп 16 человек.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей для детей от 5 до 6 лет - 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Занятия являются интегрированными (подготовка и обучение чтению, первоначальные графические навыки, развитие речи)
По желанию родителей ребёнок, в соответствии с егоиндивидуальными особенностями, может пройти любой курс обучения два раза, а также перевестись из одной группы в другую.
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамичные физкультминутки, музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности так же снижает утомляемость ребёнка. Большое значение имеет психологический климат на занятии, которые создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.
В соответствии с требованиями СанПина кабинет для занятий ежедневно проветривается во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня. Сквозное проветривание помещений в присутствии детей не допускается.
- Личностно-ориентированное обучениепредполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует пробуждению интереса детей к знаниям. На занятии для малышей создаётся спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания, используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной самооценки детей.
- Игровые технологииобладают средствами, активизирующими деятельность детей. В 5-6 летнем возрасте преобладающим видом деятельности детей является игра. Именно игра помогает детям ощутить себя в реальной ситуации. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.
- Компьютерные (новые информационные) технологии
Компьютер предоставляет широкие возможности применения наглядности, проведения дидактических игр, использование интерактивной установки позволяет развивать мышление детей, их творческую активность.
- Технология проектного обученияприменяется с целью самостоятельного добывания знаний детьми, формирования собственного опыта деятельности.
Применение проектных технологий позволит детям глубоко вникнуть в изучаемый материал, способствует самостоятельному добыванию знаний, и, как следствие- желанию учиться.
Например, работая над проектом «Звук и буква «А», ребята запоминают букву, подыскивают стихи, потешки, загадки с этой буквой, слоги и слова, изображают её в графическом виде, лепят из пластилина, вырезают из бумаги и т.д., т.е. всесторонне изучают эту букву.
Очень важно дать ребенку поверить в собственные силы. От занятия к занятию он чувствует свой успех, делает какие-то маленькие открытия для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество.
- Технология деятельностного подхода -– это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
-Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
-выполнение учащимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;
-выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
-формирование у учащихся умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
-включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Формы занятий и способы их реализации.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
- Рисование
- Графические упражнения
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Необходимо подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.
Крайне важна словарная работа, поскольку на начальных ступенях обучений чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр и пр.
Главное место в обучении старших дошкольников отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.
У многих детей этого возраста есть дефекты произношения.
Совершенствуя речевой аппарат, предполагается начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр.
Программа предусматривает использование эвристических приемов (метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности), поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.
Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. В программу занятий включено множество загадок. Они сопровождаютсяиллюстративным или игровым материалом - картинками муляжами, игрушками и др. И вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.
Прогнозируемые результаты
А) Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе «АБВГДейка»
Первый год обучения.
Ребёнок к концу первого года обучения знает
- содержание народных сказок (6-9);
- авторов и содержание произведений для детей А.Барто, А.С.Пушкина,К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Г. Виеру; А. Лингрет и др.
- наизусть потешки, песенки, загадки, стихотворения для детей А. Барто, К Чуковского, Г. Сапгира, О. Высоцкой;
- буквы русского алфавита;
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква».
Ребёнок к концу второго года обучения умеет
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги;
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами;
- составлять 4-5 предложений по картине, по серии картинок, из личного опыта
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
- заучивать стихотворения
Второй год обучения
Ребёнок к концу второго года обучения знает
- буквы русского алфавита
- гласные и согласные звуки
- ударные и безударные слоги
- звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки.
В результате обучения у детей формируются такие качества, как организованность, дисциплинированность, умение общаться со сверстниками, доброжелательность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу под руководством педагога и самостоятельно.
б) компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;
компетенции:
Учебно-познавательные компетенции Умение учиться, организовать своё рабочее место, пользоваться карандашом, ручкой, работать с тетрадью, учебником.Находить в учебнике нужную страницу. Ориентироваться в тетрадях в клеточку, косую линейку.
Коммуникативные компетенции. Умение задать вопрос, высказываться по заданной теме, сотрудничать с другими при выполнении общего задания , умение представить группе итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей;.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов знание элементарныхправил личной гигиены, правил безопасности.
За период освоение программы будут формироваться личностные качества:
любознательность, активность;
интерес к занятиям,
воображение, фантазия
- в) Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет учащийся по итогам освоения программы.
личностные:
- У учащихся сформируются нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
- Сформируется культура речевого общения;
- Сформируется интерес к чтению
- У детей сформируется положительная самооценку;
- формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;
Дети приобретут навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Учащеся будут знать и соблюдать правила безопасного поведения.
метапредметные
У детей сформируется мотивация к обучению чтению, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.
- Учащиеся смогут применять условные знаки, схемы, для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- Научатся связно говорить
- сформируется умение использовать разные части речи в своей речи
- Разовьётся мелкая моторика. Дети при поступлении в школу смогут писать ручкой и карандашом
- сформируется интерес к познавательной деятельности.
- Учащиеся овладеют первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.
предметные результаты
Учащиеся овладеют базовыми знаниями по предмету.
- сформируется фонематический слух;
- детей овладеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
- сформируются умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
- сформируется умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- расширится словарный запаса детей;
- дети научатся первоначальному слоговому чтению.
- Формы аттестации обосновываются для определения результативности освоения программы.
В ДМЦ «Альбатрос» аттестация проводится 2 раза в год- промежуточная – в декабре по итогам 1 полугодия, итоговая-в мае.
Формы проведения аттестации:
соревнования
анкетирование
тестирование
концерт
викторина
защита проектов
выставка работ
педагогическое наблюдение за деятельностью детей
анализ творческих достижений
индивидуальные беседы с учащимися
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Результаты освоения образовательной программы в виде материала анкетирования и тестированияфиксируются в диагностической карте, которая является одним из документов отчетности .
Результаты аттестации учащихся анализируются по следующим параметрам:
- количество учащихся (%), освоивших программу на оптимальном уровне;
- количество учащихся (%), освоивших программу на достаточном уровне;
- количество учащихся (%), освоивших программу на допустимом уровне;
- количество учащихся (%), освоивших программу на низком уровне;
- причины невыполнения учащимися образовательной программы;
- необходимость коррекции программы.
Способы определения результативности
Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на развитие учащихся используются различные виды контроля. Контроль несёт проверочную, обучающую, воспитательную, организующую и коррекционную функции и делится на :
- Входной контрольпроводится 10-16 сентября в группах каждого года обучения.
- Промежуточный контроль проходит по окончании 1 полугодия
- Итоговый мониторинг проходит в мае
По итогам прохождения отдельных разделов и тем проводится текущий контроль знаний.
Формы подведения итогов
- Дидактические игры
- Инсценировки
- Конкурсы
- Выставка
- Проверка навыков чтения
- Конкурс чтецов
- Тестирование
- Практические работы
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, развивающие игры, средства технического обеспечения .
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, диагностическая карта, защита творческих работ, портфолио.
Материально-техническое обеспечение .
Для занятий используется кабинет для работы с дошкольниками, снабжённый партами, стульями, шкафами, доской.Для занятий имеется мультимедийная установка. Применяется пластилин, бумага, картон, ножницы, имеющиеся для каждого ребёнка.
Информационное обеспечение- аудио-, видео-, фото-, интернет-источники;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-ый год обучения(стартовый уровень)
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
всего | теоретических | практических | |||
1. | Введение. | 1 | 1 | ||
2. | Звуки и буквы | 33 | 33 | Тестирование | |
3 | Устное народное творчество | 7 | 2 | 5 | Конкурс |
4 | Литературные произведения | 6 | 6 | Тестирование | |
5 | Речевые занятия (ПДД, здоровье) | 16 | 16 | Инсценировка | |
6 | Мероприятия | 6 | 6 | ||
7 | Мониторинги | 3 | 3 | тестирования | |
Всего | 72 | 9 | 63 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2-ой год обучения (базовый уровень)
№ п\п | Название разделов и тем | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего | Теоретических | Практических | |||
1 | Введение. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Звуки и буквы | 69 | 1 | 68 | Тестирование |
3 | Предложение. | 2 | 2 | Тестирование | |
4 | Речевые занятия | 14 | 14 | Дидактическая игра | |
5 | Устное народное творчество. | 7 | 1 | 6 | Театрализация |
6 | Литературные произведения | 6 | 3 | 3 | Тестирование |
7 | Мероприятия | 6 | 1 | 5 | |
8 | Мониторинги | 3 | 3 | Тестирование | |
Всего | 108ч | 6,5 | 101,5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения (стартовый уровень)
- Введение(1ч)
Теория: Инструктаж по правилам безопасности на занятиях и переменах.
Практика: Знакомство с теми, кто впервые пришёл в объединение и встреча с детьми, занимавшимися в объединении в прошлом году. Рассказ о новых летних впечатлениях. Построение предложений. Планирование дальнейшего обучения.
- «Звуки и буквы» (33ч).
Теория: Различение понятий «Звук» и «Буква». выделение среди звуков согласные и гласные, среди согласных твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Знакомство с буквами, которые не обозначают звуков. Инструктажи по правилам безопасности при работе с карандашом, авторучкой.
Практика:
Определение места звука в слове и обозначение его схематически. Знакомство с условными обозначениями звуков.
Письмо , слова с помощью графических изображений.
Письмо печатных букв в клетках, используя образец. Соотношение звука и буквы. Составление предложений из 2-4 слов. Запись предложений условными обозначениями.
Чтение слияний, слогов; работа над текстами, работа над графическими навыками.
Устное народное творчество (7час)
Теория:
Слушание сказки, потешки, заклички.
Практика:
Заучивание считалки, скороговорки, загадки. Пересказ народных сказок, чтение наизусть потешек, песенок. Инсценировки сказок.
Произведения устного народного творчества проводятся как на отдельных занятиях, так и включены в содержание занятия с другой тематикой.
Литературные произведения (6час)
Теория: Слушание рассказов, сказок, стихотворений. Слушание больших произведений (по главам). Жанровые особенности сказок, рассказов стихотворений. Раскрытие скрытых мотивов поступков героев произведений.
Практика:
Пересказ. Беседы по содержанию произведений. Составление рассказов о своём отношении к поступкам персонажей, о любимых произведениях.
Знакомство с произведениями детских писателей проходит как на отдельных занятиях, так и на занятиях с другой тематикой, когда знакомство с небольшим литературным произведением является частью занятия, входит в один из его этапов.
Речевые занятия (16час.)
Практика
Составлении описательных рассказов по картине, серии картинок, по правилам поведения, правилам безопасности собственной жизнедеятельности, о здоровье, по правилам дорожного движения.
Формирование умение обращаться за помощью к взрослым.
Построение сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Составление рассказов из личного опыта. Составление рассказов творческого характера на тему, предложенную педагогом. Словарь детей расширяется за счёт слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребёнка.
Мероприятия (6 час)
Практика:Заучивание стихотворений, подготовка инсценировок, обсуждение плана проведения мероприятий, проводимых в рамках предмета «АБВГДейка» .Эта подготовка и проведение праздника Осени, Нового года, международного Женского Дня 8 марта.
Мониторинги (3ч) Входной контроль знаний, промежуточный и итоговый контроль знаний.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
2 год обучения (базовый уровень)
- Вводное занятие. (1час)
Теория Знакомство с детьми. Учебные пособия. Мир звуков. Понятие «слово». Безопасность на занятиях. Правила поведения.
Практика Знакомство с учебником, тетрадью
- Звуки и буквы.(69час)
Теория Знакомство со звуками. Выделение звука в слове. Характеристика звука. Гласный, согласный, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий. (Согласные называются коротко, без призвука Э). Обозначение звука буквой. Нахождение слов с этим звуком. Количество звуков и букв в слове. Схематическое изображение звуков в слове.
Практика Входной контроль знаний..
Знакомство с тетрадью в клеточку, в линейку. Рабочая строка.
Как правильно держать ручку, карандаш.
Обозначение звука буквой. Узнавание буквы. Слияние гласного и согласного. Изготовление буквы из пластилина, проволоки. Письмо (печатание буквы). Письмо отдельных элементов строчных букв. Печатание слогов, слов.
В целях исправления дефектов произношения каждое занятие по изучению звуков и букв начинается с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостишей, рифмованных строчек
Слог-часть слова. Деление слов на слоги. Чтение слогов. Ударный слог.
Работа со слогом начинается с изучения первой согласной буквы и проходит практически на каждом занятии
- Предложение (2ч)
Теория Предложение состоит из слов. Количество слов в предложении. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения..
Практика
Чтение предложений. Составление предложений Составление схем предложений. Работа с предложениями проходит на каждом занятии.
- Речевые занятия. (14ч)+ежедневные упражнения
Теория
Практика Составлении описательных рассказов по картине, серии картинок, по правилам поведения, правилам безопасности собственной жизнедеятельности, о здоровье, по правилам дорожного движения, а также к праздникам
«К нам идёт новый год»,
«Наши защитники»,
«Женский день – 8 марта»,
Эти темы занимают целое занятие, включают в себя беседы, презентации, защиту проектов, дидактические и подвижные игры, праздничные занятия, викторины и т.д.
Вместе с тем работа над речью ведётся на каждом занятии. Это рассказывание и пересказ произведений, заучивание стихотворений, потешек, загадок, их выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы, составление рассказов по картинкам и из жизненного опыта, отработка выразительности речи.
- Устное народное творчество.(7)
Теория.
Во время занятий дети знакомятся с русскими народными сказками и сказками других народов, загадками, песенками, потешками, пословицами, поговорками, закличками
Практика
Дети показывают инсценировки, состязаются в выразительности чтения, организуется выставка рисунков, поделок и т.д. Знакомство с устным народным творчеством является одним из видов работ на занятиях и проходит регулярно.
- Литературные произведения (6ч)
Теория
Слушание рассказов, сказок, стихотворений.
Практика Р
Составление рассказов о своём отношении к поступкам персонажей, о любимых произведениях. Пересказ произведений и отрывков. Чтение . Ответы на вопросы
Знакомство с литературными проходит как на отдельных занятиях, так и на занятиях с другой тематикой, когда знакомство с небольшим литературным произведением является частью занятия, входит в один из его этапов.
С.Я.Маршак .
И. Соколов-Микитов
Я. Тайц
Е. Пермяк,
Л. Толстой
Г.Х. Андерсен
В. Сутеев
К.Д.Ушинский.
А. Лингрет
В. Осеева
В. Сухомлинский
7. Мероприятия (6 час)
Практика:
Заучивание стихотворений, подготовка инсценировок, обсуждение плана проведения мероприятий, проводимых в рамках предмета «АБВГДейка» .Эта подготовка и проведение праздника Нового года, международного Женского Дня 8 марта др.
Мониторинги (3ч)
Входной контроль знаний, промежуточный и итоговый контроль знаний.
Методическое обеспечение программы
1 год обучения
№ п/п | Раздел/Тема. | Методы обучения и воспитания | Форма организации образовательного процесса | Форма организации учебного занятия | Педагогические технологии | Обеспечение занятия. Дидактические материалы |
1 | Введение. | Словесный, Объяснительно-иллюстративный | коллективная | беседа | Личностно-ориентированного обучения | Учебные пособия на каждого ребёнка |
2 | Звуки и буквы | Объяснительно-иллюстративный исследовательский, наглядный, практический; игровой, | Коллективная групповая | занятие, наблюдение презентация | Личностно-ориентированного обучения технология игровой деятельности Технология деятельностного подхода | Задания, упражнения, мультимедийная установка, презентации, тетради, учебник плакаты, предметные картинки Азбука разрезная демонстрационная Наборы дидактических игр Мультимедийная установка |
3 | Устное народное творчество. | Словесный, Объяснительно-иллюстративный наглядный, практический; Игровой, | Коллективная индивидуальная групповая | Беседа, инсценировки, презентация театрализация | Личностно-ориентированного обучения технология игровой деятельности, Технология коллективной творческой деятельности,Технология деятельностного подхода | Книги, иллюстрации, предметные картинки |
4. | Литературные произведения | Словесный, Объяснительно-иллюстративный наглядный, практический; проектный Игровой | Коллективная групповая | беседа, игра, | Личностно-ориентированного обучения технология игровой деятельности, | Книги, иллюстрации |
5 | Речевые занятия | Объяснительно-иллюстративный практический; Игровой, частично-поисковый | Групповая, индивидуальная | Беседа, театрализация | Личностно-ориентированного обучения технология игровой деятельности, Технология развивающего обучения Технология деятельностного подхода | Раздаточные материалы, игрушки, картинки, презентация Демонстрационный материал «Я расту» Демонстрационный материал «Уроки Ушинского» |
6 | Мероприятия | практический; частично-поисковый,, | индивидуально-групповая | праздник, игра, | Личностно-ориентированного обучения технология игровой деятельности, Технология коллективной творческой деятельности,Технология деятельностного подхода | Аттрибуты к мероприятиям |
7 | Мониторинги | Объяснительно-иллюстративный практический; Игровой, частично-поисковый | Индивидуально-групповая, | Тестирование, Конкурс, наблюдение | Личностно-ориентированного обучения | Раздаточные материалы, |
Методическое обеспечение программы
2 год обучения
№ п/п | Раздел/Тема. | Методы обучения и воспитания | Форма организации образовательного процесса | Форма организации учебного занятия | Педагогические технологии | Обеспечение занятия. Дидактические материалы |
1 | Введение. | Словесный, Объяснительно-иллюстративный | коллективная | беседа | Личностно-ориентированного обучения | Учебные пособия на каждого ребёнка |
2 | Звуки и буквы | Объяснительно-иллюстративный исследовательский, наглядный, практический; проектный Игровой, | Коллективная групповая | занятие, наблюдение презентация | Личностно-ориентированного обучения технология проектной деятельности Технология проблемного обучения Технология деятельностного подхода | Задания, упражнения, мультимедийная установка, презентации, тетради, пластилин, бумага и ножницы, тетради, учебник плакаты, предметные картинки Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги» |
3 | Предложение. | Объяснительно-иллюстративный наглядный, Игровой, | Коллективная групповая | Беседа, игра, наблюдение, | Личностно-ориентированного обучения технология игровой деятельности, Технология деятельностного подхода | Упражнения, тетради, учебник, плакаты, предметные картинки |
4 | Речевые занятия | Объяснительно-иллюстративный практический; Игровой, частично-поисковый | Групповая, индивидуальная | Беседа, презентация театрализация | Личностно-ориентированного обучения технология игровой деятельности, Технология развивающего обучения Технология деятельностного подхода | Раздаточные материалы, игрушки, картинки, презентация |
5 | Устное народное творчество. | Словесный, Объяснительно-иллюстративный наглядный, практический; проектный Игровой, | Коллективная индивидуальная групповая | Беседа, инсценировки, презентация театрализация | Личностно-ориентированного обучения технология игровой деятельности, Технология коллективной творческой деятельности,Технологиядеятельностного подхода | Книги, иллюстрации |
6 | Литературные произведения | Словесный, Объяснительно-иллюстративный наглядный, практический; проектный Игровой | Коллективная групповая | беседа, игра, | Личностно-ориентированного обучения технология игровой деятельности, | Книги, иллюстрации |
7 | Мероприятия | практический; частично-поисковый,, | индивидуально-групповая | праздник, игра, | Личностно-ориентированного обучения технология игровой деятельности, Технология коллективной творческой деятельности,Технология деятельностного подхода | Аттрибуты к мероприятиям |
8 | Мониторинги | Объяснительно-иллюстративный практический; Игровой, частично-поисковый | Индивидуально-групповая, | Тестирование, Конкурс, наблюдение | Личностно-ориентированного обучения | Раздаточные материалы, |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса
- .ЕЕ.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА , Москва 2015г
- Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет»
- Н.С. Жукова. Букварь. Москва. ЭКСМО. 2016г
- .Л.Е.Кыласова.Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Издательство «Учитель», Волгоград 2011 г.
- Е.В. Колесникова.» Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Рекомендовано лабораторией дошкольного образования и лабораторией дефектологии Московского института открытого образования. . Издательство ЮВЕНТА Москва 2012-2013гг
- Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Слушай, смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 5-7лет. Издательство ЮВЕНТА Москва 2012-2013гг
- М. Безруких, А. Макеева., Т. Филиппова. «Разговор о здоровье и правильном питании». Москва. ОЛМА Медиа Групп, 2014
- М. Георгиева. Готовим руку к письму. Задания для развития пальчиков. Москва. Издательство «Эксмо», 2015г
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
- Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Издательство ЮВЕНТА Москва 2017г
- Е.В. Колесникова. Я начинаю читатьРабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Издательство ЮВЕНТА Москва 2017г
- Л.В. Игнатьева, Е.В. Колесникова. Азбука. Мой первый учебник. Издательство «ЮВЕНТА», Москва, 2017
- Л.В.Игнатьева. Читаю и пишу. Рабочая тетрадь №#1048;здательство «ЮВЕНТА», Москва, 2017
- .В.Игнатьева. Читаю и пишу. Рабочая тетрадь №#1048;здательство «ЮВЕНТА», Москва, 201
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Скоро в школу»
подготовка детей к школе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «ВЕСЬ МИР В ОДНОЙ КОРОБКЕ…»
Программа по дополнительному образованию и организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогв ДО....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Всезнайка» для детей средней группы 4-5лет
Содержание №Наименование разделовСтраница1Целевой раздел31.1По...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" 2018 -2019 учебный год.
Рабочая программа по пластилинографии. Цель: развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"
Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ТИКО - мастера» 2022-2023 учебный год.
Раз, два, три — сложи детали,Чтоб они машиной стали.Собери гараж. ПотомНе забудь построить дом.Можно к самому порогуПроложить еще дорогу,Выбрать место для моста —То-то будет крас...
Анализ реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» за 2022-2023 учебный год.
Анализ реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» за 2022-2023 учебный год....