Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Скоро в школу»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Шорохова Лариса Николаевна

подготовка детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_skoro_v_shkolu.docx60.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» городского округа закрытое административно-территориальное  образование город Межгорье Республики Башкортостан

                                                                   

ПРИНЯТА                                                         УТВЕРЖДАЮ                                                              

На заседании педагогического совета             Заведующий МАДОУ Д/С№5

МАДОУ Д/С№5                                                 ______________Е.Н. Шварц

от «____»_______2018 г. протокол №             Приказ от «____»______2018 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 познавательной направленности

 «Скоро в школу»

                                                                       

                                                                   

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составил: Шорохова Лариса Николаевна

воспитатель МАДОУ Д/С 5

ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

                                                                   

Межгорье, 2018

Пояснительная записка

Введение ФГОС НОО нового поколения определяет ряд высоких требований к современному младшему школьнику. Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами.

Исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

  • социальный,
  • психологический,
  • эмоционально – волевой.

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает требованиям новых образовательных стандартов начального общего образования и  новым социальным запросам. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Данная программа призвана решить проблему правильного раннего обучения грамоте.Программа  необходима для планирования образовательного процесса в период подготовки детей к школе и обеспечения  преемственности образования.  Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование готовности ребенка к успешному обучению в школе. Разработка Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного образования позволит планировать результаты образовательного процесса, задать критерии и  показатели развития детей, необходимые для успешного начального обучения. Программа является основой для разработки учебных планов занятий в период предшкольной подготовки.

программа имеет социально – педагогическую направленность

Направленность:направлена на социальную адаптацию детей определенных категорий, на повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков.

Новизна: В применении экспериментальной программы сопровождения детей 6-7 лет и их родителей. Занятия кружка строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, и знакомство с буквами. Занятия проводятся на индивидуальных рабочих тетрадях. Эта программа не требует никаких особых материальных затрат, так как весь практический материал существует в компьютерном варианте и его достаточно распечатать как раздаточный материал для каждого занятия.

Актуальность: Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 6-7 лет развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать. И у нас есть прекрасная возможность начать подготовку таких детей к школе. Поэтому мною было принято решение организовать кружковую работу по подготовке детей к школе. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу подготовки детей к школе с большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.

Педагогическая целесообразность: в основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей подготовительного к школе возраста.Педагогическая идея заключается вреализации развивающего обучения через учение без принуждения, основанного на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе на основе сотрудничества педагогов и школьников, взаимного уважения и доверия с применением инновационных технологий. Занятия проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей. Таким образом, во время занятий у детей происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих:

Программа подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.

Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.

Дидактический стержень урока — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.

Данная программа включает в себя развитие речи и обучение слоговому чтению; по математике: изучение счёта и состава чисел в пределах 10, решение простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, -, =, понятия «больше», «меньше», «столько же», «справа», «слева»; укрепление мышц кисти руки и пальцев.

 

Цель программы:развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
  • Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
  • Развитие мотивации к учебной деятельности.

Развивающие:

  • Прививать ответственное отношение к учебе;
  • Активизировать творческий потенциал;
  • Развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе;
  • Развивать память, мышление, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
  • Формировать культуру общения друг с другом.

Сроки реализация программы: программа рассчитана на один год обучения; 2016- 2017 уч. год; Возраст детей: 6-7 лет

Формы и режим занятий: групповое; общее количество 32 часа; количество детей - 18

Проводится одно занятие в неделю. Осуществляться, во второй половине дня. Продолжительность занятий  35 минут. Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий.

Ожидаемые результаты освоения программы.

К концу обучения программы у детей развиваются навыки и умения:

1. Отчётливо и ясно произносить слова:

  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
  • ориентироваться на странице тетради;
  • писать основные элементы букв;
  • рисовать узоры и различные элементы.

2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:

  • соотносить цифру с числом предметов;
  • пользоваться арифметическими знаками действий;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:

  • перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
  • называть основные признаки времён года.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в международных, всероссийских, региональных, городских конкурсах и олимпиадах, викторинах КВНах, показ открытых занятий для педагогов города.

Мониторинг (Оценка результатов) В начале проведения занятий по программе и в конце года проводится мониторинг для проверки эффективности работы кружка. Для мониторинга больше подходит: наблюдение в ходе занятий, скрытое тестирование, итоговое занятие, беседы с родителями.

Учебный план

№ п/п

содержание

всего

теория

практика

4

Формирование фонематического восприятия

17

0,25

0,75

5

Веселая математика

15

0,25

0,75

                                          Итого

32

Календарно-тематический план

№п/п

Дата

Тема занятия

Содержание

Количество часов

1

Введение.

Формирование фонетического восприятия. Речь, предложения, слова, слоги, звуки.

Беседа о том, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Тренинг на определение предложений, слов, слогов, звуков. Схемы предложений и слов

1

2

Формирование фонетического восприятия.Звук [а], его место в словах. Буквы А, а.

Знакомство с гласным звуком [а], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами А и а, их печатание, узнавание в словах.

1

4

Формирование фонетического восприятия. Звук [у], его место в словах. Буквы У, у.

Знакомство с гласным звуком [у], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами У и у, их печатание, узнавание в словах.

1

5

Веселая математика.Пространственные представления. Классификация по признакам.

Упражнение на определение узких и широких предметов, высоких и низких, длинных – коротких и т.п. Упражнения по классификациям (объединение и разделение) по цвету, размеру и форме.

1

6

Формирование фонетического восприятия. Звук [о], его место в словах. Буквы О, о.

Знакомство с гласным звуком [о], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами О и о, их печатание, узнавание в словах.

1

7

Формирование фонетического восприятия. Звук [и], его место в словах. Буквы И, и.

Знакомство с гласным звуком [и], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами Иии, их печатание, узнавание в словах.

1

8

Формирование фонетического восприятия. Звук [ы], его место в словах. Буква ы.

Знакомство с гласным звуком [ы], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквой ы, её печатание, узнавание в словах.

1

9

Веселая математика.Прямаялиния. Луч. Отрезок.

Знакомство с прямой линией. Упражнение на определение прямых линий. Рисование прямых линий. Знакомство с лучом, его отличие от прямой линии. Рисование лучей. Отрезок, его отличие от прямой линии и луча, рисование отрезков.

1

10

Формирование фонетического восприятия. Звук [э], его место в словах. Буквы Э, э.

Знакомство с гласным звуком [э], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами Э и э, печатание, узнавание в словах.

1

11

Формирование фонетического восприятия. Звуки [л] и [л'], их место в словах.

Знакомство со звуками [л] и [л'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками

1

12

Веселая математика.Кривая линия. Ломанная линия.

Знакомство с кривой линией. Ее отличие от прямой линии. Ее рисование. Знакомство с ломаной линией. Ее отличие от кривой линии. Ее рисование.

2

13

Формирование фонетического восприятия. Буквы Л и л. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами Л и л. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

2

14

Формирование фонетического восприятия. Звуки [м] и [м'], их место в словах.

Знакомство со звуками [м] и [м'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

2

15

Веселая математика.Треугольники. Четырехугольники.

Знакомство с треугольниками и их особенностями, название и определение предметов по форме, напоминающих треугольники. Знакомство с четырехугольниками и их особенностями, название и определение предметов по форме, напоминающих четырехугольники.

2

16

Формирование фонетического восприятия. Буквы М и м. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами М и м. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

2

17

Веселая математика. Круг. Овал. 

Знакомство с кругом, название и определение предметов по форме, напоминающих круг. Знакомство с овалом, название и определение предметов по форме, напоминающих овал.

2

18

Формирование фонетического восприятия. Звуки [н] и [н'], их место в словах.

Знакомство со звуками [н] и [н'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

2

19

Формирование фонетического восприятия. Буквы Н и н. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами Н и н. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

2

20

Веселая математика.Объемные фигуры. 

Знакомство с шаром, сферой, пирамидой, кубом и др. Называние предметов по форме, напоминающих объемные фигуры.

2

21

Формирование фонетического восприятия. Звуки [р] и [р'], их место в словах.

Знакомство со звуками [р] и [р'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

2

22

Формирование фонетического восприятия. Буквы Р и р. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами Р и р. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

2

23

Подготовка руки к письму.Спиральные линии.

Рисование спиральных линий (от центра наружу и снаружи к центру) «Клубочки», «Снеговик»

2

24

Веселая математика.Сложение и вычитание, знаки + и – .  

Знакомство с математическими действиями сложением и вычитанием (объединение множеств и выделение множества из большего множества). Знаки действий сложения и вычитания.

2

25

Формирование фонетического восприятия. Звуки [д] и [д'], их место в словах.

Знакомство со звуками [д] и [д'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

2

26

Веселая математика.Числа и цифры 1, 2, 3, 4.

Знакомство числами и цифрами 1, 2, 3, 4. Получение чисел 1, 2, 3, 4. Составление и решение примеров

2

27

Формирование фонетического восприятия. Звуки [т] и [т'], их место в словах.

Знакомство со звуками [т] и [т'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

2

28

Формирование фонетического восприятия. Звук [ж], его место в словах. Буквы Ж, ж. Слоги с буквой ж.

Знакомство со звуком [ж],   его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ж и ж, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

2

29

Веселая математика.

 Составление чисел 5 и 6.

Знакомство с числами 5 и 6, состав чисел 5 и 6. Решение примеров и задач.

2

30

Формирование фонетического восприятия. Звук [ш], его место в словах. Буквы Ш, ш. Слоги с буквой ш.

Знакомство со звуком [ш],   его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ш и ш, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

2

31

Формирование фонетического восприятия. Звуки [с], [с'],  их место в словах. Буквы   С, с. Слоги с буквой с.

Знакомство со звуками [с],  [с'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами С и с, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

2

32

Формирование фонетического восприятия. Звуки [з], [з'],  их место в словах. Буквы   З, з. Слоги с буквой з.

Знакомство со звуками [з],  [з'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами З и з, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

2

48

Веселая математика.

 Составление чисел 7 и 8.

Знакомство с числами 7 и 8, состав чисел 7 и 8. Решение примеров и задач.

2

49

Формирование фонетического восприятия. Звуки [к], [к'],  их место в словах. Буквы  К, к. Слоги с буквой к.

Знакомство со звуками [к],  [к'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами К и к, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

2

50

Формирование фонетического восприятия. Звуки [г], [г'],  их место в словах. Буквы   Г, г. Слоги с буквой г.

Знакомство со звуками [г],  [г'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Г и г, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

2

51

Веселая математика.

 Составление чисел 9 и 10.

Знакомство с числами 9 и 10, состав чисел 9 и 10. Решение примеров и задач.

2

53

Формирование фонетического восприятия. Звуки [б], [б'],  их место в словах. Буквы  Б, б. Слоги с буквой б.

Знакомство со звуками [б],  [б'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Б и б, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

2

54

Формирование фонетического восприятия. Звуки [п], [п'],  их место в словах. Буквы   П, п. Слоги с буквой п.

Знакомство со звуками [п],  [п'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами П и п, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

2

55

Формирование фонетического восприятия. Звуки [в], [в'],  их место в словах. Буквы   В, в. Слоги с буквой в.

Знакомство со звуками [в],  [в'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами В и в, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

2

56

Формирование фонетического восприятия. Звуки [ф], [ф'],  их место в словах. Буквы   Ф, ф. Слоги с буквой ф.

Знакомство со звуками [ф],  [ф'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ф и ф, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

2

57

Веселая математика.Столько  же, сколько. Неравенства.

Упражнение в сравнении предметов. Знак =. Упражнение в сравнении чисел. Знаки >, <.

2

59

Формирование фонетического восприятия. Звуки [х], [х'],  их место в словах. Буквы   Х, х. Слоги с буквой х.

Знакомство со звуками [х],  [х'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Х и х, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

2

62

Веселая математика.Больше чем … на …, меньше чем … на…

Упражнение в сравнении предметов и чисел. Решение примеров и задач.

2

63

Формирование фонетического восприятия. Звук [ч], его место в словах. Буквы  Ч, ч. Слоги с буквой ч.

Знакомство со звуком [ч],  его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ч и ч, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

2

64

Формирование фонетического восприятия. Звук [щ], его место в словах. Буквы Щ, щ. Слоги с буквой щ.

Знакомство со звуком [щ],  его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Щ и щ, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

2

65

Формирование фонетического восприятия. Буква я и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой я, ее печатание. Звук [йа],  составление схем.

2

66

Формирование фонетического восприятия. Буква ю и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой ю, ее печатание. Звук [йу],  составление схем.

2

67

Веселая математика. Что мы измеряем в жизни.

Знакомство с длиной, весом, температурой. Использование линейки, весов, градусников. Единицы измерения.

2

68

Формирование фонетического восприятия. Буква е и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой е, ее печатание. Звук [йэ],  составление схем.

2

69

Формирование фонетического восприятия. Буква ё и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой ё, ее печатание. Звук [йо],  составление схем.

2

Формы проведения занятий

  • инсценировка;
  • ролевая игра;
  • конкурс;
  • предметная игра;
  • сочетание всех элементов на одном занятии

.

Содержание программы

Обучение слоговому чтению и развитие речи   (40 часов)

Тема 1. Звук и буква А (1 час)

Познакомить с буквой. Заучивание стихотворения «Арбуз». Загадки об арбузе, автобусе.

Тема 2. Звук и буква М (2 часа)

Познакомить с буквой. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мишки за работой». Печатать: М, МА – МА.

Тема 3.  Звуки и буквы Р, О (2 часа)

Знакомство с буквами. Чтение букв , слогов, слов. Составление рассказа по серии  картинок. Логическое упражнение  «Рыбы. Животные». Заучивание стихотворения «Речка». Печатаем: Р, О, Шар, Рама, Мара, Рома.

 

Тема 4.  Звуки и буквы Ш,Ы. ( 2 часа)

Знакомство с буквами. Заучивание стихотворения «Шар». Чтение слияний, слогов, слов. Печатаем Ш, Ы, Ша, Шо, Шар, Ша-ры, Ма-ша.

Тема 5.  Звуки и буквы И, У, Н. ( 2 часа )

Познакомить со звуками и буквами. Многозначность слов: игла, нос. Шарады: уточка, удочка. Чтение букв, слогов, слов. Предложение. Анаграммы. Печатаем: И, Ни, Н, На, Ни-на.

Тема 6.  Звуки и буквы: С, К, Т. ( 2 часа)

Развитие речи, «Кот – герой сказок». Загадки. Земля- дом для всего живого. Чтение букв, слогов и предложений. Печатаем: С, К, Т, сок, Тима, Тома.

Тема 7.  Звуки и буквы: Л, В – согласные звонкие; буква Е обозначает двойной звук ( 2часа).

Загадки о лодке, лыжах, ели, воде. Чтение букв, слогов и предложений. Печатаем: Л, В, Е, Лена, Вова, Елена. Несу в руке ромашку.

Тема 8.  Звуки и буквы: Б, П ( 2 часа ).

Знакомство со звуками и буквами Б, П. Чтение слогов, слов, предложений с антонимами. Многозначность слов: шапка, шляпка. Печатаем: Б, П, БА, БО, БУ, БАБУШКА, ПА, ПО, ПЫ. У папы собака.

 

Тема 11.  Звук и буква: Тема 9.  Звуки и буквы: З, Д  ( 2 часа ).

Беседа «Зубы и уход за ними». Характеристика звуков З, Д. Чтение слогов с буквами, слов и предложений. Многозначность слова змей. Печатаем: З, Д, Зина, Дима, Роза, Даша. Роза росла в саду.

Тема 10.  Звуки и буквы: Г, Я   ( 2 часа ).

Загадки о яблоке и груше. Игра «Ягоды и фрукты». Беседа: « Почему землянику, чернику, малину так называют?». Читаем буквы, слоги, слова и рассказ « В саду». Печатаем: Я, Г, Яша, губы, стог, яблоко, город, гуси.

 

Тема 11.  Звук и буква: Ч, буква Ь    ( 2 часа ).

Логическое упражнение «Животные». Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетания: ЧА, ЧУ, ЧК, ЧН. Буква Ь. Чтение слов и предложений. Печатаем: Ч, Ь, ПОЧКА, КОНЬ, ПОЧТА, КОНЬКИ. У Наташи часы.

Тема 12.  Звуки и буквы: Ж, Е     ( 2 часа ).

Знакомство и характеристика звука и буквы   Ж,  написание ЖИ, ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Составление рассказа по серии картинок «За грибами». Звук и буква Е. Чтение слов, слогов, предложений. Печатаем:  Ж, Е, МОРЖ, ЁЖ, Ж-Ш, МОРЖИ, ЕЖИ. У ёжика колкие иголки.

Тема 13.  Звуки и буквы: Й, Х    ( 2 часа ).

Логическое упражнение «Откуда хлеб пришел?» Звук и буква Х, чтение слогов, слов и стихотворения. Звук и буква Й, чтение и предложений. Печатаем: Й, Х, хлеб, буханка, зайка. У нас гостил Незнайка.

Тема 14.  Звуки и буквы: Ц, Ю   ( 2 часа).

Беседа «Улица  Помогай». Составление рассказа по серии картинок «На семейной ферме». Знакомство с буквами и их характеристика. Чтение слогов, слов с этими буквами.

Анаграммы: Л В Ю К - (клюв),  А Ю Л – (юла). Печатаем: Ю, Ц, Юля, Юра, месяц.

Юра растит огурцы.

Тема 15.  Звуки и буквы: Э, Щ   ( 2 часа).

Загадки о цветах. Звук и буква Э ( из слова это ). Беседа «Изменения в живой и неживой природе весной». Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетание ЩА, ЩУ.

Печатаем: Э. Щ, ЩЕНОК, ЭТАЖИ. Щенка зовут Эхо.

Тема 16.  Звук и букв:  Ф   ( 2 часа).

Стихотворение «Пароход обходит мели…» Словарь: мель, моряк, штурман, доблестный. Беседа о флоте. Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов и предложений. Характеристика звука.

Печатаем: Ф, ФЛОТ, Федя, Феня, ФИЛЬМ, ФИЛЬМЫ. Яхта плавает по волнам.

Тема 17.  Ъ и Ь – разделительные знаки  (2 часа).

Толкование пословиц. Беседа по иллюстрациям « Семья обедает». Наблюдение над словами на слух: Коля – колья. Чтение слов и предложений. Игра «Хахания». Семя села обедать. (?)

Печатаем: Ъ, Ь, СЕМЯ, СЕМЬЯ, СЕЛ, СЬЕЛ, СЪЕХАЛ.

 

Тема 18. Развитие навыка слогового чтения   2 часа).

Стихи о солнце, обращение к оживающей природе. Хоровое чтение текста с доски по слогам.

Штриховка: поезд из Ромашкова, снеговик. Печатаем: поезд едет из Ромашкова. Экскурсия в школьную библиотеку.

Тема 19. Развитие навыков слогового чтения  (2 часа).

Появление Буратино изображающего шофёра. Он приглашает детей в  автомагазин. Анаграммы. Дети читают слово и соотносят с предметом. Игра «Найдите мою маму».

Штриховка по образцу. Конкурс  « Оч.умелые  ручки».

Тема 20.  Обучение слоговому чтению  (3 часа).

Конкурс загадок. Закрепление навыков слогового чтения. Конкурс сказок. Хоровое чтение стихотворения Г.Успенского «Маленький кролик» и «рассказывание» его руками. Логическое задание « Кто, где живёт?». Заучивание стихотворения « Все мы крепко подружились…».

                               Математика (30 часов)

Тема 1. Счет предметов.  Числа от 0 до 3. Цифра 0. (1 час)

 Знакомство с разлиновкой тетради в клетку, посадкой при письме, умением держать ручку, давать ответ. Письмо  цифры 0 ( пустое множество).

Тема 2. Числа от 0 до 5. Число и цифра 1. Знаки +, -, =. (1 час)

Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному образцу  и  самостоятельно. Знакомство со знаками.

 

Тема 3. Число и цифра 2. Состав   числа 2. (1 чаc)

Счет от 0 до 5. Игра ( Рыбалка ). Цифры от 0 до 5.

Пишем цифры 1 и 2 по образцу.

   

Тема 4. Число и цифра 3. Состав   числа 3.  (2 часа)

Игра  «По грибы по ягоды». Повторить состав числа 2. Как получить число 3? Состав числа 3.Рисуем грибочки по точечному образцу. Письмо цифры 3.

Тема 5. Число и цифра 4. Состав   числа 4.  (1 час)

Знакомство с числом и цифрой 4. Загадки о пальчиках. Понятие «столько же». Счёт предметов до 5 (положи столько же, нарисуй столько же). Состав числа 4. Письмо цифры 4.

Тема 6. Число и цифра 5. Состав   числа 5.   (2 часа)

«Пушистая история» - шарада ( по картинкам  «Кот и мышь» ), мышка – мушка- мишка.

Весёлый счёт: «Мишки вышли по грибы». Число и цифра 5. Состав числа 5. Пишем цифру 5 по образцу. Работа со счётным материалом.

Тема 7. Счёт предметов от 0 до 5.       (1 час)

Прямой и обратный счёт от 0 до 5. Загадка о еже. Счёт предметов по стихам о еже. Состав чисел 2,3,4,5. Тренировка памяти. Письмо в тетради цифр: 0,1,2,3,4,5.

Тема 8. Число и цифра 6. Состав   числа 6.     (2 часа)

Счёт предметов ( друзья Петрушки). Число и цифра 6. Состав числа 6. Игра «На лугу» по составу 6. Письмо в тетради цифры 6.

 

Тема 9. Число и цифра 7. Состав   числа 7.    (2 часа)

Игра - «По грибы, по ягоды». Счёт в пределах 6. Счёт предметов от 0 до 10. Состав числа 7. Цифра 7. Письмо в тетради цифры 7.

Тема 10. Число и цифра 8. Состав   числа 8.  (2 часа)

Беседа: «Домашние животные». Счёт предметов от 0 до 10 (утята). Число и цифра 8. Состав числа 8. Работа в тетради (по точечному образцу).

Тема 11. Число и цифра 9. Состав   числа 9.  (2 часа)

Логическая задача- «Осень». Счёт предметов от 0 до 10. Число и цифра 9. Состав числа 9. Работа в тетради.

 

Тема 12. Число  10. Состав   числа 10.        (2 часа)

Беседа «Второй хлеб» - (о картофеле). Логическое упражнение  «Чей это хлеб?».

Счёт предметов: «Огород». Число 10. Состав числа 10. Работа в тетради по образцу.

Тема 13. Числа натурального ряда. Прибавить и вычесть 2.  (1 час)

Толкование пословицы «Землю красит солнце, а человека труд». Беседа «Как вы помогаете маме?». Счёт от 0 до 10 (на счётном материале). Работа в тетради:

а) письмо цифр от 0 до 10.

б) задачи, где прибавляем и отнимаем 2.

Тема 14. Счёт предметов. Прибавить и отнять 3.   (1 час)

Беседа «Почему весной люди радуются?». Счёт предметов в пределах 10. Учимся прибавлять и отнимать 3. Работа в тетради по образцу. Запись примеров по точечному образцу; ответ дети записывают самостоятельно.

 

Тема 15. Числа от 0 до 10 .Прибавить и вычесть 4.    (1 час)

Прямой и обратный счёт до 10. Понятие и способы, как прибавить и отнять 4. Закрепляются понятия: «больше», «меньше», «столько же». Даётся понятие  «рыболовецкий флот». Счёт предметов от 0 до 10 и обратно, по 1 и по 2. Работа в тетради: ряд чисел, волны и пена, рыбка.

Решение задач с числом  4.

 Тема 16. Порядковый счёт от 1 до 10. Счёт предметов. Прибавить и вычесть 5.  (1час)

Знакомство со счётом по порядку, вопросом «который?», ответами : «первый», «второй» и т.д.

Решение простых задач на сложение и вычитание. Работа в тетради по образцу.

Тема 17.  Прибавить и вычесть 6. (2 часа)           

Беседа «Надо уметь прощать и уступать друг другу». Стихотворение  В.Орлова  «Кто кого обидел?». Счёт «Найди себе друга». Работа в тетради: числа натурального ряда, окошко дружных соседей, строим крепость, играем в мяч. Решение задач на сложение и вычитание 6.

 

Тема 18.  Счёт предметов в пределах 10.  Понятия: «столько же», «слева», «справа».                               (2 часа )                          

Игра « Груши и яблоки» ( счёт по порядку, сложение и вычитание в пределах 10 ).

Работа в тетради: а) нарисуй столько же; б) нарисуй слева, справа; в) посчитай, запиши.

Тема 19. Счёт предметов. Ответы на вопросы: «Сколько?»      (2 часа)

Закрепление навыков счёта. Дети считают и записывают цифровой ответ. Игра «Дорисуй по образцу». Повторяется написание цифр от 0 до 9.

Тема 20. Дни недели. Времена года. Год.        (1 час)

Загадки о временах года. Счёт предметов от 1 до 10. Задачи о днях недели. Работа в тетради по заданию учителя. Решение задач и примеров.

Работа  по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев

(50 часов)

Тема 1. Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей. (1 часа)

Штриховка рисунков. Печатание буквы А в широкую разлинованную тетрадь по точечному образцу и самостоятельно.

Тема 2. Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. (2часа)

Штриховка фигур в узкую линию по точечному образцу. Игра «У медведя во бору». Отгадывание загадок. Логическое упражнение «Почему медведя зовут медведем».

 Тема 3. Наклонная линия, круг, овал. (2 часа)

Штриховка рисунка. Заучивание стихотворения.  

Тема 4. Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании с кругом.(2 часа)

Штриховка рисунка. Раскрашивание прозрачных предметов. Заучивание стихотворения.

Тема 5. Сочетания  «жи – ши». Рабочая строка. (2часа)

Тренировка глазомера. ЖИ – ШИ пишем с И. Работа по штриховке. Наклонная в рабочей строке и прямая с закруглением внизу (по образцу).

Тема 6. Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка. (2часа)

Штриховка наклонной горизонтальной линией. Конкурс загадок. Рисунок по образцу.

Тема 7. Работа в тетради с направляющей линией (по письму) (2часа)

Развитие речи «Что даёт хвойный лес птицам и зверям». Штриховка наклонными вправо и влево от середины. Рисунок по точечному образцу и самостоятельно.

Тема 8. Разлиновка тетради по письму. Наклон. (2часа)

Штриховка горизонтальными и наклонными линиями. Многозначность слова «Шуба».

Работа в «Прописи».

Тема 9. Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях. (2часа)

Штриховка рисунка. Разгадывание загадок. Разучивание стихотворения.

Тема 10.Рабочая строка. Широкая строка в тетради с направляющей линией. (2часа)

Беседа о зимующих и перелётных птицах. Штриховка косыми линиями. Работа в «Прописи».

Тема 11. Наклон в тетради с направляющей линией. Овал. (2часа)

Заучивание стихотворения о жуке. Беседа «Животные в цирке». Штриховка рисунка.

Тема 12. Овал большой и маленький. Наклон в тетради с направляющей линией. (2часа)

Беседа по рнс «Колобок». Словарная работа: глупость, хвастовство. Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями. Работа в тетради с направляющей.

Тема 13. Разлиновка тетради по письму. Широкая и узкая строка. Наклонная линия.

(2часа)

Логическое упражнение «Мои помощники» (руки, пальцы). Толкование пословицы «Золотые руки не знают скуки». Работа в тетради.

Тема 14. Работа в тетради с направляющей линией. (2часа)

Письмо по образцу. Заучивание стихотворения. Аппликация «Весёлый парус».

Тема 15. Широкая и узкая линия в тетради по письму. (2часа)

 Разгадывание загадок. Беседа об одежде моряка. Штриховка рисунка. Выполнение работы по точечному образцу и дорисовка деталей.

Тема 16. Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку. (2часа)

Беседа о помощи в семье, о совместном отдыхе. Работа в тетради по точечному образцу. Аппликация «Утята».

Тема 17. Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. (2часа)

Разучивание песенки. Беседа о доме для друзей – цирке. Работа в тетради. Игры на воздухе.

Тема 18. Овал, наклонная с закруглением вверх, наклонная и дугообразная линии. (2часа)

Вопросы Незнайки. Ответ – анаграмма. Рисунок – ответ по образцу. Аппликация «Корзина с ягодами».

Тема 19. Удлинённые линии с петлёй внизу. (2часа)

Логическое упражнение «Какие грибы выбросил Буратино?». Штриховка рисунков. Работа в тетради.

Тема 20. Удлинённые линии с петлёй вверху. (2часа)

Письмо с  заданиями от кота Фёдора. Выполнение заданий: письмо букв  и штриховка по образцу.

Тема 21. Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. (1час)

Разучивание стихотворения. Разгадывание загадок. Раскрашивание и штриховка рисунков. Письмо изученных элементов букв.

Работа с пластилином

Тема 22. Лепка  ежа. (1 час)

Загадка о еже. Стихотворение о еже. Лепка ежа. Выставка работ.

Тема 23. «Вишня».

Развитие речи. Рассказ о Винни Пухе – сладкоежке. Лепка и выставка работ.

Тема 24. «Автомобиль» (1час)

Беседа «Машины – помощники человека». Работа под руководством учителя. Выставка работ.

Конструирование

Тема 25. «Домик»  из геометрических фигур (1час)

Повторение геометрических форм, сравнение по размеру. Игра «На что похоже?».

Выполнение работы. Выставка работ.

Тема 26. «Грузовой  автомобиль» (1час)

Повторение геометрических фигур. Игра «На что похоже?». Выполнение работы. Выставка работ.

Рисование

Тема 27. «Чашка» (1час)

Беседа «Посуда в нашем доме». Детальное рассматривание чашки. Работа над рисунком под руководством учителя. Выставка работ.

Тема 28. Кукла для Мальвины» (1час)

Беседа «Фигура человека». Рассматривание куклы – неваляшки, рисунка куклы. Работа над рисунком под руководством учителя. Выставка работ.

Тема 29. Рисуем прозрачные шары (1час)

Беседа «Как Вини Пух хотел забраться к пчёлам за мёдом». Рассматривание формы шара и его прозрачности. Работа над рисунком. Выставка работ.

Тема 30. «Самолёт» (2 часа)

Беседа об аэрофлоте, видах воздушных машин и кораблей. Рассматривание модели самолёта и его деталей. Рисование под руководством учителя. Выполнение дизайна самостоятельно. Выставка работ.  

Методическое обеспечение программы:

Магнитная азбука;

Графические изображения букв;

Индивидуальные разрезные азбуки;

Фланелеграф;

Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;

Раскраска «Азбука» на каждого ребенка; - Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т. д.) - Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п. - Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка). - Полоски-схемы звукового состава слов. - Фишки (по 6 штук: красного, синего, зелёного цветов) демонстрационный и раздаточный. - Многофункциональные перфокарты. - Пособия: “ Звуковые окошечки”, - Альбомы с заданиями на каждого ребёнка. - Ребусы для детей. - Буквы из разрезной азбуки. - Различные виды азбук. - Дидактические игры с буквами, со словами. - Детская литература (“Грамматика в картинках”, “Развиваем внимание”

Материально техническое обеспечение: Дидактические игры. Наборы с/ролевых игр, игрушек, конструкторов по темам (дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин). Настольные развивающие игры. Настенная доска, мольберт. Оснащение: - мебель; - магнитофон; - методическая литература для детей, родителей, педагогов.

Список литературы:

Программа разработана в соответствии с действующим законодательством:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ";

Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 №696-з;

Конституция Республики Башкортостан (24.12.1993);

Конституция Российской Федерации (12.12.1993);

Конвенцией о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Методическая литература:

1. Затулина Г. Я. «Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте». «Центр педагогического образования», Москва; 2008 г.

2. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». – Изд. 2-е, перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2007. -64 с.

3. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под ред.Н.ЕВераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Автор-составитель Н.В.Лободина, Волгоград « Учитель»,2012г.

4. Развитие звуко - буквенного анализа y детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. M.Ювента, 2001 (издание 2-e, доп. и переработанное) Доронова В.И., Дриняева О.А. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ», Москва, Аркти, 2007

5. Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте» Москва, 2000г.

Интернет ресурсы:

nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie.../rabochaya-programma-kruzhka-zvkovichok

festival.1september.ru/articles/610190/

38ds.ru/d/587459/d/programma-gramoteyka_1.pdf www.maam.ru/detskijsad/ot-zvuka-k-bukve.html

Электронные ресурсы

Лизунова, Л. Р. Игры для тигры: [Компьютерная логопедическая программа] : учеб. - метод. пособие по курсу «Логопедия» / Л. Р. Лизунова. – Пермь, 2004. – Доступно на CD-ROM.

Митрошенков, А. Учим русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой :[Детская обучающая программа] : созданная с участием специалистов по развитию ребенка, педагогов и детских психологов : для детей от 2-х до 7-ми лет / А. Митрошенков, Л. Зайцева. – М.: Компания «Класс», 2009. - Доступно на CD-ROM.

Скворцова, И. В. Трудные звуки. Учимся говорить правильно :[Программа развития и обучения дошкольника] : для детей 4-6 лет / И. В. Скворцова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - Доступно на CD-ROM.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа семейного клуба «Мамина школа»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа семейного клуба «Мамина школа»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Школа будущего первоклассника». Методическая разработка

данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения по...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "По дороге в школу"

Актуальность программы Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологич...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школа медвежонка"

Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, психических процессов (памяти, внимания, мышления, коммуникативных способностей ребенка, расширение знаний об окружающем мире, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...