Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «АБВГДейка»
материал (подготовительная группа)
Цель: комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abvgdeyka.doc | 68.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №21»
(МАДОУ «Д/с №21»)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АБВГДЕйка»
срок реализации программы: 1 год
для детей 6 – 7 лет
бугуруслан
г. Бугуруслан , 2024 г
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цели и задачи программы 4
1.3 Принципы программы 4
1.4 Планируемые результаты освоения программы 5
II Содержательный раздел 5
2.1 Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет 5
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы 8
2.3 Перспективно-комплексное планирование с учетом национально-регионального компонента 9
III Организационный раздел 22
3.1 Время и сроки реализации образовательной программы 22
3.2 Развивающая предметно-пространственная среда 23
3.3 Кадровое и финансовое обеспечение 23
3.4 Список используемой литературы 24
Раздел 1. Целевой раздел Программы
Пояснительная записка
МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №21»" оказывает платные образовательные услуги за рамками основной образовательной программы с учетом потребностей детей и добровольного желания родителей на договорной основе.
Реализация платных образовательных услуг регулируется следующими нормативными правовыми актами:
1.Федеральный закон от 29.12.12 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»(ч.9 ст.54)
2.Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без вредности для человека факторов среды обитания»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Устав МАДОУ «Д/с№21».
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией: образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет высокие требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Подготовка дошкольника к обучению в школе уже немыслима без специальных занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.
Актуальность программы Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Цели и задачи программы
Цель: комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей,
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать речь, как средство общения;
- упражнять детей в согласовании слов в предложении;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию
- формировать умения следовать устным инструкциям;
Развивающие:
- развивать связанную речь;
- развивать фонематическое восприятие звука;
- развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта;
- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
- воспитывать внимание;
- воспитывать организованность и самостоятельность;
- воспитывать интерес к чтению;
- Принципы программы
1. Принцип сознательности, творческой активности самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;
2. Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения, улучшению зрительной памяти, как выражение комплексного подхода;
3. Принцип связи обучения с жизнью;
4. Постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения дети:
- проявляют интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка;
- понимают смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывают слова, предложения печатными буквами;
- разгадывают ребусы, кроссворды;
- читают слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимают прочитанный тест;
- ориентируются в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- составляют схему предложения;
- различать жанры литературных произведений;
- понимают прочитанный текст, отвечают на вопросы по содержанию произведению;
- выразительно читают стихотворение, пересказывают отрывок из сказки, рассказа.
II Содержательный раздел
2.1 Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет
Ребенок на пороге школы обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счет развития таких 17 социальных мотивов, как познавательные, про социальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать сво ипоступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребенок может не толькоотказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому- то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события – рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинноследственные связи, в самых фантастических рисунках передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы Формы ОД беседа; игра;
индивидуальная работа;
групповая работа;
коллективная работа.
Данные формы ОД реализуются также в режимных моментах: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей. Формами организации жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы являются беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, развлечения и т.д. Данная деятельность соответствует требованиям СаНпин.
Методы:
Словесные: рассказ, объяснение, поощрение.
Наглядные: демонстрация.
Практические: рисунки, поделки, открытки.
Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ.
Средства:
Наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
методическая литература: книги, журналы;
оборудование: книги, карандаши, ручки, кисти, клей, бумага;
материалы: таблицы, рисунки.
Форма занятий – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы.
2.3 Перспективно-комплексное планирование с учетом национально-регионального компонента
№ п/п | Название разделов и тем занятий | Количество часов (мин) | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | «Вводное занятие» | 2 | 2 | Беседа | |
2 | Работа с гласными буквами и звуками | 10 | 1 | 9 | Выставка детских работ |
3 | Работа с твёрдыми и мягкими согласными | 9 | 1 | 8 | Выставка детских работ
|
4 | Работа с шипящими согласными | 7 | 1 | 6 | Выставка детских работ |
5 | Работа со словом и предложением | 4 | 1 | 3 | Выставка детских работ |
6 | Итоговые занятия | 4 | 0 | 4 | Выставка детских работ |
Итого | 36 | 6 | 30 |
Содержание программы занятий.
Программа реализуется только в очной форме обучения в рамках дополнительного образования.
№ п\п | Тема занятия | Материал | Программное содержание | |
Сентябрь | ||||
1 | Вводное занятие «Что такое слово и предложение?» | Магнитная азбука (демонстрационная), наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи, предметные игрушки, касса букв и слогов (раздаточный материал), кубики «Мои первые буквы» | Обобщить и систематизировать знания детей о словесном составе речи, познакомить с термином «слово»и «предложение» | |
2 | «Что такое звук и буква?»
| Магнитная азбука (демонстрационная), кубики «Мои первые буквы», касса букв и слогов (раздаточный материал) ,наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи | Обобщить и систематизировать знания детей о словесном составе речи, познакомить с термином «звук»и « буква» | |
3 | Звук «А» и буква А. Графическое изображение звука «А». | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), пластилин, доска для лепки. | Знакомство с буквой и звуком А, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в образовании относительных прилагательных; пополнять словарный запас. | |
4 | Звук «О» и буква О. Графическое изображение звука «О». | Магнитная азбука (демонстрационная, касса букв и слогов (раздаточный материал, доска, цветные мелки. | Знакомство с буквой О, развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико-пространственные представления, мелкую моторику; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; упражнять в образовании множественного числа существительных, в зарисовке схемы предложения; пополнять словарный запас. | |
Октябрь | ||||
1 | Звук «У» и буква У. Графическое изображение звука «У». | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), счётные палочки | Знакомство с буквой и звуком У, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в образовании относительных прилагательных; пополнять словарный запас, формировать умения и навыки работы с поролоном в различных техниках. | |
2 | Звук «Э» и буква Э. Написание буквы Э . | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), пластилин, доска для лепки. | Знакомство с буквой и звуком Э, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в образовании относительных прилагательных; пополнять словарный запас. | |
3 | Звук «Ы» и буква Ы. Графическое изображение звука «Ы | Магнитная азбука (демонстрационная, касса букв и слогов (раздаточный материал, доска, цветные мелки. | Знакомство с буквой Ы, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; упражнять в образовании множественного числа существительных, в составлении предложений по опорным картинкам к заданной схеме, в чтении буквенных сочетаний; учить образовывать относительные прилагательные; развивать память, внимание; пополнять словарный запас. | |
4 | Буква Ю, написание буквы Ю | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), пластилин, доска для лепки. | Знакомство с буквой и звуком Ю, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в образовании относительных прилагательных; пополнять словарный запас. | |
Ноябрь | ||||
1 | Буква Ё, написание буквы Ё | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), счётные палочки, | Формировать представления о развитии растений из семян; развивать умение работать с натуральными объектами | |
2 | Буква Е, написание буквы Е | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), пластилин, доска для лепки. | Познакомить с техникой квиллинга. Формировать практические умения и навыки с использованием семян. | |
3 | Звук «И» и буква И, написание буквы И | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), магнитный конструктор. | знакомство с буквой И, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику, память; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; формировать навыки анализа и синтеза слогов, умение выделять ударный гласный звук; упражнять в образовании множественного числа существительных, в чтении буквенных сочетаний; продолжать учить определять место звука в слове. | |
4 | Итоговое занятие «Гласные звуки и буквы» | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), предметные игрушки, доска, цветные мелки, цветные карандаши, простой карандаш, ручка,тетрадь в широкую линию Н. Жукова «Букварь» | формировать умение различать и правильно произносить гласные звуки, учить дифференцировать эти звуки; закреплять умение соотносить звуки с буквами, упражнять в чтении слогов, в угадывании звука по артикуляции (беззвучное произнесение); в умении подбирать слова на заданный звук, формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, развивать фонематический слух, память, мышление, внимание. | |
Декабрь | ||||
1 | Знакомство с твердыми и мягкими согласными | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), кубики «Мои первые буквы», наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи | Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки | |
2 | Звук «Н» и буква Н, написание буквы Н, чтение слогов. | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), доска, цветные мелки, ручка,тетрадь в широкую линию Н. Жукова «Букварь» | Знакомство с буквой Н, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, | |
3 | Звук «М» и буква М, написание буквы М, чтение слогов. | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), доска, цветные мелки, ручка,тетрадь в широкую линию, Н. Жукова «Букварь»,,магнитный конструктор | Закомство с понятием «согласный звук»;выделение заданного согласного звука в начале слова, из потока слов, из текста; воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков; анализ звукового ряда из двух звуков. | |
4 | Звук «Л» и буква Л, написание буквы Л, чтение слогов | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), доска, пластилин, ручка,тетрадь в широкую линию, Н. Жукова«Букварь» | Выделение заданного согласного звука в начале,в середине и в конце слов, из потока слов, из текста; дифференциация звуков л-ль; воспроизведение и чтение слов из 4-6 звуков; чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений. | |
Январь | ||||
1 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы Д-Т. Написание букв Д-Т, чтение слогов, предложения | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), доска, пластилин, ручка,тетрадь в широкую линию, Н.Жукова«Букварь» | Познакомить с буквами Д и Т и тем, что они обозначают твёрдые и мягкие звуки; совершенствовать навык чтения детей. | |
2 | Звуки «Г— ГЬ», «К-КЬ», буквы Г—К. Написание букв Г-К. Чтение слогов. | Домики для гласных и согласных звуков, буквы Г и К большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки ( у детей и педагога); полоски с буквой (г) (у детей и педагога); доска, мел; фигурки-гномики; 3 стаканчика с подкрашенной водой по цвету соков: гранатовый, виноградный, грушевый; | Познакомить с буквами Г и К и тем, что они обозначают твёрдые и мягкие звуки; совершенствовать навык чтения детей. | |
3 | Звуки «З-ЗЬ»и «С-СЬ». Буква 3. Написание буквы 3. Чтение слогов | Домики для гласных и согласных звуков, буквы с, з, красные, синие и зеленые кружки и квадратики ( у детей и педагога); полоски с буквами (с,з) (у детей и педагога); колокольчик, игрушки: фигурки бабушки-Загадушки, девочки Зои, мальчика Сани; картинки (или игрушки): зайка, слон, коза, зонт, мозаика, самолет, самокат, весы, автобус, матрас, коса; магнитная доска с буквами для выкладывания. | Познакомить детей с буквами з и с и с тем, что они обозначают звуки «з». «с» и «зь, «сь»»;учить детей дифференциации в словах звуков с и з;анализ, синтез и чтение слов из 4-х и 5-ти звуков; анализ и чтение предложений из 3-х слов. | |
4 | Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы Б-П, написание букв Б-П, чтение слогов | Домики для гласных и согласных звуков, буквы П, Б, красные, синие и зеленые кружки и квадратики ( у детей и педагога); полоски с буквами (п, б) (у детей и педагога); | Познакомить с буквами Б и П и тем, что они обозначают твёрдые и мягкие звуки; совершенствовать навык чтения детей. | |
Февраль | ||||
1 | Звуки «Х-ХЬ», буква X, написание буквы X, чтение слогов, слов. | Домик для согласных звуков, буква Х большая и маленькая, домики для гласных и согласных; картинки: тополь, уха, муха, пух, мох ; игрушка-хомяк; полоски с буквами (Х), красные, синие и зеленые кружки на каждого ребенка и для педагога; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со словами и предложениями: уха, муха, пух, мох; Мама, муха! Папа, мох! | выделение заданного согласного звука в начале,в конце и в середине слов, из текста;воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трех и четырех звуков; | |
2 | Знакомство с шипящими согласными | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), предметные игрушки, доска, цветные мелки, цветные карандаши, простой карандаш, ручка,тетрадь в широкую линию Н. Жукова «Букварь» | Познакомить детей с шипящими согласными, учить детей различать на слух шипящие согласные звуки | |
3 | Звуки «Ж-Ш» и буквы Ж-Ш. Написание букв Ж-Ш. Чтение слогов. | Зеркала, домики для гласных и согласных звуков, буква Ж большая и маленькая, синий кружок (у педагога); доска, мел; картинки: жук, жаба, ужи,шар,шашки. | Выделение заданного согласного звука в начале,и в середине слов, из потока слов, из текста; воспроизведение и чтение слов из четырех, пяти и шести звуков, чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений. | |
4 | Звуки «Ч—Щ» и буквы Ч—Щ. Написание букв Ч-Щ, чтение слогов | Домики для гласных и согласных звуков, буква Щ большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); игрушка Незнайка; | Учить детей дифференциации в словах звуков Ч и Щ; анализ, синтез и чтение слов из 4-х звуков. | |
Март | ||||
1 | Звук «Ц» и буква Ц. Написание буквы Ц. Чтение слогов, | Домики для гласных и согласных звуков, буква Ц большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки и квадратики ( у детей и педагога); полоски с символами (у педагога); мешочек, коробка, игрушки: цыпленок, расческа, щетка, полотенце, мыло, ванночка, самокат, санки, мыльница, мочалка; | Выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста понятие «слог»;анализ, синтез и чтение слогов и слов из 2-х и 3-х звуков. | |
2 | Звук «Й» и буква Й, написание буквы Й. Чтение слов | Домик для согласных звуков, буква Й большая и маленькая, домики для гласных и согласных; картинки: баба Яга, йог, йод, лейка, муравей, майка, соловей, воробей, попугай, юрок, зайка, чайка; | Выделение заданного согласного звука в начале,в конце и в середине слов, из текста; анализ и чтение слов май, мой; чтение слов майка, мойка;составление предложений, анализ предложений. | |
3 | Буква Ь и Ъ , написание буквы Ь. Чтение слов | Красные, синие и зеленые кружки ( у детей и педагога); доска, мел; конверт, на нем написано: «письмо»; игрушки: гусь, лось, конь, рысь; магнитная азбука с буквами; карточки со словами | Знакомство с мягким и твёрдым знаком;анализ, синтез, чтение и письмо слов с ь и ъ; | |
4 | Итоговое занятие «Какие бывают согласные?» | Магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал ), предметные игрушки, доска, цветные мелки, цветные карандаши, простой карандаш, ручка,тетрадь в широкую линию | Формировать умение различать и правильно произносить согласные звуки, учить дифференцировать эти звуки; закреплять умение соотносить звуки с буквами, упражнять в чтении слогов, в угадывании звука по артикуляции (беззвучное произнесение); в умении подбирать слова на заданный звук, формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, развивать фонематический слух, память, мышление, внимание. | |
Апрель | ||||
1 | «Определи место звука в слове» | Магнитная азбука (демонстрационная), наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи, предметные игрушки, касса букв и слогов (раздаточный материал), кубики «Мои первые буквы» | Закрепление понятия «звук»;выделение заданного звука в начале слова, из потока слов, из текста; воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков; анализ звукового ряда из двух звуков. | |
2 | « Знакомство с ударение» | Предметные картинки, папки для звукового анализа, маркерные доски, звенящий кубик (молоточек, | Дать понятие об ударении. Учить правильно, ставить ударение. Продолжать учить анализу и синтезу слов; развивать фонематический слух. Дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове. | |
3 | «Слово и схема» | Магнитная азбука (демонстрационная), наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи, предметные игрушки, касса букв и слогов (раздаточный материал), кубики «Мои первые буквы» | Познакомить детей с понятием «звуковая схема»;способствовать формированию у детей представлений о способе составления звуковой схемы; | |
4 | Составление предложения и его графическая запись. | Магнитная азбука (демонстрационная), наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи, предметные игрушки, касса букв и слогов (раздаточный материал), кубики «Мои первые буквы» | Познакомить детей разновидностью предложений: простое, вопросительное, восклицательное, и с соответствующими знаками препинания; закреплять умение производить звуковой анализ слов; упражнять в составлении предложений, используя схему; развивать у детей силу голоса, выразительность и чёткость речи; воспитывать навыки учебной деятельности. | |
Май | ||||
2 | Итоговое занятие «Что такое звук и буква?» | Магнитная азбука (демонстрационная), кубики «Мои первые буквы», касса букв и слогов (раздаточный материал) ,наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи | Обобщить и систематизировать знания детей о словесном составе речи, закрепить термины «звук»и « буква» | |
3 | Итоговое занятие «Какие бывают согласные?» | Закрепить понятия: согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий. | Формировать умение различать и правильно произносить согласные звуки, учить дифференцировать эти звуки; закреплять умение соотносить звуки с буквами, упражнять в чтении слогов, в угадывании звука по артикуляции (беззвучное произнесение); в умении подбирать слова на заданный звук, формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, развивать фонематический слух, память, мышление, внимание. | |
4 | Итоговое занятие «Что я знаю о слове?» | грушки по количеству детей, фишки-игрушки, сухой аквариум, кастрюля с бутафорскими овощами (картошка, свёкла, лук, морковь, капуста, следы. | Обобщить и систематизировать знания детей о словесном составе речи. Закрепить термин «слово»; Упражнять детей в самостоятельном назывании слов и их чётком произношении; Развивать представление о многообразии слов; Воспитывать интерес к началам грамоты. | |
Итоговое занятие «Что я знаю о предложение?» | Кукла - Буратино, доска магнитная, тетради в крупную клетку, ручки, мяч, сюжетная картина по теме. | Закрепить знания детей о разновидности предложений: простое, вопросительное, восклицательное, и с соответствующими знаками препинания; закреплять умение производить звуковой анализ слов; упражнять в составлении предложений, используя схему; развивать у детей силу голоса, выразительность и чёткость речи; воспитывать навыки учебной деятельности. |
III Организационный раздел
3.1 Время и сроки реализации образовательной
программы
Программа рассчитана на один год работы с детьми подготовительной группы.
Курс занятий по программе рассчитан на один раз в неделю. Продолжительность занятий: с детьми 6-7 лет составляет 30 минут. Общее количество занятий в год составляет: 36 занятий.
Данные формы ОД реализуются также в режимных моментах: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей.
Формами организации жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы являются беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, развлечения и т.д. Данная деятельность соответствует требованиям СанПиН.
3.2 Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов позволяет использовать различные составляющие предметной среды, например, детскую мебель.
Вариативность среды дает возможность использовать разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей.
Материал периодически меняется, появляется новый, тем самым стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Техническое оснащение занятий
Магнитная азбука (демонстрационная)
Касса букв и слогов (раздаточный материал)
Кубики «Мои первые буквы».
Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
Настольно-печатные игры.
Предметные игрушки.
Доска.
Цветные мелки.
Цветные карандаши, простой карандаш, ручка.
Разрезная азбука.
Пластилин
Доска для лепки.
3.3 Кадровое и финансовое обеспечение
Воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации программы; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их.
Общее количество сотрудников, занятых непосредственно на группе составило:
Должность | Общее количество ставок |
1 воспитатель | 1,0 ставки |
3.4 Список используемой литературы
1.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.
2. Л. Е. Журова Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа. Методические рекомендации. М. Изд. центр «Вентана-Граф» 2013г Л. Е. Журова Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет. Конспекты занятий. М. Изд. центр «Вентана-Граф» 2010г
3. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. М.: «Школьная Пресса», 2004г
4. Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5—7 лет. Методическое
5. «Звуки и буквы». Демонстрационный материал для занятий с детьми 5-7 лет. М., 1998-2014.
6.Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей до-школьного возраста. М., 2004.
7.«Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. М., 2014.
8. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Томск, 2003.
9.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993г.
10.Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Скоро в школу»
подготовка детей к школе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «ВЕСЬ МИР В ОДНОЙ КОРОБКЕ…»
Программа по дополнительному образованию и организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогв ДО....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Всезнайка» для детей средней группы 4-5лет
Содержание №Наименование разделовСтраница1Целевой раздел31.1По...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"
Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет
Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМКа» (Увлекательная Математика Каждому)
Создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания...