Методическая разработка Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами художественной литературы
методическая разработка (старшая группа)
Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами художественной литературы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство - время первоначального становления личности и то, какова будет эта личность, в немалой степени зависит и от педагогов.
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка, а художественная литература сможет стать важным средством его эмоционального развития.
В психолого – педагогической литературе раскрыты некоторые подходы к решению данной проблеме. Так Н.Л. Кряжева, из всего многообразия художественной литературы выделила лишь русские народные сказки, способствующие развитию эмоциональной сферы малышей. М.Э. Вайнер уделяет большое значение диагностике эмоционального развития, но не рассматривает художественную литературу, как средства развития эмоций у детей. Л.П. Стрелкова характеризует художественные произведения с точки зрения их эмоциональной насыщенности, указывает, что книги, сказки, стихи являются для ребёнка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии.
Цель нашей работы - представить методический комплекс с использованием художественной литературы, способствующий развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Художественная литература как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература. Охарактеризуем возможности художественной литературы в расширении познания и кругозора детей, обогащения его эмоциональной сферы.
Сила искусства в эмоциональном развитии детей огромна. Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорил о значении искусства художественной литературы для детей: "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей".
Анализируя нынешнее состояние исследования проблемы влияния художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей освещён в методических материалах Л.П.Стрелковой. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное
воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
В настоящее время педагоги продолжают заниматься проблемой эмоционального воспитания детей. Иванова Г.П. в своём пособии «Театр настроений» ставит цель – помочь дошкольникам уяснить смысл психологических категорий, сообщить детям элементарные знания о самом себе, о своём внутреннем мире. В этом она отводит художественной литературе не последнюю роль. Она использует сказки и стихи, пословицы, поговорки как действенное средство в коррекции эмоционально – нравственной сферы у ребёнка – дошкольника. В ее пособии представлены разработки занятий, упражнений, тренингов по формировании у детей эмоциональной сферы.
Большой интерес представляет программа социально – эмоционального развития дошкольников «Я – ТЫ – МЫ» (автор О.Л. Князева). Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые представляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Они ориентированы на помощь ребёнку в осознании своих характерных особенностей и предпочтений, понимании того, что он уникален. Авторы считают, что важно научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, обучить детей этически важными формами поведения. Программа состоит из трёх разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». В разделе «Чувства, желания, взгляды» автор использует художественную литературу, как средство развития эмоций у детей в небольшом объёме, уделяет значимое место музыкальному оформлению занятий.
Представим анализ наиболее востребованных в настоящее время программ дошкольного воспитания «Детство» и « Развитие» в вопросе использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей.
В созданной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена комплексной образовательной программе « Детство», социально – эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном дошкольном учреждении. Данная задача выступает важнейшей составляющей образовательного содержания и в программе «Детство». Авторами этих программ ставится задача развития у детей способности понимать эмоциональное состояние человека, выраженное разными средствами: языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, фотографии. Одновременно программы ориентируют на развитие у детей умения понимать и устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в музыке, поэзии, живописи, природе.
В программе «Развитие» характеристикой (единицей изменения в психике ребёнка) выступает развитие его способностей. Создатели программы (Л. А. Венгер) считают, что средства, позволяющие ребёнку передать отношение к действительности, дают возможность дошкольнику обобщить и выразить свой эмоционально – познавательный опыт. В игре ребёнок часто воспроизводит радость, гнев, огорчение, удовольствие с помощью символики, заключённой в мимике, жесте, возгласе. Средствами живописи дошкольник передаёт своё отношение к изображаемому персонажу или событию, т.е. развитию эмоциональной сферы ребёнка отводится в данной программе не последнее место. Но, проанализировав раздел «Художественная литература», мы выяснили, что основным средством развития творческих способностей детей является обучение их рассказыванию сказки с опорой на заместители (кружки, квадраты разных размеров).
Таким образом, в данных программах в полной мере не используется потенциал художественной литературы для развития эмоциональной сферы дошкольников, хотя литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.
Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей подготовительной группы средствами художественной литературы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Целесообразно начинать работу над произведением непосредственно с чтения. Перед чтением создавалась определённая эмоциональная атмосфера: выдерживалась продолжительная пауза между чтением и предыдущей деятельностью. Ребята располагались свободно вокруг воспитателя. Текст читали не очень быстро с эмоциональными акцентами. По мере развития сюжета можно было наблюдать, как дети сопереживали героям художественных произведений (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех). Однако некоторые дети улыбались, когда положительный персонаж попадал в бедственное положение. В этом случае чтение не прекращалось, а в дальнейшем велась индивидуальная беседа с этими детьми для того, чтобы помочь им разобраться в содержании произведения. Иногда во время чтения рассказов можно было наблюдать детские слёзы или бурную эмоциональную активность (Л.Н. Толстой «Лев и собачка», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»...). В этом случае делалась пауза, а когда дети успокаивались, продолжалось чтение.
После прочтения произведения проводилась беседа о прочитанном произведении. Готовясь к беседе, тщательно продумывались вопросы, которые будут задаваться детям в связи с прочитанной книгой. Например, при работе над произведением "Рассказ о неизвестном герое" С. Маршака мы говорили с детьми, прежде всего о подвиге героя, который, рискуя своей жизнью, спасает человека. Спрашивали у детей, что их больше всего взволновало. Дети отвечали: "Как парень шел по карнизу, задыхаясь в дыму, как он весь в синяках, корчась от боли, крепко держал девочку". Чтобы правильно ответить на вопросы: "Почему наш герой так быстро ушел? Почему его искали пожарные, милиция и фотографы?", надо было не упустить главного: "Подвиг свой он совершил не ради награды, а просто, чтобы помочь людям!".
При беседе по произведению "Двенадцать месяцев" С. Маршака использовалось вступление для спорного вопроса: "Вспомните, дети, в сказке рассказывается о том, что мачеха любила свою дочь за то, что она была такая же некрасивая, как она сама, такая же ленивая и грубая, а падчерицу не любила за ее красоту, трудолюбие и доброту. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат?" Вот что отвечают дети: "Несправедливо так относиться. Мне жалко падчерицу, потому что она очень много работала на свою мачеху и мало отдыхала. Я переживала за девочку, когда она темной ночью осталась в лесу одна, мне так хотелось согреть ее, напоить горячим чаем".
Иногда после чтения или просмотра диафильма, практиковался прием "построения пирамиды". Из плотной бумаги вырезается контур пирамиды. Дети должны расположить героев следующим образом: на самых верхних ступенях тех, которые понравились больше всего, а на самых нижних тех, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. Раскладывая картинки, дети вели себя очень эмоционально, замеченные ошибки тут же исправляли. Затем у детей спрашивали, на кого они похожи, по их мнению, в данное время и на кого хотели бы быть похожими в будущем. Большинство детей считало себя похожими на положительных персонажей, реже на нейтральных. Прием "пирамиды" позволил нам более точно определить показатели эмоционального отношения детей к персонажам .
Как видно, ребенок способен вполне правильно осознать, оценить, описанное событие, поведение персонажей, а так же выразить свои чувства.
Таким образом, правильно организованные беседы, помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.
При работе над художественным произведением детям предлагалось рассмотреть иллюстрации к произведениям. При рассматривании с дошкольниками иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках /"Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется?.../, а так же определялось настроение при рассматривании пейзажных картин. Так при работе над произведением С. Маршака "Двенадцать месяцев" детям задавались вопросы: 'Что вы чувствуете, о чем вам хочется рассказать при рассматривании пейзажа "Зимняя ночь в лесу". На картине нет сказочных персонажей, но дети, как бы мысленно, переносят себя в зимний лес и выражают свои чувства в ответах: "Если бы я попал в этот лес, мне было бы страшно, холодно. Мне бы не хотелось когда-нибудь остаться одному в дремучем лесу".
Осмысливая произведение, детям предлагали разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения. Такая работа велась по всем художественным произведениям. В процессе работы дети пытались перевоплотиться в героев из произведений и показать мимикой и жестами своё отношение к ним.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация.
Для организации таких игр использовались простые и выразительные костюмы и декорации, изготавливали их вместе с детьми, распределяли роли. Дети по-разному относились к проигрыванию отрицательной роли: одни из них старались ближе к тексту воспроизвести речь и действия отрицательного персонажа, при этом явно чувствовалось формальное исполнение роли, в которой не затрагивается эмоциональная сфера ребенка. Были дети, которые категорически отказывались играть "плохих" персонажей, поэтому воспитателю приходилось предлагать таким детям роль второстепенных персонажей нейтрального или положительного характера. Но была и небольшая группа детей, которые с нескрываемым удовольствием, очень эмоционально проигрывали роль отрицательного персонажа. Приходилось внимательно наблюдать за тем, как вносит ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Такие моменты встречались в произведениях "Дюймовочка" Г-Х. Андерсена (жабы украли девочку, презрение майских жуков, скупость и расчетливость серой мыши)."Аленький цветочек" С. Т Аксакова (жадность и скупость сестер, жестокость злой волшебницы), в рассказе Валентины Осеевой "Отомстила" и т.д. В этих ситуациях использовался следующий метод руководства игрой: приходилось выступать в качестве одного из персонажей игры, старались показать всем детям жестокость поступков отрицательного героя.
При проведении игр-драматизаций детям предлагалось обыграть не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы. Например, при драматизации ненецкой сказки "Кукушка" - новые эпизоды: "Дети помогают матери", «Дети ухаживают за больней матерью», при работе над произведением "Лев и собачка" предлагалась ситуация для разыгрывания "Собачка выздоравливает", при анализе произведения "Рассказ о неизвестном герое", предлагалась ситуация "Что могло бы случиться, если бы молодой парень проехал мимо". Проведение таких игр помогает детям обнаружить в жизни ситуации, похожие на те, которые проигрывали по содержанию произведений.
Основным звеном в работе над художественным произведением является процесс внедрения ситуаций из произведений в жизнь группы. При работе над произведением "Лев и собачка" Л.Н. Толстого была затронута тема, касающаяся жизни и поведения детей всей группы: "Что значит настоящий, верный друг? Кого из детей нашей группы можно назвать настоящим другом?" Беседа велась от лица персонажа произведения - льва, с примерами из разбираемого рассказа. Большинство детей старались назвать настоящим другом лидеров группы, чтобы угодить им, но в этот момент персонаж - лев, стараясь не обидеть данных детей, упорно и настойчиво объяснял им, какими качествами должен обладать настоящий друг. Дети в растерянности смотрели друг на друга, перед ними стояла цель самостоятельно, с точки зрения нравственности, решить эту задачу. С помощью беседы персонажа с детьми эта спорная ситуация была решена. Все ребята были очень удивлены, когда определились в выборе настоящих друзей, которыми оказались скромные, тихие дети. В ответах ребята так обосновывали свое мнение: "Хороший друг Вадик Якушев, он никогда не жадничает, всегда делится своими игрушками, он замечает, когда кому-то плохо, старается успокоить, утешить, он добрый, играет со всеми детьми, всегда защитит слабого в группе". После этой беседы многие дети изменили свое мнение о лидерах группы, стали доброжелательно относиться к слабым детям, старались не давать их в обиду.
При работе над произведением нами использовался, так называемый "барометр настроения", который представлял из себя ширму, оформленную пятью основными пиктограммами (страх, горе, радость, удивление, испуг), куда в нужный кармашек детьми вставлялся флажок. У каждого ребенка была своя меточка, например, (кукла, лисичка, роза ...) Данный барометр практиковался при работе над произведениями, когда оценивались поступки героев, при этом каждый ребенок мог выразить свое отношение к происходящему.
Так же детям предлагалось определить свое настроение, с каким он пришел в детский сад. При этом легко было выявить детей с плохим настроением.
Параллельно велось внедрение комплекса в работу с родителями. Были проведены консультации, родительские собрания. С большим желанием родители включались в игры - тренинги, где мы вместе обсуждали какую – либо ситуацию ( н-р, «ваш ребёнок не убирает за собой игрушки»). Родителям предлагалось вспомнить слова, с которыми они обычно обращаются к ребёнку в подобных случаях («неаккуратный», «непослушный», «не получишь сладкого»). Предлагалось родителям выделить те высказывания, которые содержат поддержку и позитивные оценки («Мне очень понравилось, что ты очень быстро убрал вещи», «Я думаю, что ты сегодня очень устал и сделаешь это утром»). Необходимо стимулировать родителей сделать новый список таких высказываний как можно более полным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте дети очень любят слушать художественные произведения, так как они раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, - это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.
Художественный потенциал детской литературы очень велик, но, изучив научную и специальную литературу по данной теме, можно сделать вывод, что детские сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки для развития эмоций у детей используются редко, хотя литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.
В период дошкольного детства значительно обогащается содержание эмоциональной сферы ребёнка, происходит не только развитие представлений о том, как нужно себя вести в определённой ситуации, но и начинает своё развитие воля.
Формирование эмоций и чувств, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать Действенным средством для этого является художественная литература.
Считаю, что данный опыт работы будет полезен воспитателям, работающим с дошкольниками. Результаты будут более эффективны, если осуществлять преемственность между детским садом и школой.
Библиография
- Белкина В.Н. Детская психология. Ярославль, 1994г.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995г.
- Бреслов Г.М. Психология эмоций. – М. 2004г.
- Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России .2006г.
- Валлон А. Психическое развитие ребёнка – М., 1967г.
- «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.
Санкт – Петербург. Детство – Пресс, 2002г.
- Иванова Г. П. Театр настроений. – Издательство «Скрипторий», 2006г.
- Князева О.Л. – «Я–ТЫ –МЫ». Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.
- Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989г № 5. - с. 10-23.
- Коротаева Е. Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. №1. 2007г.
- КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия Развития,1986г.
- Методические советы к программе «Детство». Санкт - Петербург. Детство – Пресс. 2002г.
- Психология. Словарь/ Под. Ред. А.В.Петровского. – М.: 1990г.
- «Развитие» - знакомство с программой. М.: Уч. Центра им. Венгера Л.А.1990г.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ под ред. А В. Запорожца, Я.З.Неверович. – М. 1986г.
- Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение
- Чистякова М. И. Психогимнастика. Просвещение, 1992г.
- Эмоциональное развитие дошкольника/ Под. Ред. Кошелевой А. Д - М.; Просвещение, 1985г.
Список детской литературы
- Аксаков.С. Т. Аленький цветочек.
- Андерсен Г-Х. Дюймовочка.
- Бажов. П. П. Серебряное копытце.
- Благинина.Е. Посидим в тишине.
- Катаев В. Цветик-семицветик.
- Кукушка. Ненецкая сказка.
- Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
- Маршак С. Двенадцать месяцев.
- Осеева.В На катке.
- Осеева.В Отомстила.
- Толстой Л. Лев и собачка.
- Токманова.И. Рукавички.
- Токманова.И. Живи елочка.
- Уж как я ль свою коровушку люблю. Русская народная потешка.
- Подборка пословиц о дружбе. Сборник загадок.
Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами художественной литературы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство - время первоначального становления личности и то, какова будет эта личность, в немалой степени зависит и от педагогов.
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка, а художественная литература сможет стать важным средством его эмоционального развития.
В психолого – педагогической литературе раскрыты некоторые подходы к решению данной проблеме. Так Н.Л. Кряжева, из всего многообразия художественной литературы выделила лишь русские народные сказки, способствующие развитию эмоциональной сферы малышей. М.Э. Вайнер уделяет большое значение диагностике эмоционального развития, но не рассматривает художественную литературу, как средства развития эмоций у детей. Л.П. Стрелкова характеризует художественные произведения с точки зрения их эмоциональной насыщенности, указывает, что книги, сказки, стихи являются для ребёнка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии.
Цель нашей работы - представить методический комплекс с использованием художественной литературы, способствующий развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Художественная литература как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература. Охарактеризуем возможности художественной литературы в расширении познания и кругозора детей, обогащения его эмоциональной сферы.
Сила искусства в эмоциональном развитии детей огромна. Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорил о значении искусства художественной литературы для детей: "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей".
Анализируя нынешнее состояние исследования проблемы влияния художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей освещён в методических материалах Л.П.Стрелковой. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное
воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
В настоящее время педагоги продолжают заниматься проблемой эмоционального воспитания детей. Иванова Г.П. в своём пособии «Театр настроений» ставит цель – помочь дошкольникам уяснить смысл психологических категорий, сообщить детям элементарные знания о самом себе, о своём внутреннем мире. В этом она отводит художественной литературе не последнюю роль. Она использует сказки и стихи, пословицы, поговорки как действенное средство в коррекции эмоционально – нравственной сферы у ребёнка – дошкольника. В ее пособии представлены разработки занятий, упражнений, тренингов по формировании у детей эмоциональной сферы.
Большой интерес представляет программа социально – эмоционального развития дошкольников «Я – ТЫ – МЫ» (автор О.Л. Князева). Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые представляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Они ориентированы на помощь ребёнку в осознании своих характерных особенностей и предпочтений, понимании того, что он уникален. Авторы считают, что важно научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, обучить детей этически важными формами поведения. Программа состоит из трёх разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». В разделе «Чувства, желания, взгляды» автор использует художественную литературу, как средство развития эмоций у детей в небольшом объёме, уделяет значимое место музыкальному оформлению занятий.
Представим анализ наиболее востребованных в настоящее время программ дошкольного воспитания «Детство» и « Развитие» в вопросе использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей.
В созданной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена комплексной образовательной программе « Детство», социально – эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном дошкольном учреждении. Данная задача выступает важнейшей составляющей образовательного содержания и в программе «Детство». Авторами этих программ ставится задача развития у детей способности понимать эмоциональное состояние человека, выраженное разными средствами: языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, фотографии. Одновременно программы ориентируют на развитие у детей умения понимать и устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в музыке, поэзии, живописи, природе.
В программе «Развитие» характеристикой (единицей изменения в психике ребёнка) выступает развитие его способностей. Создатели программы (Л. А. Венгер) считают, что средства, позволяющие ребёнку передать отношение к действительности, дают возможность дошкольнику обобщить и выразить свой эмоционально – познавательный опыт. В игре ребёнок часто воспроизводит радость, гнев, огорчение, удовольствие с помощью символики, заключённой в мимике, жесте, возгласе. Средствами живописи дошкольник передаёт своё отношение к изображаемому персонажу или событию, т.е. развитию эмоциональной сферы ребёнка отводится в данной программе не последнее место. Но, проанализировав раздел «Художественная литература», мы выяснили, что основным средством развития творческих способностей детей является обучение их рассказыванию сказки с опорой на заместители (кружки, квадраты разных размеров).
Таким образом, в данных программах в полной мере не используется потенциал художественной литературы для развития эмоциональной сферы дошкольников, хотя литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.
Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей подготовительной группы средствами художественной литературы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Целесообразно начинать работу над произведением непосредственно с чтения. Перед чтением создавалась определённая эмоциональная атмосфера: выдерживалась продолжительная пауза между чтением и предыдущей деятельностью. Ребята располагались свободно вокруг воспитателя. Текст читали не очень быстро с эмоциональными акцентами. По мере развития сюжета можно было наблюдать, как дети сопереживали героям художественных произведений (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех). Однако некоторые дети улыбались, когда положительный персонаж попадал в бедственное положение. В этом случае чтение не прекращалось, а в дальнейшем велась индивидуальная беседа с этими детьми для того, чтобы помочь им разобраться в содержании произведения. Иногда во время чтения рассказов можно было наблюдать детские слёзы или бурную эмоциональную активность (Л.Н. Толстой «Лев и собачка», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»...). В этом случае делалась пауза, а когда дети успокаивались, продолжалось чтение.
После прочтения произведения проводилась беседа о прочитанном произведении. Готовясь к беседе, тщательно продумывались вопросы, которые будут задаваться детям в связи с прочитанной книгой. Например, при работе над произведением "Рассказ о неизвестном герое" С. Маршака мы говорили с детьми, прежде всего о подвиге героя, который, рискуя своей жизнью, спасает человека. Спрашивали у детей, что их больше всего взволновало. Дети отвечали: "Как парень шел по карнизу, задыхаясь в дыму, как он весь в синяках, корчась от боли, крепко держал девочку". Чтобы правильно ответить на вопросы: "Почему наш герой так быстро ушел? Почему его искали пожарные, милиция и фотографы?", надо было не упустить главного: "Подвиг свой он совершил не ради награды, а просто, чтобы помочь людям!".
При беседе по произведению "Двенадцать месяцев" С. Маршака использовалось вступление для спорного вопроса: "Вспомните, дети, в сказке рассказывается о том, что мачеха любила свою дочь за то, что она была такая же некрасивая, как она сама, такая же ленивая и грубая, а падчерицу не любила за ее красоту, трудолюбие и доброту. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат?" Вот что отвечают дети: "Несправедливо так относиться. Мне жалко падчерицу, потому что она очень много работала на свою мачеху и мало отдыхала. Я переживала за девочку, когда она темной ночью осталась в лесу одна, мне так хотелось согреть ее, напоить горячим чаем".
Иногда после чтения или просмотра диафильма, практиковался прием "построения пирамиды". Из плотной бумаги вырезается контур пирамиды. Дети должны расположить героев следующим образом: на самых верхних ступенях тех, которые понравились больше всего, а на самых нижних тех, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. Раскладывая картинки, дети вели себя очень эмоционально, замеченные ошибки тут же исправляли. Затем у детей спрашивали, на кого они похожи, по их мнению, в данное время и на кого хотели бы быть похожими в будущем. Большинство детей считало себя похожими на положительных персонажей, реже на нейтральных. Прием "пирамиды" позволил нам более точно определить показатели эмоционального отношения детей к персонажам .
Как видно, ребенок способен вполне правильно осознать, оценить, описанное событие, поведение персонажей, а так же выразить свои чувства.
Таким образом, правильно организованные беседы, помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.
При работе над художественным произведением детям предлагалось рассмотреть иллюстрации к произведениям. При рассматривании с дошкольниками иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках /"Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется?.../, а так же определялось настроение при рассматривании пейзажных картин. Так при работе над произведением С. Маршака "Двенадцать месяцев" детям задавались вопросы: 'Что вы чувствуете, о чем вам хочется рассказать при рассматривании пейзажа "Зимняя ночь в лесу". На картине нет сказочных персонажей, но дети, как бы мысленно, переносят себя в зимний лес и выражают свои чувства в ответах: "Если бы я попал в этот лес, мне было бы страшно, холодно. Мне бы не хотелось когда-нибудь остаться одному в дремучем лесу".
Осмысливая произведение, детям предлагали разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения. Такая работа велась по всем художественным произведениям. В процессе работы дети пытались перевоплотиться в героев из произведений и показать мимикой и жестами своё отношение к ним.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация.
Для организации таких игр использовались простые и выразительные костюмы и декорации, изготавливали их вместе с детьми, распределяли роли. Дети по-разному относились к проигрыванию отрицательной роли: одни из них старались ближе к тексту воспроизвести речь и действия отрицательного персонажа, при этом явно чувствовалось формальное исполнение роли, в которой не затрагивается эмоциональная сфера ребенка. Были дети, которые категорически отказывались играть "плохих" персонажей, поэтому воспитателю приходилось предлагать таким детям роль второстепенных персонажей нейтрального или положительного характера. Но была и небольшая группа детей, которые с нескрываемым удовольствием, очень эмоционально проигрывали роль отрицательного персонажа. Приходилось внимательно наблюдать за тем, как вносит ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Такие моменты встречались в произведениях "Дюймовочка" Г-Х. Андерсена (жабы украли девочку, презрение майских жуков, скупость и расчетливость серой мыши)."Аленький цветочек" С. Т Аксакова (жадность и скупость сестер, жестокость злой волшебницы), в рассказе Валентины Осеевой "Отомстила" и т.д. В этих ситуациях использовался следующий метод руководства игрой: приходилось выступать в качестве одного из персонажей игры, старались показать всем детям жестокость поступков отрицательного героя.
При проведении игр-драматизаций детям предлагалось обыграть не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы. Например, при драматизации ненецкой сказки "Кукушка" - новые эпизоды: "Дети помогают матери", «Дети ухаживают за больней матерью», при работе над произведением "Лев и собачка" предлагалась ситуация для разыгрывания "Собачка выздоравливает", при анализе произведения "Рассказ о неизвестном герое", предлагалась ситуация "Что могло бы случиться, если бы молодой парень проехал мимо". Проведение таких игр помогает детям обнаружить в жизни ситуации, похожие на те, которые проигрывали по содержанию произведений.
Основным звеном в работе над художественным произведением является процесс внедрения ситуаций из произведений в жизнь группы. При работе над произведением "Лев и собачка" Л.Н. Толстого была затронута тема, касающаяся жизни и поведения детей всей группы: "Что значит настоящий, верный друг? Кого из детей нашей группы можно назвать настоящим другом?" Беседа велась от лица персонажа произведения - льва, с примерами из разбираемого рассказа. Большинство детей старались назвать настоящим другом лидеров группы, чтобы угодить им, но в этот момент персонаж - лев, стараясь не обидеть данных детей, упорно и настойчиво объяснял им, какими качествами должен обладать настоящий друг. Дети в растерянности смотрели друг на друга, перед ними стояла цель самостоятельно, с точки зрения нравственности, решить эту задачу. С помощью беседы персонажа с детьми эта спорная ситуация была решена. Все ребята были очень удивлены, когда определились в выборе настоящих друзей, которыми оказались скромные, тихие дети. В ответах ребята так обосновывали свое мнение: "Хороший друг Вадик Якушев, он никогда не жадничает, всегда делится своими игрушками, он замечает, когда кому-то плохо, старается успокоить, утешить, он добрый, играет со всеми детьми, всегда защитит слабого в группе". После этой беседы многие дети изменили свое мнение о лидерах группы, стали доброжелательно относиться к слабым детям, старались не давать их в обиду.
При работе над произведением нами использовался, так называемый "барометр настроения", который представлял из себя ширму, оформленную пятью основными пиктограммами (страх, горе, радость, удивление, испуг), куда в нужный кармашек детьми вставлялся флажок. У каждого ребенка была своя меточка, например, (кукла, лисичка, роза ...) Данный барометр практиковался при работе над произведениями, когда оценивались поступки героев, при этом каждый ребенок мог выразить свое отношение к происходящему.
Так же детям предлагалось определить свое настроение, с каким он пришел в детский сад. При этом легко было выявить детей с плохим настроением.
Параллельно велось внедрение комплекса в работу с родителями. Были проведены консультации, родительские собрания. С большим желанием родители включались в игры - тренинги, где мы вместе обсуждали какую – либо ситуацию ( н-р, «ваш ребёнок не убирает за собой игрушки»). Родителям предлагалось вспомнить слова, с которыми они обычно обращаются к ребёнку в подобных случаях («неаккуратный», «непослушный», «не получишь сладкого»). Предлагалось родителям выделить те высказывания, которые содержат поддержку и позитивные оценки («Мне очень понравилось, что ты очень быстро убрал вещи», «Я думаю, что ты сегодня очень устал и сделаешь это утром»). Необходимо стимулировать родителей сделать новый список таких высказываний как можно более полным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте дети очень любят слушать художественные произведения, так как они раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, - это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.
Художественный потенциал детской литературы очень велик, но, изучив научную и специальную литературу по данной теме, можно сделать вывод, что детские сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки для развития эмоций у детей используются редко, хотя литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.
В период дошкольного детства значительно обогащается содержание эмоциональной сферы ребёнка, происходит не только развитие представлений о том, как нужно себя вести в определённой ситуации, но и начинает своё развитие воля.
Формирование эмоций и чувств, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать Действенным средством для этого является художественная литература.
Считаю, что данный опыт работы будет полезен воспитателям, работающим с дошкольниками. Результаты будут более эффективны, если осуществлять преемственность между детским садом и школой.
Библиография
1. Белкина В.Н. Детская психология. Ярославль, 1994г.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995г.
3. Бреслов Г.М. Психология эмоций. – М. 2004г.
4. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России .2006г.
5. Валлон А. Психическое развитие ребёнка – М., 1967г.
6. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.
Санкт – Петербург. Детство – Пресс, 2002г.
1. Иванова Г. П. Театр настроений. – Издательство «Скрипторий», 2006г.
2. Князева О.Л. – «Я–ТЫ –МЫ». Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.
3. Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989г № 5. - с. 10-23.
4. Коротаева Е. Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. №1. 2007г.
5. КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия Развития,1986г.
6. Методические советы к программе «Детство». Санкт - Петербург. Детство – Пресс. 2002г.
7. Психология. Словарь/ Под. Ред. А.В.Петровского. – М.: 1990г.
8. «Развитие» - знакомство с программой. М.: Уч. Центра им. Венгера Л.А.1990г.
9. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ под ред. А В. Запорожца, Я.З.Неверович. – М. 1986г.
10. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение
11. Чистякова М. И. Психогимнастика. Просвещение, 1992г.
12. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под. Ред. Кошелевой А. Д - М.; Просвещение, 1985г.
Список детской литературы
1. Аксаков.С. Т. Аленький цветочек.
2. Андерсен Г-Х. Дюймовочка.
3. Бажов. П. П. Серебряное копытце.
4. Благинина.Е. Посидим в тишине.
5. Катаев В. Цветик-семицветик.
6. Кукушка. Ненецкая сказка.
7. Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
8. Маршак С. Двенадцать месяцев.
9. Осеева.В На катке.
10. Осеева.В Отомстила.
11. Толстой Л. Лев и собачка.
12. Токманова.И. Рукавички.
13. Токманова.И. Живи елочка.
14. Уж как я ль свою коровушку люблю. Русская народная потешка.
15. Подборка пословиц о дружбе. Сборник загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_razvitiyu_emotsionalnoy_sfery_starshih_doshkolnikov.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дариенко И.С.
Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами художественной литературы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство - время первоначального становления личности и то, какова будет эта личность, в немалой степени зависит и от педагогов.
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка, а художественная литература сможет стать важным средством его эмоционального развития.
В психолого – педагогической литературе раскрыты некоторые подходы к решению данной проблеме. Так Н.Л. Кряжева, из всего многообразия художественной литературы выделила лишь русские народные сказки, способствующие развитию эмоциональной сферы малышей. М.Э. Вайнер уделяет большое значение диагностике эмоционального развития, но не рассматривает художественную литературу, как средства развития эмоций у детей. Л.П. Стрелкова характеризует художественные произведения с точки зрения их эмоциональной насыщенности, указывает, что книги, сказки, стихи являются для ребёнка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии.
Цель нашей работы - представить методический комплекс с использованием художественной литературы, способствующий развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Художественная литература как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература. Охарактеризуем возможности художественной литературы в расширении познания и кругозора детей, обогащения его эмоциональной сферы.
Сила искусства в эмоциональном развитии детей огромна. Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорил о значении искусства художественной литературы для детей: "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей".
Анализируя нынешнее состояние исследования проблемы влияния художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.
Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей освещён в методических материалах Л.П.Стрелковой. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное
воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
В настоящее время педагоги продолжают заниматься проблемой эмоционального воспитания детей. Иванова Г.П. в своём пособии «Театр настроений» ставит цель – помочь дошкольникам уяснить смысл психологических категорий, сообщить детям элементарные знания о самом себе, о своём внутреннем мире. В этом она отводит художественной литературе не последнюю роль. Она использует сказки и стихи, пословицы, поговорки как действенное средство в коррекции эмоционально – нравственной сферы у ребёнка – дошкольника. В ее пособии представлены разработки занятий, упражнений, тренингов по формировании у детей эмоциональной сферы.
Большой интерес представляет программа социально – эмоционального развития дошкольников «Я – ТЫ – МЫ» (автор О.Л. Князева). Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые представляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Они ориентированы на помощь ребёнку в осознании своих характерных особенностей и предпочтений, понимании того, что он уникален. Авторы считают, что важно научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, обучить детей этически важными формами поведения. Программа состоит из трёх разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». В разделе «Чувства, желания, взгляды» автор использует художественную литературу, как средство развития эмоций у детей в небольшом объёме, уделяет значимое место музыкальному оформлению занятий.
Представим анализ наиболее востребованных в настоящее время программ дошкольного воспитания «Детство» и « Развитие» в вопросе использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей.
В созданной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена комплексной образовательной программе « Детство», социально – эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном дошкольном учреждении. Данная задача выступает важнейшей составляющей образовательного содержания и в программе «Детство». Авторами этих программ ставится задача развития у детей способности понимать эмоциональное состояние человека, выраженное разными средствами: языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, фотографии. Одновременно программы ориентируют на развитие у детей умения понимать и устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в музыке, поэзии, живописи, природе.
В программе «Развитие» характеристикой (единицей изменения в психике ребёнка) выступает развитие его способностей. Создатели программы (Л. А. Венгер) считают, что средства, позволяющие ребёнку передать отношение к действительности, дают возможность дошкольнику обобщить и выразить свой эмоционально – познавательный опыт. В игре ребёнок часто воспроизводит радость, гнев, огорчение, удовольствие с помощью символики, заключённой в мимике, жесте, возгласе. Средствами живописи дошкольник передаёт своё отношение к изображаемому персонажу или событию, т.е. развитию эмоциональной сферы ребёнка отводится в данной программе не последнее место. Но, проанализировав раздел «Художественная литература», мы выяснили, что основным средством развития творческих способностей детей является обучение их рассказыванию сказки с опорой на заместители (кружки, квадраты разных размеров).
Таким образом, в данных программах в полной мере не используется потенциал художественной литературы для развития эмоциональной сферы дошкольников, хотя литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.
Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей подготовительной группы средствами художественной литературы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Целесообразно начинать работу над произведением непосредственно с чтения. Перед чтением создавалась определённая эмоциональная атмосфера: выдерживалась продолжительная пауза между чтением и предыдущей деятельностью. Ребята располагались свободно вокруг воспитателя. Текст читали не очень быстро с эмоциональными акцентами. По мере развития сюжета можно было наблюдать, как дети сопереживали героям художественных произведений (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех). Однако некоторые дети улыбались, когда положительный персонаж попадал в бедственное положение. В этом случае чтение не прекращалось, а в дальнейшем велась индивидуальная беседа с этими детьми для того, чтобы помочь им разобраться в содержании произведения. Иногда во время чтения рассказов можно было наблюдать детские слёзы или бурную эмоциональную активность (Л.Н. Толстой «Лев и собачка», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»...). В этом случае делалась пауза, а когда дети успокаивались, продолжалось чтение.
После прочтения произведения проводилась беседа о прочитанном произведении. Готовясь к беседе, тщательно продумывались вопросы, которые будут задаваться детям в связи с прочитанной книгой. Например, при работе над произведением "Рассказ о неизвестном герое" С. Маршака мы говорили с детьми, прежде всего о подвиге героя, который, рискуя своей жизнью, спасает человека. Спрашивали у детей, что их больше всего взволновало. Дети отвечали: "Как парень шел по карнизу, задыхаясь в дыму, как он весь в синяках, корчась от боли, крепко держал девочку". Чтобы правильно ответить на вопросы: "Почему наш герой так быстро ушел? Почему его искали пожарные, милиция и фотографы?", надо было не упустить главного: "Подвиг свой он совершил не ради награды, а просто, чтобы помочь людям!".
При беседе по произведению "Двенадцать месяцев" С. Маршака использовалось вступление для спорного вопроса: "Вспомните, дети, в сказке рассказывается о том, что мачеха любила свою дочь за то, что она была такая же некрасивая, как она сама, такая же ленивая и грубая, а падчерицу не любила за ее красоту, трудолюбие и доброту. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат?" Вот что отвечают дети: "Несправедливо так относиться. Мне жалко падчерицу, потому что она очень много работала на свою мачеху и мало отдыхала. Я переживала за девочку, когда она темной ночью осталась в лесу одна, мне так хотелось согреть ее, напоить горячим чаем".
Иногда после чтения или просмотра диафильма, практиковался прием "построения пирамиды". Из плотной бумаги вырезается контур пирамиды. Дети должны расположить героев следующим образом: на самых верхних ступенях тех, которые понравились больше всего, а на самых нижних тех, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. Раскладывая картинки, дети вели себя очень эмоционально, замеченные ошибки тут же исправляли. Затем у детей спрашивали, на кого они похожи, по их мнению, в данное время и на кого хотели бы быть похожими в будущем. Большинство детей считало себя похожими на положительных персонажей, реже на нейтральных. Прием "пирамиды" позволил нам более точно определить показатели эмоционального отношения детей к персонажам .
Как видно, ребенок способен вполне правильно осознать, оценить, описанное событие, поведение персонажей, а так же выразить свои чувства.
Таким образом, правильно организованные беседы, помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.
При работе над художественным произведением детям предлагалось рассмотреть иллюстрации к произведениям. При рассматривании с дошкольниками иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках /"Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется?.../, а так же определялось настроение при рассматривании пейзажных картин. Так при работе над произведением С. Маршака "Двенадцать месяцев" детям задавались вопросы: 'Что вы чувствуете, о чем вам хочется рассказать при рассматривании пейзажа "Зимняя ночь в лесу". На картине нет сказочных персонажей, но дети, как бы мысленно, переносят себя в зимний лес и выражают свои чувства в ответах: "Если бы я попал в этот лес, мне было бы страшно, холодно. Мне бы не хотелось когда-нибудь остаться одному в дремучем лесу".
Осмысливая произведение, детям предлагали разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения. Такая работа велась по всем художественным произведениям. В процессе работы дети пытались перевоплотиться в героев из произведений и показать мимикой и жестами своё отношение к ним.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация.
Для организации таких игр использовались простые и выразительные костюмы и декорации, изготавливали их вместе с детьми, распределяли роли. Дети по-разному относились к проигрыванию отрицательной роли: одни из них старались ближе к тексту воспроизвести речь и действия отрицательного персонажа, при этом явно чувствовалось формальное исполнение роли, в которой не затрагивается эмоциональная сфера ребенка. Были дети, которые категорически отказывались играть "плохих" персонажей, поэтому воспитателю приходилось предлагать таким детям роль второстепенных персонажей нейтрального или положительного характера. Но была и небольшая группа детей, которые с нескрываемым удовольствием, очень эмоционально проигрывали роль отрицательного персонажа. Приходилось внимательно наблюдать за тем, как вносит ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Такие моменты встречались в произведениях "Дюймовочка" Г-Х. Андерсена (жабы украли девочку, презрение майских жуков, скупость и расчетливость серой мыши)."Аленький цветочек" С. Т Аксакова (жадность и скупость сестер, жестокость злой волшебницы), в рассказе Валентины Осеевой "Отомстила" и т.д. В этих ситуациях использовался следующий метод руководства игрой: приходилось выступать в качестве одного из персонажей игры, старались показать всем детям жестокость поступков отрицательного героя.
При проведении игр-драматизаций детям предлагалось обыграть не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы. Например, при драматизации ненецкой сказки "Кукушка" - новые эпизоды: "Дети помогают матери", «Дети ухаживают за больней матерью», при работе над произведением "Лев и собачка" предлагалась ситуация для разыгрывания "Собачка выздоравливает", при анализе произведения "Рассказ о неизвестном герое", предлагалась ситуация "Что могло бы случиться, если бы молодой парень проехал мимо". Проведение таких игр помогает детям обнаружить в жизни ситуации, похожие на те, которые проигрывали по содержанию произведений.
Основным звеном в работе над художественным произведением является процесс внедрения ситуаций из произведений в жизнь группы. При работе над произведением "Лев и собачка" Л.Н. Толстого была затронута тема, касающаяся жизни и поведения детей всей группы: "Что значит настоящий, верный друг? Кого из детей нашей группы можно назвать настоящим другом?" Беседа велась от лица персонажа произведения - льва, с примерами из разбираемого рассказа. Большинство детей старались назвать настоящим другом лидеров группы, чтобы угодить им, но в этот момент персонаж - лев, стараясь не обидеть данных детей, упорно и настойчиво объяснял им, какими качествами должен обладать настоящий друг. Дети в растерянности смотрели друг на друга, перед ними стояла цель самостоятельно, с точки зрения нравственности, решить эту задачу. С помощью беседы персонажа с детьми эта спорная ситуация была решена. Все ребята были очень удивлены, когда определились в выборе настоящих друзей, которыми оказались скромные, тихие дети. В ответах ребята так обосновывали свое мнение: "Хороший друг Вадик Якушев, он никогда не жадничает, всегда делится своими игрушками, он замечает, когда кому-то плохо, старается успокоить, утешить, он добрый, играет со всеми детьми, всегда защитит слабого в группе". После этой беседы многие дети изменили свое мнение о лидерах группы, стали доброжелательно относиться к слабым детям, старались не давать их в обиду.
При работе над произведением нами использовался, так называемый "барометр настроения", который представлял из себя ширму, оформленную пятью основными пиктограммами (страх, горе, радость, удивление, испуг), куда в нужный кармашек детьми вставлялся флажок. У каждого ребенка была своя меточка, например, (кукла, лисичка, роза ...) Данный барометр практиковался при работе над произведениями, когда оценивались поступки героев, при этом каждый ребенок мог выразить свое отношение к происходящему.
Так же детям предлагалось определить свое настроение, с каким он пришел в детский сад. При этом легко было выявить детей с плохим настроением.
Параллельно велось внедрение комплекса в работу с родителями. Были проведены консультации, родительские собрания. С большим желанием родители включались в игры - тренинги, где мы вместе обсуждали какую – либо ситуацию ( н-р, «ваш ребёнок не убирает за собой игрушки»). Родителям предлагалось вспомнить слова, с которыми они обычно обращаются к ребёнку в подобных случаях («неаккуратный», «непослушный», «не получишь сладкого»). Предлагалось родителям выделить те высказывания, которые содержат поддержку и позитивные оценки («Мне очень понравилось, что ты очень быстро убрал вещи», «Я думаю, что ты сегодня очень устал и сделаешь это утром»). Необходимо стимулировать родителей сделать новый список таких высказываний как можно более полным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте дети очень любят слушать художественные произведения, так как они раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, - это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.
Художественный потенциал детской литературы очень велик, но, изучив научную и специальную литературу по данной теме, можно сделать вывод, что детские сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки для развития эмоций у детей используются редко, хотя литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.
В период дошкольного детства значительно обогащается содержание эмоциональной сферы ребёнка, происходит не только развитие представлений о том, как нужно себя вести в определённой ситуации, но и начинает своё развитие воля.
Формирование эмоций и чувств, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать Действенным средством для этого является художественная литература.
Считаю, что данный опыт работы будет полезен воспитателям, работающим с дошкольниками. Результаты будут более эффективны, если осуществлять преемственность между детским садом и школой.
Библиография
- Белкина В.Н. Детская психология. Ярославль, 1994г.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995г.
- Бреслов Г.М. Психология эмоций. – М. 2004г.
- Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России .2006г.
- Валлон А. Психическое развитие ребёнка – М., 1967г.
- «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.
Санкт – Петербург. Детство – Пресс, 2002г.
- Иванова Г. П. Театр настроений. – Издательство «Скрипторий», 2006г.
- Князева О.Л. – «Я–ТЫ –МЫ». Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.
- Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989г № 5. - с. 10-23.
- Коротаева Е. Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. №1. 2007г.
- КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия Развития,1986г.
- Методические советы к программе «Детство». Санкт - Петербург. Детство – Пресс. 2002г.
- Психология. Словарь/ Под. Ред. А.В.Петровского. – М.: 1990г.
- «Развитие» - знакомство с программой. М.: Уч. Центра им. Венгера Л.А.1990г.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ под ред. А В. Запорожца, Я.З.Неверович. – М. 1986г.
- Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение
- Чистякова М. И. Психогимнастика. Просвещение, 1992г.
- Эмоциональное развитие дошкольника/ Под. Ред. Кошелевой А. Д - М.; Просвещение, 1985г.
Список детской литературы
- Аксаков.С. Т. Аленький цветочек.
- Андерсен Г-Х. Дюймовочка.
- Бажов. П. П. Серебряное копытце.
- Благинина.Е. Посидим в тишине.
- Катаев В. Цветик-семицветик.
- Кукушка. Ненецкая сказка.
- Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
- Маршак С. Двенадцать месяцев.
- Осеева.В На катке.
- Осеева.В Отомстила.
- Толстой Л. Лев и собачка.
- Токманова.И. Рукавички.
- Токманова.И. Живи елочка.
- Уж как я ль свою коровушку люблю. Русская народная потешка.
- Подборка пословиц о дружбе. Сборник загадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы»
Консультация для воспитателей ДОУ об особенностях и методах, используемых в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, применение детской литературы в данном п...
Разработка "Методические особенности эмоционального развития младших дошкольников средствами малых форм фольклорных жанров"
Данная работа рассматривает применение русского фольклора во всех режимных моментах в младшей группе детского сада....
Формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников средствами художественной литературы
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в нашей стране , не могут оставить без изменения систему воспитания...
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора в рамках внедрения ФГОС ДОО"
консультация для родителей...
перспективный план по воспитанию нравственных чувств старших дошкольников средствами художественной литературы и исскуства
В перспективном плане содержатся беседы, занятия, досуги на тему воспитания нравственных чувств дошкольников. План расчитан на 1 учебный год....
Консультация для родителей: "Обогащения словаря старшего дошкольника средствами художественной литературы."
Консультация для родителей...