Формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников средствами художественной литературы
статья (старшая группа)
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в нашей стране , не могут оставить без изменения систему воспитания и образования подрастающего поколения.
Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. В это время происходит вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Одним из главных направлений перестройки дошкольного воспитания в концепции дошкольного воспитания является «гуманизация педагогического процесса, предполагающая, прежде всего ориентацию воспитателя на личность ребенка, коренное изменение характера общения с ним(Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание1989№9.стр.49)
Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в становлении личности дошкольника. Это обусловлено большими изменениями, которые происходят в умственном, эмоционально-волевом развитии , в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, а также достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания дошкольников.
В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы. Совершенствование процесса нравственного воспитания должно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.
Анализ литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных зарубежных исследователей: Я.А.Каменского, Ж.Ж Руссо, Дж.Локка, И.П.Пестолоцци; и русских педагогов: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. В то же время имеющийся материалпо проблеме необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социальных преобразований, происходящих в обществе. В современной педагогике общие проблемы нравственного воспитания разработаны в трудах Ю.П.Азарова, О.С.Богдановской, З.И.Васильевой, А.В.Зосимовского, Н.И.Монахова, Н.В.Мясищева идр.
Своеобразие нравственного воспитания дошкольников и его методики нашли отражение в трудах Т.И.Бабаевой, Р.С.Буре, Н.АВетлугиной, А.М.Виноградовой, Н.В.Дуровой, А.П.Князевой, В.Г.Нечаевой, Е.В.Субботского, А.М.Счастной, А.П.Усовой. В них прослеживается мысль о самоценности дошкольного детства. Именно в этот период(по мнению многих ученых) формируется основа таких нравственных качеств как коллективизм, патриотизм, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, бережливость, скромность.
В воспитании вышеназванных качеств немаловажное значение имеет художественная литература. Наиболее полно этот вопрос освещен в трудах А.А.Вердян, Л.А.Сидорповой, А.В.Запорожца, Л.С.Славиной, Р.С.Буре, Д.Д.Шатовой, Л.П.Князевой, н.с.Карпинской, М.М.Кониной. В них глубоко исследуется влияние художественной литературы на чувства, эмоции, переживания ребенка, на формирование его нравственных качеств.
Одним из действенных средств нравственного воспитания ребенка является детская литература, поскольку ее основной особенностью является способность одновременно сильно действовать и на чувства и на мысль читателя (в данном случае слушателя).
Использование детской литературы в целях нравственного формирования личности ребенка является предметом изучения ряда наук: теория детской литературы, психологии, педагогики и др.
Важный сдвиг, происходящий в дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание художественных произведений имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. Четкая фабула, драматизированное изображение событий в художественных произведениях способствует тому, чтобы ребенок вошел в круг воображаемых обстоятельств, стал мысленно содействовать героям произведений. Л.С.Славина показала, что при соответствующей работе уже у малыша-преддошкольника можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить ребенка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства. Более сложные формы восприятие произведений приобретает у дошкольника. Его восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует с ним, борется с его врагами. В течение дошкольного возраста отношение к художественным произведениям проходит путь от непосредственно наивного участия ребенка в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне них. Глядя на них как-бы со стороны.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра, справедливости. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественнымпроизведениям с целью формирования у детей гуманных чувств, этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность.
Еще в 40 годы 20в. В.Г.Белинский предъявлял требования к детской литературе – этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования: «Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою»(В.Г.Белинский)
Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказывали о главном герое. Необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Не обязательно читать много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.
Большое место в воспитательном процессе занимают этические беседы. В дошкольной педагогике подробно разработан вопрос о проведении этических бесед по художественным произведениям. Исследования К.Н.Лещенко, Н.С.Карпинской, М.М.Кониной и др. раскрывают значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств у дошкольников и подчеркивают важность этических бесед по литературным произведениям. Исследования показывают, что дети дошкольного возраста способны воспринять мораль художественного произведения, понять смысл и мотивы поступков героев, дать им оценку и обосновать отношение к ним. Мораль художественного произведения более глубоко осознается детьми в беседах после чтения. В процессе бесед педагог ставит перед ребенком задачу осмыслить свое отношение к герою, дать ему оценку и обосновать ее. Однако, проявление детьми положительных нравственных чувств, правильные рассуждения по поводу поведения литературных героев, все еще не говорит о сформированности положительных нравственных качеств. Придавая большое значение практическому усвоению положительных норм поведения, необходимо так организовать быт детей, создать такие условия деятельности ребенка, которые помогут ему перенести в собственное поведение характер положительных нравственных проявлений литературных героев. Естественные, а также специально созданные условия жизни детей будут способствовать упражнению положительных нравственных чувств детей, касающихся их взаимоотношений, создадут привычку поступать правильно, соответственно задачам нравственного воспитания.
Итак, анализируя исследования по данной теме, можно сделать вывод, что литературные тексты нравственного содержания могут эффективно содействовать формированию всех компонентов механизма нравственного воспитания: (знания и представления) +(мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение)= нравственное качество. Согласно научным исследованиям по данной теме можно предположить, что воздействие литературных произведений на нравственные ценностные ориентации дошкольника может быть осуществлено при соблюдении следующих основных условий:
1. Если произведения детской художественной литературы будут подбираться с учетом задач художественного и нравственного воспитания детей и особенностями данного возраста.
2. Если при формировании нравственных качеств личности, осуществляемых посредством художественной литературы, учесть моральный опыт ребенка, уровень его нравственных понятий представлений.
3. При преподнесении детям литературного материала в определенной последовательности, по нарастанию сложности нравственных понятий.
4. В течение определенного промежутка времени использование различных произведений художественной литературы, отражающих одну и ту же нравственную тему, должно способствовать воспитанию положительных нравственных качеств, которых у детей нет, или пока они недостаточно сформированы.
5. Преварительное знакомство детей данного возраста с детской книжкой (с ее иллюстрацией) вырабатывает у них психологическую готовность к лучшему восприятию содержания художественного произведения, а также его моральной основы.
6. Конкретные жизненные факты, картины, фотографии, отражающие яркие события из жизни самих детей, окружающей среды, по своему содержанию близкие или контрастные с литературными, воскрешают в памяти детей пережитые ими нравственные чувства, в силу чего восприятие ими поведения литературных героев усилится и углубится. По этой причине нравственные убеждения детей примут более осознанный характер.
7. При естественных, а также специально созданных условиях жизни детей, которые будут способствовать упражнению положительных нравственных чувств детей, касающихся их взаимоотношений, создадут привычку поступать правильно, соответственно задачам нравственного воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников средствами художественной литературы.
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в нашей стране , не могут оставить без изменения систему воспитания и образования подрастающего поколения.
Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. В это время происходит вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Одним из главных направлений перестройки дошкольного воспитания в концепции дошкольного воспитания является «гуманизация педагогического процесса, предполагающая, прежде всего ориентацию воспитателя на личность ребенка, коренное изменение характера общения с ним(Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание1989№9.стр.49)
Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в становлении личности дошкольника. Это обусловлено большими изменениями, которые происходят в умственном, эмоционально-волевом развитии , в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, а также достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания дошкольников.
В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы. Совершенствование процесса нравственного воспитания должно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.
Анализ литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных зарубежных исследователей: Я.А.Каменского, Ж.Ж Руссо, Дж.Локка, И.П.Пестолоцци; и русских педагогов: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. В то же время имеющийся материалпо проблеме необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социальных преобразований, происходящих в обществе. В современной педагогике общие проблемы нравственного воспитания разработаны в трудах Ю.П.Азарова, О.С.Богдановской, З.И.Васильевой, А.В.Зосимовского, Н.И.Монахова, Н.В.Мясищева идр.
Своеобразие нравственного воспитания дошкольников и его методики нашли отражение в трудах Т.И.Бабаевой, Р.С.Буре, Н.АВетлугиной, А.М.Виноградовой, Н.В.Дуровой, А.П.Князевой, В.Г.Нечаевой, Е.В.Субботского, А.М.Счастной, А.П.Усовой. В них прослеживается мысль о самоценности дошкольного детства. Именно в этот период(по мнению многих ученых) формируется основа таких нравственных качеств как коллективизм, патриотизм, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, бережливость, скромность.
В воспитании вышеназванных качеств немаловажное значение имеет художественная литература. Наиболее полно этот вопрос освещен в трудах А.А.Вердян, Л.А.Сидорповой, А.В.Запорожца, Л.С.Славиной, Р.С.Буре, Д.Д.Шатовой, Л.П.Князевой, н.с.Карпинской, М.М.Кониной. В них глубоко исследуется влияние художественной литературы на чувства, эмоции, переживания ребенка, на формирование его нравственных качеств.
Одним из действенных средств нравственного воспитания ребенка является детская литература, поскольку ее основной особенностью является способность одновременно сильно действовать и на чувства и на мысль читателя (в данном случае слушателя).
Использование детской литературы в целях нравственного формирования личности ребенка является предметом изучения ряда наук: теория детской литературы, психологии, педагогики и др.
Важный сдвиг, происходящий в дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание художественных произведений имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. Четкая фабула, драматизированное изображение событий в художественных произведениях способствует тому, чтобы ребенок вошел в круг воображаемых обстоятельств, стал мысленно содействовать героям произведений. Л.С.Славина показала, что при соответствующей работе уже у малыша-преддошкольника можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить ребенка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства. Более сложные формы восприятие произведений приобретает у дошкольника. Его восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует с ним, борется с его врагами. В течение дошкольного возраста отношение к художественным произведениям проходит путь от непосредственно наивного участия ребенка в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне них. Глядя на них как-бы со стороны.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра, справедливости. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественнымпроизведениям с целью формирования у детей гуманных чувств, этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность.
Еще в 40 годы 20в. В.Г.Белинский предъявлял требования к детской литературе – этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования: «Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою»(В.Г.Белинский)
Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказывали о главном герое. Необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Не обязательно читать много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.
Большое место в воспитательном процессе занимают этические беседы. В дошкольной педагогике подробно разработан вопрос о проведении этических бесед по художественным произведениям. Исследования К.Н.Лещенко, Н.С.Карпинской, М.М.Кониной и др. раскрывают значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств у дошкольников и подчеркивают важность этических бесед по литературным произведениям. Исследования показывают, что дети дошкольного возраста способны воспринять мораль художественного произведения, понять смысл и мотивы поступков героев, дать им оценку и обосновать отношение к ним. Мораль художественного произведения более глубоко осознается детьми в беседах после чтения. В процессе бесед педагог ставит перед ребенком задачу осмыслить свое отношение к герою, дать ему оценку и обосновать ее. Однако, проявление детьми положительных нравственных чувств, правильные рассуждения по поводу поведения литературных героев, все еще не говорит о сформированности положительных нравственных качеств. Придавая большое значение практическому усвоению положительных норм поведения, необходимо так организовать быт детей, создать такие условия деятельности ребенка, которые помогут ему перенести в собственное поведение характер положительных нравственных проявлений литературных героев. Естественные, а также специально созданные условия жизни детей будут способствовать упражнению положительных нравственных чувств детей, касающихся их взаимоотношений, создадут привычку поступать правильно, соответственно задачам нравственного воспитания.
Итак, анализируя исследования по данной теме, можно сделать вывод, что литературные тексты нравственного содержания могут эффективно содействовать формированию всех компонентов механизма нравственного воспитания: (знания и представления) +(мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение)= нравственное качество. Согласно научным исследованиям по данной теме можно предположить, что воздействие литературных произведений на нравственные ценностные ориентации дошкольника может быть осуществлено при соблюдении следующих основных условий:
1. Если произведения детской художественной литературы будут подбираться с учетом задач художественного и нравственного воспитания детей и особенностями данного возраста.
2. Если при формировании нравственных качеств личности, осуществляемых посредством художественной литературы, учесть моральный опыт ребенка, уровень его нравственных понятий представлений.
3. При преподнесении детям литературного материала в определенной последовательности, по нарастанию сложности нравственных понятий.
4. В течение определенного промежутка времени использование различных произведений художественной литературы, отражающих одну и ту же нравственную тему, должно способствовать воспитанию положительных нравственных качеств, которых у детей нет, или пока они недостаточно сформированы.
5. Преварительное знакомство детей данного возраста с детской книжкой (с ее иллюстрацией) вырабатывает у них психологическую готовность к лучшему восприятию содержания художественного произведения, а также его моральной основы.
6. Конкретные жизненные факты, картины, фотографии, отражающие яркие события из жизни самих детей, окружающей среды, по своему содержанию близкие или контрастные с литературными, воскрешают в памяти детей пережитые ими нравственные чувства, в силу чего восприятие ими поведения литературных героев усилится и углубится. По этой причине нравственные убеждения детей примут более осознанный характер.
7. При естественных, а также специально созданных условиях жизни детей, которые будут способствовать упражнению положительных нравственных чувств детей, касающихся их взаимоотношений, создадут привычку поступать правильно, соответственно задачам нравственного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...
Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»
Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы»
Консультация для воспитателей ДОУ об особенностях и методах, используемых в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, применение детской литературы в данном п...
Статья: " Формирование нравственных ценностей у детей по средствам художественной литературы."
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского районаСанкт-Петербурга.Воспитатель Любимова И.Г.СтатьяФормирование нравств...
Конспект совместной деятельности педагога – психолога по формированию нравственно-ценностных ориентаций у дошкольников.
Конспект занятия педагога-психолога с воспитанниками старшей группы по формированию нравственно-ценностных ориентаций....
перспективный план по воспитанию нравственных чувств старших дошкольников средствами художественной литературы и исскуства
В перспективном плане содержатся беседы, занятия, досуги на тему воспитания нравственных чувств дошкольников. План расчитан на 1 учебный год....
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников средствами художественной литературы
Материал о воспитании любви к Родине у детей младшего дошкольного возраста через книги, устное народное творчество, сказки и стихотворения российских писателей....