Разработка "Методические особенности эмоционального развития младших дошкольников средствами малых форм фольклорных жанров"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Данная работа рассматривает применение русского фольклора во всех режимных моментах в младшей группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 84.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации городского округа « Город Калининград»
МАУ « Учебно-методический образовательный центр»
Курсы профессиональной переподготовки
«Дошкольное образование»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема:
Методические особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклорных жанров.
Работу выполнила:
Головина Светлана Борисовна
Калининград
2014
Введение.
Цель данной работы: поставить задачи и конкретизировать пути формирования эмоциональных чувств детей младшего дошкольного возраста, используя русское народное творчество - малые формы фольклорного жанра.
«Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью», писал Л. Н. Толстой. Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народных масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Фольклор имеет ясно выраженную направленность. Многое в нём создавалось специально для детей, и было продиктовано народной заботой о молодежи – своем будущем. Первым, кто охарактеризовал содержание, объем и границы понятия «детский фольклор», назвал его «особым явлением обособленного детского быта и обособленной детской жизни», был Г.С. Виноградов. По его определению детский фольклор – это «вся совокупность разных видов словесных произведений , известных детям и не входящих в репертуар взрослых»(1 с. 66). Фольклор «обслуживает» ребёнка с самого его рождения. С незапамятных времён живут в народном быту колыбельные песни, детские пестушки, потешки)
Теоретики-педагоги и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребёнка, тонкий учёт особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. «Эти первые поэтические произведения, которые слышит ребенок, знакомство с ними играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка, его речь. Это ценное средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».(2 с.43)
На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и с образовательным процессом.
Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.
Интонация и знаковая система фольклорных произведений, наиболее близка детям младшего дошкольного возраста и воспринимается ребёнком на уровне чувств и эмоций. Существуют определённые возрастные периоды (сензитивные), в которых дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые три года. Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искажённому развитию чувств.
Знакомство с фольклором при соблюдении традиций предполагает многовариативность, импровизационность при использовании и требует творческой активности и фантазии педагога. Репертуар фольклора огромен, выбор богатейший и главная задача специалиста – дать канву, по которой каждый педагог вышьет свой индивидуальный рисунок, «загорится» сам и «зажжёт» своими эмоциями всех присутствующих: взрослых и детей. Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малыша – без лукавства и фальши.
Рассматривая методы эмоционального развития детей раннего возраста средствами фольклора, невозможно обойти проблему входа малыша в новый социум - детское дошкольное учреждение, когда в корне меняются привычные условия жизни. «Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребенка в период адаптации приводит к определенному нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей. Чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьезнее сдвиги в эмоциональном состоянии малыша»(3с.56-58). Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показано место фольклора в современной педагогике раннего детства, а также его роль в адаптации ребенка в детском саду: «Нормализовать и повысить эмоциональный фон, сгладить негативное влияние адаптационного периода поможет народный фольклор в силу его интонационной выразительности, а также других жанровых особенностей – речевых, звуковых, смысловых»(4 с.44).
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Отмечается, что фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народных масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Целенаправленное и систематичное использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живёт по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений.
Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность их и дают, что следует назвать народной педагогикой».
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребёнок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение – вызвать у ребёнка радостные, бурные эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи
- обогащение словаря
- формирование грамматического строя речи
- эмоциональное обогащение внутреннего мира ребенка
- развитие мелкой моторики
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Кроме того, улучшит общее эмоциональное состояние малыша.
Быстротечность и значимость первых лет жизни ребёнка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми младшего дошкольного возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. Необходимо помнить, что ребёнок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.
При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми с помощью эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла, не даром эти произведения устного народного творчества называются материнскими песенками. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми, смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского» фольклора не заметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности - любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие.
Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешку, песенку у малыша складывается более глубокие знания о принадлежности к своей культуре, национальности.
Итак, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполнят жизнь ребёнка светом добра и ласки, если они способны обогатить среду, в которой он растёт, расцветить ее всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. Малыши только начинают свой жизненный путь, и пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем поэтического народного творчества .
ГЛАВА 1. Основная часть.
Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели,- это произведение фольклора. Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересом ребенка. Формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанры фольклора- пестушка , потешка, прибаутка - уже в самих названиях своих отмечают эту функцию – воспитывать, развлекая.
Живой, выразительный язык сказок изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается отношение к нему : «молодец- удалец», «котишка - мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие.. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели. Красота, подкупающая прямота, честность и другие физические и моральные качествам имеют в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании информации, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Основа для накопления положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и содержательное взаимодействие воспитателя с детьми, в чём неоценимую помощь оказывает русское народное творчество.
Словарный запас ребёнка 2- 2,5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 – 3,5 годам он увеличивается в 3,5 раза. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении, как в детском саду, так и в кругу семьи. Поэтический фольклор для самых маленьких (песенки, потешки, сказки и др.) «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребёнка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего детства малыш должен слышать произведения русского народного творчества. Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддерживать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств - важнейшие условия успешного социально-эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка. Детям младшего дошкольного возраста наиболее понятны и доступны следующие эмоциональные чувства: радость, удивление, печаль (страдание), гнев.
Итак, основные задачи моей работы можно сформулировать следующим образом:
1. Развивать эмоциональную сферу детей, их эмоциональное отношение к окружающему миру;
2. Учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
3. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан - постараться понять причину).
4. Создавать условия для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других, для овладения средствами эмоциональной выразительности.
5. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.
6. Приобщать детей к народной культуре и создавать благоприятную среду – среду психологического комфорта путём использования русского народного творчества
Одно из первых эмоциональных переживаний, которые формируются у ребенка в детском саду - "хочу, не хочу идти в детский сад" Поэтому крайне необходимо создание в группе атмосферы добра, покоя, любви, то есть эмоционального комфорта.
ГЛАВА 2. Практическое исследование проблемы.
Я работаю воспитателем в 1 младшей группе «Ладушки» МБДОУ №1 «Солнышко» г. Озерск. Группу посещают 23 ребенка. В группе дети находятся в основном в течение одного года, потом они традиционно переходят к другим воспитателям. Поэтому, можно сказать, моя специализация - младший дошкольный возраст. Наблюдая за поведением малышей, я видела, как тяжело им расставаться со своим близкими и идти на контакт с чужими им людьми, какой страх они иногда испытывают. Я провела оценку эмоционального настроения детей в начале года, и вот, что выяснила. Какое-то время дети находятся в подавленном состоянии, бездеятельны, пассивны при одевании, капризничают во время приёма пищи, плохо засыпают. На занятиях пассивны, замкнуты, часто ссорятся, плачут, дерутся, отнимают игрушки. Для некоторых малышей процесс адаптации затягивается на многие недели. Конечно, все это негативно сказывается и на образовательно-воспитательной работе и на эмоциональном состоянии группы в целом. . Поставив перед собой задачу повышения эмоционального уровня в группе и создания благоприятного психологического климата, я выбрала проверенное временем и многими поколениями средство: устное народное творчество – фольклор, а именно его малые формы: потешки, колыбельные, прибаутки. Почему потешка? Да потому что она позволяет установить первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку, помогает отвлечься, успокоиться. Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение.
Я понимала, что здесь крайне важно взаимодействие педагога с семьей на основе опыта народной педагогики. Только в тесном сотрудничестве с родителями должны решаться задачи воспитания и развития ребенка. Необходимо помнить, что возраст дошкольного детства - период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важными являются, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Поэтому эффективность проводимой в нашей группе работы по использованию малых форм русского народного фольклора, зависела от отношения родителей детей к данному вопросу. Умение наладить тесный контакт с семьей дошкольника, оказать помощь родителям в правильной организации воспитания детей на основе опыта народной педагогики - важное требование, предъявляемое к воспитателю - профессионалу. Поскольку проблема была обозначена, необходимо было провести ее исследование. Я выбрала анкетирование, т.к. этот вид исследования наиболее демократичен и подходит для людей любого уровня образования. Кроме того, анкетируемым дается возможность обдумать ответы, выбрать варианты, что при беседе или устном опросе не всегда удобно. . Объект исследования: родители детей 1младшей группы «Ладушки».
Проблема исследования: особенности эмоционального воспитания детей раннего возраста средствами малых форм фольклорного жанра.
Цель исследования: выявить, имеют ли родители представление о детских фольклорных произведениях, а также привлечь внимание родителей к ценности использования малых форм фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста.
В анкетировании приняли участие 19 родителей. Результат проведенной работы показал: -12 родителей(63%) частично знакомы с таким видом народного творчества, как фольклор. -только 7 родителей (37%) почерпнули свои знания о фольклоре от родителей и от бабушек, т.е. у остальных преемственность поколений отсутствует. -8 родителей (42%) рассказывают своим детям потешки и поют колыбельные, остальные не считать нужным это делать. -15 родителей (79%) отметили, что их дети с удовольствием воспроизводят и радостно повторяют отдельные элементы детского фольклора. -13 человек (68%) лишь иногда используют в повседневном быту фрагменты народного творчества. -9 родителей (47%) замечали иногда, что их дети в общении дома и в игре со сверстниками используют отдельные фрагменты из потешек и сказок. -10 родителей (53%) перед сном рассказывают детям сказки и поют колыбельные. -17 человек (89%) понимают, что детей необходимо приобщать к истокам народного творчества, -7 родителей (37%) испытывают при этом трудности. -18 родителей (95%) согласны, чтобы их детей знакомили с народным творчеством в детском саду.
Проанализировав ответы родителей, я пришла к выводу, что их познания в области детского фольклора очень скудны, а то, что известно, используется в повседневной жизни недостаточно. Кроме того, мне хотелось уточнить некоторые пункты опросника и получить более развернутые ответы. С этой целью было проведена неформальная беседа с родителями, в ходе которой было выявлено, что они практически не используют фольклор в быту, не видят в нем ценности именно, как развивающего эмоциональную сферу ребенка. На вопрос, что поют детям перед сном, последовали ответы: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» и «Спят усталые игрушки». А в некоторых семьях вообще не поются колыбельные («моя мама мне не пела и я не пою»). Далее выяснилось, что в современных семьях все меньше и меньше знают произведений устного народного творчества. На просьбу родителям перечислить известные им потешки, были названы «Сорока-белобока», «Ладушки» и высший пилотаж: «Киска, брысь». На вопрос, что такое пестушка и назвать хоть одну – молчание. Когда я прочитала «Потягунюшки», некоторые с облегчением сообщили, что знают. Спросила, с какой целью используют потешки, услышала ответ: поиграть, повеселить, провести время, т.е. родители мало просвещены в широком значении детского фольклора, что говорит о необходимости их просвещения . Далее в беседе выяснилось, что из пальчиковых игр известна та же «Сорока-белобока» плюс «Этот пальчик – дедушка..», а играют в них меньше половины. Порадовало то, что среди родителей многие рассказывают (именно рассказывают на память, а не читают) сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок». Особой популярностью, благодаря современной интерпретации, пользуется сказка «Маша и медведь». О чем говорит факт знания этих сказок? О том, что сказки в силу своей содержательности более долговечны и постоянно переходят из поколения в поколение.
Огорчило то, родители отметили редкость обращения к истокам народного творчества в общении с детьми. Чаще всего и сказками, и колыбельными они балуют детей в основном в выходные дни. Это говорит о том, в современном обществе в силу своей занятости родителям некогда заниматься ребенком, проводить с ним время и уделять ему внимание. Конечно же, это негативно сказывается на ребенке, на его эмоциональном состоянии. Отрицательно и то, что родители не придают того значения детскому фольклору, которое он имеет в развитии ребенка. Родителями было отмечено только то, что фольклор развивает творческие способности.
Таким образом, было выяснено, что родители нашей группы полностью не используют эмоциональный потенциал русского народного творчества, а это приводит к убеждению в том, что назрела необходимость ознакомления детей с малыми формами фольклорного жанра. Правильно поставленная задача эмоционального развития детей в нашей группе должна была помочь решить следующие вопросы:
-создание и развитие семейных традиций;
-привлечь ребенка к посильной и нужной для семьи работе;
-повысить интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям;
-овладение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики: фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить праздники и игры дома;
-постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т.д.
- овладение родителями народной мудростью, коррекция совместной жизнедеятельности семьи, детского сада и ребенка.
Для того, чтобы получить максимальный результат в решении выявленной проблемы, мной был составлен план мероприятий:
Наименование мероприятия | Содержание | Дата проведения | |
1. | «Умывалочки» | Освоение КГН | 04.02.2014 г. |
2. | «Как у нашего кота» | Пальчиковая гимнастика | 07.02.2014 г. |
3. | «Ладушки в гостях у бабушки» | Знакомство с потешкой, лепка оладушек | 12.02.2014 г. |
4. | «Наша Катя маленька» | Освоение навыков самообслуживания | 17.02.2014 г. |
5. | «Маша и медведь» | Разыгрывание сказки с проведением игры «У медведя во бору» | 21.02.2014 г. |
6. | «Баиньки-баиньки» | Знакомство с колыбельной | 26.02.2014 г. |
Мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоций младшего дошкольника. И крохотные потешки, и большие сказки становятся для ребенка настоящей «школой эмоций», вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся). Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали», вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым
Малыши нуждаются в опеке, заботе тепле и ласке воспитателя, которые выражаются через интонацию его голоса, через способы общения его с детьми. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В своей работе я использовала в адаптационный период различные потешки, например: «Кто у нас хороший. Кто у нас пригожий? Артем у нас хороший, Артем у нас пригожий!
Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует эмоциональному развитию детей раннего возраста, активизируют разговорную речь.
Для того, чтобы дети познакомились со всем многообразием устного народного творчества, кроме запланированных мероприятий, я решила использовать малые формы фольклорного жанра во время всех режимных моментов. Итак, первая встреча с детьми начинается с утреннего приветствия. Я собираю всех детей в круг, желаю всем доброго утра: «Вместе с солнышком встаю, вместе с птицами пою. С добрым утром, с ясным днем! Вот как славно мы поем». Приветствия каждую неделю обновляются. (Приложение №2)
Утро продолжается освоением культурно – гигиенических навыков . Малые формы фольклора просто незаменимы при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами: “Чистая водичка, моет Дане личико, Кириллу - ладошки, а пальчики - Сережке”. Или: “Водичка, водичка, умой Ритуле личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок”. Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. . При расчёсывании волос я приговаривала: «Петушок, петушок! Подари мне гребешок. Ну, пожалуйста, прошу, я кудряшки причешу». При чтении потешки «Расти, коса» я предлагала кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникал образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом. (Приложение №3).
До завтрака еще остается время, чтобы уделить внимание детям, наиболее огорченным расставанием с родителями. Могу присесть перед малышом и попытаться развеселить его: «Носик, лобик, подбородок, щечки, глазки, Ромочкины сказки» и легонько пощекотать. В этой незамысловатой потешке не только отвлекающий эффект, но и знакомство ребенка с частями тела. Или взяв ручонку провести простейшую пальчиковую игру: «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел, этот пальчик чистил стол, этот резал, этот ел, ну а этот лишь глядел». В игру вовлекаются другие дети, и идет импровизация. Это происходит в зависимости от ситуации и внутреннего эмоционального состояния – моего и малышей. Если кто-то из детишек забрался ко мне на колени, это значит, что он хочет получить радость от индивидуального общения со мной, от ощущения, что он один владеет моим вниманием, удостаивается персональной игры: «Поехали к бабушке в гости по кочкам, по кочкам, по маленьким буерочкам, в ямку – бух!», « Еду-еду к бабе, к деду!» Это займёт считанные минуты, но я ещё раз продемонстрирую малышу своё внимание.
В первой половине дня проводятся занятия, которые требуют особого внимания, активности, творчества. Например, на занятиях по конструированию малыши строили домики-теремки. Затем по моему предложению каждый выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы: «Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он стал делать там?» (Ответы детей: «Кошка на окошке рубашку шьёт», «Курочка в сапожках избёнку метет» и т.д.).
Всё, что касается настроения детей во время занятий, их эмоционального состояния, усталости или агрессии, я постаралась уравновесить с помощью русского народного творчества. (Приложение №4). Добавить.
Во время приема пищи приходится учить детей и правильно сидеть за столом, и аккуратно кушать, и не разговаривать с полным ртом, обращать внимание детей на меню и в каком порядке подаются блюда. И порой малыши не совсем понимают, что от них требуется: так много информации поступает за время, пока они едят. И здесь опять на помощь приходят петешки и прибаутки – их шутливая форма более понятна и более эмоционально окрашена, чем скучные инструкции взрослых, как вести себя за столом: « Травка - муравка со сна поднялась, птица-синица за зерна взялась, зайка за капусту, мышка за корку, детки за молоко». Если у кого-то из детей плохой аппетит или просто блюдо не привлекательно на вид, на ум приходят «аппетитные» потешки: «Кушай, моя крошечка, вот первая ложечка. Кашки вкусной тебе дам – ротик открываем – АМ». А еще есть обеденные приговоры, которые в понятной и доступной форме знакомят малышей и с разными блюдамия, и с названиями продуктов. И какой эмоциональный всплеск у детей, когда они заново открывают для себя уже знакомые им вещи. (Приложение №5).
Одевание – сложный момент. Малыши еще не умеют и не любят одеваться сами. Они отвлекаются, путают порядок одевания . И тут на помощь опять приходят прибаутки и потешки: «Вот они, сапожки, этот – с левой ножки, этот с правой ножки. Если дождик пойдёт, наденем калошки: этот с правой ножки, этот с левой ножки. Вот как хорошо!», « Кто в обновку нарядится? Чья дочурка – баловница? Соня! Вот кто!», «Наша Алина - маленька, на ней шубка – аленька. Опушка – бобровая, Алина – чернобровая».
Это очень нравится малышам, у них поднимается настроение, они стараются одеваться сами. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, приобщается к красоте и самобытности слова, но и осваивает навыки самообслуживания. «Приложение №6).
На прогулке стараюсь, чтобы текущее время года не прошло для малышей незаметно. Осенью вместе с детьми мы наблюдали, как ярко окрашена листва, как постепенно оголяются деревья, делали бусы из рябины, играли в народные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Каравай». Зимой снова обратилась к русскому творчеству- лепили снежную бабу; когда протаптываем тропинки на белом ковре из снега, вспоминали потешку « Как по снегу, по метели трое саночек летели. И шумят, и гремят, колокольчики звенят. В первых санках - дедушка, в других- бабушка, в третьих -тётушка.» Очень любят малыши прогуливаться, приговаривая, «Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ, маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ». Сейчас мы с моими малышами в ожидании весны: ведь каждый весенний день приносит свои сюрпризы: вернутся птицы, которых не было зимой, проглянет молодая травка, на деревьях появятся почки, станет теплее солнышко, расцветут одуванчики, и выползут букашки, муравьи, жучки. В народе издавна сложены поэтические обращения к весенней природе, и знакомясь с ними, я верю, что дети не останутся равнодушными к природе родного края. Уже подготовлена подборка весенних закличек, которые представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы. Я уверена, что дети с радостью будут приговаривать: «Солнышко – колоколнышко! Красное, приходи! Ясное, посвети!», «Дождик- дождик, пуще. Будет травка гуще. Дождик-дождик, припусти, дай горошку подрасти!» (Приложение №7). . В русской культуре природа всегда была как бы членом семьи человека. А родная земля – продолжением его дома. Не удивительно поэтому, что большими красивыми праздниками люди отмечали приход нового года, весеннее пробуждение земли, плодородную осень. Для детского сада самый ожидаемый праздник - Новый год. Мы к нему готовимся с середины декабря – разучиваем хороводы, игры, обязательно договариваемся с родителями о новогодних костюмах. Все новогоднее представление снимается на видеокамеру и у детей будет возможность еще не раз получить положительные эмоции от увиденного и пережитого ранее. А еще в нашей группе есть свои, особые праздники. Это дни рождения детей, которые отмечаются именно в день самого торжества. Дети встают в круг, в центре именинник и все дружно поют: «Каравай». Дарим подарок, сажаем на почётное место, угощаемся тем, что приготовили родители именинника.
Нагуляв аппетит на прогулке и, пообедав, улеглись малыши в свои кроватки, и я, как обычно, негромко и ласково напеваю им колыбельные песни-потешки, которые пела моя мама мне и моим сестрам: «Ты, собачка, не лай, петушок не кричи, ты, коровка, не мычи, наших деток не буди», «Люли-люли- люли, налетели гули стали песни напевать, наших деточек качать», «Баиньки- баиньки, купим деткам валенки, наденем на ноженьки, пустим по дороженьке. Будут деточки ходить, новы валенки носить». Колыбельная песня – одна из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нем сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные силы, и если ребенок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву этого не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка», «колотушек надаю» и др. Позже колыбельная утратила магические элементы, приобрела значение доброго пожелания на будущее, с помощью ее убаюкивают малышей. Поскольку эта песня сопровождается мерным покачиванием ребенка, то в ней очень важен ритм. И очень часто, укладывая детей спать, я испытываю огромное желание взять на руки кого-нибудь из малышей и покачать его на руках. Но всех не возьмешь. Конечно, маму заменить не возможно, но максимально приблизить ее виртуальное присутствие при желании вполне возможно, благодаря колыбельной песне (Приложение №8).
Через два часа малыши начнут просыпаться. Вот они открывают глаза, потягиваются…Как кстати в этот момент пестушка: « Вот проснулся петушок, встала курочка, подымайся мой дружок, вставай Ксюшечка».
А я стараюсь подойти к каждому ребёнку и перед тем, как помочь одеться, уделяю ему несколько секунд: поглажу спинку, потреплю щечки, потяну за ручки, за ножки, похлопаю по пяточкам, приговаривая: «Потягунюшки, порастунюшки. Поперек толстунюшки. А в ручки хватунюшки, а в роток говорок, а в головку разумок».
А ведь это не простые слова, это слова приговоров, которые с давних времён считались настоящими заклинаниями и оберегали ребёнка от хвори, от недугов, от слёз и печалей, от беспокойства. А если взглянуть на действия, которые мы производим во время пения этих пестушек, то становится понятно, почему эти слова волшебные! Похлопывание по пяткам – своего рода точечный массаж, ведь на стопе ноги находятся проекции всех внутренних органов человека. Поглаживание рук от локтя до кисти и ног от колена до щиколотки приводит к улучшению кровообращения и т.д. (Приложение №9).
После полдника достаточно времени до прихода родителей - подходящий момент поиграть и поимпровизировать. Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащало словарь детей, делало их речь эмоционально выразительной. Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносили на действия с другими игрушками-куклами, матрешками, уточками и т.д. При этом интонацией они пытались передать характер того или иного персонажа. В соответствии со своим представлением придумывали ему определенные движения, например, матрешка в теремке плясала, уточка прибирала, а кукла варила обед.
На основе уже знакомых сказок и потешек я придумывала задания-игры:
-выражение эмоций мимикой, жестами: «удивись, как Зайчик», «покажи,какая выросла репка», «покажи, как огорчились дед и баба» и т. д.
-развитие интонационной выразительности: «спой, как Колобок -Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел», «Скажи испуганно, как Бычок: - Ой, доска кончается, сейчас я упаду!».
Чтобы дать возможность малышам проявить речевую активность, я старалась вводить в игры хорошо известные детям потешки. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька...», а также в речевой игре «Наши уточки с утра…» с удовольствием занимались звукоподражанием.
Дальше – больше: начала приобщать малышей к театрализованной деятельности, воспитательные возможности которой трудно переоценить. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. Она является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации. Решив приобщить детей к миру игры и театра, я поставила перед собой следующие цели:
1). Развивать потребность детей в активном самовыражении, творчестве, используя русское народное творчество;
2). Накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира, развивать эмоции и воспитывать чувства детей.
Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной. С первыми театральными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр, забав, хороводов. В группе имеются настольные театры «Теремок», «Три медведя», «Колобок», «Репка». Для того, чтобы сформировать интерес у детей к театрализованным представлениям, я использовала настольный театр «Репка». Самым активным малышам были распределены роли, остальные стали зрителями и активными участниками представления. Детям раннего возраста пока еще сложно произнести текст роли полностью. Они проговаривали отдельные фразы, изображали жестами действия персонажей: в-о-о-т такая репка; вот так дедка ее тянул; вот приходит бабка и говорит: ай-ай-ай (какая большая репка); вот прибегает Жучка: гав-гав (тоже удивляется) и так далее до мышки, у которой - вот такие большие глазки от удивления. В завершение все участники дружно изображают, как персонажи сказки тянут репку. По такому же принципу было разыграна инсценировка сказки «Теремок». В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыш учится понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствует свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Важно само желание ребенка участвовать в инсценированной игре, его эмоциональное состояние. Сопереживание героям сказок развивает чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Кроме игр-инсценировок использовались игры-разминки ( «Кто кричит?», «Птички в саду»), упражнения («Как воет ветер»), этюды («Зайцы», «Котята»). С большим удовольствием дети посмотрели и послушали сказку «Маша и медведь» с использованием перчаточных кукол, после чего в тему поиграли в русскую народную игру «У медведя во бору».
Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, я использовала «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока – белобока» я ставила деток сороки друг за другом и раздавала им кашу, а самому последнему, «который ничего не делал», говорила: «А ты постой, вот тебе горшок пустой». Читая потешку «Кастрюля-хитрюля нам кашку сварила, платочком накрыла и ждет, подождет, кто первым придет», сопровождала ее соответствующими действиями, а на последней строчке обращалась уже к детям, и они радостно бежали ко мне наперегонки, заглядывая, что же там кастрюля сварила. Подобные «живые картинки» позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешек, запомнить их, а при удобном случае – воспроизвести
Чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. На занятиях я не просто читала ту или иную песенку, потешку, а продумывала, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Так, разучивая потешку «Пошел котик на торжок», я сделала шапочку кота, вырезала из картона большого кота и пирожок.
При разучивании потешки «Как у нашего кота» я сопровождала слова определенными действиями. Малыши старались копировать эти движения, интонацию обращения. Вариативность их действий была связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности.
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому: «Петушок, петушок, золотой гребешок.
Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?»
«Наши уточки с утра: кря-кря-кря. Наши гуси у пруда: га-га-га. Наши курочки в окно: ко-ко-ко»
«На дубочке, на дубочке тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, у них перья золотые»
Содержание небольших произведений народного творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко», «Обогрело телят, ягнят и ещё маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурлысонька, курочка-рябушка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушка идёт на реку за водичкой – цыпляток поить; кисонька-мурлысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит – деток кормить; котик идёт на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метёт и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д. Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Результатом ознакомления детей нашей группы с малыми формами фольклора стало то, что малыши стали осуществлять самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминали содержание колыбельных песенок. Во время игры в «парикмахерскую» можно было услышать: «Настя, тебе не больно? Я тебе волосики в ряд причешу, коса вырастет до пояса». Одеваясь, приговаривают: «Правая ножка, левая ножка». Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач», что лишний раз подтверждает, что потешки имеют большое значение
Заключение.
Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В события произведений русского народного творчества он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствует им. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять. На протяжении младшего дошкольного возраста происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными. Но любой, кто наблюдал младших дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный психологический факт.
Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Моя задача, как
воспитателя, научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. Именно произведения русского народного творчества помогают мне в работе, они сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли. . В каждом человеке, ребенке и во взрослом, на уровне подсознания заложено стремление отвечать общепринятым, установленным веками, способам мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне: он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками. Малыш начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные критерии.
Цель моей работы – помочь ребёнку осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознания, развивать умение управлять своими эмоциями и чувствами средствами устного народного творчества. Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способны постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым человеком.
Систематизировав работу по использованию русского народного творчества, мне удалось создать бодрое, жизнерадостное настроение у детей на протяжении всех режимных моментов, активизировать словарный запас, привить интерес и любовь к фольклору.
Наблюдая за детьми, я убедилась, что моя работа дала положительный результат:
-80% детей с удовольствием идут в детский сад, порой неохотно уходят вечером домой;
-в течение дня дети бодры, жизнерадостны, активны в течение дня, реакции их эмоционально окрашены;
-дети стали дружелюбны, играют с интересом, охотно вступают в контакт друг с другом;
-снизилась заболеваемость и, соответственно, повысилась посещаемость. (до 85%).
-обогатился словарный запас наших малышей, активизировалась их речь.
Таким образом, теоретические и практические разработки в области изучения влияния русского народного творчества на эмоциональное состояние младших дошкольников, изложенные в данной работе, дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития. Будь то регуляция поведения, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом. Думаю, что полученные мною результаты, представляют собой оценку моей профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Содержание.
Введение.
ГЛАВА 1 Теоретические предпосылки к изучению проблемы.
ГЛАВА 2 Практическое исследование проблемы
Заключение. Список литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов Г.С. Детский фольклор. Публ. Мартыновой Л.А./ Из истории русской фольклористики. Отв. ред. А.А. Громов – Л.1987
2. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия./Просвещение – М. 1992
З.Жадинец М. Ребенок идет в детский сад. /Дошкольное воспитание – 1990 №9
4. Павлова Л.Н. Фольклор для малышей. /Дошкольное воспитание – 1998
Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.,1984.
5. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982
6. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 10. – с. 61-64.
7. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: РПА, 1997.
8. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М.: Центр. Академия, 1996.
9. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. – М., 1990.
10. Программа «Радуга» // Составитель Т.Н.Доронова, М.»Просвещение» 1993.
11. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986
12. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977. - № 2.
13. Эмоциональное развитие дошкольника../ Под редакцией А.Д.Кошелевой. М. «Просвещение», 1985год.
Приложение №1 АНКЕТА
Уважаемые мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы, выбрав один или несколько вариантов, соответствующих Вашему мнению.
Цель анкетирования: выявить, имеют ли родители представление о детских фольклорных произведениях, а также привлечь внимание родителей к ценности использования малых форм фольклора в развитии эмоций детей раннего возраста.
1.Известны ли Вам такие формы малого фольклорного жанра, как потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные?
а) да б) частично
б) нет
2.Кто вас познакомил с народным творчеством?
а) родители, бабушка с дедушкой
б) по телевидению
в) из книг
3. Как Вы знакомите своего ребенка с фольклором?
а) читаете книги
б) рассказываете и поете фольклорные произведения
в) вместе смотрите ТВ
г) никак
4. Какие эмоции вызывают у Вашего ребенка потешки, пестушки, колыбельные, прибаутки?
а) с удовольствием воспроизводит действия по тексту
б) радостно повторяет вместе с вами знакомые фразы
в) любит современные песенки и сказки
5) Используете ли Вы образцы фольклора в повседневном общении с ребенком?
а) да
б) иногда
в) нет 6. Воспроизводит ли Ваш ребенок в семье, в общении со сверстниками отдельные элементы малых форм фольклора? а) да б) иногда
в) нет 7. Ваш ребенок засыпает:
а) после сказки, рассказанной Вами или спетой колыбельной
б) после просмотра мультфильма по ТВ
в) самостоятельно или как-то иначе (дописать):
8. Какое, по Вашему мнению, значение в воспитании детей имеют малые формы фольклорного жанра (потешки, пестушки, колыбельные, прибаутки)?
а) приобщают к истокам народного творчества
б) вызывают положительные эмоции
в) детям раннего возраста не доступно понимание народных произведений
9. Испытываете ли Вы трудности при ознакомлении ребенка с детским фольклором? а) да б) нет в) считаю, что ребенка следует знакомить с современными произведениями 10. Как Вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями народного творчества?
а) да
б) нет
Ф.И.О. (указываются по желанию): __________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
«Потешки-приветствия» Приложение №2
Здравствуй, Настенька
Здравствуй, солнышко.
Как цветочек мой спал,
Как по маме скучал?
Сейчас на ручки возьму,
Прямо к сердцу прижму,
Поцелую, обниму,
К солнцу дочку прижму.
Вместе с солнышком встаю,
Громко песенку пою.
С добрым утром,
С ясным днем!
Вот как славно мы поем.
Ой, люшечки-люшки
Нашему Илюшке.
Доброе утро!
Доброе утро!
Утро с шутками,
С прибаутками.
Утро настало,
Солнышко встало.
Давай, сынок,
Буди, дружок:
Вставай, Большак,
Вставай,Указка,
Вставай, Середка,
Вставай, Сиротка
И крошка, Митрошка.
Здравствуй, Ладошка!
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
«Умывалочки» - утренние потешки. Приложение №3
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся
.
«Водичка серебристая
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала» .
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
.
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда .
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если ты не любишь мыться,
Эту песенку не пой .
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики – Антошке . Знаем, знаем, да-да-да
Где тут плещется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
«Потешки трудовые» Приложение №4
Будем рисовать сейчас,
Где тут кисточки у нас?
Вот они стоят так дружно,
И пяти одну взять нужно.
Эта кисточка толста,
Эта, как кусок хвоста.
Эта вовсе как мочалка,
Эту новенькую жалко.
А вот эта хороша
Для любого малыша.
Мышка наша маленька,
Маленька, удаленька.
Она в поле побежала,
Колосков насобирала.
Не страшна теперь зима,
Будут полны закрома.
Иван, Иван, вырви бурьян.
Чтоб росла морковка.
Большая, как мутовка,
Чтобы росла репка
Сладенька да крепка,
Чтобы вырос огурец,
Длинноногий молодец!
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
Отдохни немножко.
Мы с игрушками играли,
Их на место убирали.
Кто любит трудиться, работы не боится.
«Потешки культурно-гигиенические» Приложение №5
Начинаем наш урок.
Это что стоит? Горшок!
Раз-два-три-четыре-пять -
Будем мы штаны снимать!
Присядем аккуратно.
Знают все детишки:
Очень неприятны
Мокрые штанишки!
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Взрослых, детка, слушайся.
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки! .
Русу косу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти, коса —
Всему городу краса».
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший!
Ванечка пригожий .
Закатаем рукава,
Открываем кран – вода! Моем глазки, Моем ушки, Моем локти и ладошки.
Мойся, мойся, Умывайся. Грязь, смывайся!
«Обеденные приговорки» Приложение №6
Кушай кашку деточка, Девочка-припевочка, Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай .
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери. .
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не останется следа .
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна .
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком .
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку, Белую, душистую,
«Потешки-поскакушки» (прогулочные) Приложение №7
Мы поскачем, скачем, скачем,
Скачем на лошадке!
Мы совсем уже не плачем,
Все у нас в порядке.
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть .
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ-топ!
Наша Танечка идет!
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ-топ! .
Наденем на ножки
Валенки, калошки…
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и играть .
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо! Наденем калошки:.
Это с правой ножки. . Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку
Повторяй за мной слова
Ручка – раз и ручка – два
«Колыбельные песни» Приложение №8.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай! .
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше .
Спи, усни, детка Андрюшенька.
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать велят .
Ходит сон по лавочке
В красненькой рубашечке,
А Сониха - по другой-
Сарафанец голубой.
Они вместе идут,
Дрему Катеньке несут .
Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать. Начал Миша засыпать. .
«Пестушки» Приложение №9
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по буерочкам,
Да в ямку – бух!
Задавили сорок мух .
Потягушечки, порастушечки,
В ножки – ходунюшки,
В ручки – хватунюшки,
В роток – говорок.
В умок – разумок .
Рано- рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру,
А коровка в лад ему,
Зятянули му-му-му
Ты, буренушка, ступай
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Угостишь наш молочком .
Потягушки-порастушечки
От носочков до макушечки.
М потянемся – потянемся,
Маленькими не останемся.
Уходи с дороги кот,
Наша доченька идет.
Топ-топ, топ-топ
Наша доченька идет,
Ни за что не упадет.
Топ, топ, топ, топ,
Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по теме"Развитие эмоциональной сферы раннего возраста средствами малых форм фольклора" ,"В гости к сороке-белобоке"
"В гости к сороке-белобоке"...
Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора
Педагогический проект...
Роль малых форм фольклора в эмоциональном развитии младших дошкольников
Роль малых форм фольклора в эмоциональном развитии младших дошкольников...
ДОКЛАД" Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "
"Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора " ...
Статья "Использование малых форм фольклорного жанра для Развития речи детей раннего возраста"
Статья о важности использования малых форм фольклора (потешки, пестушки, прибаутки, считалки, приговоры) на занятиях по Развитию речи с детьми раннего возраста и во время проведения режимных моментов ...
«Развитие речи дошкольников средствами малых форм устного народного творчества»
развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову...
Научно-исследовательская работа. Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников средствами малых фольклорных форм.
Коммуникативно-речевая активность ребенка в дошкольный период оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Исследование было ориентировано на изучение влияния малых фольклорных форм на коммун...