Консультация для родителей: "Обогащения словаря старшего дошкольника средствами художественной литературы."
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashcheniya_slovarya_starshego_doshkolnika_sredstvami_hudozhestvennoy_literatury.docx | 680.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащения словаря старшего дошкольника средствами художественной литературы.
«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний» - говорил К. Д. Ушинский.
Именно поколение современных дошкольников должно будет добиться качественного скачка в развитии нашего общества. В настоящее время как никогда возросла потребность общества в специалистах, способных к творческому решению конкретных задач, повысились требования к их профессиональной компетентности. Обучение и призвано давать вступающему в жизнь человеку такую подготовку, чтобы для него не оказалось непосильных задач. Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование речевого общения дошкольников.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни общества.
Искусство слова отображает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.
Художественная литература – наиболее доступный и самый действенный в воспитательном отношении вид искусства. Его доступность обусловлена спецификой «материала», которым пользуется художник, - родным языком.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – небылицы, перевертыши. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой можно использовать такие приемы формирования полноценного восприятия художественного произведения как:
- выразительное чтение;
- беседа о прочитанном;
- повторное чтение;
- рассматривание иллюстраций;
- объяснение незнакомых слов.
Во время слушания художественных произведений дошкольники знакомятся с традициями нашей многонациональной страны, изучают сложный мир человеческих отношений, природу и обществом в целом. Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность.
Насколько у ребенка богат словарный запас зависит его обучение в школе. Поэтому мы как поколение, выросшее на «художественной литературе», а не на гаджетах должны сформировать у детей интерес и любовь к книгам, научить воспринимать и понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним.
С помощью литературных произведений можно решать все задачи методики развития речи, одной из которых является развитие словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы»
Консультация для воспитателей ДОУ об особенностях и методах, используемых в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, применение детской литературы в данном п...
Формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников средствами художественной литературы
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в нашей стране , не могут оставить без изменения систему воспитания...
Консультация для родителей «Формирование интереса старших дошкольников к художественной литературе и чтению книг»
консультация...
перспективный план по воспитанию нравственных чувств старших дошкольников средствами художественной литературы и исскуства
В перспективном плане содержатся беседы, занятия, досуги на тему воспитания нравственных чувств дошкольников. План расчитан на 1 учебный год....
Методическая разработка Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами художественной литературы
Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами художественной литературыДошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процес...