Методические рекомендации по проведению занятий с использованием малых форм фольклора для дошкольников.
материал (младшая группа)

Назаренко Оксана Алексеевна

Использование фольклорных песенок, потешек, считалок, скороговорок для развития правильного произношения(воспитание звуковой культуры речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

          по проведению занятий

               с использованием

                  малых форм

                   фольклора

            для дошкольников.

                    

 

Использование фольклорных песенок, потешек, считалок, скороговорок для развития правильного произношения(воспитание звуковой культуры речи)

 

 

Потешки

 

Ходит сон по лавочке

В розовой рубашечке,

А дрёма-то по другой

В рубашонке голубой.

 

                                               Ходит сон

                                               Близ окон,

                                               Бродит дрёма

                                               Возле дома,

                                               И глядят

                                               Все ли спят

Заучивание потешки введение новых слов:

«голубой» и «розовый».

    Упражнение «Назови цвет одним словом».

Воспитатель показывает две полоски бумаги с оттенками одного цвета, дети должны назвать цвет одним словом (темно-зеленый, светло-розовый, темно-синий).

                                              

                                               Спи, дитя, до утра,

До утра, до солнышка,

                                                Будет пора,

                                                Мы разбудим тебя.

 

                                               Сон ходит по лавке,

                                               Дремота по избе.

                                               По полу, по лавочкам

                                               Похаживают,

                                               Ванюшке в зыбочку

                                               Заглядывают, заглядывают –

                                               Спать укладывают.

 

 

 

 

 

 

 

Занятие по развитию речи с использованием рисунка «Зима»

 

                                   Программное содержание: учить составлять рассказ

                                      по картине, придумывать самостоятельный сюжет, не

Связная речь               повторяя содержания рассказов других детей.

                                      Учить использовать выразительные средства при опи-

                                               сании зимы.

 

                                  Учить выделять существенные признаки  зимы. Уп-

Словарь                       ражнять в подборе определений, синонимов, познако-

                                      мить с многозначностью слова: идет – падает (снег) .

 

 

 

Звуковая                    Упражнять в правильном произношении звуков «с»,«з»,

культура                     подбирать слова с этими звуками. Упражнять в умении

речи                             изменять силу голоса, темп речи.

 

 

 

Воспитатель показывает рисунок «Зима», предлагает рассмотреть и задает вопросы:

  1. Что изображено на этой картинке?
  2. Как можно догадаться, что изображена зима?
  3. Какие слова можно сказать про зиму, какая она?

   Воспитатель дает задание: «Придумай рассказ про то, что изображено на картине».

   Рассказ должен быть интересным и коротким. Не забудьте охарактеризовать зимний день. Не повторяйте содержание рассказа других детей.

   Выслушав три – четыре ответа, педагог оценивает рассказы и задает вопросы:

  1. Скажите, что бывает только зимой?
  2. Чем отличается зима от других времен года?

   В рассказе Алеши было выражение «снег идет». Как можно сказать по - другому? (Снег падает, ложиться, летит, кружиться, снегопад.)

   Следующее упражнение: подобрать определения к названному слову, например: зима – морозная, снежная, белоснежная Затем воспитатель загадывает загадки: «Я, как песчинка, мал, а землю покрываю». (Снег), «Скатерть бела весь мир одела». (Снег). Педагог предлагает назвать предметы и явления, которые обозначаются словами со звуками «с» и «з», относятся к зиме, но не показаны на картине. Воспитатель произносит скороговорку: «Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб». Затем следующую скороговорку: «Бежит лиса по шесточку: «Лизни, лиса, песочку!». Проводиться «гонка» скороговорок  (дети делятся на две подгруппы, каждая имеет свою скороговорку). Кто кого перегонит.                                      

                                       

Скороговорки.

 

Скороговорки произносятся сначала медленно ,спокойно, один раз, затем два раза подряд вдвое быстрее, потом  в четыре раза быстрее- четыре раза и, наконец, в восемь раз быстрее- восемь раз. Желательно произносить их на одном дыхании.

 

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санька скок, Сеньку с ног,

Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

 

Клава клала лук на полку, угощала им Николку.

 

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

 

От топота копыт пыль по полю летит.

 

Летят три пичужки через три пусты избушки.

 

Курочка пестра- пестра, уточка с носка плоска

 

Бежит лиса по шесточку : «Лизни, лиса, песочку!»

 

Шли сорок мышей, несли сорок грошей;

две мыши поплоще несли по два гроша.

 

Маленькая болтунья  молоко болтала, да не выболтала.

 

«Курочка- рябушка, не садись под порожком, а садись под окошком».

 

 

Пословицы и поговорки

 

В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, явление и т.п. Пословица по содержанию характеризуются тем, что заключает что заключает в себе определённую мысль, законченное суждение . В первой части пословицы ставится условие, а во второй- вывод.

 

Поговорки - это лишь элемент суждения, часть законченной мысли, меткое образное определение.

 

 

 

 

 

         От одного слова да навек ссора.

         Сперва подумай, потом говори.

         Хвастать не косить: спина не заболит.

         Делано наспех и сделано на смех.

         Каков мастер, такова и работа.

         И зимой будет ягода, если заготовить загодя.

         Зимой солнце – что мачеха: светит, да не греет.

         В зимний холод всякий молод.

         Шубка – зимой не шутка.

         Зима весну пугает, да сама тает.

         Ранней весной сверху печёт, снизу студит.

         Сколько проталин, столько и жаворонков.

         Тает снег от земли, а лёд от воды.

         Апрель – обманщик; на дню семь погод.

         Апрель землю красит: воду подбирает, цветы раскрывает.

         Весной вода тепла набирает.

         Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

         Майский день что слово ласковое.

         Май леса наряжает, лето в гости приглашает.

         В летнюю пору заря с зарей сходятся.

         В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую домой несут.

         Лето запасает, а зима подбирает.

         В июле жарко, а расставаться с ним жалко.

         Август варит, сентябрь на стол подаёт.

         Ветры – ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

         Сентябрь красно лето провожает, золотую осень встречает.

         Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

         Ноябрь зиме дорожку кажет.

         Декабрь спросит, что лето припасло.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации проведения занятий по аэробике (степ-аэробике) с использованием степ-платформы.

рекомендации помогут педагогам в определении задач занятий, помощь в изготовлении степ-платформ,составлении плана занятия исходя из структуры....

"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм

Программное содержание:·        Приобщать детей к народным традициям·        Побуждать детей к участию в театрализованных иг...

«Как у бабушки…» Игровое занятие с использованием малых фольклорных жанров. Для младшего возраста.

«Как у бабушки…» Игровое занятие с использованием произведений малых фольклорных жанров. Для младшего возраста....

Конспект музыкального занятия с использованием малых фольклорных форм для младшего дошкольного возраста.

Хочу предоствить конспект занятия по музыкальному воспитанию малышей. здесь изложены наиболее интересные приемы, которые, на мой взгляд, помогут сформировать у малышей понятие об окружающем мире через...

Методическая разработка проведения консультации для воспитателей "Малые формы активного отдыха дошкольников"

В данной методической разработке представлен материал по теме: "Малые формы активного отдыха (МФАО) дошкольников". Презентация содержит информацию о видах МФАО, их основных отличиях. В качес...