Методическая разработка проведения консультации для воспитателей "Малые формы активного отдыха дошкольников"
методическая разработка
В данной методической разработке представлен материал по теме: "Малые формы активного отдыха (МФАО) дошкольников". Презентация содержит информацию о видах МФАО, их основных отличиях. В качестве примера приведен комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Презентация подготовлена для выступления на педсовете, к ней прилагается текст сообщения по заявленной теме. Материал будет полезен как начинающим, так и опытным воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_provedeniya_konsultatsii_dlya_vospitateley.ppt | 427 КБ |
malye_formy_aktivnogo_otdyha.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды малых форм активного отдыха: физкультурные минутки (ФМ); физкультурные паузы (ФП) или динамические переменки (ДП); физкультурные мини - паузы (ФМП).
Цель малых форм активного отдыха В короткие сроки обеспечить срочный активный отдых детей Восстановить работоспособность, внимание Снять умственное и мышечное утомление Повысить эмоциональный уровень
Основные отличия упражнений малых форм активного отдыха продолжительность воздействия; направленность воздействия; ожидаемый эффект от воздействия; формы проведения; место в режиме дня.
Продолжительность воздействия ФМ 1,5-3 минуты ФП 6-10 минут ФМП 20-30 секунд (до 1 минуты)
Направленность воздействия упражнений общего воздействия; при утомлении плечевого пояса, шеи, рук; на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук; при утомлении глаз; способствующие повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера; направленные на активизацию внимания; содействующие формированию и укреплению осанки; направленные на расслабление мышц; дыхательные.
Ожидаемый эффект от воздействия ФМ – снятие утомления с конкретной группы мышц, активизация внимания, мобилизация нервной системы на определенную работу; ФП – всё выше перечисленное + некоторое снижение умственного утомления, улучшение памяти и внимания; ФМП – снятие напряжения с отдельных мышечных групп, усиление кровообращения в них.
Формы проведения Физкультурные минутки: физические упражнения на крупные группы мышц, элементы массажа, дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальцев рук, плечевого пояса и др. Физкультурные паузы: комплексы общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмическая гимнастика, ритмические танцы. Физкультурные мини - паузы: упражнения типа потягиваний, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны в стороны, назад, элементы самомассажа рук, спины, головы, глаз, дыхательная гимнастика.
Место в режиме дня Физкультурные минутки: во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей; при монотонной работе, а также при разучивании нового материала, требующего усидчивости и внимания. Физкультурные паузы: при переключении с одной деятельности на другую, в перерывах между различными видами непосредственно образовательной деятельности. Физкультурные мини - паузы: во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей; в тех случаях, когда на мелкие и крупные мышечные группы приходится значительная нагрузка динамического и статического характера (лепка, рисование, штриховка…)
Дыхательные упражнения могут выполняться в и.п. лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования: не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне 18-20 о С; одежда не должна стеснять движений; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Комплекс дыхательных упражнений для детей . И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад – «так» (выдох). 2. Петушок Крыльями взмахнул петух, Всех нас разбудил он вдруг . И.п. – встать прямо, ноги вместе, руки опущены (о. с.) 1 – поднять руки в стороны (вдох); 2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох). 1. Часики Часики вперед идут, За собою нас ведут.
Комплекс дыхательных упражнений для детей 3. Насос Накачаем мы воды, Чтобы поливать цветы. И.п. – (о. с.) 1 - наклон туловища в правую сторону (вдох); 2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох). 4. Светофор Самый главный на дороге, Не бывает с ним тревоги. И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе. 1 – поднимание рук в стороны (вдох); 2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).
Комплекс дыхательных упражнений для детей 5. Ёжик Ёжик добрый, не колючий, Посмотри вокруг получше. И.п. – (о. с.) 1 – поворот головы вправо, короткий шумный вдох носом; 2 - поворот головы влево, выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.) 6. Дыхание Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. И.п. – (о. с.) 1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Основными средствами развития двигательных навыков дошкольников являются физкультурные занятия. Помимо физкультурных занятий двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести физкультурные минутки (ФМ), физкультурные паузы (ФП) и физкультурные мини - паузы (ФМП).
Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей. Часто педагоги проводят комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3-5 упражнений и продолжаются не более 1,5-3 минут.
Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 6-10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т.д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы), кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления. Физкультурные паузы можно проводить в виде комплекса общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмической гимнастики или ритмического танца.
Физкультурные мини - паузы – самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20-30 секунд (до 1 минуты). Чаще всего физкультурные мини – паузы проходят без особого перемещения. Это могут быть движения головой, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз или элементы самомассажа (трем глаза, брови, кисти рук, спину).
Все упражнения малых форм активного отдыха можно разделить по направленности и воздействию на организм:
- группа упражнений общего воздействия, способствующая активизации различных систем (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной) организма ребенка;
- комплексы упражнений, применяемых при утомлении плечевого пояса, шеи, рук;
- группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук;
- группа упражнений, применяемая при утомлении глаз;
- группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера (используется при монотонной работе);
- группа упражнений, направленная на активизацию внимания, способствующая переключению с одной деятельности на другую;
- комплексы упражнений, содействующие формированию и укреплению осанки;
- упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные (применяются при напряженной умственной и физической работе)
Дыхательные упражнения могут выполняться в обычно принятой форме или с акцентом выдоха, задержкой дыхания, движениями рук, помогающими работать грудной клетке.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
- температура воздуха должна быть на уровне 18-20° С;
- одежда не должна стеснять движений;
- не заниматься сразу после приема пищи;
- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью. Важно научить ребенка носовому дыханию.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Предлагаемый несложный комплекс упражнений для правильного дыхания можно выполнять дома, в детском саду, во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения, на прогулке.
Комплекс дыхательных упражнений для детей
- Часики
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).
- Петушок
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И.п. – встать прямо, ноги вместе, руки опущены (о. с.)
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).
- Насос
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
И.п. – (о. с.)
1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).
- Семафор
Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги.
И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 – поднимание рук в стороны (вдох);
2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).
- Ёжик
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
И.п. – (о. с.)
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)
- Дыхание
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И.п. – (о. с.)
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурные праздники как форма активного отдыха дошкольников
Введение I. Теоретические основы проблемы. 1.1 Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха дошкольников. 1.2 Классификация физкультурных праздников. 1.3 Педагогические требов...
презентация "Малые формы активного отдыха дошкольников"
В презентации систематизирован материал по теме: "Малые формы активного отдыха (МФАО) дошкольников". Презентация содержит информацию о видах МФАО, их основных отличиях. В качестве примера привед...
Методическая разработка по теме: «Неделя здоровья – форма активного отдыха детей в детском саду».
Недели здоровья в детском саду – это ещё одна из форм активного организованного отдыха детей. Она проводится 2 -3 раза в год в течение учебного года. В это время отменяются все занятия....
Малые формы активного отдыха дошкольников.
Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физическ...
Консультация для воспитателей «Малые формы активного отдыха дошкольников»
физкультурные минутки (ФМ);физкультурные паузы (ФП) или динамические переменки (ДП);физкультурные мини - паузы (ФМП)...
«Малые формы активного отдыха дошкольников»
Презентация для воспитателей...
Физкультурный досуг как форма активного отдыха дошкольников
Форма работы по физическому воспитанию в дошкольной образовательной организации...