«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111 Невского района города Санкт-Петербурга.
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Главной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.
Что такое профессиональная ориентация?
Профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей.
Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощенно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация
(профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи
человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих
свободный выбор предстоящего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни
человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Важнейшим результатом включения ребенка дошкольного возраста в процесс ранней профориентации, целесообразность и необходимость такой работы, станет формирование у детей качества социальной адаптивности. Формирование качества социальной адаптивности ребенка дошкольного возраста – важнейший компонент его социально-коммуникативного развития, так как оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Нельзя забывать об огромном потенциале ранней профориентации для познавательного развития ребенка дошкольного возраста.
Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса:
I этап. Конкретно-наглядные представления о мире профессий. Этот этап берет свое
начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается
вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает
свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической
форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др.,
основываясь на наблюдении за взрослыми.
Именно в дошкольном возрасте создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно на стадиях профессионального самопознания, (когда ребенок имеет определенные представления о разнообразных профессиях) и профессионального самоопределения.
Главная цель на начальных этапах заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и
реализовывать шаги своего профессионального развития.
Ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы
- сформировать представления о разнообразии и объективной специфике профессий;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире
профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут
быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения
и воспитания:
словесный (рассказы, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение
детской художественной литературы);
наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий,
рассматривание картин и иллюстраций);
практический (конструирование, моделирование, экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные и развивающие игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с
другом.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и
экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений,
способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно
воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и
занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные
ими во время наблюдений.
Технология проектной деятельности позволяет усвоить материал через начальные знания, умения и совместный поиск решения проблем.
Развлечения и мероприятия дают возможность детям закрепить полученные знания и оставят яркие впечатления.
С развитием IT-технологий и применение ИКТ становятся возможными виртуальные экскурсии.
В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду.
Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и
пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются
профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики,
физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о
профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры,
моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях
разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и
необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные
сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального
поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее
полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный
для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного
характера постепенно усложняется по содержанию.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной
организации заключается в реализации комплекса психолого-педагогических мер
воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на
зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании
соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация
включает в себя информационные консультации и мероприятия, которые направлены на
приобщение родителей к работе по ранней профориентации детей совместно с дошкольным учреждением.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится:
- в процессе непосредственно образовательной деятельности;
- в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- в процессе самостоятельной деятельности детей
- и в процессе совместной деятельности с семьей.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек,
связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и
орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке
изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии» (для детей старшего дошкольного возраста);
- выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Ознакомление с профессией можно провести согласно алгоритму:
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества
Цель работы в данном направлении: создание условий для ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать представления детей о людях различных профессий
2. Формировать умение воссоздавать профессиональный мир взрослых в различных видах детских игр и игровых ситуаций.
3. Развивать познавательный интерес к труду взрослых.
4. Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека
5. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам труда, его общественной значимости.
Детский дошкольный возраст традиционно делится на: младший, средний, старший и подготовительный к школе. Задачи для ранней профориентационной работы ставятся с учетом возрастных особенностей детей.
Задачи работы с детьми младшего возраста (3-4 лет):
- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
- развивать представления об использовании безопасных способов
выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
План работы для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет)
Период проведения | Название профессии | Форма работы |
Сентябрь | Воспитатель | Беседа «Профессия воспитателя - самая добрая» Экскурсия «Наша любимая группа» С/р игра «Детский сад» |
Октябрь | Помощник воспитателя | Беседа «Чем занимается помощник воспитателя» Д/и «Предметы-помощники» Рисование «Фартук для нашей няни» Совместная трудовая деятельность «Наведем порядок в уголке» |
Ноябрь | Повар | Беседа «Кто нам готовит еду в саду?» Рассматривание иллюстраций по теме «Повар» Чтение художественной литературы: Б.Заходер «Все работы хороши» Лепка «Овощи для супа» Д/и «Чудесный мешочек» |
Декабрь | Дворник | Знакомство с трудом дворника Рассматривание иллюстраций, наблюдение «Труд дворника в разное время года» Аппликация «Лопата» Д/и «Что нужно дворнику для работы?» Пословицы и поговорки о труде |
Январь | Врач | Беседа «Что делает врач у нас в саду?» Чтение худ.лит.: В.Берестов «Больная кукла» Игровая ситуация «Кукла Катя заболела» Д/и «Кому что нужно для работы?» С/р игра «Больница» |
Февраль | Пожарный | Беседа: «Огонь-наш друг, огонь-наш враг!» Рассматривание иллюстраций по теме «Пожарный» Д/и «Можно-нельзя» Экскурсия в пожарную часть Рисование «Пожарная машина» |
Март | Продавец | Беседа: «Кто такой продавец?» С/р игра «Магазин игрушек» Д/и «Кто что делает?» Аппликация «Продукты питания» |
Апрель | Водитель | Беседа: «Кто нам привозит продукты в детский сад?» С/р игра «В автобусе» Рисование «Машины на нашей улице» Чтение худ.лит. А.Барто «Шофер» Д/и «Что нужно водителю для работы?» |
Май | Полицейский (Охранник) | Беседа: «Кто нас охраняет в саду?» Д/и «Назови правильно» Чтение стихотворений о профессиях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"
Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...
ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»
Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....
ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1. ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2. информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...
Дидактическое пособие по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Чистота: вчера - сегодня - завтра"
Авторское дидиктическое пособие: описание, методические рекомендации, фотоматериалы....
Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.
Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30" "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...
Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Детям о профессиях лесного хозяйства»
Проект по ранней профориентации «Детям о профессиях лесного хозяйства» предназначен для работы с детьми....
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....