Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Ольга Владимировна Васькина

Аннотация: в статье актуализируется вопрос о необходимости организации работы с детьми дошкольного возраста в области ранней профориентации в дошкольной образовательной организации. Указаны методики для определения основных показателей готовности детей к выбору профессии. На основе результатов исследования предлагаются основные направления и педагогические средства воспитательной работы с детьми.

Ключевые слова: ранняя профориентация, профориентационные игры, дети дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Аннотация: в статье актуализируется вопрос о необходимости организации работы с детьми дошкольного возраста в области ранней профориентации в дошкольной образовательной организации. Указаны методики для определения основных показателей готовности детей к выбору профессии. На основе результатов исследования предлагаются основные направления и педагогические средства воспитательной работы с детьми.

Ключевые слова: ранняя профориентация, профориентационные игры, дети дошкольного возраста.

Ранняя профориентация детей в настоящее время является одной из важных задач общества, семьи, образовательных организаций, других социальных институтов воспитания, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе, и ознакомления с профессиями, трудовой деятельностью людей в целом.

Система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности формируются у детей дошкольного возраста в зависимости от психологических особенностей, от ситуации социального воспитания, акцентов в содержании воспитания и многих других обстоятельств. Чтобы ребенок в дальнейшей своей жизни смог сделать осознанный выбор, его нужно познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых ребенку, чей труд он наблюдает непосредственно ежедневно.

Ознакомление детей с профессиями и формирование положительного отношения к труду обосновано в ФГОС дошкольного образования и включено в содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [4].

Под ранней профориентацией понимается система определенных мероприятий, направленных на развитие личностных особенностей, индивидуальных возможностей, наклонностей, интересов, способностей и потребностей при выборе профессии [2].

Ранняя профориентация в ДОО преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включает совместное обсуждение мечты ребенка [1].

Структуризация раннего профессионального образования подразумевает пробу ребенком своих сил в разных видах деятельности в игровой форме, что, как принято считать, пробуждает у ребенка интерес к миру профессий и располагает его к трудовой деятельности. Формирование представлений детей дошкольного возраста о профессиях родителей, труде взрослых является важной и целенаправленной работой, эффективность которой определяется различными факторами. Дошкольникам надо показывать ценность труда, его плодов, помочь ориентироваться в мире профессий и определиться с приоритетами в выборе своего будущего пути [3].

Для выявления уровня сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых нами было проведено исследование в группе детей среднего дошкольного возраста. В ходе исследования были использованы следующие методики: методика Г.А. Урунтаевой «Представления о труде взрослых», методика Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой «Изучение отношения к трудовым поручениям» и разработанная нами беседа «Желание быть кем-то». Выборка составила 40 детей.

Беседа с детьми по методике Г.А. Урунтаевой «Представления о труде взрослых» позволила выделить следующие особенности:

– Большинство детей называли самые простые и распространенные профессии.

– Подавляющее большинство детей испытывали затруднения, когда их просили называть профессии своих родителей.

– Дети испытывали затруднения при конкретизации названий орудий труда и определении качеств, которыми должен обладать человек той или иной профессии. Некоторые дети смогли назвать профессии взрослых, но не смогли рассказать об орудиях труда; 30% испытывали трудности в назывании результатов труда, 50% опрошенных детей продемонстрировали, что понимают значимость труда. Всего 20% детей из опрошенных знают, какими качествами обладают люди разных профессий.

Таким образом, полученные результаты беседы с детьми показали, что в возрасте 4-5 лет дети из нашей выборки назвали немного профессий (в среднем 3-4), такие профессии, как: повар, продавец, воспитатель, доктор, полицейский. Ответы детей о процессе и орудиях труда были не всегда полные. Наибольшие затруднения вызывал вопрос о качествах, необходимых для профессии. Дети соотносят профессию с конкретным человеком, который есть в ближайшем окружении.

Также в данной группе респондентов была проведена методика Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой «Изучение отношения к трудовым поручениям». Критериями оценки отношения к трудовым поручениям выступали: план, инициатива, желание, удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями, доведение дела до конца. наука»

Анализ данных показал, что 40% детей придерживаются плана действий; инициативу проявляют 30% детей исследуемой группы; большинство детей проявляет желание к исполнению трудовых поручений и больше половины детей доводят начатое дело до конца.

Следующий этап диагностики был связан с определением эмоционального отношения детей к будущей профессии. Для изучения этого показателя нами была разработана беседа «Желание быть кем-то».

Анализ результатов показал, что у большинства дошкольников выявлен низкий уровень эмоционального отношения к будущей профессии: они не знают, кем хотят быть в будущем; лишь 5 % детей показали высокий уровень эмоционального отношения к будущей профессии: они охотно выбирают себе профессии, с желанием говорят о будущей профессии, объясняя, почему выбрали именно ее.

В целом, на основании проведенного исследования среди 40 детей среднего дошкольного возраста можно сделать вывод, что у детей в недостаточной мере сформированы знания о профессиях взрослых: дети с трудом могут назвать качества трудящегося человека и определить результат труда. Немаловажным показателем является и отношение к трудовым поручениям: у дошкольников на момент проведения диагностики в недостаточной˗ мере сформировано положительное отношение к трудовым поручениям, а также желание быть кем-то в будущем.

Отсюда следует, что в детском саду необходимо организовать целенаправленную, систематическую работу в области ранней профориентации детей.

Для повышения уровня сформированности представлений дошкольников о мире профессий, на наш взгляд, необходимо организовать систематическую работу по следующим направлениям:

1) информационное направление воспитательной работы:

– с целью широкого ознакомления детей с современными профессиями:

– с целью развития представлений о качествах людей-представителей разных профессий

– с целью ознакомления с содержанием труда и назначением орудий труда.

2) мотивационное направление воспитательной работы:

– с целью формирования положительного отношения к трудовой деятельности вообще;

– для повышения уровня понимания необходимости трудиться в будущей жизни;

– для развития способности соотнесения себя с какой-либо профессией в будущем;

– для развития возможностей ребенка при обосновании выбора данной профессии

2) практико-ориентированное (деятельностное) направление воспитательной работы:

– с целью формирования опыта ребенка

– с целью углубления анализа трудовой и профессиональной деятельности.

Педагогическими средствами выступят следующие методы и формы организации: рассказ и чтение художественной литературы на соответствующую тему, экскурсии, встречи с представителями разных профессий, виртуальные экскурсии, мультимедийные презентации, видеофильмы, подготовка стенда «Кем хочу я быть»; демонстрация и обсуждение фото людей разных профессий, рисунков материалов газет; игры.

Учитывая, что игра является уникальным педагогическим средством в воспитании детей дошкольного возраста – позволяет расширить представления о профессиях, способствует созданию радостной атмосферы творчества, самопознания, взаимодействия со сверстниками и педагогами, в игре формируется и закрепляется опыт ребенка, «выполняющего определенные профессиональные обязанности» – следует целенаправленно использовать в воспитательном процессе сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры.

Примером профориентпационных игр могут быть адаптированные педагогами для конкретной ситуации, возрастной группы и других условий, игры: «Волшебная рука», «Чудо-профессия», «Профессия на букву…», «Я в профессии родился», «Город мастеров», «Самая-самая», «Советчик», «Назови профессию».

Обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что ранняя профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности ребенка во взрослой жизни. От того, как подрастающее поколение будет готово к выбору профессии, выполнению профессиональных обязанностей, во многом зависит будущее нашего общества.

Список литературы

1. Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017 г. – N

2. – С. 93-96. 2. Баранова Н. А., Гугуман Т. В., Попова В. Ф., Романенко О. Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых // Молодой учетный. – 2015 г. – N 7. – С. 731-734. 3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – M.: Академия, – 1998 г. – 416 с. 4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Текст] и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, – 2015 г. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1.     ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2.     информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...

Дидактическое пособие по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Чистота: вчера - сегодня - завтра"

Авторское дидиктическое пособие: описание, методические рекомендации, фотоматериалы....

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Детям о профессиях лесного хозяйства»

Проект по ранней профориентации   «Детям о профессиях лесного хозяйства»  предназначен для работы с детьми....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....