Специфические особенности взаимодействия родителей с младшими дошкольниками
статья (младшая группа)

Ткаченко Ольга Валерьевна

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми и прежними миром. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфические особенности взаимодействия родителей с младшими дошкольниками

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А.Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».

Е.О. Смирнова считает, что в этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение.

Согласно Д.Б. Эльконину, дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.

Младший дошкольный возраст - начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются во взаимодействии с родителями. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого - одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков (Л.С. Выготский, М.И. Лисиной, А.Н. Леонтьева, Л.Ф. Обуховой Д.Б. Эльконина, и др.) как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми и прежнем миром. Психологи обращают внимание на кризис трех лет, когда младший дошкольник, ещё недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на свое требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления ребенку большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я-сам», прежде всего, отражает у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата. К концу младшего дошкольного возраста начинается активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.

По мнению М.И. Лисиной на протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которой невозможно правильное социальное развитие. Для этого чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться переживать близким людям – родителям, сверстникам. Навыки взрослого передать свои чувства, вызвать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает ребенку пример гуманного, доброго отношения к окружающим. Своим одобрением взрослый поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.

По мнению Е.О. Смирновой, в ходе совместной деятельности родители используют следующие основные навыки взаимодействия с ребёнком:

  • активно слушать, то есть умение слышать, что ребёнок хочет сказать родителям.
  • выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребёнка.
  • договариваться с ребёнком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

К концу младшего дошкольного возраста начинается активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости без которой невозможно правильное социальное развитие. Для этого чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться переживать близким людям – родителям, сверстникам. Навыки взрослого передать свои чувства, вызвать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает ребенку пример гуманного, доброго отношения к окружающим. Своим одобрением взрослый поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.

Взаимодействие навыков родителя и ребенка является основополагающим для развития ведущего вида деятельности - сначала предметных действий, а затем и игры. Детская игра изначально организуется взрослыми, которые моделируют и модифицируют игровую ситуацию, структурируют ее, вводя правила и ограничения. Они поддерживают инициативу малыша, оказывают поддержку, физическую и ориентирующую помощь.

Игра со взрослым учит детей таким понятиям как партнерство, синхронность, очередность, самоконтроль, но самое главное то, что именно во время игры со взрослым, ребенок понимает, что он значим, любим и важен. Процесс развития ребенка, сопровождающийся усложнением его игровой деятельности, должен быть обеспечен адекватными изменениями роли взрослого в детской игре. По мере развития, ребенок сам начинает инициировать игровые действия, одновременно возрастает ответственность взрослого за обогащение предметной среды малыша. Вместе с этим активность взрослого должна постепенно снижаться, давая простор интересам, желаниям, фантазиям ребенка. Так по мере развития ребенка и в зависимости от ситуации роль взрослого в детской игре меняется, он может инициировать игру, наблюдать, помогать, обсуждать происходящее, но всегда должен быть партнером, поддерживающим начинания ребенка, уважающим его желания. Компетентный в игровом отношении взрослый (будь то родитель или специалист, работающий с ребенком) должен быть гибким и адекватным в выборе варианта взаимодействия с ребенком в процессе игры; должен следовать за интересом ребенка, признавать за ним право на выбор игры; при этом его действия должны быть мягкими, адекватными возрасту и уровню развития ребенка.

Роль взаимодействия взрослого и ребенка обусловлена еще и тем, что только с помощью взрослого (через контроль, наказания, поощрения), ребенок учится управлять собственными желаниями, усваивает нормы поведения в обществе, что является залогом его дальнейшей социальной жизни.

В создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности родители должны быть активными участниками образовательного процесса. Е.О. Смирнова выделяет следующие умения и навыки родителей при взаимодействии с детьми:

  • умение признать ценность ребенка, уважать его права быть таким, какой он есть. Навык принятия ребёнка. Под принятием Е.О. Смирнова понимает признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Навык принятия и поддержки во взаимодействии с ребёнком характерен для партнёрского поведения;
  • навыки принятия ребёнка предполагает утверждение неповторимость существования именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера;
  • осознанность - навык умения пребывать «здесь и сейчас» важен не только в взаимоотношениях с детьми. Люди успешные знают, что благодаря осознанности можно достигать серьезных результатов и в бизнесе и в отношениях. Родительская осознанность означает, что родитель в каждый момент времени понимаете причины и последствия своих воспитательных действий и эмоций по отношению к ребенку. Другая сфера, где осознанность стоит развивать – эмоциональные переживания. Осознание собственных чувств и эмоций партнёра по общению может постепенно развиваться и достигать уровня навыка;
  • активное слушание - умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям. С ребенком важно разговаривать с рождения. Сначала можно просто пояснять и комментировать свои действия, а когда ребенок начнет выражать свои пожелания более конкретно важно по возможности запрашивать его мнение. Помимо того, что такой подход позволяет взрослому лучше понять ребенка любого возраста, Взаимодействие с ребенком любого возраста максимально эффективно, когда строится на основе договора. Чем старше ребенок, тем для него это важнее. Договор предполагает обозначение интересов родителей, уточнение и учет интересов ребенка, и совместное нахождение удовлетворяющего обе стороны решения.

Исходной идеей становится понятие совместной деятельности со взрослым как главной движущей силы психического развития ребенка (А.Л. Венгер, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Взрослый выступает для ребенка в особом качестве – как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий (А.Л. Венгер, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)

Таким образом, в процессе развития отношений между ребенком и взрослым в личности ребёнка происходит возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания; задача взрослого при взаимодействии с младших дошкольником - поддержать стремление к самостоятельности, не подорвать веру ребенка в собственные силы, помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности, поощрять познавательную активность ребенка. В ходе совместной деятельности родители используют следующие основные навыки взаимодействия с ребёнком: активное слушание, выражение собственных чувств и слов в доступной для ребёнка форме; умение договариваться с ребёнком, умение признать ценность ребенка, навык умения пребывать «здесь и сейчас».

Список литературы

  1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Академия, 2006. - 285с.
  2. Захаров А. И. Детские неврозы, психологическая помощь родителей детям. - СП-б., Питер, 1995. - 462с.
  3. Ильин В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни - М.: Независимая фирма «Класс», 2002. - 208 с.
  4. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека - М.:ТЦ Сфера, 2010. - 464с.
  6. Леонтьев А.Н. Психология общения. – М.: Cvsck, ; 365с.
  7. Лисина М.И. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под ред. В.В. Давыдова, И.В.Дубровиной. - М., 2008.
  8. Пичугина Н.О., Айдащева Г.А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. - 384с.
  9. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 368 с.
  10. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительских отношений в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии – 2007. - №2. – с.57-67.
  11. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2004. - 246с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности взаимодействия родитель - ребенок»

«Особенности взаимодействия родитель - ребенок»Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внеш...

Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с амбивалентным поведением

Период жизни от года до 3 лет – один из самых важных. Совершая гигантский скачок в физическом, психическом, социальном развитии, малыш заявляет о себе как о личности. Он знакомится с окружающей действ...

Доклад тема: « Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности»

Рассмотрим личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности с таких позиций:- позиция общения- дистанция общения- пространство общения- э...

Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании

В статье раскрываются необходимость и основные направления взаимодействия педагогов и родителей в воспитании дошкольников...

Консультация для родителей «Особенности взаимодействия родителей с ребенком с расстройством аутистического спектра»

Рекомендации, направленные на улучшение качества взаимоотношений родителей с ребенком с РАС...

Консультация для воспитателя от учителя-логопеда Особенности взаимодействия МБДОУ с семьями дошкольников с ТНР

Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Ограничиваться только пропагандой...