Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с амбивалентным поведением
консультация (младшая группа) на тему
Период жизни от года до 3 лет – один из самых важных. Совершая гигантский скачок в физическом, психическом, социальном развитии, малыш заявляет о себе как о личности. Он знакомится с окружающей действительностью и получает такой объем информации, который даже взрослый человек не всегда в состоянии воспринять. Сделав первый шаг, ребенок тут же устремляется в окружающее пространство. Круг его общения растет - он уже проявляет интерес не только к родителям, но и к другим взрослым и детям. Постепенно формируя представления о добре и зле, о справедливости, ребенок усваивает моральные и культурные ценности. Активно осваивая речь, он уже может по-настоящему заявить о себе, о своих интересах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с амбивалентным поведением | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности взаимодействия родителей с детьми
раннего возраста с амбивалентным поведением
Период жизни от года до 3 лет – один из самых важных. Совершая гигантский скачок в физическом, психическом, социальном развитии, малыш заявляет о себе как о личности. Он знакомится с окружающей действительностью и получает такой объем информации, который даже взрослый человек не всегда в состоянии воспринять. Сделав первый шаг, ребенок тут же устремляется в окружающее пространство. Круг его общения растет - он уже проявляет интерес не только к родителям, но и к другим взрослым и детям. Постепенно формируя представления о добре и зле, о справедливости, ребенок усваивает моральные и культурные ценности. Активно осваивая речь, он уже может по-настоящему заявить о себе, о своих интересах.
Нарисуем портрет ребенка 2,5-3 лет. Это активный, подвижный карапуз, который ради достижения поставленной цели готов на все. Он живет эмоциями, ему принадлежат все предметы, находящиеся в поле зрения. Любит родителей, очень хочет быть хорошим, но в то же время борется за свою свободу и независимость, отстаивает свое право быть личностью. Он бунтует против авторитарного метода воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, его голос - за эмансипацию своего Я. Происходят ломка старых и становление новых качеств личности ребенка, сопровождающиеся «семизвездием симптомов» кризиса 3 лет, впервые выделенных Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка».
Первый - ярко выраженное проявление негативизма, стремление делать все наоборот. Ребенок отказывается от прогулки, любимых сладостей, поступая наперекор своим собственным ощущениям и желаниям, отрицая все, что предлагает ему взрослый.
Второй - упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Добивается своего только потому, что он так захотел. Если он пожелал надеть футболку поверх кофты, то никакие логические доводы не убедят его изменить решение.
Третий - строптивость. Постоянное недовольство всем, что предлагает мама, отказ от всего, что он послушно делал раньше. Слово «нет!» становится основным ответом на любое предложение взрослого.
Четвертый - своеволие. Хочет все делать сам, борется за свою самостоятельность: может по полчаса застегивать пуговицы на кофте или безуспешно пытаться завязать шнурки, вызывая недовольство и раздражение вечно спешащих родителей.
Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение.
Пятый - бунт против окружающих. Постоянно ссорится со всеми, ведет себя агрессивно: бросает мятую бумагу или кубики в пришедших гостей, на проявление внимания со стороны прежде любимой тети отвечает: «Уходи, ты плохая!». И т.п.
Шестой - обесценивание ценностей. Может называть родителей бранными словами, резко меняет отношение к любимым игрушкам, замахивается на них, отказывается играть с ними.
Седьмой - деспотичное подавление окружающих. Стремится добиться удовлетворения любых своих желаний, проявляет ревность, агрессию к младшим и старшим членам семьи, требует постоянного внимания к себе.
В отношениях с предметами ребенок все больше стремится к самостоятельности, не терпит опеки взрослого. Наблюдается острая, аффективная реакция на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание. Обостренная чувствительность к своим неудачам часто выражается в излишней стыдливости, застенчивости, смущении. Малыша тяготят его неумелость, неловкость, а малейший успех вызывает бурную радость, желание поделиться ею с окружающими.
За проявлениями кризиса скрывается положительная тенденция в развитии ребенка. Если родители уважительно относятся к его мнению, дают возможность проявить самостоятельность при решении непринципиальных вопросов, положительно оценивают его личность, указывая на недостатки поведения, формируют уверенность в их любви и заботе, подбадривают при неудачах и ценят достижения, то кризис протекает сглаженно и не вызывает проблем.
Особого же внимания от родителей требуют дети, которые к 3 годам не проявляют инициативы, послушно выполняют просьбы взрослых, демонстрируют бесконечную любовь к ним и привязанность. Подобные проявления характерны для детей раннего возраста с амбивалентным поведением.
Амбивалентное поведение встречается часто - примерно у 35% детей.
Ребенок с таким поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем его сверстники. При появлении незнакомых даже увлеченно играющий малыш теряется, ведет себя скованно, заторможенно. Через некоторое время, освоившись, проявляет интерес к гостю, но своеобразно: подбегает к нему, щиплет или бьет и быстро прячется.
Однако с близкими людьми малыш очень ласков. Он постоянно забирается к родителям на колени, прижимается, стимулирует поглаживание, укачивание, может даже имитировать сосание груди или сосет палец. Его речь при этом едва различима: он лепечет или сюсюкает, играя в ляльку.
Наибольшие трудности эти дети испытывают в процессе самостоятельной деятельности. Они могут достаточно долго манипулировать игрушками в одиночку или рядом со взрослым, но игровая деятельность развита слабо, ограничивается простыми, однотипными движениями (кормит куклу с ложечки, перевозит на машине кубики и т.д.). К 3 годам у всех детей формируется потребность в игре. Отсутствие игровых навыков у малышей с амбивалентным поведением заставляет просить помощи у родителей и изводить их бесконечными просьбами: «Поиграй со мной, мама!». Так они говорят о своих проблемах и подсказывают возможное их решение, но, к сожалению, не все родители внимательны к своим малышам.
Чрезмерно занятых, стремящихся к покою взрослых вполне устраивает спокойный, ласковый, не требующий особого внимания, занятый игрушками ребенок. Как правило, характер взаимоотношений с таким малышом в семье сводится к эмоциональным контактам. Играют с ним мало, а если и играют, то не активизируют его инициативу и самостоятельность; при этом сама игра не связана с общением. Бездействие родителей усугубляет негативные симптомы, что может вызвать тяжелые отклонения в развитии.
К сожалению, родители спохватываются только к 5-6 годам, когда очевидной становится задержка речевого, двигательного, психического и социального развития ребенка, а коррекция отклонений потребует довольно больших усилий.
Как родители могут помочь ребенку с амбивалентным поведением стать личностью?
Обратите внимание на особенности взаимодействия вашего малыша со взрослыми, пронаблюдайте за его предметно-орудийной и игровой деятельностью, поведением в незнакомой обстановке и сравните ваши наблюдения с данными, представленными в таблице (см.ниже).
Если результаты ваших наблюдений совпали с данными второй колонки, то ваш малыш требует особого внимания.
Причиной амбивалентного поведения ребенка является противоречие между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения со взрослым и становлением новой ведущей деятельности – предметно-орудийной, которая требует другой формы общения – сотрудничества со взрослым.
Чтобы сгладить негативные последствия амбивалентного поведения, необходимо следовать следующим рекомендациям:
- Не лишайте ребенка тесного эмоционального контакта, но постарайтесь на его основе развить деловые отношения. Когда малыш сидит у вас на коленях, поиграйте с ним в пальчиковые игры, рассмотрите картинки в книге, почитайте ее.
- Не забывайте перед сном сказать ребенку, какой он хороший, вспомните, чем он помог вам, похвалите за активность и узнайте, что он собирается делать завтра.
- Повышайте самооценку малыша, воспитывайте гордость за достижения. Например, создайте дома выставку его рисунков. Вместе с ним следите за изменением роста и веса. Удивляйтесь и радуйтесь – каким большим он стал!
- Учите малыша налаживать контакты со взрослыми. Например, предложите угостить гостей печеньем, подать им ложки, вовлеките в совместную со взрослыми игру.
- Ребенок должен быть уверен в том, что его любят, что он желанный, поэтому не забывайте рассказывать ему, как вы его ждали, как готовились к встрече с ним, как его любят все члены семьи.
- Постарайтесь отложить поступление в дошкольное образовательное учреждение. Отсутствие навыка вступать в практическое взаимодействие со взрослым и сниженная игровая инициатива на фоне повышенной эмоциональной привязанности к родителям могут привести к длительной дезадаптации. Постепенно увеличивайте контакты с окружающими, начните вместе с малышом посещать развивающие занятия либо группу кратковременного пребывания в ДОУ.
- И наконец, самое главное – как можно больше играйте с ребенком!
Эмоциональное общение и деловое взаимодействие, происходящие в форме игры, самоценны. Решая общую игровую задачу при совместном с родителями выполнении игровых действий, малыш не только усваивает то или иное учебное содержание, но и испытывает радость от общения со взрослым, который одобряет его успехи. Ребенок обретает чувство безопасности, защищенности.
Игра является важным средством развития личностных качеств ребенка: самостоятельности, активности, инициативности. Она развивает изобретательность, воображение, творческие способности, дает возможность проявлять фантазию.
В процессе игровых действий формируются навыки общения, умение понимать чувства и эмоциональное состояние других людей и сопереживать им, поэтому игра является важным фактором социального развития детей.
Игры с детьми имеют взаимообогащающее, взаиморазвивающее значение: взрослый также испытывает радость от общения с ребенком, от возможности видеть его успехи.
Организовать игру с ребенком раннего возраста очень просто. Для этого нет необходимости покупать дорогостоящие развивающие игрушки или специальные пособия. Все, что нужно для игр с малышом, всегда под рукой. Пара пустых коробок послужит отличной двухкомнатной квартирой для куклы, из кубиков можно смастерить мебель, крышечки от бутылок и палочки заменят посуду. Самое главное – не бросайте малыша одного в игре. Пусть два друга, например лисенок и зайчик, поживут в этом домике. А сколько у них дел каждый день! Игра может продолжаться до бесконечности! Все зависит от вашей фантазии. Такие игры называются процессуальными.
Еще один важнейший вид игр – ролевые игры. Они зарождаются в рамках процессуальной игры. В том же сделанном вами домике могут жить мама и сын (дочь); причем роль мамы лучше отдать малышу.
Можно предложить ребенку роль врача (продавца, кондуктора, почтальона). Найдите пару бинтов, пустую баночку из-под витаминов (заполните ее изюмом), а еще - одноразовый шприц без иголки, старую сумку и белую рубашку. Теперь врач готов оказать первую помощь пациентам. Вместе полечите папу или бабушку, затем передайте роль врача малышу, а сами станьте послушным пациентом.
Третий вид игр - театрализация. Любая сказка может стать основой для постановки спектакля. Начинать игру лучше с известных ребенку сказок, которые он знает почти наизусть, например, с русской народной сказки «Теремок». В качестве сцены можно использовать стул, из картона вырезать теремок и обязательно разрисовать его вместе с ребенком. Герои этой сказки наверняка найдутся в игровой коллекции ребенка. Но можно их сделать и самим: смешайте в равных частях муку и соль, добавьте воды и замесите тесто. Вместе с ребенком слепите игрушки, а затем высушите их на батарее или в духовом шкафу. Готовые фигурки можно раскрасить красками или заранее добавить в тесто пищевые красители. Как видите, чтобы игра состоялась, необходимы лишь ваши желание и фантазия. Не нужно каждый день придумывать новую игру.
Ребенок должен адаптироваться к ранее предложенной роли, из пассивного участника игры стать активным, а затем взять на себя роль ведущего, предлагая свои условия и правила.
Поверьте, нет более благодарного воспитанника, чем ребенок с амбивалентным поведением. Вы получите огромное удовольствие от общения с ним, а он приобретет необходимые игровые навыки, научится устанавливать деловые отношения со взрослыми.
Итак, раннее детство – важнейший период в жизни человека. Но, как утверждает Бертон Уайт, только один ребенок из десяти в этом возрасте «берет хороший старт», т.е. полностью реализует возможности, предопределенные его биологической и социальной природой. Именно поэтому данный возраст требует от родителей особенной ответственности. Не надо подстегивать и ускорять процесс развития, необходимо обеспечить оптимальные условия для проявления всех природных задатков, поддерживать познавательную, эмоциональную активность, позволяющую ребенку продуктивно осваивать мир.
Помните: игра и ее организация – ключ к психическому здоровью и благополучию ребенка!
Сравнительная характеристика детей раннего возраста
с различными формами поведения
Таблица
Признак | Ребенок с амбивалентным поведением | Ребенок кризиса 3 лет |
Поведение при появлении постороннего взрослого | Теряется, часто заторможен | Проявляет заинтересованность во взаимодействии |
Отношение к посторонним взрослым | Подбегает, вступает в физический контакт (щиплет, ударяет) и прячется | Требует постоянного внимания к себе, навязывает игры |
Отношение к родителям | Ласков, подолгу сидит на коленях, стремится к физическому контакту (прижимается, просит погладить или покачать) | Физические контакты кратковременны, часто ссорится с родителями, может называть их бранными словами |
Отношение к поручениям родителей | Радостно начинает выполнять (часто высовывая язык или сюсюкая), но сразу же стремится привлечь к помощи родителей | Стремится делать все наоборот, часто поступает наперекор и своим собственным ощущениям, впечатлениям, желаниям |
Отношение к предложениям родителей | Редко высказывает свое мнение | Недоволен всем, что предлагает взрослый, отказ от всего, что делал раньше |
Совместная игровая деятельность | С родителями играет редко, любит играть в ляльку, котенка, в игре пассивен, следует указаниям взрослых | Постоянно вовлекает родителей в игру, придумывает правила, играет в полицейского, супергероя (принцессу, маму, воспитателя) |
Отношение к предметному миру | Подолгу манипулирует с игрушками в одиночку, рядом со взрослыми или сверстниками | Стремится к самостоятельности, в игре руководствуется понятной ему целью, не терпит вмешательства взрослого |
Представление о себе | Хочет оставаться маленьким | Считает себя большим |
Высказывание собственных пожеланий | Попросив о чем-то, быстро уступает, меняет свое решение | Проявляет упрямство, добивается своего только потому, что он так захотел, и не желает изменить решение |
Самостоятельная творческая деятельность | Тяжело переживает неудачи, боится что-либо сделать сам, жалуется, что все испортит, просит помощи у взрослого, радуется успеху | Активно включается в деятельность, похвала вызывает бурную радость, хвастовство, отвечает обидой на критику и малейшее замечание |
Проявление ревности | Проявляется только при внешнем выражении родителями физической или эмоциональной близости к другим детям | Ревность проявляется при любых контактах родителей с другими детьми, стремится любой ценой переключить внимание на себя |
Проявление агрессии | Практически не проявляется, на агрессию других реагирует плачем | Агрессия проявляется часто, но носит кратковременный характер; на агрессию других отвечает агрессией |
Поведение в незнакомой обстановке, но с родителями | Пугается, хватается за родителей, ни на минуту не упускает их из виду | Проявляет интерес, изучает окружающие предметы, может какое-то время играть, не замечая отсутствия родителей |
Поведение в незнакомой обстановке и без родителей | Плачет, долго не успокаивается, заторможен или гиперактивен, не обращает внимания на игрушки, не вступает во взаимодействие со взрослыми или с детьми | Успокаивается быстро, включается в игровую деятельность, легко вступает в контакт со взрослыми и с детьми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности освоения основных движений детьми раннего возраста
•«Для укрепления тела и содействия его росту природа имеет свои средства, которым никогда не следует противодействовать. Не нужно принуждать ребенка оставаться на месте, когда ему хочется ходить. Пуст...
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста
Консультация для воспитателей групп раннего возраста...
Методическая разработка: "Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".
В методической разработке представлены особенности освоения детьми раннего возраста форм и геометрических фигур; этапы знакомства с формой предметов; предложены дидактические игры для освоения и дальн...
Консультация для педагогов "Психологические особенности и возможности восприятия детьми раннего возраста художественной литературы"
Художественная литература играет огромную роль в формировании речи детей....
Особенности педагогической деятельности с детьми раннего возраста
О работе с детьми раннего возраста....
Мастер – класс для педагогов «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста в коммуникативных играх»
Цель мастер-класса - продемонстрировать практическое применение коммуникативных игр при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми раннего возраста....
Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста
В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. Очевидно, что этот контингент остро нуждается в квалифицированных специалистах, умеющих работать с маленькими ...
- Мне нравится (1)