Консультация для воспитателя от учителя-логопеда Особенности взаимодействия МБДОУ с семьями дошкольников с ТНР
консультация

Кошелева Надежда Евгеньевна

Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными и разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Консультация для воспитателя от учителя - логопеда

Особенности взаимодействия МБДОУ с семьями дошкольников с ТНР

Все усилия педагогов по подготовке к школе и успешной интеграции обучающихся с ТНР, будут недостаточно успешными без постоянного контакта с родителям (законным представителям). Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно- восстановительного процесса. Родители (законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся, сформированные специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в МБДОУ и дома. Домашние задания, предлагаемые учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся.

Особенности взаимодействия педагогов с семьями дошкольников с ТНР:

1. Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе - ключевая задача периода развития ребенка в период дошкольного возраста.

2. С возрастом число близких людей увеличивается. В этих отношениях ребенок находит безопасность и признание, они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового. Значение установления и поддержки позитивных надежных отношений в контексте реализации АОП ДО сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях.

3. Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители (законные представители), семья в целом, вырабатывают у обучающихся комплекс базовых социальных ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек.

4. Взаимодействие педагогов МБДОУ с родителям (законным представителям) направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). Задача педагогов - активизировать роль родителей (законных представителей) в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

5. Укрепление и развитие взаимодействия МБДОУ и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.

6. Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

7. Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:

- выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;

- вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс;

- внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителям (законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада.

- создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения обучающихся.

8. Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и МБДОУ, включает следующие направления:

- аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей (законных представителей) для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

- коммуникативно - деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

- информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности МБДОУ; создание открытого информационного пространства (сайт МБДОУ, форум, группы в социальных сетях).

При совместной работе педагогов с родителями широко представлены следующие

организационные формы работы с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи:

1.         Консультативное направление.

2.         Просветительское направление.

3.         Познавательное направление.

4.        Досуговое направление .

5.         Индивидуальные занятия с родителями.

6.         Наглядно-информационное направление

7.        Информационное просвещение

Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы:

•          Беседы;

•          Оформление папок – передвижек, стен-газет;

•          Родительские собрания;

•          Консультации;

•          Семинары;

•          Совместные праздники;

•          Работа с родительским комитетом.

Нетрадиционные формы:

•          Сайты детского сада и группы

•          Фотовыставки, фотоколлажи, фотомонтажи, флешмоб, челлендж;

•          Проведение акций;

•          Проведение мастер – классов;

•          Круглый стол;

•          Презентации;

•          Выпуски семейных газет и плакатов;

•          Брошюри, листовки, буклеты;

Позитивное отношение к ребенку с ОВЗ и формирование установки на принятие его дефекта позволяют родителю обрести новый жизненный смысл, повысить самооценку, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком. Положительное влияние родителей на ребенка с проблемами в развитии оптимизирует его отношения с социальным окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру.

Таким образом, контакт с родителями, умение включить их в работу по воспитанию и развитию детей имеет огромное значение в коррекции психического и речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Родительская газета, как форма взаимодействия ДОУ и семьи"

Цель газеты: • обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;• способствовать  формированию  нового  менталитета  родителей  как воспитателей и изменить саму с...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...

Консультация для воспитателей "Проектный метод как средство взаимодействия ДОУ и семьи"

    Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенд...

Консультация для воспитателей Эффективные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи.

Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются м...

Консультация для воспитателей от учителя-логопеда по теме: «Необходимость системного контроля - за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в разных видах деятельности»

Консультация для воспитателей от учителя-логопеда по теме: «Необходимость системного контроля - за поставленными звукамии грамматической правильностью речи детей в разных видах деятельности&raqu...