Консультация для воспитателя от учителя-логопеда Особенности взаимодействия МБДОУ с семьями дошкольников с ТНР
консультация
Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными и разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателя от учителя - логопеда
Особенности взаимодействия МБДОУ с семьями дошкольников с ТНР
Все усилия педагогов по подготовке к школе и успешной интеграции обучающихся с ТНР, будут недостаточно успешными без постоянного контакта с родителям (законным представителям). Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно- восстановительного процесса. Родители (законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся, сформированные специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в МБДОУ и дома. Домашние задания, предлагаемые учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся.
Особенности взаимодействия педагогов с семьями дошкольников с ТНР:
1. Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе - ключевая задача периода развития ребенка в период дошкольного возраста.
2. С возрастом число близких людей увеличивается. В этих отношениях ребенок находит безопасность и признание, они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового. Значение установления и поддержки позитивных надежных отношений в контексте реализации АОП ДО сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях.
3. Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители (законные представители), семья в целом, вырабатывают у обучающихся комплекс базовых социальных ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек.
4. Взаимодействие педагогов МБДОУ с родителям (законным представителям) направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). Задача педагогов - активизировать роль родителей (законных представителей) в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.
5. Укрепление и развитие взаимодействия МБДОУ и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
6. Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
7. Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
- выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
- вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс;
- внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителям (законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада.
- создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения обучающихся.
8. Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и МБДОУ, включает следующие направления:
- аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей (законных представителей) для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- коммуникативно - деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности МБДОУ; создание открытого информационного пространства (сайт МБДОУ, форум, группы в социальных сетях).
При совместной работе педагогов с родителями широко представлены следующие
организационные формы работы с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи:
1. Консультативное направление.
2. Просветительское направление.
3. Познавательное направление.
4. Досуговое направление .
5. Индивидуальные занятия с родителями.
6. Наглядно-информационное направление
7. Информационное просвещение
Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы:
• Беседы;
• Оформление папок – передвижек, стен-газет;
• Родительские собрания;
• Консультации;
• Семинары;
• Совместные праздники;
• Работа с родительским комитетом.
Нетрадиционные формы:
• Сайты детского сада и группы
• Фотовыставки, фотоколлажи, фотомонтажи, флешмоб, челлендж;
• Проведение акций;
• Проведение мастер – классов;
• Круглый стол;
• Презентации;
• Выпуски семейных газет и плакатов;
• Брошюри, листовки, буклеты;
Позитивное отношение к ребенку с ОВЗ и формирование установки на принятие его дефекта позволяют родителю обрести новый жизненный смысл, повысить самооценку, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком. Положительное влияние родителей на ребенка с проблемами в развитии оптимизирует его отношения с социальным окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру.
Таким образом, контакт с родителями, умение включить их в работу по воспитанию и развитию детей имеет огромное значение в коррекции психического и речевого развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Родительская газета, как форма взаимодействия ДОУ и семьи"
Цель газеты: • обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;• способствовать формированию нового менталитета родителей как воспитателей и изменить саму с...
Консультация для воспитателей на тему «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников".
Нужна помощь по этой теме???Заходите и читайте....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...
Консультация для воспитателей "Проектный метод как средство взаимодействия ДОУ и семьи"
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенд...
Консультация для воспитателей Эффективные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи.
Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются м...
Консультация для воспитателей от учителя-логопеда на тему: «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
Тема моей консультации – Роль фонематического слуха в развитии детей....
Консультация для воспитателей от учителя-логопеда по теме: «Необходимость системного контроля - за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в разных видах деятельности»
Консультация для воспитателей от учителя-логопеда по теме: «Необходимость системного контроля - за поставленными звукамии грамматической правильностью речи детей в разных видах деятельности&raqu...